Проблемы Ереси Хоруса…

Один из моих подписчиков, на Boosty, написал о том, что Ересь — проект провальный. И, немного поразмышляв, я склонен с ним согласиться. Да, там есть нормальные, и даже интересные произведения, на что-то эти книги даже проливают свет, но… на самом деле, если честно, то Ересь — это самая большая проблема «Вахи». Почему? А вот давайте попробуем разобраться…


На самом деле, я не знал, что планируется всего двенадцать книг. Но, если так — наверное, оно было бы к лучшему. Почему? Ну, дело в том, что, по сути, событий-то было не так уж и много — Хорус назначен Воителем, Хорус предал, Хорус пришёл на Терру, бой с Императором, Хорус убит, Император на Троне, финиш. Логично, да? И, на самом деле, более-менее раскрыть персонажей и героев, описать ключевые события, можно было… ну да, в дюжину хороших и качественных романов уложиться было можно. А уж, если дать всё это в руки двум-трём, на самом деле, грамотным авторам — можно было, в самом деле, «замутить» неплохую книжную серию. Но, как говорится, «если бы всё было так просто»…

Как известно, «всему причиной деньги, деньги! Всё в мире зло от них, мне б век их не видать!». Кстати, кто отгадает цитату, тот молодец. Так вот, понятное же дело, что сто с лишним (или сколько там их, на самом деле?) книг принесут больше прибыли, чем дюжина? Даже, если сравнивать двенадцать, на самом деле, качественных и интересных книг с сотней… написанных, откровенно говоря, кое-как. Ну и, как говорится, «процесс пошёл». Кстати говоря, мне вот интересно, как они вообще нарезали задачи авторам? Учитывали ли их индивидуальные особенности, и давали задания в зависимости от этого, вызывали ли добровольцев, или просто «раз желающих нет, вызову по журналу»? Просто, мне интересно, кто мог додуматься дать «Гибельный шторм» такому человеку, как Аннанейл, который, такое ощущение, вообще писать не умеет? Хотя, конечно, это лирика. Давайте, в самом деле, попробуем пройтись по проблемам Ереси. А их, на самом деле, немало.

Начать с того, что зачастую, события, что были описаны в книгах, являются тем, что в мою пору «школьной молодости» называли «подгонкой решения под ответ». Ну, например, было известно, что кто-то из примархов погибнет во время Ереси, как, например, Феррус Манус от руки Фулгрима. Стоит ли говорить, что и потенциально интересного персонажа, коим был Феррус Манус, просто «слили», то, как он полез махаться с Фулгримом, выглядит, как самый настоящий «испанский стыд», да и сама история падения Фулгрима… ну, на самом деле, смотрится не особо. Да, мы видим, в какие глубины пал этот несчастный примарх (кстати, в том романе, его душа оказалась заточена в портрет, так как Фулгрим сам отдал себя демону), потом, после бойни на Истваане-5 Лоргар видел, что в теле Фулгрима демон, и хотел изгнать его (а он мог, как я понимаю), но ему запретили. Так кто потом был в той новелле, кто пытался убить Перта на той планете в бывшей империи эльдар, кто стал змеюкой подколодной, и так далее? Фулгрим — или демон в его теле? Увы, но поздние книги не дают нам ответа на этот вопрос…

