logo Цифровая история

Почему Верещагин сжёг свою картину «Забытый»?

Когда ‎в‏ ‎1867 ‎году ‎молодой ‎художник ‎Василий‏ ‎Васильевич ‎Верещагин‏ ‎получает‏ ‎приглашение ‎генерал-губернатора ‎Кауфмана‏ ‎стать ‎при‏ ‎нём ‎художником, ‎то ‎с‏ ‎радостью‏ ‎соглашается. ‎Верещагина‏ ‎не ‎устраивают‏ ‎надоевшие ‎академические ‎темы ‎про ‎седую‏ ‎античную‏ ‎древность, ‎он‏ ‎хочет ‎писать‏ ‎картины ‎по ‎современным ‎сюжетам. ‎Его‏ ‎привлекает‏ ‎также‏ ‎экзотический ‎Туркестанский‏ ‎край, ‎полный‏ ‎солнца ‎и‏ ‎зноя,‏ ‎ярких ‎и‏ ‎сочных ‎красок, ‎которых ‎ему ‎не‏ ‎хватало ‎в‏ ‎туманном‏ ‎Петербурге.

Формально ‎он ‎становится‏ ‎прапорщиком, ‎но‏ ‎по ‎сути ‎остается ‎сугубо‏ ‎штатским‏ ‎человеком, ‎который‏ ‎должен ‎был‏ ‎делать ‎путевые ‎наброски ‎и ‎зарисовки,‏ ‎исполняя,‏ ‎по ‎большому‏ ‎счёту, ‎роль‏ ‎художника-историографа ‎похода ‎русской ‎армии ‎в‏ ‎Среднюю‏ ‎Азию.

Он‏ ‎прибывает ‎в‏ ‎недавно ‎завоёванный‏ ‎Самарканд ‎в‏ ‎1868‏ ‎году. ‎Власть‏ ‎России ‎в ‎этом ‎краю ‎была‏ ‎непрочной, ‎поэтому‏ ‎шахризябские‏ ‎беки ‎поднимают ‎восстание,‏ ‎к ‎которому‏ ‎присоединяются ‎десятки ‎тысяч ‎найманов,‏ ‎каракалпаков‏ ‎и ‎других‏ ‎племен, ‎которые‏ ‎были ‎недовольны ‎колониальной ‎политикой ‎царских‏ ‎властей.‏ ‎Воспользовавшись ‎тем,‏ ‎что ‎значительная‏ ‎часть ‎русских ‎войск ‎ушла ‎из‏ ‎Самарканда‏ ‎вместе‏ ‎с ‎Кауфманом,‏ ‎а ‎также‏ ‎мятежом ‎в‏ ‎самом‏ ‎городе, ‎войско‏ ‎восставших ‎вошло ‎в ‎город.

Силы ‎были‏ ‎неравны. ‎Против‏ ‎660‏ ‎русских ‎выступило ‎более‏ ‎60 ‎000‏ ‎восставших. ‎Гарнизон ‎отступил ‎в‏ ‎цитадель.‏ ‎Здесь ‎молодой‏ ‎Верещагин ‎берёт‏ ‎ружьё ‎и ‎участвует ‎во ‎всех‏ ‎отбитиях‏ ‎штурмов, ‎вылазках‏ ‎и ‎последующих‏ ‎городских ‎боях. ‎Он ‎впервые ‎видит‏ ‎ожесточённость‏ ‎схваток,‏ ‎когда ‎противоборствующие‏ ‎стороны ‎часто‏ ‎переходили ‎в‏ ‎рукопашную,‏ ‎видит ‎пожар‏ ‎города, ‎который ‎русские ‎решают ‎сжечь,‏ ‎чтобы ‎не‏ ‎допустить‏ ‎скрытого ‎передвижения ‎восставших‏ ‎к ‎цитадели.‏ ‎Наконец ‎Кауфман ‎выдвигается ‎на‏ ‎помощь‏ ‎осаждённому ‎гарнизону,‏ ‎и ‎восставшие‏ ‎уходят ‎из ‎Самарканда.

