Писатели и технический прогресс

Он был против технического прогресса...
Он был против технического прогресса...

Как известно, Толкиен был против технического прогресса. Но, на самом деле, это не так уж и важно, так как он писал фэнтези. Знаете, я прочитал «Властелина колец», он у меня стоит на полке в шкафу. Прочитал я его, пока учился в институте, и, с тех пор, даже не было мысли достать и перечитать. Хотя, знаете, я нередко беру какие-то книги, перечитываю. И нет, дело тут не в том, что я не люблю фэнтези — я, на самом деле, немало его читал. Просто то, что я читал, было более интересно, что ли. Знаете, книга, вроде и про магию со всем остальным — а там и техника есть, и наука и что-то ещё. И читать просто приятнее, как мне кажется… Но, я сейчас не о Толкиене и не о фэнтези, на самом деле. Просто, как мне написали, Рэй Брэдбери, оказывается, тоже не особенно уважал технический прогресс. И вот это, наверное, уже более интересно, не так ли?

Брэдбери любил книги...
Брэдбери любил книги...

Вообще, Рэй Брэдбери — писатель такой, специфический. На самом деле, у него немало интересных произведений, но есть и те, которые читать… скажем так, не так уж и интересно. Я могу понять, что «он художник, он так видит». Некоторые произведения Брэдбери, на самом деле страшные — например, «Будет ласковый дождь». Некоторое просто интересные, например, планету, на которой люди проживали очень быстро свои жизни, пока один из этих людей не смог добраться до корабля, на котором их предки прибыли туда. Но, порой, буквально, через многие произведения Брэдбери проходит, что называется, красной нитью такая тема, что «люди будущего перестанут читать — и тогда будет плохо! Так что, давайте не особенно развиваться!». Помнится, в одном своём интервью, он ругал современное Человечество, за то, что вместо полётов в космос, оно стало заниматься чем-то не тем. И айфоны он ругал, и разного рода удобства и тому подобные вещи. Но вот, давайте поговорим о книгах, о прогрессе и о тому подобных вещах.

На самом деле, очень добрая и светлая книга... Кстати, у Брэдбери я таких не встречал...
На самом деле, очень добрая и светлая книга... Кстати, у Брэдбери я таких не встречал...

Вот я сейчас страшную вещь напишу, после которой, от меня отпишутся, наверное, многие. Дело в том, что я не читал Чарлза Диккенса. Представляете? И Фёдора Михайловича Достоевского я пробовал читать — и понял, что я не хочу это читать. Потому что более неприятные произведения, я, конечно, встречал, но — в основном, среди современной литературы. А это нас заставляли читать в школе… Но, давайте разбираться, что вообще пишет нам Рэй Дуглас Брэдбери? В его произведениях, постоянно сжигают, уничтожают иными способами, запрещают, и так далее, произведения Диккенса, например. Или Эдгара Аллана По. Или что-то подобное. Авторы, которых я не читал. Я не говорю, что они писали плохие книги — просто я не читал их. Я не могу знать, хорошо они писали, или плохо. Я знаю, например, что, если кто-то скажет, что Хайнлайн писал плохо — я на этого человека очень сильно обижусь. Потому что, благодаря произведениям Хайнлайна, очень много всего интересного появилось, как хорошего, так и не особенно. А за повесть «Дверь в лето», ему вообще, памятник надо поставить. Да, книга, вроде бы, про любовь, согласен. Только, помимо того, что Дэн таки устроил свою личную жизнь с Фредерикой, в повести ещё и котик фигурирует. Такой классный котик по имени Петроний Арбитр, или просто Пит. И книга, помимо всего прочего, ещё и про любовь к этому коту. Хайнлайн, знаете, котиков очень любил… Так что — я ничего не буду говорить плохого про тех авторов, которых так сильно любил Рэй Брэдбери. Единственное, у меня есть вопрос. Не знаю, смогут ли мне на него ответить любители его творчества, но всё же — а что, иных авторов Брэдбери не признавал? Ну, я не могу точно сказать, что было написано его «коллегами по цеху» в то время (искать просто не хочется), но, например, из другой классики? Например, Скотта он не уважал? Или того же Жюля Верна? Или вообще — как Брэдбери относился именно к приключенческой литературе? Мне вот интересен этот аспект его личности…

Телекомната убивает!
Телекомната убивает!
Пёс - "охотник-убийца"...
Пёс - "охотник-убийца"...