Или — само Падение Хоруса. Вот, на самом деле, вся эта история с «мультиками», которые ему показывал Эреб — она настолько… странная, что просто нет слов. Начать можно с того, что Хорус, как и все примархи, как и все жители Империума, светского государства, был конченным материалистом и реалистом. И то, что он увидел перед собой погибшего Хастура Сеянуса, уже должно было вызвать у него вопросы. Нет, я понимаю — все сны видят. И Хорус вполне себе мог быть без сознания, уснуть, у него были видения или галлюцинации. Но — мало ли, что я во сне вижу! Да, если я Хорусу свои сны расскажу, он расплачется и убежит! Образно, конечно, хотя, кто его знает, с такой-то чувствительностью! Вот скажите мне, как вообще, так вышло, что Хорусу показали эти «мультики», и он тут же решил предать? Вот, как мне кажется, можно было просто показать ранение этим мечом, он теряет сознание, спустя какое-то время приходит в себя со странным свечением в глазах и говорит, что «Император — ненастоящий!». И, кстати говоря, это интересно смотрелось бы в самом конце — когда Император пытается его не убить, а просто изгнать из Хоруса всё то Зло, что там поселилось, а тот старается «замочить» Императора по полной программе. И вот, только потом, когда Император понимает, что спасти сына (ну, или своё лучшее творение) он просто не может, он бьёт в полную силу. А потом Хорус приходит в себя, понимает, что он сделал и просит Императора добить его, чтобы Силы Зла больше не смогли взять его под контроль. Уже и трагедия, и сочувствовать ему хочется, и всё такое. И Император, буквально со слезами на глазах, полностью уничтожает, как тело Хоруса, так и его душу. Плачут все. Плачут и несут свои деньги в ГВ… Но нет, они решили пойти своим путём…
Итак, как я уже говорил, сама эта сцена, выглядит просто никуда не годной. Потому что тут нет трагедии Хоруса. Тут вообще ничего нет! Ему показали «мультики», сказали, что «вот всех твоих братьев будут помнить, но не тебя!». И Хорус, в котором взыграла гордость и тщеславие, тут же решил предать. Угу, а я думал, что он — примарх, сверхчеловек, который соображает просто в разы быстрее простого смертного, который умеет просчитывать ситуацию, даже при самых неполных вводных, и так далее и тому подобное. А показали нам… ну, истеричного тинейджера. Это, из серии «папа бросил — папа спас!». Хотя, их почти всех такими «истеричками» показали. Да и Сам оказался ничуть не лучше — вместо того, чтобы вызвать Лоргара и покумекать с ним наедине, ещё до того, как давать ему Легион, он дождался, пока тот захватит несколько миров, что-то там отстроит и обустроит, и только потом, публично унизил весь Легион. Казалось бы — неужели что-то может пойти не так? И после этого ещё кто-то будет говорить, что Император — гений? Точно?
Опять же, серия книг по Ереси не просто затянута — она безбожно затянута, прошу прощения за каламбур. Помимо, на самом деле важных историй, которые, хоть как-то показывают, «как Империум докатился до жизни такой», нам показали и то, что вообще не несёт никакой смысловой нагрузки. Куча совершенно необязательных историй о том, как Империум захватывал те или иные миры. Да, это я про надзирателей с кнутами, которые стегали ими солдат Имперской Армии… Да и других произведений, которые, по идее, должны были как-то показать Ересь с разных стороны, но не смогли, хватало.
А что до многострадального романа «Конец и смерть», то с ним тоже не всё так хорошо. Например, можно начать с того, что до того, считалось, что Хорус перестал быть собой после событий на Молехе, когда он «ходил в гости» к Четвёрке. Те сделали из него свою «марионетку», и потом это был уже не Хорус. Нам в «Рабах тьмы» показали, что настоящий Хорус заперт в варпе и ведёт какую-то свою войну. Потом был бой с Руссом, который таки достал «Егорку» своим копьём. Вроде как, это даже привело Хоруса в чувство на какое-то время. Непонятно, почему Русс его не добил, или не попробовал утащить с «Мстительного Духа», ну да ладно. Потом, Малограст Кривой отдал свою жизнь, чтобы «вернуть» Хоруса. Хорошо. Но потом, в «Конце и Смерти», мы видим, что Хорус находится в «изменённом состоянии сознания» и вообще, думает что находится на орбите той «терры», из романа «Возвышение Хоруса». Он вообще, думает, что даёт интервью Мерсади Олитон, и считает, что верен настоящему Императору. В итоге вопрос — а как же Молех? Как же бой с Руссом?
То есть, создаётся такое ощущение, что каждый автор, когда писал что-то своё, просто «тянул всё на себя», и даже не читал, что там написали другие авторы. А в итоге получилось довольно рваное повествование, похожее на лоскутное одеяло. Или на игру «буриме», если оно так называется… Так что да, я согласен с тем, что «Ересь» — проект провальный…