«Морпехи в космосе»

Меня тут обвинили, что я упоминание про эти романы «пихаю» почти в каждый свой обзор. Мол, это что — лучшее из того, что я читал? Ну, на самом деле, обвинение, конечно, серьёзное, так что, наверное, на него надо ответить. Так что ответственно, заявляю — нет, это не мои любимые книги, и даже не лучшие из всего, что я читал. Только вот, поговорить о том, что эти романы представляют из себя, как мне кажется, имеет смысл.

На самом деле, мне всегда нравилась так называемая военная фантастика. Как я, кажется, писал, довольно давно, есть «военная фантастика», а есть «фантастический боевик». И, как можно понять, это не одно и то же. Фантастический боевик — как правило, главный герой даже может не быть военным. Он может быть кем угодно, но, чаще всего, это просто абстрактный «крутой парень», у которого что-то происходит, и он, вооружившись так, что Джон Мэтрикс от зависти просто будет плакать в сторонке, пойдёт добро наносить, да ласке подвергать. А вот военная фантастика, это, как правило, такие произведения, в которых главными героями являются именно военные. Понятно, что чаще всего, это бывают именно военные будущего (что, конечно, логично). И вот тут, как мне кажется, интереснее всего то, как автор сможет (или не сможет) показать этих людей. Показать, кто они и что они, чем они дышат, чем живут и всё такое прочее. И да, это на самом деле, довольно сложно. Удаются такие вещи далеко не всем…
Уильям Кейт, который писал эти книги про морпехов, как мне кажется, честно пытался это сделать. Частично у него это даже получилось. Кстати говоря, как мне говорили, он писал фантастику не только про Корпус Морской Пехоты США, но и про иные рода войск. Я не буду сейчас трогать его участие в таких проектах, как «Боло» и «BattleTech», просто мне сообщали о том, что писал он такие же романы, как и про морпехов. К стыду своему, я их не читал. Может быть, если они мне попадутся — изучу и их. Так вот, что Кейту удалось? Например, как мне кажется, он смог довольно хорошо передать дух Корпуса, рассказать об их традициях и прочих вещах. Он рассказывал о разного рода событиях, в которых морские пехотинцы смогли покрыть себя славой, когда они сделали почти что невозможные (по их понятиям) вещи. Ну, насколько мне известно, во всех армиях мира, во всех родах войск есть и свои герои, и свои события, которыми стоит гордиться. И, на самом деле, мне жаль, что у них такие романы есть — а вот у нас, в стране, в которой героев было как бы даже не больше, ничего подобного просто нет. Хотя, кто-то, наверное, скажет мне, что писать фантастику про такие вещи — несерьёзно, но… я, например, люблю этот жанр. Смею надеяться, что не только я…

Итак, цикл «Морпехи в космосе» состоит из трёх трилогий, из которых на русский язык переводились только две — «Наследники» и «Наследие». Трилогия «Наследство» не переводилась, хотя, как я понимаю, там интересного не меньше, чем в этих двух трилогиях. Суть этих романов в том, что автор собрал разного рода мифы и «городские легенды» на тему «палеоконтактов», «лица на Марсе» и тому подобных вещей, чтобы создать довольно интересную картину мира. И да, читать про это интересно. Понятное дело, что, раз книги про морпехов, то там обязательно придётся с кем-то воевать. И да, с настоящими батальными сценами тут всё хорошо. И вот тут, наверное, стоит поговорить поподробнее. Дело в том, что Корпус Морской Пехоты США — это такой… довольно своеобразный род войск. Например, у них есть свои танки и ВВС (ну, по крайней мере, были на период написания романов). У них не было своих средств доставки, и всеми этими вещами их обеспечивал Флот. У них и с медиками не всё хорошо было — им положены были только фельдшеры, полноценные врачи — только на Флоте. Тут я, если честно, не совсем понял, почему, но — пусть так. Ну и этот род войск, как я понимаю, подчиняется непосредственно Президенту США, и только они могут быть отправлены куда-то там, даже, если Конгресс не одобрил военную операцию. По крайней мере, я так понял. И, конечно же, статус «элитарности». И вот, про таких интересных людей — серия книг.

