Космическая опера и фэнтези — похожи?

На самом деле, было у меня желание написать другую статью, про книги, но… комментарий от одного из читателей… В общем, он написал, что «твёрдая фантастика» скучна, а космоопера похожа на фэнтези, только вместе магии там техника. Ну что же, как говорится, это был вызов, и я обещал, что напишу ответ на этот комментарий. Тем более, что у меня есть, что сказать…

Итак, для начала, давайте попробуем понять, а что же такое — «твёрдая фантастика»? Это фантастика, которая основана только на том, что науке известно сейчас? Собственно, комментатор написал о том, что, по его мнению, к космоопере относится всё то, где есть полёты быстрее света. Ведь, это физически невозможно, а значит — «магия»… Значит, это и есть фэнтези? И всё бы хорошо, но, как говорится, «есть нюанс»…

Начать можно с того, что ещё во времена моей студенческой молодости, то есть, года до 2007-го точно, на одном из занятий, преподаватель рассказал нам одно дело. Интересно это было, в первую очередь мне, так как он знал, что я космосом интересуюсь, а фантастикой особенно. Так вот, рассказал он о том, что некие математики обосновали теорию гиперпространства. То есть — это была теория о многомерности Вселенной и о том, что есть теоретическая возможность того, что расстояние, которое в нашем мире составляет световые годы, в некоем другом измерении, может составлять… считанные метры или километры. Да, понятно, что делов-то, осталось – просто научиться проникать в иные измерения, научиться находиться там путь и, как говорится, можно в путь-дорогу. Понятно, что — сарказм, но, сама теория того, что сие возможно, уже имеет место быть. К сожалению, я не могу привести ссылку на это дело, так как слышал я это в институте, от преподавателя, а с интернетом у меня на тот момент было не так хорошо, как сейчас. Хотя, с другой стороны, возможно, я смогу найти про это дело в Сети…

Далее, есть же теория Мигеля Алькубьерре, который доказал, что возможно создать некий «пузырь», который сможет лететь быстрее света. И, если я всё правильно понял, то никаких постулатов ОТО Альберта Эйнштейна, этот самый «пузырь» нарушать не будет. Конечно, и тут не всё так просто — например, для создания такого вот «пузыря», надо очень энергии, которой пока что просто нет на всей Земле, но… как знать — изначально считалось, что для этого надо было работать с экзотической материи или тёмной энергии. Как известно, науке пока что сложно доказать существование того или другого… Кроме того, есть ещё такая проблема, что создать пузырь, в теории, возможно. Но вот «вскрыть» его, находясь внутри — не так просто…
Так что, уже с такими вводными, можно сказать, что не всё так просто, не так ли? Уже сейчас наука говорит о том, что можно, в теории, исследовать иные миры и попадать туда, не через несколько сотен лет, а гораздо быстрее. Да, пока сложно сказать, насколько это возможно с точки зрения техники, но именно, что наука говорит о том, что в теории, это вполне себе возможно.

Так что, с космической фантастикой мы, как мне кажется, более-менее разобрались, не так ли? Теперь давайте вообще поговорим именно о фантастике «твёрдой». В самом деле, а что это такое? Фантастика, которая предсказывает какие-то явления, какие-то открытия и тому подобные вещи? Так это… А почти вся фантастика, кроме разве что совсем социальной, или таких книг, как писал Герберт, как раз и занимается тем, что так, или иначе, но предсказывает некоторые явления в нашей с вами жизни. Можно взять почти что любую приключенческую книгу из жанра фантастики — и, в том, что касается техники, там будут те или иные предсказания. Можно поговорить и о лазерах, и о перелётах в космосе и о тому подобных вещах. А если копнуть ещё глубже, то будут предсказания о том, как будут жить люди, если поместить их в те или иные условия. Кстати говоря, очень интересно получилось у авторов одной Вселенной, описать жизнь людей в XXXI-м столетии. Была, знаете, такая Вселенная, про то, как в далёком будущем было создано одно очень могущественное звёздное государство. И как потом оно рухнуло из-за амбиций некоего Стефана Амариса, который учинил большую такую Гражданскую Войну. А остановил его, кстати говоря, наш с вами земляк, русский генерал по имени Александр Керенский. Правда, потом, после того, как он мятеж подавил, к нему начали «подкатывать» представители Великих Домов, которые были уверены, что генерал будет помогать именно им «сделать Лигу великой снова». Послушал генерал их всех, решил, что в новой Гражданской войне, которая вот-вот грянет, он участвовать не хочет, и увёл свои войска с территории бывшей Лиги. Ну, а там, началось… Но суть не в этом, суть в том, как изменилось само общество, спустя триста лет после всех этих событий. Как оно изменилось на территории бывшей Лиги, и как изменились бывшие военные Керенского…
Так вот, на самом деле, почти всё, что я сейчас написал, это шутка. Но, в каждой шутке — только доля шутки. Фантастика отличается от фэнтези, в первую очередь тем, что все технические «прибамбасы» и тому подобные вещи, в первую очередь, основаны на научных допущениях. Я не буду, например, сейчас обсуждать все эти огромные боевые машины, описанные в той Вселенной про XXXI-й век, но основа всего этого — миомерное волокно, искусственные мышцы, по сути. То есть, под действием электрического тока, это самое волокно сокращается и ведёт себя, как наши с вами мышцы. Вот и всё. И, если мне не изменяет память, нечто подобное уже существует в реальности? Ну, или, по крайней мере, работы над этим делом, ведутся. Вот вам и фантастика, да?

То есть, если взять почти любое фантастическое произведение, например, про тот же космос — оно будет, так или иначе, но эксплуатировать идеи о том, что рано или поздно, но люди полетят к звёздам. И да, полетят — если, конечно, друг друга не поубивают в ближайшее время. Хотя, надеюсь, что до этого не дойдёт. А потом да, начинается та самая космическая опера. И да, в этом поджанре космической фантастики, упор сделан на приключения, на героику и тому подобные вещи. Да, в какой-то степени, это похоже на жанр фэнтези, но ключевое слово тут — похоже. Потому, что вместо «магии» — тут технологии. И, если автор на самом деле старается писать хорошо, то он постарается под эти технологии, подвести какую-нибудь «базу». И, вот тут уже становится читать очень интересно. Например, я понимаю, что с импеллерной тягой, что была описана Вебером в «Хонорвёрсе», не всё так просто. Даже сложно представить себе, будет ли такое хоть когда-нибудь. Но — база в романах есть, технологии в романах работают именно на этой «базе», а это значит что? Что романы про Хонор Харрингтон относятся именно к научной фантастике. Да, она приключенческая, да, там идут космические сражения и всё такое прочее — но, все технологии, что есть в романах, довольно подробно описаны, и в том, что в мире, что описывает автор, это работает, сомневаться как-то не приходится. Так что — вот такая фантастика…
А фэнтези… Как правило, там чисто про приключения. Магия — именно, что магия, про технику особых разговоров нет, если она описана, то «она работает», даже если речь идёт о чём-то, что в реальности работать не может просто физически… Например, к технологиям, что применяются в романах Вселенной Warhammer 40000, вопросов очень и очень много. Но, они нигде толком не описаны. Те, кто, подобно мне, склонны глумиться над этой Вселенной, говорят о том, что там всё работает на пафосе. Потому что авторы там делают упор не на раскрытии техники, героев и персонажей, а именно на пафосе, на рубилове и тому подобных вещах. И да, это именно, что самое низкопробное фэнтези… Разница, как мне кажется понятна. А к чему отнести «Дюну», как мне кажется, понятно и так, верно?