Клиффорд Саймак и Человечество, на примере романа «Что может быть проще времени»

Обложка книги...
Обложка книги...

Я читаю сейчас это произведение. На самом деле, оно мне попадалось — в молодости, много лет назад. Я сейчас не могу сказать — прочитал я его, или нет, так как это было давно. Но, я читаю его сейчас, и, на основе слов о том, что Саймак разочаровался в Человечестве, книга выглядит довольно интересно. Вот, если говорить о том, что там есть, что называется, в двух словах, то всех, кто не является «человеком с особыми способностями», автор описывает… ну, скажем так, как «человека, не обременённого интеллектуально». И это видно, что называется, «в каждом кадре». Примеры? О, их, на самом деле, много. Это и жители того городка, в который заехали Шепард и Гарриет, тот шериф, который сначала хотел помочь Шепарду, но потом сдался, так как он вырос вместе с теми людьми, тот водитель грузовика, с которым вместе Шепард проехал немало по США — и который потом его «подставил»… Можно говорить долго — потому что такое отношение автор описал очень и очень хорошо. Более того, при чтении создаётся такое ощущение, что по всей стране нагнетается такое отношение, как к самой «конторе» «Фишхук», в которой и трудился главный герой, Шепард Блейн, и ко всем, кто, подобно ему, обладает какими-то способностями. Если говорить о Шепарде, то он может «путешествовать» по космосу, силой своего разума, и может читать и обмениваться мыслями, что он не раз продемонстрировал по ходу действия. Собственно, как я понял, мысли они все читать могут… Почему важно то, что он может так путешествовать — я расскажу немного позже, так как этот факт базируется на том, что автор, увы, не понял некоторых вещей, про которые когда-то слышал, и сделал совершенно неправильные выводы. И это, на самом деле, грустно.

Итак, если говорить о том, почему важно то, что Шепард Блейн может путешествовать по космосу силой своего разума, то это потому, что, оказывается, путешествовать какими-то иными способами, люди по космосу, просто не могут. Собственно, я тут, наверное, процитирую автора. Только, пожалуйста, громко не смейтесь. Оно, конечно, хорошо, но могут не понять.

«И вот настал день, когда Человек был готов отказаться от мысли проникнуть в космос. Первые сомнения возникли еще тогда, когда Ван Аллен открыл вокруг Земли пояса радиации. Но Человек слишком долго мечтал о космосе, чтобы сдаться, не сделав еще одну попытку.
И делались одна попытка за другой, а астронавты гибли, доказывая, что Человек слишком слаб для космоса. Слишком непрочно держится в его теле жизнь. Он умирает или от первичной, солнечной радиации, или от вторичного излучения, возникающего в металле самого корабля.
И в конце концов Человек понял несбыточность своей мечты и стал глядеть на звезды, которые теперь были от него дальше, чем когда-либо, с горечью и разочарованием.
После долгих лет борьбы за космос, пережив сотни миллионов неудач, Человек отступил.
И правильно сделал.
Существовал другой путь

Я не знаю, стоит ли это комментировать, или нет. Дело в том, что те, кто серьёзно занимается изучением космоса, знают, что пояса Ван Аллена, конечно, существуют, но — они не так опасны, как думал автор данного произведения. Ну а «вторичное излучение»… вот тут у меня просто нет слов. Сколько там летал «Мир»? Сколько уже летает МКС? И почему-то там, на борту, никто не помирает… Хотя, конечно, если сюда сейчас прибегут «нелетатели», то они приведут массу аргументов, что никто, на самом деле, никуда не летал. Правда, тогда придётся мне расчехлить банхаммер и хорошо им поработать… Но, как говорится, давайте двигаться дальше. Потому что дальше автор показал нам «прекрасный, новый мир», который, на самом деле, не так уж и прекрасен. Скорее, даже, наоборот…

Даже какие-то иллюстрации есть...
Даже какие-то иллюстрации есть...

Итак, Шепард Блейн, значит, путешествует по космосу. Он смотрит, что там есть, на других планетах, ищет, что есть полезного и нужного и тащит всё это на Землю. На самом деле, если бы Саймак хоть немного подумал, как это вообще работает, книга стала бы, если и не интереснее, то хотя бы вызывала меньше вопросов. Нет, у меня нет никаких вопросов к тому, как Блейн путешествует сам. Он это делает при помощи сил своего разума — тут, как бы, это сюжет, вопросов нет. И оборудование, что применяет «Фишхук» — оно просто усиливает его природные способности, позволяя тратить меньше сил, и делая путешествия всё более дальними и всё такое. Это мне понятно. Но! Как Блейн мог что-то брать с собой физически? Ведь в том путешествии, с которого начинается роман, в котором он познакомился с Розовым, он был в «теле» машины! И этой машиной он управлял. То есть, он не только при помощи своего разума путешествовал, но и как-то этот аппарат притащил! О том, что та планета находилась на расстоянии пять тысяч световых лет, наверное, можно было бы тактично умолчать, но я не смог. То есть — я могу попробовать предположить (поправьте меня, если я ошибаюсь!), что Шепард Блейн мог сам, своими силами, перемещать своё сознание на такие расстояния в космосе, а аппаратура, что использовалась «Фишхуком», перемещала туда же (например, используя сознание Блейна, как «несущую частоту») туда эту машину, при помощи которой он мог проводить, например, замеры условий на планете, делать заборы образцов, или делать тому подобные вещи. Вот, если бы Саймак про это написал (тут же всего несколько строк!), было бы интереснее, разве нет?