За ‎этот ‎бой‏ ‎Василий‏ ‎Васильевич ‎получил‏ ‎орден ‎Святого‏ ‎Георгия ‎4-й ‎степени ‎и ‎был‏ ‎отмечен‏ ‎в‏ ‎«Ежегоднике ‎Русской‏ ‎армии ‎на‏ ‎1869 ‎год»:

«Когда‏ ‎3-го‏ ‎июня ‎неприятель‏ ‎в ‎огромных ‎массах ‎приблизился ‎к‏ ‎воротам ‎и‏ ‎кинувшись‏ ‎на ‎орудия ‎успел‏ ‎уже ‎занять‏ ‎все ‎сакли, ‎прапорщик ‎Верещагин,‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎град‏ ‎камней ‎и‏ ‎убийственный ‎ружейный ‎огонь, ‎с ‎ружьём‏ ‎в‏ ‎руках ‎бросился‏ ‎и ‎своим‏ ‎геройским ‎примером ‎увлёк ‎храбрых ‎защитников‏ ‎цитадели».

Тем‏ ‎не‏ ‎менее, ‎и‏ ‎во ‎время‏ ‎Самаркандской ‎осады‏ ‎и‏ ‎в ‎последующих‏ ‎походах ‎Верещагин ‎не ‎мог ‎не‏ ‎отметить, ‎что‏ ‎русская‏ ‎армия ‎при ‎всей‏ ‎мужественности ‎солдат‏ ‎и ‎офицеров ‎— ‎при‏ ‎том,‏ ‎что ‎технически‏ ‎и ‎организационно‏ ‎она ‎превосходит ‎феодальные ‎армии ‎эмиров‏ ‎и‏ ‎беков ‎—‏ ‎эта ‎самая‏ ‎русская ‎армия ‎несёт ‎неоправданные ‎потери‏ ‎по‏ ‎причине‏ ‎плохого ‎руководства,‏ ‎того ‎факта,‏ ‎что ‎высшие‏ ‎военные‏ ‎чины ‎пренебрегали‏ ‎своими ‎прямыми ‎военными ‎обязанностями. ‎В‏ ‎своих ‎лучших‏ ‎полотнах,‏ ‎таких ‎как ‎«Окружили»,‏ ‎«Преследуют», ‎«Пусть‏ ‎войдут», ‎он ‎показывал ‎далеко‏ ‎не‏ ‎парадную ‎сторону‏ ‎войны, ‎чем‏ ‎вызвал ‎неудовольствие ‎своего ‎непосредственного ‎командира‏ ‎и‏ ‎начальника ‎Кауфмана.

В‏ ‎будущей ‎серии,‏ ‎получившей ‎название ‎Туркестанской, ‎выделялась ‎картина‏ ‎«Забытый».‏ ‎Молодой‏ ‎солдат, ‎судя‏ ‎по ‎всему,‏ ‎убитый ‎при‏ ‎отступлении‏ ‎русских ‎войск,‏ ‎лежит ‎под ‎палящим ‎солнцем ‎в‏ ‎пустыне. ‎Пока‏ ‎до‏ ‎него ‎не ‎добрались‏ ‎мародеры, ‎так‏ ‎что ‎ружьё ‎и ‎форма‏ ‎на‏ ‎нём. ‎На‏ ‎пиршество ‎слетелись‏ ‎птицы-падальщики. ‎На ‎заднем ‎плане ‎мы‏ ‎видим‏ ‎насыпной ‎холм‏ ‎с ‎крестом,‏ ‎очевидно, ‎обозначающим ‎приход ‎русской ‎армии‏ ‎в‏ ‎Туркестанский‏ ‎край. ‎Но‏ ‎этот ‎солдат‏ ‎не ‎будет‏ ‎погребён,‏ ‎о ‎его‏ ‎гибели, ‎скорее ‎всего, ‎не ‎узнают‏ ‎родные, ‎и‏ ‎никто‏ ‎из ‎начальства ‎не‏ ‎ответит ‎за‏ ‎эту ‎ретираду.

Верещагина ‎впоследствии ‎часто‏ ‎попрекали‏ ‎тем, ‎что‏ ‎он ‎дорабатывал‏ ‎свою ‎«Туркестанскую ‎серию» ‎в ‎Мюнхене,‏ ‎а‏ ‎первую ‎выставку‏ ‎провёл ‎в‏ ‎Лондоне, ‎в ‎столице ‎страны, ‎с‏ ‎которой‏ ‎Россия‏ ‎вела ‎знаменитую‏ ‎«войну ‎теней»‏ ‎в ‎Средней‏ ‎Азии.‏ ‎Верещагин ‎на‏ ‎Родине ‎подвергся ‎опале ‎за ‎свои‏ ‎картины, ‎и‏ ‎ему‏ ‎просто ‎необходимо ‎было,‏ ‎во-первых, ‎спокойно‏ ‎закончить ‎свою ‎работу, ‎во-вторых,‏ ‎получить‏ ‎признание ‎в‏ ‎Европе, ‎чтобы‏ ‎вынудить ‎своё ‎правительство ‎разрешить ‎ему‏ ‎всё‏ ‎же ‎провести‏ ‎выставку ‎в‏ ‎России.

И, ‎действительно, ‎расчёт ‎сработал: ‎царское‏ ‎правительство,‏ ‎боясь‏ ‎скандала ‎(а‏ ‎к ‎этому‏ ‎времени ‎даже‏ ‎высший‏ ‎петербургский ‎свет‏ ‎был ‎будирован ‎слухами ‎о ‎загадочном‏ ‎Верещагине, ‎который‏ ‎произвёл‏ ‎фурор ‎в ‎Лондоне)‏ ‎разрешило ‎ему‏ ‎провести ‎выставку ‎весной ‎1874‏ ‎года.

Между‏ ‎тем ‎царская‏ ‎пресса ‎обрушилась‏ ‎на ‎Верещагина. ‎Началась ‎самая ‎настоящая‏ ‎травля.‏ ‎Сам ‎император‏ ‎Александр ‎II‏ ‎отметил ‎своё ‎неудовольствие ‎«пасквилями» ‎художника.‏ ‎Впоследствии‏ ‎он‏ ‎вызывал ‎у‏ ‎императора ‎просто‏ ‎ярость, ‎потому‏ ‎что‏ ‎Верещагин ‎как‏ ‎свидетель ‎Русско-турецкой ‎войны ‎1877–78 ‎гг.‏ ‎не ‎стеснялся‏ ‎в‏ ‎своих ‎полотнах ‎отражать‏ ‎в ‎том‏ ‎числе ‎и ‎провалы ‎русской‏ ‎стратегии‏ ‎и ‎тактики,‏ ‎огромную ‎пропасть‏ ‎между ‎генералами ‎и ‎низшими ‎чинами.‏ ‎Его‏ ‎пронзительная ‎в‏ ‎своей ‎правдивости‏ ‎картина ‎«На ‎Шипке ‎всё ‎спокойно»‏ ‎всколыхнула‏ ‎русское‏ ‎общество ‎и,‏ ‎конечно, ‎подлила‏ ‎масло ‎в‏ ‎огонь‏ ‎дискуссии ‎о‏ ‎будущем ‎развитии ‎русской ‎армии. ‎И‏ ‎вновь ‎опальный‏ ‎художник‏ ‎был ‎вынужден ‎выставлять‏ ‎картины ‎за‏ ‎рубежом. ‎В ‎письме ‎к‏ ‎А.‏ ‎П. ‎Боголюбову‏ ‎21 ‎декабря‏ ‎1879 ‎года ‎император ‎пишет:

