logo
278
читателей

Цифровая история  Цифровая история — проект, который создаётся при поддержке зрителей. На сервисе Sponsr можно выбрать посильную для вас сумму разового или ежемесячного платежа. Благодаря вашей подписке мы имеем возможность готовить материалы и выпускать видеоролики.

О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Мы рассказываем о важных, интересных и поразительных эпизодах отечественной и всемирной истории, приглашаем к себе профессиональных учёных и узнаём истинные причины исторических процессов. Почему в 1917 году власть взяли именно большевики и Владимир Ленин? Кем стал Сталин для нашей страны? Что готовили нацисты для советского народа во время Великой Отечественной войны? Как умудрилась немка Екатерина II прийти к власти и превратить Россию в одно из величайших государств своего времени? Чем был хорош и плох флот Петра Великого? Об этих и других сюжетах рассказываем не только ярко, эмоционально и интересно, но и с научной академичностью и любовью к истории.
Лучший способ помочь «Цифровой истории» — это лайк, репост и финансовая поддержка. Становясь нашим спонсором, вы помогаете распространять самые актуальные исторические знания. Спасибо за сопричастность историческому просвещению!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Единовременный платёж означает разовое безвозмездное пожертвование указанной вами суммы.

Помочь проекту
Уровень 1 500₽ месяц 5 100₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Цифровая история

«Цифровая история» — проект, который создаётся при поддержке зрителей. Подписываясь на этот уровень, вы получаете доступ ко всем текстовым материалам + ранний доступ (за 1-2 дня) к некоторым видео с нашего официального канала. Спасибо за сопричастность историческому просвещению!

Оформить подписку
Уровень 2 750₽ месяц 7 650₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Цифровая история

«Цифровая история» — проект, который создаётся при поддержке зрителей. Подписываясь на этот уровень, вы получаете доступ ко всем текстовым материалам + ранний доступ (за 1-2 дня) к некоторым видео с нашего официального канала. Спасибо за сопричастность историческому просвещению!

Оформить подписку
Уровень 3 1 500₽ месяц 15 300₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Цифровая история

«Цифровая история» — проект, который создаётся при поддержке зрителей. Подписываясь на этот уровень, вы получаете доступ ко всем текстовым материалам + ранний доступ (за 1-2 дня) к некоторым видео с нашего официального канала. Спасибо за сопричастность историческому просвещению!

Оформить подписку
Уровень 4 5 000₽ месяц 51 000₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Цифровая история

«Цифровая история» — проект, который создаётся при поддержке зрителей. Подписываясь на этот уровень, вы получаете доступ ко всем текстовым материалам + ранний доступ (за 1-2 дня) к некоторым видео с нашего официального канала. Спасибо за сопричастность историческому просвещению!

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
278 читателей
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 2+ мин
logo Цифровая история

Святой Ипатий и игры в Халкедоне

Житие ‎святого‏ ‎Ипатия ‎Вифинского ‎рассказывает ‎об ‎интересном‏ ‎эпизоде ‎истории‏ ‎Восточной‏ ‎Римской ‎империи ‎–‏ ‎о, ‎возможно,‏ ‎последней ‎попытке ‎введения ‎нового‏ ‎спортивного‏ ‎фестиваля.

В ‎IV-V‏ ‎веках ‎в‏ ‎греческих ‎городах ‎еще ‎шли ‎спортивные‏ ‎игры.‏ ‎В ‎христианской‏ ‎империи ‎они‏ ‎окончательно ‎стали ‎светскими ‎зрелищами, ‎лишенными‏ ‎элементов‏ ‎языческих‏ ‎священнодействий. ‎Но‏ ‎постепенно ‎спортивные‏ ‎состязания ‎закрывались,‏ ‎а‏ ‎на ‎смену‏ ‎им ‎приходили ‎цирковые ‎игры.

В ‎IV‏ ‎веке ‎н.э.‏ ‎в‏ ‎Халкедоне ‎проходили ‎свои‏ ‎спортивные ‎игры,‏ ‎носившие ‎название ‎Пифийских. ‎Множество‏ ‎локальных‏ ‎фестивалей ‎брали‏ ‎громкие ‎имена‏ ‎общегреческих ‎Олимпийских ‎и ‎Пифийских ‎игр,‏ ‎заимствуя‏ ‎их ‎программу.‏ ‎К ‎начале‏ ‎V ‎века ‎Пифийские ‎игры ‎в‏ ‎Халкедоне‏ ‎прекратились.

Имперский‏ ‎чиновник ‎Леонтий,‏ ‎занимавший ‎пост‏ ‎городского ‎префекта,‏ ‎задумал‏ ‎возродить ‎спортивные‏ ‎игры ‎в ‎Халкедоне ‎около ‎435‏ ‎года. ‎Сам‏ ‎организатор‏ ‎позиционировал ‎их ‎как‏ ‎возрождение ‎уже‏ ‎существовавших ‎в ‎городе ‎игр.‏ ‎Проводившиеся‏ ‎ранее ‎игры‏ ‎носили ‎имя‏ ‎Пифийских, ‎но ‎организатор ‎предпочел ‎дать‏ ‎возрожденным‏ ‎состязанием ‎более‏ ‎громкое ‎имя‏ ‎– ‎Олимпийские. ‎

Неизвестно, ‎какого ‎мнения‏ ‎придерживался‏ ‎об‏ ‎играх ‎епископ‏ ‎города ‎Евлалий,‏ ‎но ‎он‏ ‎дал‏ ‎согласие ‎на‏ ‎их ‎проведение. ‎Группа ‎монахов ‎из‏ ‎монастыря ‎неподалеку,‏ ‎в‏ ‎числе ‎которых ‎был‏ ‎Ипатий, ‎отправилась‏ ‎в ‎Халкедон ‎выразить ‎протест.‏ ‎

Ипатий‏ ‎потребовал ‎от‏ ‎Евлалия ‎запретить‏ ‎игры. ‎Епископ ‎заявил, ‎что ‎не‏ ‎дело‏ ‎монаха ‎вмешиваться‏ ‎в ‎мирские‏ ‎дела. ‎Монахи ‎во ‎главе ‎с‏ ‎Ипатием‏ ‎не‏ ‎успокоились. ‎Они‏ ‎готовы ‎были‏ ‎идти ‎к‏ ‎префекту‏ ‎и ‎надавить‏ ‎на ‎него. ‎Монахи ‎опасались, ‎что‏ ‎в ‎случае‏ ‎проведения‏ ‎игр ‎толпа ‎по‏ ‎невежеству ‎начнет‏ ‎поклоняться ‎идолам. ‎

Автор ‎жития‏ ‎Ипатия‏ ‎прямо ‎пишет,‏ ‎что ‎монах‏ ‎не ‎знал, ‎что ‎такое ‎Олимпийские‏ ‎игры‏ ‎и ‎в‏ ‎чем ‎заключается‏ ‎их ‎зло. ‎Но ‎некто ‎Евсевий,‏ ‎мнение‏ ‎которого‏ ‎он ‎ценил,‏ ‎рассказал ‎монаху‏ ‎в ‎письме,‏ ‎что‏ ‎игры ‎это‏ ‎«праздник ‎Сатаны», ‎«идолопоклонство» ‎и ‎«скользкая‏ ‎дорожка ‎погибели‏ ‎для‏ ‎христиан». ‎

Выйдя ‎от‏ ‎епископа, ‎Ипатий‏ ‎собрал ‎местных ‎архимандритов ‎и‏ ‎призвал‏ ‎их ‎сражаться‏ ‎вместе ‎с‏ ‎ним. ‎Опасаясь ‎встречи ‎с ‎монахом,‏ ‎префект‏ ‎Леонтий ‎предпочел‏ ‎сказаться ‎больным‏ ‎и ‎уехал ‎в ‎Константинополь. ‎Епископ‏ ‎Евлалий‏ ‎сдался‏ ‎и ‎приветствовал‏ ‎Ипатия ‎как‏ ‎отца. ‎Конфликт‏ ‎закончился,‏ ‎а ‎Халкедонские‏ ‎игры ‎были ‎отменены.

