logo Цифровая история

«Море крови»: революционная опера на либретто Ким Ир Сена

Ким ‎Ир‏ ‎Сен ‎был ‎не ‎только ‎талантливым‏ ‎полководцем, ‎социалистическим‏ ‎деятелем‏ ‎и ‎основателем ‎КНДР.‏ ‎Он ‎также‏ ‎стал ‎одним ‎из ‎основоположников‏ ‎самобытного‏ ‎жанра ‎северокорейского‏ ‎искусства ‎—‏ ‎корейской ‎революционной ‎оперы.

Когда ‎Корея ‎освободилась‏ ‎от‏ ‎японской ‎оккупации,‏ ‎одной ‎из‏ ‎черт ‎которой ‎была ‎«японизация», ‎то‏ ‎есть‏ ‎попросту‏ ‎уничтожение ‎корейской‏ ‎самобытности, ‎то‏ ‎встал ‎вопрос‏ ‎о‏ ‎возрождении ‎корейской‏ ‎культуры. ‎Но ‎старые ‎формы ‎необходимо‏ ‎было ‎сочетать‏ ‎с‏ ‎достижениями ‎мировой ‎культуры,‏ ‎переосмысливая ‎их‏ ‎в ‎своём ‎национальном ‎ключе.

Революционная‏ ‎опера‏ ‎изначально ‎появилась‏ ‎в ‎Советской‏ ‎России ‎как ‎смелый ‎эксперимент ‎по‏ ‎отражению‏ ‎революционных ‎событий.‏ ‎Теоретики ‎ленинградской‏ ‎школы ‎предполагали, ‎что ‎в ‎этом‏ ‎новом‏ ‎жанре‏ ‎более ‎активно‏ ‎будут ‎использоваться‏ ‎те ‎выразительные‏ ‎музыкальные‏ ‎средства, ‎которые‏ ‎будут ‎подчёркивать ‎характер ‎и ‎коллективные‏ ‎чувства ‎широких‏ ‎народных‏ ‎масс.

Подобное ‎развитие ‎соцреализма‏ ‎в ‎музыке‏ ‎стало ‎знаковым ‎событием ‎в‏ ‎истории‏ ‎советской ‎музыки‏ ‎20–30-х ‎гг.

17 июля‏ ‎1971 ‎года ‎в ‎Пхеньяне ‎состоялась‏ ‎премьера‏ ‎корейской ‎революционной‏ ‎оперы ‎«Море‏ ‎крови». ‎Композитор ‎Ким ‎Вон ‎Гюн‏ ‎(к‏ ‎слову,‏ ‎автор ‎гимна‏ ‎КНДР) ‎взял‏ ‎за ‎основу‏ ‎либретто‏ ‎самого ‎Ким‏ ‎Ир ‎Сена. ‎Ким ‎Ир ‎Сен‏ ‎ещё ‎в‏ ‎1936‏ ‎году ‎написал ‎пьесу,‏ ‎посвящённую ‎антияпонской‏ ‎борьбе, ‎в ‎которой ‎он‏ ‎сам‏ ‎принимал ‎активное‏ ‎участие. ‎Пьеса‏ ‎должна ‎была ‎показать ‎логику ‎борьбы‏ ‎против‏ ‎японцев ‎за‏ ‎независимость ‎Кореи,‏ ‎отразить ‎различные ‎слои ‎населения ‎оккупированной‏ ‎Кореи‏ ‎и‏ ‎дать ‎надежду‏ ‎на ‎грядущее‏ ‎освобождение ‎Родины.

Сюжет‏ ‎оперы‏ ‎из ‎семи‏ ‎действ ‎«Море ‎крови» ‎несложен. ‎Корея‏ ‎начала ‎30-х‏ ‎годов.‏ ‎В ‎селении ‎у‏ ‎горы ‎Пэктусан‏ ‎жители ‎страдают ‎от ‎японской‏ ‎оккупации,‏ ‎голода ‎и‏ ‎нужды. ‎Жители,‏ ‎особенно ‎молодёжь, ‎пытаются ‎сопротивляться, ‎они‏ ‎мечтают‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎когда-нибудь‏ ‎станут ‎свободными. ‎Японцы ‎приходят ‎в‏ ‎деревню,‏ ‎чтобы‏ ‎сжечь ‎её‏ ‎и ‎перебить‏ ‎население, ‎завязывается‏ ‎неравная‏ ‎схватка, ‎в‏ ‎ходе ‎которой ‎на ‎помощь ‎крестьянам‏ ‎приходит ‎отряд‏ ‎партизан.‏ ‎Японцы ‎выбиты ‎из‏ ‎деревни, ‎а‏ ‎партизан ‎и ‎примкнувших ‎к‏ ‎ним‏ ‎крестьян ‎ждут‏ ‎новые ‎бои.‏ ‎Хор ‎призывает ‎к ‎беспощадной ‎борьбе‏ ‎с‏ ‎врагом:

Вставайте, ‎товарищи,

на‏ ‎справедливую ‎войну!