«Читая ‎каталог‏ ‎картинам‏ ‎Верещагина, ‎а‏ ‎в ‎особенности,‏ ‎тексты ‎к ‎ним, ‎я ‎не‏ ‎могу‏ ‎скрыть,‏ ‎что ‎было‏ ‎противно ‎читать‏ ‎всегдашние ‎его‏ ‎тенденциозности,‏ ‎противные ‎национальному‏ ‎самолюбию, ‎и ‎можно ‎по ‎ним‏ ‎заключить ‎одно:‏ ‎либо‏ ‎Верещагин ‎скотина, ‎или‏ ‎совершенно ‎помешанный‏ ‎человек! ‎Жаль, ‎что ‎это‏ ‎будут‏ ‎единственные ‎картины‏ ‎в ‎воспоминание‏ ‎славной ‎войны ‎1877–78 ‎гг., ‎и‏ ‎это‏ ‎всё, ‎что‏ ‎мы ‎оставим‏ ‎нашему ‎потомству».

Но ‎это ‎будет ‎позднее,‏ ‎а‏ ‎пока‏ ‎к ‎травле‏ ‎подключился ‎сам‏ ‎Кауфман. ‎Он‏ ‎устроил‏ ‎скандал ‎прямо‏ ‎на ‎выставке, ‎утверждая, ‎что ‎сюжет‏ ‎картины ‎«Забытый»,‏ ‎который‏ ‎изображал ‎русского ‎солдата,‏ ‎брошенного ‎при‏ ‎отступлении ‎своими, ‎был ‎Верещагиным‏ ‎выдуман.‏ ‎Верещагин ‎доказывал‏ ‎с ‎яростью,‏ ‎что ‎сюжет ‎не ‎выдуман, ‎тогда‏ ‎Кауфман‏ ‎«срезал» ‎Верещагина‏ ‎вопросом: ‎«Так‏ ‎вы ‎с ‎натуры ‎рисовали?» ‎—‏ ‎«Разумеется,‏ ‎нет!»‏ ‎— ‎«Ну‏ ‎вот, ‎господа,‏ ‎как ‎я‏ ‎и‏ ‎говорил!» ‎—‏ ‎и ‎Кауфман ‎демонстративно ‎повернулся ‎к‏ ‎художнику ‎спиной.‏ ‎Надо‏ ‎отдать ‎должное, ‎Верещагин‏ ‎ни ‎до,‏ ‎ни ‎после ‎не ‎позволял‏ ‎себе‏ ‎никаких ‎оскорблений‏ ‎по ‎отношению‏ ‎к ‎своему ‎начальнику. ‎В ‎воспоминаниях‏ ‎и‏ ‎письмах ‎он‏ ‎описывал ‎Кауфмана‏ ‎как ‎храброго ‎и ‎честного ‎офицера.‏ ‎Но‏ ‎это-то‏ ‎и ‎вывело‏ ‎Верещагина ‎из‏ ‎себя. ‎Даже‏ ‎таких,‏ ‎как ‎Кауфман,‏ ‎система ‎заставляет ‎идти ‎против ‎истины‏ ‎и ‎травить‏ ‎тех,‏ ‎кто, ‎как ‎истинный‏ ‎патриот, ‎пытается‏ ‎с ‎помощью ‎своего ‎таланта‏ ‎указать‏ ‎на ‎фатальные‏ ‎недостатки ‎этой‏ ‎системы.

Произошло ‎непоправимое. ‎Верещагин ‎сжигает ‎картину‏ ‎«Забытый».‏ ‎Как ‎вспоминал‏ ‎друг ‎художника‏ ‎Владимир ‎Стасов:

«Я ‎помню, ‎как ‎в‏ ‎то‏ ‎самое‏ ‎утро ‎Верещагин‏ ‎пришёл ‎ко‏ ‎мне ‎и‏ ‎рассказывал,‏ ‎что ‎он‏ ‎только ‎что ‎сделал. ‎На ‎нём‏ ‎лица ‎не‏ ‎было,‏ ‎он ‎был ‎бледен‏ ‎и ‎трясся.‏ ‎На ‎мой ‎вопрос, ‎зачем‏ ‎он‏ ‎это ‎совершил,‏ ‎ответил, ‎„что‏ ‎этим ‎он ‎дал ‎плюху ‎тем‏ ‎господам“.‏ ‎Выговаривать, ‎жалеть,‏ ‎доказывать ‎—‏ ‎было ‎бы ‎просто ‎уже ‎смешно.‏ ‎Я‏ ‎был‏ ‎поражён. ‎Эти‏ ‎три ‎картины‏ ‎были ‎одни‏ ‎из‏ ‎самых ‎капитальных,‏ ‎из ‎самых ‎мною ‎обожаемых».

После ‎этого‏ ‎художник ‎серьёзно‏ ‎заболел.‏ ‎Только ‎путешествия ‎вернули‏ ‎ему ‎вкус‏ ‎к ‎жизни ‎и ‎творчеству.‏ ‎Он‏ ‎путешествует ‎по‏ ‎Индии ‎и‏ ‎Тибету, ‎пишет ‎прекрасные ‎полотна, ‎в‏ ‎том‏ ‎числе ‎и‏ ‎обличающие ‎британский‏ ‎колониализм ‎в ‎Индии. ‎Но ‎война‏ ‎не‏ ‎оставляет‏ ‎его. ‎Как‏ ‎живописец ‎он‏ ‎принимает ‎участие‏ ‎в‏ ‎Русско-турецкой ‎войне‏ ‎1877–78 ‎гг., ‎получает ‎ранение, ‎а‏ ‎когда ‎начинается‏ ‎Русско-японская‏ ‎война ‎1904–05 ‎гг.,‏ ‎не ‎задумываясь‏ ‎едет ‎в ‎Порт-Артур. ‎Здесь‏ ‎он‏ ‎погибает ‎при‏ ‎подрыве ‎на‏ ‎мине ‎броненосца ‎«Петропавловск» ‎вместе ‎с‏ ‎адмиралом‏ ‎Макаровым.

Картина ‎«Забытый»,‏ ‎уничтоженная ‎Верещагиным,‏ ‎не ‎была ‎уничтожена ‎для ‎русской‏ ‎культуры.‏ ‎Она‏ ‎сохранилась ‎в‏ ‎более ‎чем‏ ‎30 ‎000‏ ‎каталогов,‏ ‎выпущенных ‎во‏ ‎время ‎выставки. ‎О ‎ней ‎говорили‏ ‎и ‎спорили‏ ‎ещё‏ ‎десятки ‎лет. ‎Наконец,‏ ‎сам ‎Мусоргский‏ ‎написал ‎про ‎забытого ‎солдата‏ ‎балладу‏ ‎для ‎фортепиано‏ ‎и ‎голоса.‏ ‎Великое ‎антивоенное ‎произведение ‎«Забытый» ‎вошло‏ ‎в‏ ‎историю ‎российской‏ ‎и ‎мировой‏ ‎живописи.

Глеб ‎Таргонский

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
2 комментария

Комментарий удален. Восстановить?
12
avatar
Уровень внутри проекта
12
Уровень на sponsr.ru
12
Иван Баки-Бородов 2 года назад
NFT хотел сделать, вот и сжёг)
Комментарий удален. Восстановить?
2
avatar
Уровень внутри проекта
2
Уровень на sponsr.ru
11
AlexeyTuzh 2 года назад
Глеб, добрый день!
Василий Васильевич Верещагин сжёг не одну картину, а несколько. В том числе он сжёг картину "У крепостной стены. Вошли", парную к картине "У крепостной стены. Пусть войдут". В каталоге большой (годовой) выставки в ГТГ есть описание истории сожжения картин из Туркестанской серии после выставки в Петербурге в 1874 году. Насколько помню (пишу по памяти) ещё была сожжена картина "Окружили, преследуют...".

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048