Автор ‎- ‎Николай‏ ‎Разумов

Смотреть: 4+ мин
logo Цифровая история

Невзоров, Достоевский и письмо Страхова/Егор Яковлев

На прошедшем в Твери фестивале Егор Яковлев выступил с докладом «Кто пустил слухи о разврате Достоевского»? Это видео можно посмотреть на нашем канале. Специально для наших подписчиков на http://Sponsr.ru публикуем фрагменты, не вошедшие в выступление. В связи с блокировкой со стороны YouTube трансляция фестиваля не сохранилась. Благодаря сделанной нами записи делимся самыми интересными историями двенадцатой «Цифровой истории».

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Цифровая история

На связи "Цифровая история"

Друзья!

Мы ‎восстанавливаем‏ ‎силы ‎после ‎тверского ‎фестиваля. ‎Уже‏ ‎скоро ‎начнем‏ ‎выкладывать‏ ‎на ‎спонсор.ру ‎новые‏ ‎материалы ‎и‏ ‎радовать ‎вас ‎эксклюзивными ‎видео.

Спасибо,‏ ‎что‏ ‎вы ‎с‏ ‎нами! ‎Остаёмся‏ ‎на ‎связи!

Смотреть: 1 час 1+ мин
logo Цифровая история

Сталин и Гражданская война/Илья Ратьковский и Егор Яковлев

На прошедшем в октябре форуме «Цифровая история: диалоги» Илья Ратьковский рассказал о деятельности Иосифа Сталина в период Гражданской войны, его отношениях с Троцким и обороне Царицына.

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Раньше, чем на канале "Цифровая история"! Публикуем выступление Ильи Ратьковского о Сталине в период Гражданской войны.

Смотреть: 1 час 18+ мин
logo Цифровая история

Кардинал Ришелье: мастерство стратега/Борис Кипнис и Егор Яковлев

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Очередная серия цикла «История военного искусства» - специально для наших подписчиков.

Смотреть: 1 час 12+ мин
logo Цифровая история

Цензура в вермахте: письма с восточного фронта/Ксения Чепикова и Егор Яковлев

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Специально для наших подписчиков - ранний доступ к очередной беседе Ксении Чепиковой и Егора Яковлева.

Смотреть: 1 час 5+ мин
logo Цифровая история

Часть 3. Великие полководцы: ошибки и успехи/Борис Кипнис и Егор Яковлев

Публикуем ‎в‏ ‎открытом ‎доступе ‎серию ‎из ‎цикла‏ ‎«История ‎военного‏ ‎искусства»,‏ ‎созданного ‎специально ‎для‏ ‎платформы ‎http://Sponsr.ru. Посмотреть‏ ‎предыдущие ‎серии, ‎где ‎Борис‏ ‎Григорьевич‏ ‎рассказывает ‎о‏ ‎великих ‎военных‏ ‎кампаниях, ‎и ‎узнать, ‎что ‎наш‏ ‎эксперт‏ ‎приготовил ‎в‏ ‎будущих ‎выпусках,‏ ‎можно ‎оформив ‎любой ‎из ‎уровней‏ ‎поддержки.


Читать: 2+ мин
logo Цифровая история

Элевтерии: спортивные игры Фессалии

В ‎Эллинистическую‏ ‎эпоху ‎многие ‎греческие ‎полисы ‎учреждали‏ ‎свои ‎атлетические‏ ‎игры.‏ ‎Фестиваль ‎в ‎городе‏ ‎Лариса ‎получил‏ ‎название ‎Элевтерии ‎(Игры ‎в‏ ‎честь‏ ‎свободы). ‎В‏ ‎начале ‎II‏ ‎века ‎до ‎н.э. ‎Фессалия ‎оставалась‏ ‎под‏ ‎властью

царя ‎Македонии‏ ‎Филиппа ‎V.‏ ‎В ‎196 ‎году ‎до ‎н.э.‏ ‎после‏ ‎поражения‏ ‎от ‎римлян‏ ‎царь ‎Филипп‏ ‎вынужден ‎был‏ ‎признать‏ ‎независимость ‎фессалийцев.‏ ‎Жители ‎Ларисы ‎отпраздновали ‎освобождение ‎основанием‏ ‎храма ‎в‏ ‎честь‏ ‎Зевса ‎Освободителя ‎и‏ ‎учреждением ‎игр.

Элевтерии‏ ‎проходили ‎раз ‎в ‎четыре‏ ‎года.‏ ‎Главным ‎распорядителем‏ ‎игр ‎был‏ ‎стратег ‎Фессалийского ‎союза. ‎Спортивная ‎программа‏ ‎была‏ ‎привычной ‎для‏ ‎греческих ‎игр.‏ ‎Состязания ‎по ‎бегу ‎включали ‎бег‏ ‎на‏ ‎стадий,‏ ‎на ‎10‏ ‎стадиев ‎и‏ ‎бег ‎в‏ ‎доспехах‏ ‎(гоплитодром). ‎В‏ ‎программу ‎входил ‎пентатлон, ‎состоявший ‎из‏ ‎бега, ‎прыжков‏ ‎длину,‏ ‎метания ‎копья ‎и‏ ‎диска, ‎борьбы.‏ ‎Был ‎на ‎Элевтериях ‎и‏ ‎знаменитый‏ ‎панкратион, ‎смесь‏ ‎кулачного ‎боя‏ ‎и ‎борьбы. ‎Участники ‎состязаний ‎делились‏ ‎на‏ ‎три ‎возрастные‏ ‎группы ‎–‏ ‎подростки, ‎юноши, ‎взрослые. ‎

Фессалия ‎была‏ ‎страной‏ ‎коневодов‏ ‎и ‎всадников.‏ ‎Поэтому ‎Элевтерии‏ ‎не ‎обходились‏ ‎без‏ ‎конных ‎состязаний.‏ ‎Разные ‎номинации ‎были ‎для ‎колесниц,‏ ‎запряженных ‎конями‏ ‎и‏ ‎жеребятами. ‎Были ‎гонки‏ ‎с ‎участием‏ ‎колесниц, ‎запряженных ‎двумя ‎и‏ ‎четырьмя‏ ‎животными. ‎

Уникальными‏ ‎для ‎Ларисы‏ ‎были ‎конная ‎скачка ‎с ‎факелами‏ ‎и‏ ‎афипподром. ‎Во‏ ‎время ‎последнего‏ ‎участник ‎должен ‎был ‎часть ‎дистанции‏ ‎скакать‏ ‎верхом,‏ ‎а ‎часть‏ ‎– ‎бежать‏ ‎рядом ‎с‏ ‎лошадью.‏ ‎На ‎монетах‏ ‎Ларисы ‎изображали ‎участников ‎этого ‎состязания.‏ ‎Уникальной ‎для‏ ‎Ларисы‏ ‎была ‎тавротерия. ‎Это‏ ‎состязание, ‎во‏ ‎время ‎которого ‎атлет ‎должен‏ ‎был‏ ‎верхом ‎догнать‏ ‎быка, ‎перепрыгнуть‏ ‎на ‎его ‎спину ‎и ‎повалить.‏ ‎Афипподром‏ ‎и ‎тавротерия‏ ‎были ‎давней‏ ‎традицией ‎фессалийцев ‎– ‎они ‎фиксируются‏ ‎в‏ ‎источниках‏ ‎V ‎и‏ ‎IV ‎веков‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎

Некоторые‏ ‎греческие ‎игры‏ ‎кроме ‎спортивных ‎состязаний ‎включали ‎еще‏ ‎и ‎«мусические».‏ ‎В‏ ‎их ‎числе ‎были‏ ‎и ‎Элевтерии.‏ ‎Они ‎включали ‎конкурсы ‎для‏ ‎флейтистов‏ ‎и ‎кифаредов,‏ ‎а ‎также‏ ‎трубачей ‎и ‎глашатаев. ‎Трубачи ‎и‏ ‎глашатаи‏ ‎соревновались, ‎чья‏ ‎труба ‎или‏ ‎голос ‎будут ‎сильнее. ‎Победители ‎получали‏ ‎право‏ ‎объявлять‏ ‎имена ‎атлетов‏ ‎и ‎играть‏ ‎на ‎трубе‏ ‎во‏ ‎время ‎состязаний.