По возвращении, Блейна ждали тесты, тесты, тесты...
По возвращении, Блейна ждали тесты, тесты, тесты...

Ну да ладно. Давайте немного о сюжете, и о том, что вообще мне очень сильно не понравилось в данном произведении. Так получилось, что Шепард Блейн в том путешествии, с которого начинается роман, познакомился с местной формой жизни, тоже с телепатом. И тот, недолго думая, перед тем как контакт разорвался и Шепарда отправили домой, вселился в его разум. И Шепард, после того как вернулся в своё тело, понял, что теперь «Фишхук» его живым не отпустит. «Дальше будут тесты, тесты, тесты», как говорит на своём канале один ремонтник ноутбуков. Только вот, тесты это будут, скорее всего, такими, что живым после них не остаться. И Шепард принимает решение валить. Только не «кого», а «куда». Как можно дальше от «родной конторы». И вот с этого всё и начинается…

По сути, для людей бы просто ничего не изменилось - вне зависимости от того, стал бы страной править "Фишхук", или осталось бы правительство США...
По сути, для людей бы просто ничего не изменилось - вне зависимости от того, стал бы страной править "Фишхук", или осталось бы правительство США...

Начать с того, что люди — простые люди, в США, «контору» эту самую не просто не любят — они её просто ненавидят. Хотя бы потому, что «Фишхук» является монополистом на всё, что поступает из космоса, всё что привозят такие исследователи, как Блейн. И, понятное дело, что это наносит очень большой удар по экономике страны. Например, с Шепардом общается один человек, который жалеет фермеров, продукция которых стала теперь не нужна. В самом деле, зачем держать стада мясных животных, если из космоса привезли «мясные растения», с которыми всё сильно проще. Они просто вырастают, а внутри там — хорошие такие бифштексы. И надо их просто поджарить — и всё, можно есть. Ну и так далее. Мол, все эти вещи убивают экономику, значит, жить простым людям, например, тем же фермерам, будет хуже. Блейн пытается объяснить, что это не так, что старая модель экономики отжила свой век, но… на самом деле, то, что «Фишхук», являясь монополистом, может творить с ценами и тому подобными вещами, всё, что ему хочется — ничуть не лучше! Просто «была власть США — стала власть „Фишхука“!». А люди, особо и не заметят, что что-то поменялось…

Метёлок у них, правда, не было...
Метёлок у них, правда, не было...

Но, от того человека, который «топил» за экономику и фермеров, и до жителей городка, и того водителя, все они очень сильно не любили таких, как Блейн. «Здесь солнце светит не для парапсихов!» — везде висели такие плакаты. Если видели, что человек чем-то отличается — нал ним могли учинить суд Линца. Водитель возил с собой двустволку с серебряной картечью — и стрелял из неё в группу «левитаторов». Молодёжь — я так понял, девушки, решили развлечься при помощи своих талантов. Ну и полетели. А водитель увидел «ведьм». И, понятное дело, открыл по ним огонь. Одну девушку даже зацепил. И только Шепард смог остановить его, попутно запугав, что мол, «они бы нас убили»… Более того, автор рисует нам американцев крайне ограниченными, озлобленными и недалёкими людьми, которые, узнав, что среди них есть люди, которые «не такие, как все», кто может пользоваться какими-то способностями, начинает видеть в них чертей, демонов и тому подобные вещи. Более того, они разрисовывали дома и машины разного рода «каббалистическими знаками», чтобы только уберечься от всего этого…

Собственно, сам по себе, роман довольно интересен, читать его легко. Он, совершенно точно, интереснее «Города». Но — автор очень сильно не любит людей, противопоставляя «человека обыкновенного» «человеку необыкновенному». И вот тут, на самом деле, есть проблема. Ведь читать-то книгу, будут самые обыкновенные люди, у которых нет никаких особых способностей. Они не могут, не летать, ни читать мысли, ни делать что-то подобное. А их вот так показывают… Некрасиво же… Так что, вполне себе можно сделать вывод, на основе этой книги, что автор людей… всё же, как-то не особенно и любит…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации