Поговорим о грустном и всерьез
Это НЕ рассказ. Но в рамках темы данного канала про фантастику. Каждый, кто хоть раз в жизни пытался написать что-то более серьезное, чем отчет на работе, рекламный слоган или очередную заметку для соцсетей с чужих страниц, но своими словами, сталкивался с «эффектом антенны». Все авторы (не плагиаторы и компиляторы, а именно авторы) об этом так или иначе знают, но мало кто признается. Ведь так приятно сознавать себя творцом, ваятелем пусть даже вымышленной вселенной. И вдвойне приятно, когда тем же титулом тебя величают восторженные читатели. Но нет. Автор не есть творец. Он есть приёмник неких смыслов, которые где-то там витают и без него. Приёмник-ретранслятор. Качество трансляции определяется талантом, т. е. тонкой настройкой самого писателя.
Именно в этом ключе стоит смотреть кино или читать книгу, когда вы хотите действительно что-то понять важное, а не просто убить время. Не рассуждать заумно, «что хотел сказать автор», а выделять те смыслы, которые он умудрился уловить из общего энергоинформационного пространства, памяти рода, собственного не пойми с чем связанного подсознания и т. д. и т. п. — это уже как кому нравится, так и назовите.
Я всегда честен с читателями и, ничуть не рисуясь, совершенно серьезно признаюсь: чем закончится очередная моя история, я не знаю, пока она не закончится. У меня нет плана в классическом понимания типа «завязка — актуализация проблемы — выход на финал — мораль сей басни простыми словами для тех, кто сразу посмотрел в конец». Потом уже, когда история состоится, когда в голове фрагмент за фрагментом оживут все составляющие ее события, ее можно разрисовать, условно говоря, цветочками и отформатировать под привычные стандарты. А можно оставить в первозданном виде, так круче всегда получается, хотя профессиональные литераторы сразу носики морщат, мол, фи, все неверно, все не по стандартам высокого штиля.
Но сегодня не об этом. Сегодня о КИНО. И о тех смыслах, которые уловил режиссер и автор сценария, причем без разницы, как он сам их попытался интерпретировать (увы, удержаться от наслоений из продуктов жизнедеятельности собственных мозговых тараканов бывает практически невозможно, ведь они тоже элемент настройки антенны).
Так что тут грустного? А грустны и просто убийственны результаты первой попытки провести этот разговор на канале «Молодость в сапогах» в Дзене. Даже без учета высказываний откровенных дебилов в стиле «я смотрел, не прикольно, посмотрите лучше вот этот…» картина просто-таки мрачная. Вместо того, чтобы сокрушаться и грешить на аудиторию, мы (коллектив канала) решили обратить свое недовольство на себя и поручили конкретно мне (автору этих строк) написать еще раз все то же самое, но понятней и доходчивей. Вот поэтому я и начал издалека.
А теперь мы подошли непосредственно к теме. Это сериал «Сквозь снег». НЕ ФИЛЬМ! Именно сериал. Он сделан совершенно в другом смысловом ключе при внешней схожести сюжета. Нам не потребуется смотреть все его сезоны. Я вот посмотрел 8 серий первого сезона, большего, увы, не могу себе позволить, времени на все не хватает. Еще раз уточним: нам не важно будет в рамках данного обсуждения, чем все закончится и не важно, что там себе думал сценарист. Так или иначе, но он «принял» очень интересные и весьма тревожные мыслеобразы. Вот о них и поговорим. Тут связь с отечественной историей вырисовывается порой просто пугающая, но при этом ускользающая, поэтому прямых аналогий вроде как нет. И это хорошо, потому что мы имеем возможность, в рамках обсуждения сериала, поговорить «про вообще», не рискуя загреметь на цугундер за неправильную интерпретацию чего-то такого, что интерпретировать разрешено одним единственно правильным способом.
Если коротко, то сюжет таков. Миру наступил холодный каюк. Он замерз. Но не в один момент, конечно. У людей было некоторое время, чтобы подготовиться. Некая компания собрала с толстосумов денег и построила поезд-ковчег, гоняющий по специально проложенным для него путям по кругу через замерший мир в ожидании, когда климат изменится. Мир поезда изначально был копией земного социума. Богатеи проживали в первом классе в максимальном комфорте, оплатив свое присутствие деньгами, второй класс занимал промежуточное положение, давая некие привилегии, но дополняя их обязанностями, третий класс платил за право остаться среди живых своим трудом, не получая более ничего — только работу, место в поезде и пайку.
Однако, в момент отправления поезда в него силой вломились толпы безбилетников, коих потом (кто уцелел и не был выброшен сразу за борт) согнали в несколько хвостовых вагонов. А ведь могли и перебить, заблокировать не давая еды, или устранить лишние рты каким-нибудь иным способом. Но «хвостовцы» свое положение воспринимают все годы странствий в поезде как величайшую несправедливость, устраивая кровавые бунты и нарываясь на встречные жестокие репрессии. Они не знают, как устроена та утлая скорлупка, что сохранила им жизнь, пусть даже в нечеловеческих условиях, но уже желают ее разнести на части.
Управляющий поездом пытается эту маргинальную нагрузку по возможности нейтрализовать, используя как кадровый резерв для третьего класса, а иногда и выше. Третий класс также умасливается по классической римской схеме «хлеба и зрелищ», одновременно администрация поезда всячески лебезит перед местными олигархами, но иногда показывает зубы и им.
Общество поезда становится кастовым: высший свет, инженеры, гостевой сервис, проводники, солдаты, рабочие и в самом низу каста неприкасаемых — «хвостовцы». В каждую касту (кроме обитателей 1-го класса) периодически набирают новых учеников взамен умерших… А весь порядок держится на якобы где-то сидящем в локомотиве «мистере Уилфорде», который якобы все это изобрел исключительно благодаря собственной гениальности, человеколюбию и прозорливости, и который возведен до статуса непререкаемого авторитета, полубога.
Тут мы видим первый и очень важный для понимания объективной реальности посыл: некоторые привычные стереотипы со временем трансформируются (при сохранении внешней атрибутики и названия) в нечто совершенно иное. В сериале это, конечно, проводники, представляющие из себя касту управленцев, рангом выше обычных солдат-охранников, а вовсе не вагонную обслугу. Очень интересно представлена оргпреступность: она базируется на группировке уборщиков. Главный местный мафиози признается одному из главных героев, что и до поезда он тоже был уборщиком в небоскребе. Правда, интересно? Правда, что-то напоминает?
Дальше будет еще интересней.
По ходу действия становится ясно, что «мистер Уилфорд» есть миф, этого человека давно на поезде нет, да и вообще он был совсем не гением-спасителем, поэтому поезд-ковчег у него угнала из-под носа одна деятельная мадам. Эта мадам теперь изображает из себя руководителя гостевого сервиса, этакого министра-администратора, кивая постоянно на несуществующего «мистера», озвучивая от его имени приказы и создавая голосовые сообщения. Она одна представляет себе реальное положение дел на поезде, что вынуждает ее порой быть жестокой и беспощадной.
Обитатели «хвоста» не знают, что она, рискуя собой, спасла поезд, устранив поломку с внешней стороны, где минус сто с лишним градусов и человек замерзает до состояния льда в минуты. Зато «хвостовцы» уверены, что их лучших представителей зверски казнили, заморозив в зловещих «ящиках», которые на самом деле являются последним шансом сохранить жизнь и человеческий генофонд, если эксперимент с поездом закончится плачевно. Ящики — жестокий, но необходимый эксперимент по возвращению к жизни замороженных в определенных условиях организмов, а не казнь, не метод репрессий, как большинство полагают.
Недосказанность, ложь, логические нестыковки со временем все равно вылезают наружу. Уже сделано много такого, что нельзя исправить, уже принесены жертвы, уже выяснилось, что они оказались напрасными. Отчаянье и ярость хвоста с одной стороны, крах иллюзий, полнейшее разочарование и потеря ориентиров верных служак «мистера Уилфорда» с другой, и заговор элит, решивших установить новые порядки, с третьей буквально разносят стройную систему жизнеобеспечения поезда в один миг. В лютой схватке всех со всеми нет однозначно светлых персонажей, зато есть однозначно темные — это элитарии из 1-го класса, гнусные избалованные вырожденцы-извращенцы, видящие в других людях только рабочих муравьев.
Герои-революционеры, сами того не понимая, расчищают дорогу для захвата власти диктатору, гораздо более жестокому и беспринципному, чем предыдущий блюститель общего порядка…
Впрочем, далее пересказывать сюжет не будем. Сказано более чем достаточно. Рекомендую от души сериал все-таки посмотреть, даже если после первых двух серий вам покажется, что «все понятно» и нечего терять время на всякую ерунду. Это, спешу вас заверить, не ерунда. Ой, как не ерунда. Только смотреть сериал надо с пониманием сказанного в начале этой заметки. В смысле считывать поднятые проблемы, узлы напряжения и конфликта, а не то, как там герои потом все красиво развяжут и перетянут заново.
Справедливой власти «для всех» не существует. Увы. Щепки будут лететь при любом способе лесозаготовок и кого-то обязательно придавит неудачно упавшим стволом. Очень грустно, когда данный факт помогает очередным историческим аферистам развалить устойчивую систему, пообещав, что вот при них точно будут абсолютно безопасные технологии, никому случайно по голове не прилетит, никого не задавит и никто не будет тихо ликвидирован бригадиром-мафиози, зато прямо на делянку привезут обед из ресторана и девочки будут в коротких юбочках танцевать.
Образ поезда тут, пожалуй, даже более подходит. Только идиот может верить, что слетевший на скорости с рельс состав потом можно будет собрать заново. Верить в гениальность «мистера Уилфорда» в этом смысле меньшая глупость и меньшее зло, особенно, если понимаешь — он лишь символ, дающий возможность поддерживать равновесие настоящим специалистам.
Хотите мистера Уилфорда в живую? Типа всех надули, типа извратили учение? Нет проблем. Он придет в следующем сезоне со вторым поездом. И мало никому не покажется даже на фоне событий первого сезона.