К‏ ‎Элевтериям ‎допускались ‎атлеты ‎всего ‎греческого‏ ‎мира. ‎Надписи‏ ‎фиксируют‏ ‎имена ‎победителей ‎из‏ ‎Беотии, ‎Малой‏ ‎Азии, ‎Сицилии, ‎островов ‎Эгеиды.‏ ‎Большинство‏ ‎победителей ‎были‏ ‎гражданами ‎Ларисы,‏ ‎многие ‎– ‎из ‎остальной ‎Фессалии.‏ ‎

Элевтерии‏ ‎продолжали ‎проходить,‏ ‎когда ‎Фессалия‏ ‎стала ‎частью ‎Римской ‎империи. ‎Точное‏ ‎время‏ ‎прекращения‏ ‎игр ‎неизвестно.‏ ‎

Николай ‎Разумов




Смотреть: 58+ мин
logo Цифровая история

Часть 2. Великие военные кампании. Продолжение/Борис Кипнис

Публикуем очередную серию цикла «История военного искусства». В этот раз Борис Григорьевич рассказывает, что лежит в основе войн, благодаря чему в них одерживаются победы и какая составляющая военного искусства на самом деле главная.

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Продолжение цикла «История военного искусства», созданного специально для http://Sponsr.ru

Смотреть: 5+ мин
logo Цифровая история

Топ-3 великих противостояний/Александр Филюшкин

Специально для наших подписчиков публикуем интервью, которое Александр Филюшкин дал Ксении Чепиковой после своего выступления на московском фестивале.

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Эксклюзивное интервью Александра Филюшкина на московском фестивале "Цифровая история"

Смотреть: 54+ мин
logo Цифровая история

Часть 1. Великие военные кампании/Борис Кипнис

Как и обещали, начинаем новый цикл "История военного искусства" специально для наших подписчиков. В первой серии Борис Григорьевич рассказывает о природе войны, знаменитых кампаниях и причинах побед и неудач великих полководцев.

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Специально для наших подписчиков - первая серия авторского цикла Бориса Кипниса "История военного искусства"

Читать: 4+ мин
logo Цифровая история

Пифийские игры

Пифийские ‎игры,‏ ‎проходившие ‎в ‎Дельфах, ‎были ‎вторыми‏ ‎по ‎значимости‏ ‎среди‏ ‎общегреческих ‎спортивных ‎состязаний.‏ ‎Их ‎престиж‏ ‎уступал ‎играм ‎в ‎Олимпии,‏ ‎но‏ ‎был ‎намного‏ ‎выше, ‎чем‏ ‎у ‎Истмийских ‎и ‎Немейских ‎игр,‏ ‎не‏ ‎говоря ‎про‏ ‎локальные ‎состязания‏ ‎в ‎других ‎полисах. ‎

Пифийские ‎игры‏ ‎были‏ ‎связаны‏ ‎с ‎культом‏ ‎покровителя ‎искусств‏ ‎Аполлона. ‎Призом‏ ‎на‏ ‎них ‎был‏ ‎лавровый ‎венок. ‎По ‎легенде, ‎нимфа‏ ‎Дафна, ‎убегавшая‏ ‎от‏ ‎Аполлона, ‎была ‎превращена‏ ‎в ‎лавровое‏ ‎дерево. ‎Лавровые ‎листья ‎для‏ ‎венка‏ ‎победителя ‎игр‏ ‎в ‎Дельфах‏ ‎должны ‎были ‎быть ‎срезаны ‎с‏ ‎того‏ ‎самого ‎дерева‏ ‎в ‎Темпейском‏ ‎ущелье ‎под ‎горой ‎Олимп, ‎в‏ ‎которое,‏ ‎якобы,‏ ‎и ‎была‏ ‎превращена ‎несчастная‏ ‎нимфа. ‎

Происхождение‏ ‎Пифийских‏ ‎игр ‎теряется‏ ‎в ‎глубине ‎веков. ‎Согласно ‎«Описанию‏ ‎Эллады» ‎Павсания,‏ ‎изначально‏ ‎Пифийские ‎игры ‎были‏ ‎состязанием ‎только‏ ‎музыкантов. ‎

С ‎586 ‎года‏ ‎до‏ ‎н.э. ‎организатором‏ ‎игр ‎стала‏ ‎Священная ‎Амфиктиония, ‎союз ‎двенадцати ‎греческих‏ ‎полисов‏ ‎и ‎племен.‏ ‎С ‎того‏ ‎же ‎года ‎к ‎музыкальным ‎конкурсам‏ ‎добавили‏ ‎атлетические.‏ ‎Постепенно, ‎большая‏ ‎часть ‎работы‏ ‎по ‎организации‏ ‎игр‏ ‎снова ‎отошла‏ ‎Дельфам, ‎на ‎территории ‎которых ‎они‏ ‎и ‎проходили.‏ ‎В‏ ‎древности ‎у ‎игр‏ ‎были ‎денежные‏ ‎призы, ‎но ‎с ‎582‏ ‎года‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎призами ‎стали‏ ‎венок ‎и ‎слава.

Пифийские ‎игры ‎проводились‏ ‎раз‏ ‎в ‎четыре‏ ‎года, ‎летом,‏ ‎через ‎два ‎года ‎после ‎игр‏ ‎в‏ ‎Олимпии.‏ ‎Программа ‎Пифийских‏ ‎игр ‎включала‏ ‎бег ‎на‏ ‎стадий‏ ‎и ‎два,‏ ‎пятиборье, ‎кулачный ‎бой, ‎гоплитодром ‎(бег‏ ‎в ‎доспехах),‏ ‎панкратион.‏ ‎Конные ‎состязания ‎были‏ ‎представлены ‎бегом‏ ‎колесницы ‎с ‎двумя ‎конями,‏ ‎а‏ ‎позже ‎–‏ ‎и ‎четырьмя.

Главным‏ ‎отличием ‎Пифийских ‎игр ‎от ‎состязаний‏ ‎в‏ ‎Олимпии ‎было‏ ‎наличие ‎музыкальных‏ ‎состязаний. ‎На ‎самом ‎главном ‎из‏ ‎них‏ ‎выступали‏ ‎певцы, ‎аккомпанирующие‏ ‎себе ‎на‏ ‎кифарах. ‎

Другим‏ ‎музыкальным‏ ‎состязанием ‎было‏ ‎выступление ‎музыкантов, ‎играющих ‎на ‎авлосах‏ ‎(флейтах). ‎Победитель‏ ‎конкурса‏ ‎флейтистов ‎получал ‎дополнительную‏ ‎награду ‎–‏ ‎право ‎играть ‎на ‎своем‏ ‎инструменте‏ ‎во ‎время‏ ‎конкурса ‎по‏ ‎прыжкам ‎в ‎длину ‎в ‎Олимпии.‏ ‎Музыкант‏ ‎Пифокрит ‎Сикионский‏ ‎шесть ‎раз‏ ‎выигрывал ‎конкурс ‎флейтистов ‎в ‎VI‏ ‎веке‏ ‎до‏ ‎н.э. ‎и‏ ‎шесть ‎раз‏ ‎играл ‎на‏ ‎Олимпийских‏ ‎играх.

В ‎558‏ ‎году ‎до ‎н.э. ‎в ‎программу‏ ‎Пифийских ‎игр‏ ‎добавили‏ ‎конкурс ‎музыкантов-кифаредов ‎(без‏ ‎пения). ‎Еще‏ ‎позже ‎добавились ‎состязания ‎для‏ ‎трагических‏ ‎актеров. ‎Судя‏ ‎по ‎скупым‏ ‎свидетельствам, ‎Пифийские ‎игры ‎включали ‎как‏ ‎постановки‏ ‎трагедий, ‎так‏ ‎и ‎декламации‏ ‎актерами ‎отрывков ‎из ‎знаменитых ‎пьес.‏ ‎С‏ ‎середины‏ ‎V ‎века‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎фестиваль ‎в‏ ‎Дельфах‏ ‎пополнился ‎также‏ ‎конкурсом ‎художников. ‎

В ‎Дельфах ‎сохранилось‏ ‎много ‎скульптур‏ ‎атлетов.‏ ‎Одна ‎из ‎самых‏ ‎известных ‎статуй‏ ‎называется ‎«Дельфийский ‎возничий». ‎Это‏ ‎уцелевший‏ ‎фрагмент ‎скульптурной‏ ‎группы, ‎включавшей‏ ‎колесницу, ‎лошадей ‎и ‎мальчиков-слуг. ‎Другая‏ ‎сохранившаяся‏ ‎скульптурная ‎группа‏ ‎– ‎статуи‏ ‎братьев-атлетов ‎Агиада, ‎Агелая ‎и ‎Телемаха,‏ ‎посвященные‏ ‎храму‏ ‎потомком ‎одного‏ ‎из ‎них.‏ ‎

В ‎Эллинистическую‏ ‎эпоху‏ ‎во ‎многих‏ ‎полисах ‎стали ‎основывать ‎свои ‎игры.‏ ‎Некоторые ‎из‏ ‎них‏ ‎получили ‎название ‎«изопифийских»,‏ ‎потому ‎что‏ ‎заимствовали ‎программу ‎Пифийского ‎фестиваля.‏ ‎Например,‏ ‎проводившиеся ‎в‏ ‎тех ‎же‏ ‎Дельфах ‎Сотерии ‎в ‎честь ‎победы‏ ‎Этолийского‏ ‎союза ‎над‏ ‎галлами,  ‎включали‏ ‎«мусическую» ‎программу ‎Пифийских ‎игр ‎и‏ ‎атлетическую‏ ‎–‏ ‎Немейских. ‎

В‏ ‎римскую ‎эпоху‏ ‎заимствования ‎продолжались.‏ ‎Другие‏ ‎полисы, ‎входившие‏ ‎в ‎империю, ‎основывали ‎свои ‎«Пифийские‏ ‎игры», ‎использовавшие‏ ‎программу‏ ‎игр ‎в ‎Дельфах.‏ ‎Например, ‎так‏ ‎назывались ‎игры ‎в ‎сирийской‏ ‎Лаодикее.‏ ‎

В ‎римскую‏ ‎эпоху ‎Пифийские‏ ‎игры ‎сохраняли ‎свой ‎статус ‎вторых‏ ‎по‏ ‎значимости ‎состязаний.‏ ‎За ‎счет‏ ‎того, ‎что ‎Дельфы ‎организовывали ‎эти‏ ‎игры,‏ ‎полис‏ ‎был ‎освобожден‏ ‎от ‎выплат‏ ‎для ‎организации‏ ‎игр‏ ‎в ‎Коринфе,‏ ‎столице ‎провинции ‎Ахайя. ‎

В ‎424‏ ‎году ‎н.э.‏ ‎жители‏ ‎Дельф ‎подали ‎императору‏ ‎жалобу. ‎Они‏ ‎писали, ‎что ‎выплаты ‎для‏ ‎организации‏ ‎игр ‎в‏ ‎Константинополе ‎легли‏ ‎тяжким ‎бременем ‎для ‎казны ‎их‏ ‎полиса,‏ ‎у ‎которого‏ ‎остается ‎мало‏ ‎средств ‎для ‎собственной ‎литургии ‎(этим‏ ‎словом‏ ‎называли‏ ‎общественную ‎повинность).‏ ‎Под ‎литургией‏ ‎из ‎жалобы‏ ‎подразумевают‏ ‎Пифийские ‎игры.‏ ‎

Император ‎удовлетворил ‎просьбу ‎граждан ‎Дельф.‏ ‎Его ‎решение‏ ‎ненадолго‏ ‎продлило ‎жизнь ‎Пифийским‏ ‎играм. ‎Данные‏ ‎раскопок ‎показывают, ‎что ‎в‏ ‎том‏ ‎же ‎V‏ ‎веке ‎н.э.‏ ‎вход ‎на ‎стадион ‎был ‎сужен,‏ ‎чтобы‏ ‎его ‎можно‏ ‎было ‎легко‏ ‎закрыть ‎и ‎использовать ‎как ‎пастбище.‏ ‎Во‏ ‎второй‏ ‎или ‎третьей‏ ‎четверти ‎V‏ ‎века ‎н.э.‏ ‎Пифийские‏ ‎игры ‎стали‏ ‎историей. ‎

 Автор ‎- ‎Николай ‎Разумов

Читать: 1+ мин
logo Цифровая история

Закулисье "Цифровой истории"

Прямо ‎сейчас‏ ‎идёт ‎запись ‎нового ‎цикла ‎лекций‏ ‎специально ‎для‏ ‎подписчиков‏ ‎http://sponsr.ru

Следите ‎за ‎нашими‏ ‎анонсами, ‎друзья!


Читать: 4+ мин
logo Цифровая история

Истмийские игры

В ‎VI‏ ‎веке ‎до ‎н.э. ‎в ‎Греции‏ ‎сложился ‎цикл‏ ‎из‏ ‎четырех ‎общегреческих ‎спортивных‏ ‎фестивалей. ‎Он‏ ‎включал ‎проходящие ‎раз ‎в‏ ‎четыре‏ ‎года ‎Олимпийские‏ ‎и ‎Пифийские‏ ‎игры ‎и ‎проходящие ‎раз ‎в‏ ‎два‏ ‎года ‎Немейские‏ ‎и ‎Истмийские.‏ ‎

Истмийские ‎игры ‎проходили ‎близ ‎святилища‏ ‎Посейдона‏ ‎на‏ ‎восточной ‎части‏ ‎Истмийского ‎перешейка,‏ ‎отделявшего ‎Пелопоннес‏ ‎от‏ ‎остальной ‎Греции.‏ ‎Святилище ‎принадлежало ‎полису ‎Коринф, ‎который‏ ‎и ‎организовывал‏ ‎состязания.

По‏ ‎легенде ‎царица ‎Ино‏ ‎с ‎сыном‏ ‎Меликертом ‎в ‎приступе ‎безумия‏ ‎убегала‏ ‎от ‎своего‏ ‎мужа ‎Афамана.‏ ‎Мать ‎и ‎сын ‎бросились ‎в‏ ‎море‏ ‎со ‎скалы‏ ‎и ‎погибли,‏ ‎но ‎дельфины ‎вынесли ‎тело ‎ребенка‏ ‎на‏ ‎берег‏ ‎около ‎рощи‏ ‎Посейдона. ‎Царь‏ ‎Коринфа ‎Сизиф‏ ‎нашел‏ ‎тело ‎Меликерта‏ ‎и ‎похоронил ‎его. ‎С ‎погребальных‏ ‎игр ‎в‏ ‎память‏ ‎о ‎Меликерте, ‎как‏ ‎гласит ‎легенда,‏ ‎и ‎начались ‎Истмийские ‎игры.‏ ‎Поэтому‏ ‎до ‎V‏ ‎века ‎до‏ ‎н.э. ‎призом ‎был ‎сосновый ‎венок.‏ ‎Позже‏ ‎его ‎заменили‏ ‎на ‎венок‏ ‎из ‎сельдерея. ‎

Датой ‎учреждения ‎Истмийских‏ ‎игр‏ ‎считается‏ ‎582 ‎год‏ ‎до ‎н.э.,‏ ‎когда ‎они‏ ‎стали‏ ‎частью ‎общегреческого‏ ‎цикла ‎«венковых» ‎игр. ‎В ‎отличие‏ ‎более ‎статусных‏ ‎состязаний‏ ‎в ‎Олимпии ‎и‏ ‎Дельфах ‎Истмийские‏ ‎игры ‎проводились ‎раз ‎в‏ ‎два‏ ‎года ‎весной.‏ ‎

Программа ‎известна‏ ‎не ‎полностью. ‎Помимо ‎спортивных ‎состязаний‏ ‎и‏ ‎скачек ‎она‏ ‎включала ‎«мусические»:‏ ‎конкурсы ‎музыкантов ‎и ‎певцов, ‎в‏ ‎которых‏ ‎участвовали‏ ‎и ‎женщины.‏ ‎Спортивные ‎состязания‏ ‎включали ‎бег,‏ ‎кулачный‏ ‎бой, ‎панкратион,‏ ‎пятиборье, ‎скачки, ‎гонки ‎на ‎колесницах.

Олимпия‏ ‎была ‎знаменита‏ ‎алтарем‏ ‎под ‎названием ‎«Устрашающий‏ ‎коней». ‎Похожий‏ ‎алтарь, ‎пугавший ‎животных, ‎участвовавших‏ ‎в‏ ‎скачках, ‎стоял‏ ‎и ‎на‏ ‎Истме. ‎Он ‎был ‎посвящен ‎Главку,‏ ‎сыну‏ ‎Сизифа, ‎которого‏ ‎по ‎легенде‏ ‎растерзали ‎кони. ‎

В ‎начале ‎IV‏ ‎века‏ ‎до‏ ‎н.э. ‎политика‏ ‎вмешалась ‎в‏ ‎проведение ‎Истмийских‏ ‎игр.‏ ‎В ‎392‏ ‎году ‎до ‎н.э. ‎Коринф ‎перешел‏ ‎под ‎контроль‏ ‎Аргоса,‏ ‎который ‎теперь ‎стал‏ ‎распорядителем ‎игр.‏ ‎В ‎390 ‎году ‎до‏ ‎н.э.,‏ ‎когда ‎пришло‏ ‎время ‎игр,‏ ‎аргивяне ‎и ‎верные ‎им ‎коринфяне‏ ‎отправились‏ ‎в ‎Истмию.‏ ‎

Вскоре ‎туда‏ ‎подошла ‎спартанская ‎армия ‎с ‎коринфскими‏ ‎изгнанниками.‏ ‎Аргивяне‏ ‎бежали, ‎и‏ ‎царь ‎Спарты‏ ‎Агесилай ‎провел‏ ‎Истмийские‏ ‎игры. ‎После‏ ‎ухода ‎спартанцев ‎аргивяне ‎и ‎их‏ ‎коринфские ‎союзники‏ ‎вернулись‏ ‎и ‎повторно ‎провели‏ ‎спортивные ‎состязания.‏ ‎Историк ‎Ксенофонт ‎записал, ‎что‏ ‎в‏ ‎этот ‎год‏ ‎Истмийские ‎игры‏ ‎состоялись ‎два ‎раза, ‎и ‎некоторые‏ ‎атлеты‏ ‎дважды ‎стали‏ ‎победителями. ‎В‏ ‎386 ‎году ‎до ‎н.э. ‎после‏ ‎освобождения‏ ‎Коринфа‏ ‎председательство ‎на‏ ‎играх ‎вернулось‏ ‎к ‎нему‏ ‎.

В‏ ‎146 ‎году‏ ‎до ‎н.э. ‎римские ‎завоеватели ‎разрушили‏ ‎Коринф. ‎Истмийские‏ ‎игры‏ ‎стали ‎проводиться ‎гражданами‏ ‎соседнего ‎полиса‏ ‎Сикион. ‎Туда ‎же ‎было‏ ‎перенесено‏ ‎место ‎проведения.‏ ‎После ‎восстановления‏ ‎Коринфа ‎в ‎44 ‎году ‎до‏ ‎н.э.‏ ‎Истмийские ‎игры‏ ‎вновь ‎стали‏ ‎проводиться ‎на ‎старом ‎месте ‎и‏ ‎под‏ ‎руководством‏ ‎коринфян.

Когда ‎все‏ ‎Средиземноморье ‎было‏ ‎объединено ‎Римом,‏ ‎время‏ ‎проведения ‎соревнований‏ ‎изменилось. ‎Истмийские ‎игры ‎были ‎перенесены‏ ‎на ‎конец‏ ‎лета.‏ ‎

От ‎места ‎проведения‏ ‎игр ‎осталось‏ ‎несколько ‎стадионов ‎разного ‎времени,‏ ‎ипподром,‏ ‎фрагменты ‎храма‏ ‎Посейдона. ‎Греческий‏ ‎писатель ‎II ‎века ‎н.э. ‎Павсаний‏ ‎посетил‏ ‎Истмию ‎и‏ ‎оставил ‎ее‏ ‎описание. ‎Благодаря ‎ему ‎мы ‎можем‏ ‎знать,‏ ‎как‏ ‎выглядело ‎место‏ ‎проведения ‎игр‏ ‎в ‎римскую‏ ‎эпоху.

От‏ ‎Истмийских ‎игр‏ ‎римского ‎времени ‎сохранилось ‎уникальное ‎свидетельство.‏ ‎Табличка ‎с‏ ‎проклятием‏ ‎в ‎адрес ‎четырех‏ ‎бегунов. ‎Вероятно,‏ ‎верящий ‎в ‎магию ‎атлет‏ ‎хотел‏ ‎таким ‎образом‏ ‎победить ‎конкурентов.

Как‏ ‎и ‎другие ‎атлетические ‎фестивали, ‎Истмийские‏ ‎игры‏ ‎начали ‎приходить‏ ‎в ‎упадок‏ ‎в ‎конце ‎IV ‎века ‎н.э.‏ ‎Вопреки‏ ‎расхожему‏ ‎заблуждению ‎прямо‏ ‎запрещены ‎они‏ ‎не ‎были.‏ ‎Из‏ ‎произведений ‎поэтов‏ ‎Фемистия ‎и ‎Клавдиана ‎можно ‎узнать,‏ ‎что ‎в‏ ‎конце‏ ‎IV ‎века ‎игры‏ ‎еще ‎проводились.

В‏ ‎первой ‎половине ‎V ‎века‏ ‎н.э.‏ ‎Коринфский ‎перешеек‏ ‎был ‎перекрыт‏ ‎стеной ‎для ‎защиты ‎от ‎вторжений‏ ‎варваров.‏ ‎Для ‎ее‏ ‎строительства ‎использовались‏ ‎и ‎фрагменты ‎храма ‎Посейдона ‎с‏ ‎Истмии‏ ‎и‏ ‎других ‎священных‏ ‎построек. ‎Разрушение‏ ‎храма ‎означало,‏ ‎что‏ ‎Истмийские ‎игры‏ ‎больше ‎не ‎проводились. ‎Прекращение ‎состязаний,‏ ‎длившихся ‎веками,‏ ‎датируется‏ ‎410-ми ‎годами ‎н.э.

 Николай‏ ‎Разумов

Иллюстрация: ‎изображение‏ ‎гонок ‎на ‎колесницах ‎на‏ ‎аттическом‏ ‎сосуде, ‎конец‏ ‎VI ‎века‏ ‎до ‎н.э.

 


Смотреть: 1+ мин
logo Цифровая история

О главном педагогическом «провале» Царскосельского лицея/Егор Яковлев

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Специально для наших подписчиков - фрагмент пешеходной экскурсии с Егором Яковлевым.

Читать: 3+ мин
logo Цифровая история

Капитолийские игры

Капитолийские ‎игры‏ ‎были ‎учреждены ‎императором ‎Домицианом ‎в‏ ‎86 ‎году‏ ‎н.э.‏ ‎Название ‎новый ‎фестиваль‏ ‎получил ‎в‏ ‎честь ‎Юпитера ‎Капитолийского, ‎а‏ ‎распорядителем‏ ‎был ‎сам‏ ‎император. ‎По‏ ‎образцу ‎Олимпийских ‎игр ‎Капитолийские ‎проводились‏ ‎раз‏ ‎в ‎четыре‏ ‎года ‎в‏ ‎конце ‎мая. ‎

Фестиваль ‎включал ‎атлетические‏ ‎и‏ ‎конные‏ ‎соревнования, ‎а‏ ‎также ‎музыкальные‏ ‎конкурсы ‎и‏ ‎конкурсы‏ ‎чтецов ‎на‏ ‎греческом ‎языке ‎и ‎латыни. ‎Для‏ ‎Капитолийских ‎игр‏ ‎были‏ ‎построены ‎одеон ‎(концертный‏ ‎зал) ‎и‏ ‎стадион ‎на ‎Марсовом ‎поле.‏ ‎

Капитолийские‏ ‎игры ‎были‏ ‎популярны, ‎в‏ ‎том ‎числе, ‎потому ‎что ‎Рим‏ ‎становился‏ ‎центром ‎атлетической‏ ‎жизни ‎Средиземноморья.‏ ‎Во ‎II ‎веке ‎н.э. ‎в‏ ‎Рим‏ ‎была‏ ‎переведена ‎штаб-квартира‏ ‎ассоциации ‎атлетов‏ ‎Средиземноморья. ‎

К‏ ‎услугам‏ ‎гостей ‎из‏ ‎Греции, ‎Малой ‎Азии ‎и ‎Египта,‏ ‎готовящихся ‎к‏ ‎Капитолийским‏ ‎играм, ‎были ‎современные‏ ‎палестры. ‎Капитолийские‏ ‎игры ‎проходили ‎через ‎два‏ ‎года‏ ‎после ‎игр‏ ‎в ‎Олимпии.‏ ‎Зимой ‎атлеты ‎съезжались ‎в ‎Рим‏ ‎и‏ ‎готовились ‎к‏ ‎Капитолийским ‎играм‏ ‎и ‎другим ‎состязаниям, ‎проходившим ‎в‏ ‎Италии.

Римские‏ ‎зрители‏ ‎полюбили ‎спортивный‏ ‎фестиваль. ‎Но‏ ‎участие ‎римлянина‏ ‎в‏ ‎атлетических ‎состязаниях‏ ‎было ‎редкостью. ‎Римляне ‎тренировались ‎в‏ ‎палестрах ‎вместе‏ ‎с‏ ‎греками, ‎но ‎немногие‏ ‎из ‎них‏ ‎становились ‎профессионалами. ‎Интерес ‎римских‏ ‎граждан‏ ‎к ‎спорту‏ ‎помогал ‎найти‏ ‎работу ‎атлетам, ‎завершившим ‎карьеру. ‎Они‏ ‎могли‏ ‎стать ‎тренерами.‏ ‎

Большинство ‎участников‏ ‎атлетических ‎состязаний ‎принадлежали ‎к ‎провинциальной‏ ‎элите‏ ‎греческих‏ ‎полисов, ‎потому‏ ‎что ‎профессиональный‏ ‎спорт ‎требовал‏ ‎досуга‏ ‎и ‎финансовых‏ ‎вложений. ‎Победа ‎на ‎Капитолийских ‎играх‏ ‎позволял ‎атлету‏ ‎еще‏ ‎больше ‎укрепить ‎положение‏ ‎своей ‎семьи,‏ ‎потому ‎что ‎призом ‎было‏ ‎римское‏ ‎гражданство. ‎

Популярность‏ ‎Капитолийских ‎игр‏ ‎стимулировала ‎появление ‎своих ‎фестивалей ‎в‏ ‎городах‏ ‎Италии. ‎Свои‏ ‎игры ‎были‏ ‎учреждены ‎в ‎Неаполе, ‎Таренте ‎и‏ ‎Путеолах.‏ ‎По‏ ‎образцу ‎игр‏ ‎в ‎Риме‏ ‎учреждались ‎атлетические‏ ‎фестивали‏ ‎в ‎городах‏ ‎западных ‎провинций ‎империи. ‎

Больше ‎века‏ ‎Капитолийские ‎игры‏ ‎оставались‏ ‎единственными ‎регулярными ‎состязаниями‏ ‎в ‎столице.‏ ‎Иногда ‎проводились ‎разовые ‎игры‏ ‎в‏ ‎честь ‎военных‏ ‎побед. ‎Одиозный‏ ‎император ‎Каракалла ‎в ‎214 ‎году‏ ‎н.э.‏ ‎учредил ‎игры‏ ‎Антонинии, ‎но‏ ‎они ‎прекратились ‎после ‎его ‎убийства.‏ ‎

Другой‏ ‎император,‏ ‎Гордиан ‎III,‏ ‎в ‎242‏ ‎году ‎н.э.‏ ‎учредил‏ ‎спортивные ‎игры,‏ ‎которые ‎должны ‎были ‎проводиться ‎каждые‏ ‎четыре ‎года‏ ‎после‏ ‎Капитолийских. ‎Новые ‎игры‏ ‎были ‎посвящены‏ ‎Афине ‎и ‎приурочены ‎к‏ ‎готовящемуся‏ ‎походу ‎на‏ ‎персов. ‎Наконец,‏ ‎в ‎274 ‎году ‎Аврелиан ‎учредил‏ ‎в‏ ‎Риме ‎еще‏ ‎одни ‎игры,‏ ‎проводившиеся ‎25 ‎декабря ‎в ‎честь‏ ‎культа‏ ‎Непобедимого‏ ‎Солнца. ‎Так‏ ‎в ‎столице‏ ‎стало ‎проходить‏ ‎три‏ ‎спортивных ‎фестиваля.

В‏ ‎IV ‎веке ‎атлетическая ‎культура ‎начала‏ ‎приходить ‎в‏ ‎упадок.‏ ‎Игры, ‎зачастую, ‎прекращались‏ ‎сами ‎собой,‏ ‎потому ‎что ‎у ‎властей‏ ‎не‏ ‎было ‎средств‏ ‎на ‎их‏ ‎содержание. ‎

Нет ‎точной ‎даты, ‎когда‏ ‎перестали‏ ‎проводиться ‎Капитолийские‏ ‎игры. ‎Свидетельства,‏ ‎относящиеся ‎к ‎IV ‎веку, ‎показывают,‏ ‎что‏ ‎Капитолийские‏ ‎игры ‎проводились‏ ‎как ‎минимум‏ ‎до ‎времен‏ ‎Константина‏ ‎Великого. ‎С‏ ‎399 ‎году ‎поэт ‎Клавдиан ‎написал‏ ‎панегирик ‎в‏ ‎честь‏ ‎нового ‎консула. ‎В‏ ‎тесте ‎упоминаются‏ ‎спортивные ‎игры ‎и ‎атлеты,‏ ‎развлекающие‏ ‎жителей ‎города.

Последние‏ ‎свидетельства ‎об‏ ‎атлетических ‎состязаниях ‎в ‎столице ‎империи‏ ‎относятся‏ ‎ко ‎второй‏ ‎половине ‎420-х‏ ‎годов. ‎Это ‎конторниаты ‎(медальоны), ‎изображающие‏ ‎атлетов-победителей.‏ ‎Ко‏ ‎второй ‎половине‏ ‎V ‎века‏ ‎спортивные ‎фестивали‏ ‎стали‏ ‎прошлым ‎во‏ ‎всей ‎империи. ‎

 Николай ‎Разумов


Смотреть: 2+ мин
logo Цифровая история

Неизвестная Блокада: судьба жителей Ленинграда и химическое оружие/Егор Яковлев

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Специально для наших подписчиков публикуем фрагмент пешеходной экскурсии с Егором Яковлевым

Читать: 2+ мин
logo Цифровая история

Кола Бельды: певец с уникальной судьбой (часть 2)

Сирота, ‎юнга‏ ‎Тихоокеанского ‎флота, ‎золотой ‎голос ‎Севера,‏ ‎исследователь ‎народного‏ ‎фольклора,‏ ‎главный ‎«чукча» ‎страны.‏ ‎В ‎16‏ ‎лет ‎он ‎сбежал ‎из‏ ‎интерната‏ ‎на ‎фронт,‏ ‎а ‎после‏ ‎войны ‎Кола ‎Бельды ‎поступил ‎в‏ ‎консерваторию.

Летом‏ ‎1957 ‎года‏ ‎в ‎Москве‏ ‎проходил ‎VI ‎Всемирный ‎фестиваль ‎молодёжи‏ ‎и‏ ‎студентов.‏ ‎Недаром ‎говорят,‏ ‎что ‎талантам‏ ‎нужно ‎помогать.‏ ‎Так‏ ‎и ‎поступила‏ ‎министр ‎культуры ‎СССР ‎Екатерина ‎Фурцева.‏ ‎Она ‎заметила‏ ‎необычного‏ ‎исполнителя ‎и ‎начала‏ ‎поддерживать ‎его.

Открытая‏ ‎улыбка, ‎магнетическое ‎обаяние, ‎тонкий‏ ‎юмор.‏ ‎Многие ‎воспринимали‏ ‎певца ‎как‏ ‎простодушного ‎человека ‎из ‎популярных ‎анекдотов‏ ‎про‏ ‎чукчей.

Широкая ‎публика‏ ‎не ‎подозревала,‏ ‎что ‎Кола ‎Бельды ‎серьёзно ‎исследовал‏ ‎северный‏ ‎фольклор‏ ‎и ‎экспериментировал‏ ‎с ‎ним.‏ ‎Получалась ‎сложная,‏ ‎глубокая,‏ ‎необычная ‎музыка.‏ ‎Совсем ‎не ‎эстрада, ‎ближе ‎к‏ ‎андеграунду.

Кола ‎Бельды‏ ‎экспериментировал‏ ‎и ‎с ‎известными‏ ‎песнями. ‎Придавал‏ ‎им ‎элементы ‎шаманизма, ‎использовал‏ ‎варган‏ ‎и ‎другие‏ ‎народные ‎инструменты.‏ ‎На ‎сцену ‎выходили ‎музыканты ‎в‏ ‎мехах‏ ‎и ‎устраивали‏ ‎шоу.

Однажды ‎на‏ ‎подобном ‎действе ‎оказался ‎Владимир ‎Шахрин‏ ‎с‏ ‎друзьями.‏ ‎Молодые ‎музыканты‏ ‎ради ‎забавы‏ ‎пошли ‎на‏ ‎эстрадный‏ ‎концерт, ‎чтобы‏ ‎бросить ‎вызов ‎обществу.

И ‎хотя ‎зрителей‏ ‎в ‎зале‏ ‎почти‏ ‎не ‎было, ‎артист‏ ‎не ‎отменил‏ ‎выступление. ‎Шахрин ‎вспоминал, ‎что‏ ‎от‏ ‎сложной ‎этнической‏ ‎музыки ‎на‏ ‎джазовой ‎основе ‎буквально ‎вдавливало ‎в‏ ‎стулья:‏ ‎«В ‎самом‏ ‎конце ‎мы,‏ ‎шесть ‎панков-неформалов, ‎стоя ‎устроили ‎Бельды‏ ‎овацию.‏ ‎Стояли‏ ‎дураки ‎дураками,‏ ‎в ‎этих‏ ‎ремнях, ‎ботинках,‏ ‎заклепках‏ ‎и ‎аплодировали‏ ‎артисту», ‎— ‎писал ‎лидер ‎группы‏ ‎«Чайф».

А ‎когда‏ ‎появился‏ ‎Свердловский ‎рок-клуб, ‎все‏ ‎музыканты ‎дружно‏ ‎указали ‎в ‎анкете, ‎что‏ ‎их‏ ‎любимый ‎исполнитель‏ ‎— ‎Кола‏ ‎Бельды.

Во ‎время ‎перестройки, ‎как ‎многие‏ ‎советские‏ ‎артисты, ‎Николай‏ ‎Иванович ‎оказался‏ ‎невостребованным. ‎Просить ‎за ‎себя ‎в‏ ‎высоких‏ ‎кабинетах‏ ‎он ‎не‏ ‎привык, ‎поэтому‏ ‎в ‎начале‏ ‎1990-х‏ ‎вместе ‎с‏ ‎женой ‎Ольгой ‎уехал ‎из ‎Москвы‏ ‎в ‎Хабаровск.

Николаю‏ ‎Ивановичу‏ ‎было ‎за ‎шестьдесят,‏ ‎когда ‎на‏ ‎свет ‎появилась ‎единственная ‎дочь.‏ ‎Но‏ ‎семейное ‎счастье‏ ‎было ‎недолгим.‏ ‎В ‎1993 ‎году ‎всенародно ‎любимый‏ ‎Кола‏ ‎Бельды ‎внезапно‏ ‎скончался. ‎Сердце‏ ‎не ‎выдержало.

Села ‎Муха, ‎в ‎котором‏ ‎родился‏ ‎главный‏ ‎певец ‎Севера,‏ ‎давно ‎нет‏ ‎на ‎карте.‏ ‎А‏ ‎композиции ‎«Увезу‏ ‎тебя ‎я ‎в ‎тундру», ‎«Песня‏ ‎оленевода», ‎«Песня‏ ‎о‏ ‎терпении» ‎(«…а ‎чукча‏ ‎в ‎чуме‏ ‎ждёт ‎рассвета») ‎продолжают ‎жить.


