«Море крови»: революционная опера на либретто Ким Ир Сена
Ким Ир Сен был не только талантливым полководцем, социалистическим деятелем и основателем КНДР. Он также стал одним из основоположников самобытного жанра северокорейского искусства — корейской революционной оперы.
Когда Корея освободилась от японской оккупации, одной из черт которой была «японизация», то есть попросту уничтожение корейской самобытности, то встал вопрос о возрождении корейской культуры. Но старые формы необходимо было сочетать с достижениями мировой культуры, переосмысливая их в своём национальном ключе.
Революционная опера изначально появилась в Советской России как смелый эксперимент по отражению революционных событий. Теоретики ленинградской школы предполагали, что в этом новом жанре более активно будут использоваться те выразительные музыкальные средства, которые будут подчёркивать характер и коллективные чувства широких народных масс.
Подобное развитие соцреализма в музыке стало знаковым событием в истории советской музыки 20–30-х гг.
17 июля 1971 года в Пхеньяне состоялась премьера корейской революционной оперы «Море крови». Композитор Ким Вон Гюн (к слову, автор гимна КНДР) взял за основу либретто самого Ким Ир Сена. Ким Ир Сен ещё в 1936 году написал пьесу, посвящённую антияпонской борьбе, в которой он сам принимал активное участие. Пьеса должна была показать логику борьбы против японцев за независимость Кореи, отразить различные слои населения оккупированной Кореи и дать надежду на грядущее освобождение Родины.
Сюжет оперы из семи действ «Море крови» несложен. Корея начала 30-х годов. В селении у горы Пэктусан жители страдают от японской оккупации, голода и нужды. Жители, особенно молодёжь, пытаются сопротивляться, они мечтают о том, что когда-нибудь станут свободными. Японцы приходят в деревню, чтобы сжечь её и перебить население, завязывается неравная схватка, в ходе которой на помощь крестьянам приходит отряд партизан. Японцы выбиты из деревни, а партизан и примкнувших к ним крестьян ждут новые бои. Хор призывает к беспощадной борьбе с врагом:
Вставайте, товарищи,
на справедливую войну!
Разгромим и уничтожим
ненавистных врагов!
Подняв красное знамя,
знамя революции,
пойдем, товарищи,
в смертный бой!
Особенностью «Моря крови» стало осмысление концепции, что в революционной опере соотношение между музыкой и вокалом не похоже на классическую западную оперу. Здесь текст должен определять музыку, что выражается преимущественно в строфическом характере песен. Это привело к тому, что создатели «Моря крови» отказались от традиционных арий и речитативов.
Слова, которые поёт артист, должны быть слышны и понятны слушателям. Для этого создатели внимательно изучили традицию пхансори — жанра корейской народной музыки, произведения которого чаще всего исполняют соррикун (певец или певица) и косу (барабанщик).
Любопытно, что само название «пхансори» происходит от слова «пхан», что значит «место для собраний». В этом жанре слушатели активно включаются в представление, комментируют, подпевают и выражают эмоции возгласами. Важно отметить, что слушатели понимали каждое слово песни.
Новшеством для корейской оперы был и панчанг — закулисный хор.
Мелодии оперы легко исполняемы, так как чаще всего происходят из народных и революционных песен. Поэтому слушая оперу, корейский зритель вспоминает обо множестве исторических событий, во время которых те песни были написаны.
Опера «Море крови» стала первой из пяти классических революционных опер КНДР: «Цветочница» (1971), «Верная дочь партии» (1971), «Расскажи, тайга» (1972), «Песня о Кымгансане» (1973). Кроме того, по мотивам оперы был написан роман и снят фильм.
Традиции революционной оперы, оказавшиеся забытыми и изгнанными уже из позднесоветских театров, получили самобытную форму в музыкальной культуре КНДР.
Глеб Таргонский
0 комментариев