Что я понял про Морскую Пехоту, если верить книгам? Например, что, они, конечно, элита, только вот, снабжение у этой самой элиты — далеко не элитное. По крайней мере, по книгам постоянно оказывается, что «у Армии есть это, а у морпехов нет», «остался один носитель для боевое операции, и его отдали Флоту» (кстати по этой причине, двигательный отсек корабля ООН упал на Чикаго), и так далее и тому подобное. Далее, если читать книги, то получается, что в эту самую «элиту» могут попасть вообще, самые разные люди, даже те, кто, скажем так, не отличается, ни умом, ни сообразительностью. Примеры? О, как же без них… В первой же книге, про Лицо на Марсе, туда отправлена рота морпехов. Среди них затесались два «товарища», Слайделл и Камински. Нет, к Фрэнку Камински претензий, конечно, нет. Дело даже не в том, что он связался с Слайделом, и не в том, что он флаг с собой притащил (флаг потом сыграл свою роль), а в том, что он был чуть ли не лучшим стрелком в роте. И потом, Камински не раз показывад, на что он способен. К третьему роману, который про Европу, он уже будет ветераном, профессиональным военным и всё такое. Но вот Слайделл… Слайделл проявил себя только в том, что додумался до того, чтобы контрабандой протащить на борт корабля пиво. Несколько ящиков. Да, потом это пиво сыграло свою роль (как и флаг), но… наверное, можно было обыграть это как-то иначе. Да и «барышня» по имени Брэнда-Жаклин (по прозвищу БЖ) из третьей книги, хоть и является младшим командиром, запросто протащила в казарму не просто алкоголь, но даже целый «мини-бар». Более того — не только в казарму, но и даже на корабль, а потом и на базу на Европе… Дисциплина? Нет, не слышали! Знаете, читая про элиту, я как-то ожидал, что герои будут не настолько… «расхлябанными». Нет, я понимаю, что, например, за пределами базы, можно творить всё, что угодно, но, наверное, даже там есть свои пределы? Тут можно вспомнить, например, российский сериал «Спецназ». Наверное, его все знают? Вот там, в некоторых сериях, нам показывали, чем занимаются в свободное время члены отряда. Командир, майор Платов (Клим) — собирает миниатюрки и занимается реконструкцией сражений, капитан Вяземский (Док) — гоняет на байке и изучает «холодняк»… И тут вот в чём дело — может, такие персонажи и выдумка (хотя и не факт — потому что среди «спецов», ценится не только умение лбом стены пробивать, но и умение думать и принимать нестандартные решения), но в них веришь, они становятся более интересными, и за ними просто приятно наблюдать. А что в книгах? О, там просто «в все поля» показан американский подход к развлечениям…
Начать можно с того, что во время полёта, гражданский специалист, доктор Дэвид Александер, имеет «дружбу организмами» с начальником экспедиции, дамой из ООН, которая, скажем так, потом и заварит всю кашу. И, казалось бы, ну, есть у них отношения, ну, додумались они до того, где и как можно «уединиться» на борту корабля, где с местом как-то… не особо хорошо. Но, рассказывать-то об этом зачем? Да, без таких подробностей, как были у другого американского автора, но… нужно ли было про это писать? Хороший вопрос, как мне кажется. Но, на самом деле, это — ещё самое, наверное, безобидное, что есть в книгах. Потому что дальше, как говорится, больше.
Во второй книге, молодой парень, Джек Рэмси, очень сильно хочет пойти в Морскую Пехоту. И, конечно, он пойдёт. Он хорошо себя покажет, станет крутым «погромистом», его творение, «Саманта» сыграет важную роль во всей истории и всё такое. В общем, парень молодец и красавчик. Проблема с одним… Он создал первую версию «Саманты» только ради двух целей — как сетевой агент, она ищет данные в Сети (как, например, Алиса), а вот вторая цель… Ну, сами напишите мне, какая она, если для этого, «Саманта» имеет крайне привлекательный вид — красивая девушка, которая по запросу может раздеваться, и совершать… некоторые «интересные действия». Ну, понятно, что именно делает Рэмси в этот момент, не так ли?
И таких моментов в книгах, я не сказал бы, что мало, или много. Они там просто есть. И я сразу вот что сказать хотел бы… Я не ханжа. Если такие моменты как-то влияют на сюжет, как-то двигают его вперёд, как-то раскрывают характер персонажей, и так далее — пусть. Но в этих романах — убери эти моменты, и книги вообще ничего не потеряют! Они вообще не играют никаких ролей в сюжете! Более того, после некоторых моментов, читать становится… не сказать, чтобы приятно. Оно, конечно, все мы люди и так далее, но надо ли про это писать? И да, такие вот моменты, на самом деле, книги сильно портят…
С другой стороны, если говорить о «боёвке», об описаниях оружия и тому подобных вещах — читать, конечно, на самом деле, интересно. Ну, если бы автор ещё описал, как у него ПТРК работают в вакууме, как они маневрируют, чтобы поражать танки… Потому что, от рулей в космосе толку нет, а про маневровые двигатели автор ничего не писал, да и интересно, как они будут работать, когда ракета летит на большой скорости…
В общем, да, я не могу сказать, что это мои любимые книги. Но — в свою время я прочитал их с удовольствием.