Но, давайте уже про технический прогресс, так как там тоже немало всего интересного. Начать с того, что Брэдбери почти не писал про технику. То есть, в его произведениях, почти не описана техника. Или описана — но до такой степени топорно, что сложно в это поверить. Да, с одной стороны, давайте не будем забывать, в какое время он про все эти вещи писал, но, с другой стороны, есть мнение, что технику он не особенно так и любил, считая, что развитие техники приведёт к деградации людей. На самом деле, это вопрос такой… интересный. Ведь, если посмотреть его произведения, то это очень хорошо заметно. «Ведьд» — телекомната просто убивает родителей детей. Помните — они там про львов смотрели сюжеты, после чего родители начали ругаться на это дело, и детки заперли их просто с львами. Конец, как говорится, немного предсказуем. В том же «451 градусе» — тоже, все достижения технического прогресса поставлены именно на службу сил зла, прошу прощения за «высокий штиль». В самом деле — кибернетический Пёс, идеальный «охотник-убийца», который не просто ищет подозреваемых, но и убивает беззащитных цыплят в то время, пока не надо ни за кем охотиться. Скоростные машины, водители которых убивают людей, чисто по приколу — точно так убили Клариссу, и точно так пытались убить Монтэга. Даже система очистки крови, при помощи которой фельдшер спас жену Монтэга, Милдред, показана в книге, как какой-то монстр… Так что, в самом деле, можно сделать такой вывод, что технику автор как-то не особенно жалует…

Просто, как пример. Без инженеров, бех технарей - это не сделать, не довести до ума!
Просто, как пример. Без инженеров, бех технарей - это не сделать, не довести до ума!

И вот тут и начинаются, что называется, «чудеса». Я понимаю, когда автор пишет фэнтези, в которым технике, как-то места особо нет. Ну, если это, конечно, именно классическое фэнтези, с миром, похожим на Средние Века, где в самом деле, лошадь с повозкой является «шикарным изобретением». А если он пишет что-то, что похоже на фантастику? Да ещё и с космосом? Тут ведь такое дело — Брэдбери ведь, на самом деле, хотел, чтобы люди летали в космос! Только вот, как мне кажется (я всё же, не эксперт!), без достаточно хорошо развитой техники это как-то не получится. Вот, смотрю я ролик Сурена Цормудяна (интересные он видео, кстати, делает!), в котором рассказывалось про ракету Н-1. Интересная ракета, на самом деле. Это та, у которой много двигателей было. И стояла там ЭВМ довольно мощная — по тем меркам, которая должна была управлять этими двигателями, чтобы всё работало. Так вот, из-за того, что ЭВМ не была доведена до ума, потеряли две ракеты! А это — дорогое удовольствие. Наверное, мне не надо говорить о том, что над ракетой работали не гуманитарии, а именно «технари»? Те самые технари, которых Брэдбери как-то не особенно уважал. И как он вообще планировал куда-то там добираться, если он не уважал технику? А если в полёте на тот же условный Марс что-то выйдет из строя — кто чинить будет? А работы на Марсе по созданию колонии? А если, Император упаси, марсианский ровер сломается? Хотя, я не думаю, что Брэдбери вообще думал о таких вещах…

А вот то, что технику и технарей он не любил — увы, это факт. Собственно, даже вот эти его слова из интервью… Они много о чём говорят.

«- Меня часто про такое спрашивают, и я люблю фантазировать над ответами. Чтобы они были разными! Ответ сегодняшнего дня: потому что люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы.»

Стоит ли говорить, что за «айфоном», которым, кстати, я не пользуюсь, стоит труд инженеров? Стоит ли говорить о том, что вся эта микроэлектроника, операционные системы и разные приложения, используются не только в смартфонах, но и в космических аппаратах? Или это не считается развитием науки? Я не говорю про «костюмы для собак» — никогда этим не интересовался, знаете ли. Нет у меня собаки, я с котом и кошкой живу. Да и про «менеджера по рекламе» я не скажу ничего — не понимаю в таких вещах. Но вот то, что развитие микроэлектроники может помочь в исследовании космоса, я знаю точно. Так что, на самом деле, технический прогресс Рэй Дуглас Брэдбери, увы, не особенно уважал…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации