Почему Верещагин сжёг свою картину «Забытый»?
Когда в 1867 году молодой художник Василий Васильевич Верещагин получает приглашение генерал-губернатора Кауфмана стать при нём художником, то с радостью соглашается. Верещагина не устраивают надоевшие академические темы про седую античную древность, он хочет писать картины по современным сюжетам. Его привлекает также экзотический Туркестанский край, полный солнца и зноя, ярких и сочных красок, которых ему не хватало в туманном Петербурге.
Формально он становится прапорщиком, но по сути остается сугубо штатским человеком, который должен был делать путевые наброски и зарисовки, исполняя, по большому счёту, роль художника-историографа похода русской армии в Среднюю Азию.
Он прибывает в недавно завоёванный Самарканд в 1868 году. Власть России в этом краю была непрочной, поэтому шахризябские беки поднимают восстание, к которому присоединяются десятки тысяч найманов, каракалпаков и других племен, которые были недовольны колониальной политикой царских властей. Воспользовавшись тем, что значительная часть русских войск ушла из Самарканда вместе с Кауфманом, а также мятежом в самом городе, войско восставших вошло в город.
Силы были неравны. Против 660 русских выступило более 60 000 восставших. Гарнизон отступил в цитадель. Здесь молодой Верещагин берёт ружьё и участвует во всех отбитиях штурмов, вылазках и последующих городских боях. Он впервые видит ожесточённость схваток, когда противоборствующие стороны часто переходили в рукопашную, видит пожар города, который русские решают сжечь, чтобы не допустить скрытого передвижения восставших к цитадели. Наконец Кауфман выдвигается на помощь осаждённому гарнизону, и восставшие уходят из Самарканда.
За этот бой Василий Васильевич получил орден Святого Георгия 4-й степени и был отмечен в «Ежегоднике Русской армии на 1869 год»:
«Когда 3-го июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели».
Тем не менее, и во время Самаркандской осады и в последующих походах Верещагин не мог не отметить, что русская армия при всей мужественности солдат и офицеров — при том, что технически и организационно она превосходит феодальные армии эмиров и беков — эта самая русская армия несёт неоправданные потери по причине плохого руководства, того факта, что высшие военные чины пренебрегали своими прямыми военными обязанностями. В своих лучших полотнах, таких как «Окружили», «Преследуют», «Пусть войдут», он показывал далеко не парадную сторону войны, чем вызвал неудовольствие своего непосредственного командира и начальника Кауфмана.
В будущей серии, получившей название Туркестанской, выделялась картина «Забытый». Молодой солдат, судя по всему, убитый при отступлении русских войск, лежит под палящим солнцем в пустыне. Пока до него не добрались мародеры, так что ружьё и форма на нём. На пиршество слетелись птицы-падальщики. На заднем плане мы видим насыпной холм с крестом, очевидно, обозначающим приход русской армии в Туркестанский край. Но этот солдат не будет погребён, о его гибели, скорее всего, не узнают родные, и никто из начальства не ответит за эту ретираду.
Верещагина впоследствии часто попрекали тем, что он дорабатывал свою «Туркестанскую серию» в Мюнхене, а первую выставку провёл в Лондоне, в столице страны, с которой Россия вела знаменитую «войну теней» в Средней Азии. Верещагин на Родине подвергся опале за свои картины, и ему просто необходимо было, во-первых, спокойно закончить свою работу, во-вторых, получить признание в Европе, чтобы вынудить своё правительство разрешить ему всё же провести выставку в России.
И, действительно, расчёт сработал: царское правительство, боясь скандала (а к этому времени даже высший петербургский свет был будирован слухами о загадочном Верещагине, который произвёл фурор в Лондоне) разрешило ему провести выставку весной 1874 года.
Между тем царская пресса обрушилась на Верещагина. Началась самая настоящая травля. Сам император Александр II отметил своё неудовольствие «пасквилями» художника. Впоследствии он вызывал у императора просто ярость, потому что Верещагин как свидетель Русско-турецкой войны 1877–78 гг. не стеснялся в своих полотнах отражать в том числе и провалы русской стратегии и тактики, огромную пропасть между генералами и низшими чинами. Его пронзительная в своей правдивости картина «На Шипке всё спокойно» всколыхнула русское общество и, конечно, подлила масло в огонь дискуссии о будущем развитии русской армии. И вновь опальный художник был вынужден выставлять картины за рубежом. В письме к А. П. Боголюбову 21 декабря 1879 года император пишет:
«Читая каталог картинам Верещагина, а в особенности, тексты к ним, я не могу скрыть, что было противно читать всегдашние его тенденциозности, противные национальному самолюбию, и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек! Жаль, что это будут единственные картины в воспоминание славной войны 1877–78 гг., и это всё, что мы оставим нашему потомству».
Но это будет позднее, а пока к травле подключился сам Кауфман. Он устроил скандал прямо на выставке, утверждая, что сюжет картины «Забытый», который изображал русского солдата, брошенного при отступлении своими, был Верещагиным выдуман. Верещагин доказывал с яростью, что сюжет не выдуман, тогда Кауфман «срезал» Верещагина вопросом: «Так вы с натуры рисовали?» — «Разумеется, нет!» — «Ну вот, господа, как я и говорил!» — и Кауфман демонстративно повернулся к художнику спиной. Надо отдать должное, Верещагин ни до, ни после не позволял себе никаких оскорблений по отношению к своему начальнику. В воспоминаниях и письмах он описывал Кауфмана как храброго и честного офицера. Но это-то и вывело Верещагина из себя. Даже таких, как Кауфман, система заставляет идти против истины и травить тех, кто, как истинный патриот, пытается с помощью своего таланта указать на фатальные недостатки этой системы.
Произошло непоправимое. Верещагин сжигает картину «Забытый». Как вспоминал друг художника Владимир Стасов:
«Я помню, как в то самое утро Верещагин пришёл ко мне и рассказывал, что он только что сделал. На нём лица не было, он был бледен и трясся. На мой вопрос, зачем он это совершил, ответил, „что этим он дал плюху тем господам“. Выговаривать, жалеть, доказывать — было бы просто уже смешно. Я был поражён. Эти три картины были одни из самых капитальных, из самых мною обожаемых».
После этого художник серьёзно заболел. Только путешествия вернули ему вкус к жизни и творчеству. Он путешествует по Индии и Тибету, пишет прекрасные полотна, в том числе и обличающие британский колониализм в Индии. Но война не оставляет его. Как живописец он принимает участие в Русско-турецкой войне 1877–78 гг., получает ранение, а когда начинается Русско-японская война 1904–05 гг., не задумываясь едет в Порт-Артур. Здесь он погибает при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.
Картина «Забытый», уничтоженная Верещагиным, не была уничтожена для русской культуры. Она сохранилась в более чем 30 000 каталогов, выпущенных во время выставки. О ней говорили и спорили ещё десятки лет. Наконец, сам Мусоргский написал про забытого солдата балладу для фортепиано и голоса. Великое антивоенное произведение «Забытый» вошло в историю российской и мировой живописи.
Глеб Таргонский
2 комментария
Василий Васильевич Верещагин сжёг не одну картину, а несколько. В том числе он сжёг картину "У крепостной стены. Вошли", парную к картине "У крепостной стены. Пусть войдут". В каталоге большой (годовой) выставки в ГТГ есть описание истории сожжения картин из Туркестанской серии после выставки в Петербурге в 1874 году. Насколько помню (пишу по памяти) ещё была сожжена картина "Окружили, преследуют...".