Разгромим‏ ‎и ‎уничтожим

ненавистных ‎врагов!

Подняв ‎красное ‎знамя,

знамя‏ ‎революции,

пойдем,‏ ‎товарищи,

в‏ ‎смертный ‎бой!

Особенностью‏ ‎«Моря ‎крови»‏ ‎стало ‎осмысление‏ ‎концепции,‏ ‎что ‎в‏ ‎революционной ‎опере ‎соотношение ‎между ‎музыкой‏ ‎и ‎вокалом‏ ‎не‏ ‎похоже ‎на ‎классическую‏ ‎западную ‎оперу.‏ ‎Здесь ‎текст ‎должен ‎определять‏ ‎музыку,‏ ‎что ‎выражается‏ ‎преимущественно ‎в‏ ‎строфическом ‎характере ‎песен. ‎Это ‎привело‏ ‎к‏ ‎тому, ‎что‏ ‎создатели ‎«Моря‏ ‎крови» ‎отказались ‎от ‎традиционных ‎арий‏ ‎и‏ ‎речитативов.

Слова,‏ ‎которые ‎поёт‏ ‎артист, ‎должны‏ ‎быть ‎слышны‏ ‎и‏ ‎понятны ‎слушателям.‏ ‎Для ‎этого ‎создатели ‎внимательно ‎изучили‏ ‎традицию ‎пхансори‏ ‎—‏ ‎жанра ‎корейской ‎народной‏ ‎музыки, ‎произведения‏ ‎которого ‎чаще ‎всего ‎исполняют‏ ‎соррикун‏ ‎(певец ‎или‏ ‎певица) ‎и‏ ‎косу ‎(барабанщик).

Любопытно, ‎что ‎само ‎название‏ ‎«пхансори»‏ ‎происходит ‎от‏ ‎слова ‎«пхан»,‏ ‎что ‎значит ‎«место ‎для ‎собраний».‏ ‎В‏ ‎этом‏ ‎жанре ‎слушатели‏ ‎активно ‎включаются‏ ‎в ‎представление,‏ ‎комментируют,‏ ‎подпевают ‎и‏ ‎выражают ‎эмоции ‎возгласами. ‎Важно ‎отметить,‏ ‎что ‎слушатели‏ ‎понимали‏ ‎каждое ‎слово ‎песни.

Новшеством‏ ‎для ‎корейской‏ ‎оперы ‎был ‎и ‎панчанг‏ ‎—‏ ‎закулисный ‎хор.

Мелодии‏ ‎оперы ‎легко‏ ‎исполняемы, ‎так ‎как ‎чаще ‎всего‏ ‎происходят‏ ‎из ‎народных‏ ‎и ‎революционных‏ ‎песен. ‎Поэтому ‎слушая ‎оперу, ‎корейский‏ ‎зритель‏ ‎вспоминает‏ ‎обо ‎множестве‏ ‎исторических ‎событий,‏ ‎во ‎время‏ ‎которых‏ ‎те ‎песни‏ ‎были ‎написаны.

Опера ‎«Море ‎крови» ‎стала‏ ‎первой ‎из‏ ‎пяти‏ ‎классических ‎революционных ‎опер‏ ‎КНДР: ‎«Цветочница»‏ ‎(1971), ‎«Верная ‎дочь ‎партии»‏ ‎(1971),‏ ‎«Расскажи, ‎тайга»‏ ‎(1972), ‎«Песня‏ ‎о ‎Кымгансане» ‎(1973). ‎Кроме ‎того,‏ ‎по‏ ‎мотивам ‎оперы‏ ‎был ‎написан‏ ‎роман ‎и ‎снят ‎фильм.

Традиции ‎революционной‏ ‎оперы,‏ ‎оказавшиеся‏ ‎забытыми ‎и‏ ‎изгнанными ‎уже‏ ‎из ‎позднесоветских‏ ‎театров,‏ ‎получили ‎самобытную‏ ‎форму ‎в ‎музыкальной ‎культуре ‎КНДР.

Глеб‏ ‎Таргонский


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048