Полёты в космосе и авторский произвол


Давайте сегодня поговорим о такой вещи, как полёты в космосе. Дело в том, что порой, космическая тема, бывает описана, скажем так, довольно интересно. И нет, я не хочу сказать, что тот же Дэн Симмонс плохо понимает в космической теме. Судя по тому, как он пишет, тему он понимает очень хорошо. Другое дело, то, что в его «Песнях Гипериона», «космическая тема» — является жертвой и заложником одного-единственного момента. И момент этот — рассказ Консула, который называется «Вспоминая Сири». Кстати, из всех историй, что рассказывали паломники, этот мне понравился меньше всех. И дело тут даже не в том, что сам по себе рассказ, не особенно интересный, дело в том, что те отношения между героем и той самой Сири… ну, сначала это было просто некрасиво. Она на момент их первой встречи была просто несовершеннолетней, и то, что он сделал — ну… это некрасиво не только по нашим законам, но и, наверное, по всем человеческим нормам. Даже там, на той планете, это было нехорошим делом. А всё, что было потом когда он проникся её взглядами и прочим… это уже, что называется, вторично. Но, «при чём тут космос?», спросите меня вы. Да при том, что «фишкой» данного рассказа было то, что из-за замедления времени, что имело место быть на кораблях Гегемонии, когда герой прибыл в первый раз, Сири была несовершеннолетней девочкой. Второй раз — уже взрослая леди. В третий раз — старуха, а потом он и вовсе не застал её в живых. И вот, только лишь ради этого «сюжетного хода», Дэн Симмонс и придумал эту тему с тем, что на корабле, что летит через гиперпространство (а спин-звездолёты, как ни крути, но летают через гиперпространство!), время течёт именно так. То есть, на корабле, грубо говоря, проходит несколько суток или недель, а в «обычном мире» — месяцы и годы.

И вот тут пришло время поговорить о том, что тут вообще не так? Ну, для начала, как я уже написал, всё это было нужно, чтобы написать этот рассказ и показать эту «историю любви», которая, по идее, должна более подробно раскрывать нам характер Консула и его предательство (на самом деле, не особенно получилось, но это уже детали). А вот, если поговорить о том, что тут не так… Ну, начать с того, что «всё». Потому что пришло время «занимательной физики для фантастики». Начать с того, что вообще, на мой совершенно неискушенный взгляд, есть три варианта полётов «быстрее света». Это «гиперпространство», «варп» и «принцип Mass Effect». Начать, наверное, стоит с него, так как он самый простой, и нигде, кроме этой игры я его больше не видел. Суть там в том, что корабль, конечно, не может разогнаться быстрее света. Он и до скорости света на может разогнаться, что, в общем-то, логично. Просто, как известно, чем ближе ты подходишь к скорости света, тем больше «масса» у твоего корабля. Соответственно, тем больше надо приложить энергии, чтобы разгоняться дальше. И, таким образом, достичь скорости света просто невозможно. Логично, не так ли? Но! Во Вселенной Mass Effect есть такой «обман физики», как «масс-поля», которые «уменьшают» массу корабля. А тяга двигателей остаётся прежней. Ну и дальше, наверное, понятно, что происходит? Так как кораблю более ничего не мешает разгоняться дальше, он в самом деле, может летать быстрее света. Это используется для внутрисистемных манёвров — в бою, например, или для перелётов между соседними планетными системами. Для полётов на большие расстояния используется такая штука, как «Масс-реле». Как именно оно отправляет корабль куда подальше, я особо не интересовался. Так вот, при перелётах на своих двигателях, время, на корабле и вне его — течёт «плюс-минус» одинаково. То есть, пролетел корабль от одной системы до другой за пару часов — и вне корабля тоже прошло примерно столько же времени. Совершил корабль большой прыжок через «Масс-реле», провёл в состоянии прыжка примерно сутки — и «снаружи» тоже прошли сутки. Прыгнули герои в Андромеду, прошло для них шестьсот лет — и на Земле, и в Андромеде тоже прошло шестьсот лет. Кстати, быстро они долетели, как говорится, «моё почтение!».

Что же касается «варпа», то там всё дело в том, что вокруг корабля создаётся такой «пузырь», который и может перемещаться быстрее света. Там получается эффект «искривления пространства», из-за которого это и получается. На этом же принципе, работают и аннигиляторы Танева из серии книг Сергея Снегова «Люди как боги». И в этом случае тоже, время на корабле и вне его идёт примерно одинаково, так как корабль просто «выпадает» из нашей реальности. По крайней мере, всё то, что я читал на эту тему, говорило именно об этом…