Читать: 2+ мин
logo Цифровая история

Кола Бельды: певец с уникальной судьбой (часть 1)

В ‎1960-х‏ ‎годах ‎миллионы ‎советских ‎людей ‎в‏ ‎одно ‎мгновенье‏ ‎мысленно‏ ‎оказывались ‎в ‎тундре,‏ ‎неслись ‎на‏ ‎оленьих ‎упряжках ‎по ‎бескрайним‏ ‎просторам‏ ‎и ‎ждали‏ ‎рассвет ‎в‏ ‎чуме. ‎Как? ‎Они ‎слушали ‎песни‏ ‎в‏ ‎исполнении ‎Кола‏ ‎Бельды.

Вряд ‎ли‏ ‎бы ‎это ‎случилось, ‎если ‎б‏ ‎в‏ ‎1943‏ ‎году ‎он‏ ‎не ‎решился‏ ‎сбежать ‎на‏ ‎фронт.

По‏ ‎национальности ‎Кола‏ ‎Бельды ‎был ‎нанайцем. ‎Он ‎родился‏ ‎в ‎1929‏ ‎году‏ ‎в ‎селе ‎Муха‏ ‎Нанайского ‎района‏ ‎Хабаровского ‎края. ‎Родители ‎дали‏ ‎сыну‏ ‎имя ‎Колан‏ ‎— ‎«дождевой‏ ‎червь».

Согласно ‎поверьям, ‎некрасивое ‎имя ‎спасало‏ ‎ребёнка‏ ‎от ‎излишнего‏ ‎внимания ‎потусторонних‏ ‎сил, ‎служило ‎оберегом. ‎В ‎паспорте‏ ‎имя‏ ‎певца‏ ‎значилось ‎как‏ ‎Николай ‎Иванович‏ ‎Бельды, ‎а‏ ‎сценическим‏ ‎стало ‎Кола.

Он‏ ‎рано ‎остался ‎без ‎родителей. ‎Отец‏ ‎погиб ‎на‏ ‎охоте,‏ ‎а ‎мать ‎уехала‏ ‎жить ‎в‏ ‎другое ‎село, ‎в ‎новую‏ ‎семью.‏ ‎По ‎местным‏ ‎обычаям ‎мальчика‏ ‎растили ‎дядя ‎и ‎дед ‎по‏ ‎отцовской‏ ‎линии.

Однажды ‎Кола‏ ‎ушёл ‎далеко‏ ‎от ‎дома ‎и ‎упал ‎в‏ ‎глубокую‏ ‎яму.‏ ‎Прошло ‎несколько‏ ‎часов, ‎прежде‏ ‎чем ‎ребёнка‏ ‎нашли‏ ‎взрослые. ‎После‏ ‎этого ‎случая ‎он ‎заикался ‎всю‏ ‎жизнь.

Когда ‎мальчик‏ ‎подрос,‏ ‎его ‎отправили ‎учиться‏ ‎в ‎школу-интернат‏ ‎села ‎Найхин. ‎В ‎интернате‏ ‎Кола‏ ‎жил ‎до‏ ‎1943 ‎года,‏ ‎пока ‎не ‎решил ‎сбежать ‎на‏ ‎фронт.

Но‏ ‎вначале ‎нужно‏ ‎было ‎попасть‏ ‎в ‎Хабаровск. ‎Несколько ‎дней ‎он‏ ‎шёл‏ ‎пешком,‏ ‎еды ‎было‏ ‎совсем ‎мало.‏ ‎Наконец ‎добрался‏ ‎до‏ ‎реки ‎и,‏ ‎обессиленный, ‎уснул ‎под ‎одной ‎из‏ ‎лодок. ‎Там‏ ‎Колю‏ ‎нашел ‎другой ‎мальчик‏ ‎и ‎пригласил‏ ‎к ‎себе ‎домой. ‎Позже‏ ‎юного‏ ‎путешественника ‎переправили‏ ‎на ‎лодке‏ ‎в ‎Хабаровск.

В ‎большом ‎городе ‎14-летний‏ ‎юноша‏ ‎сначала ‎растерялся.‏ ‎Но ‎он‏ ‎очень ‎сильно ‎хотел ‎на ‎фронт.‏ ‎Кто-то‏ ‎подсказал,‏ ‎что ‎нужно‏ ‎попасть ‎на‏ ‎вокзал ‎и‏ ‎сесть‏ ‎на ‎поезд.

Сообразительный‏ ‎парень ‎спрятался ‎в ‎ящик ‎с‏ ‎песком ‎под‏ ‎вагоном.‏ ‎На ‎одной ‎из‏ ‎станций, ‎измученный,‏ ‎грязный ‎и ‎голодный, ‎он‏ ‎вышел‏ ‎из ‎укрытия.‏ ‎Увидел ‎моряков‏ ‎и ‎уехал ‎с ‎ними, ‎уже‏ ‎в‏ ‎вагоне. ‎Он‏ ‎сказал, ‎что‏ ‎ему ‎16 ‎лет ‎и ‎стал‏ ‎добровольцем‏ ‎—‏ ‎юнгой ‎Тихоокеанского‏ ‎флота.

Прослужил ‎несколько‏ ‎лет. ‎Был‏ ‎мотористом-дизелистом‏ ‎на ‎минном‏ ‎тральщике. ‎Участвовал ‎в ‎советско-японской ‎войне‏ ‎и ‎освобождении‏ ‎Северной‏ ‎Кореи ‎от ‎японской‏ ‎оккупации.

Каждую ‎свободную‏ ‎минуту ‎Кола ‎посвящал ‎музыке.‏ ‎Когда‏ ‎он ‎пел,‏ ‎от ‎заикания‏ ‎не ‎оставалось ‎и ‎следа.

Артиста ‎ждал‏ ‎большой‏ ‎и ‎сложный‏ ‎путь ‎к‏ ‎славе. ‎И ‎побег ‎на ‎фронт‏ ‎сыграл‏ ‎в‏ ‎нём ‎ключевую‏ ‎роль.

Закалённые ‎в‏ ‎боях ‎морские‏ ‎волки‏ ‎не ‎дали‏ ‎пропасть ‎таланту. ‎Николая ‎перевели ‎в‏ ‎ансамбль ‎песни‏ ‎и‏ ‎пляски ‎Тихоокеанского ‎флота.‏ ‎Отслужив, ‎Кола‏ ‎Бельды ‎вместе ‎с ‎армейскими‏ ‎товарищами‏ ‎направился ‎в‏ ‎Саратов ‎и‏ ‎поступил ‎в ‎консерваторию.

Кола ‎Бельды ‎ещё‏ ‎не‏ ‎знал, ‎что‏ ‎будет ‎воспевать‏ ‎Север ‎и ‎влюблять ‎в ‎него‏ ‎миллионы‏ ‎людей,‏ ‎что ‎будет‏ ‎консультировать ‎легендарного‏ ‎режиссёра ‎Акиру‏ ‎Куросаву.‏ ‎Очередной ‎вираж‏ ‎судьбы ‎ожидал ‎его ‎в ‎1957‏ ‎году. ‎


Продолжение‏ ‎следует...

Смотреть: 1 час 28+ мин
logo Цифровая история

Как выживали челюскинцы/Мария Дукальская и Егор Яковлев

Продолжаем беседу с Марией Васильевной Дукальской об эпопее «Челюскина». В этот раз речь пойдёт о ледовом лагере челюскинцев. Благодаря чему люди, попавшие в тяжелейшие условия, остались людьми? Как были организованы их быт и досуг? В чем проявился талант Отто Юльевича Шмидта?

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 500₽ в месяц

Специально для наших подписчиков - ранний доступ к новой серии об эпопее "Челюскина".

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачисленна на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048