И вот, наконец-то, третий способ летать по космосу — то самое гиперпространство, о котором пишет каждый второй (на считая каждого первого фантаста). На самом деле, про это дело мало кто пишет грамотно. Чаще всего, просто используют этот термин и думают, что «и так сойдёт». И, в общем-то, почти всегда так и получается. Но, порой, некоторым этого становится мало, они начинают думать о том, что же это такое, и приходят к некоторым выводам. К тому же, есть очень хорошая иллюстрация, что было показана в замечательном советском фильме «Москва-Кассиопея». Помните, когда герой Льва Дурова (если я ничего не путаю) говорит о том, что «если не мы, то наши дети научатся прогрызать дырки в пространстве»? Так вот, гиперпространство — это именно, что «прогрызание дырок». То есть — корабль уходит из нашего трёхмерного пространства. Возможно, в иное измерение, что, в теории, возможно. Повторюсь, я про эти возможности слышал, ещё учась на третьем курсе института, примерно в 2004-м году. И вот, корабль, «выпадая», таким образом, из нашего «пространства-времени», совершает «гиперпрыжок». Понятное дело, что на него время вообще не действует. Ну, или проходит какое-то небольшое время — до суток, или около того. Про «экзотику» типа «тахионного привода» из Вселенной «Чужих», я писать не буду, так как про него помнят, наверное, вообще, только единицы. Так вот, если корабль совершает такой вот «гиперпереход» почти мгновенно, то о каких годах вообще может идти речь?
Как я уже писал, всё, что было написано в «Песнях Гипериона» — было придумано только ради одной сюжетной линии. И, кстати говоря, потом, когда я читал остальной текст романов, было видно, что автору самому очень неудобно работать с такими вводными. Ну, просто потому, что — какой-либо смысл что-то делать, вести какие-то боевые действия, или что-то ещё, просто отпадает. Грубо говоря — вот враг собрался идти войной на твою планету. Ему туда лететь несколько лет, даже с учётом «гиперпрыжка». Тебе — примерно столько же. И какой вообще смысл во всём этом? И, кстати, автор так и не раскрыл — с кем же воевал Федман Кассад на Брешии? С Бродягами, или с Техно-Центром? Если со вторым — то как же так вышло, что они там немало «живой силы» противника «положили», неужели никто не заметил, что «Бродяги» как-то странно выглядят при вскрытии? Хотя, это уже к делу не относится вообще…
Далее, есть ещё два произведения, в которых «космическая тема» тоже принесена в жертву авторскому произволу. И эти произведения — «Бесконечная война» Джо Холдемана (кстати, скоро разбор этой книги будет) и «Игра Эндера», Орсона Скотта Карда.

И вот что тут интересно — в обоих произведениях, с космосом всё очень и очень печально. В них есть такое дело, что само перемещение «из точки А в точку Б» может быть мгновенным. Но вот полёт до точки перемещения — это да… Он, как правило, может занимать годы на той самой околосветовой скорости, которая включает в себя те самые, приснопамятные явления. Ну, то, что на кораблей время начинает течь медленнее, соответственно, для тебя проходит, например, полгода — «вне корабля», годы и десятки лет, если не сотни. И вот ведь, ради чего всё это нужно. На самом деле, цель в этом только одна — показать, что пока человек так или иначе, но является «оторванным» от реальности, сама реальность меняется. Меняются люди, меняется социально-общественный строй, меняется мораль и всё остальное. И, на самом деле, если в «Бесконечной войне», есть какое-то логическое объяснение того, как это работает — «коллапсары», через которые и возможны «прыжки», находятся от Земли довольно далеко, а ничего лучше, чем полёт на околосветовой скорости так и не смогли придумать, то вот в книгах про Эндера «обоснуй» выглядит очень и очень бледно. Точнее, он вообще никак не выглядит. Полёты там выглядят так — сначала корабль долго-долго-долго летит (вплоть до нескольких лет), потом совершает прыжок, потом так же долго летит, и потом прибывает к планете-цели. И никакого обоснуя этому просто нет.
«Корабль совершил Переход. В какую-то неопределенную минуту скорость корабля относительно остальной Вселенной изменилась. Вернее, теория гласила, что все происходит как раз наоборот: изменяется скорость движения Вселенной, тогда как корабль пребывает в состоянии покоя. Проверить теорию было невозможно, ибо не существовало точки отсчета, с которой ученые могли бы наблюдать феномен. Наука располагала только догадками, и никто толком не понимал, как работает филотический эффект. Анзибль открыли по чистой случайности, а с ним и Принцип Одновременности, и Переход. Принцип неясен, а работать работает.»
Собственно, это всё, что смог придумать Орсон Скотт Кард, когда писал книги про Эндрю Виггина. То есть, сам Переход происходит мгновенно, но сначала надо очень долго лететь — на корабле проходят дни, а на планетах — годы. И всё это — только ради того, чтобы показать, что сам герой остаётся тем же, а вот мир меняется.

А теперь давайте, я расскажу о книгах, в которых тоже, герои остаются теми же, а мир меняется. Это романы Уильяма Кейта про Морскую Пехоту. В романе «Звёздный корпус», военные отправляются на планету Мардук, спасать представителей прошлой экспедиции. Для них прошло, по сути, всего ничего — они находились в состоянии анабиоза, но для корабля прошло года четыре, если мне не изменяет память. Реального времени прошло десять дет. Потом ещё столько же на полёт обратно. На Земле прошло двадцать лет. Когда герои (в следующем романе) вернулись обратно на Землю, всё было совсем другим. Нормы морали, язык, отношение ко всему — изменилось всё. И, пусть в романе показан только один эпизод общения морпехов с землянами, автору удалось показать то, как сильно изменился мир. И, на самом деле, нет ничего удивительного в том, что героев, после одного выхода за пределы базы, просто отправили на новое задание, без возможности стать гражданскими. Просто они не вписались бы в этот мир. Он даже мне показался диким, хотя там было очень много от того, что сейчас творится на Западе. Но! Давайте вернёмся к «технике». Почему автор написал именно так? Да всё просто на самом деле. У людей просто не было технологий полёта быстрее света. Да, к роману «Звёздные морпехи», мы узнаем о том, что такая технология вообще есть, но вот то, что люди, скорее всего, её просто не получат — это факт. Просто тот корабль Охотников Рассвета, что прибыл в Солнечную, они уничтожили, а других, которые можно было бы изучить — увы, больше не попадалось…
То есть, если автор хочет показать изменение окружающего мира и реакцию человека «со стороны» на эти изменения — проблем, в общем-то, нет. Полёт на досвете с релятивистскими эффектами — и всё. Тем более, что тот же Уильям Кейт сделал всё хорошо, интересно и правильно. А вот те авторы, книги которых я привёл выше… ну, смотрится, откровенно говоря, не особенно хорошо, особенно у Симмонса, который, в общем-то, хорошо писать умеет…