«Стычка с финляндскими контрабандистами»: картина-памфлет, с которой началась Третьяковка
22 мая 1856 года. Полтора месяца назад позорным для России Парижским миром заканчивается Крымская война. В России всё острее встаёт вопрос о выборе нового курса развития. Стоит ли усилить государственный контроль над всеми сторонами российской жизни или же нужно ослабить хватку и дать больше воли предпринимательству? Об этом спорят уже не только в дворянских салонах и усадьбах. Между тем в Москве происходит не примечательное на первый взгляд событие.
Павел Михайлович Третьяков, богатый московский купец, сделавший состояние на бумагопрядильном производстве, покупает картину Василия Григорьевича Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Худяков написал её три года назад. Ему нужны деньги на творческое путешествие в «мекку» русских художников — в солнечную Италию. Худяков воспринимает Третьякова как купца, который хочет прослыть знатоком и тонким коллекционером искусства. Третьяков же не скупится и быстро соглашается на цену, предложенную художником. Оба ещё даже не подозревают об историческом значении этой майской сделки.
Считается, что именно эта картина вместе с «Искушением» Николая Шильдера, которую Третьяков приобретает в 1858 году, стала основой для открывшейся в 1867 году Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Ныне мы знаем её под названием Государственной Третьяковской галереи. Во всяком случае, именно с этого полотна начинается история создания коллекции для будущего музея. Возможно, именно сюжет картины и вдохновил Третьякова на окончательное решение осуществить свой давний план.
Дело в том, что картина «Стычка с финляндскими контрабандистами» отражает одну из самых важных проблем российской внешней торговли XIX века. Она — своеобразный политический памфлет и вызов общественному строю. Итак, мы наблюдаем сцену из истории, происходящую, скорее всего, у финско-шведской границы или же у финляндского побережья в 1850-х годах. Контрабандисты — судя по одежде, небогатые финляндские крестьяне, — выгружали контрабандный груз. Возможно, они намеревались спрятать его в гроте, который мы видим в правом углу картины. В этот момент они были атакованы пограничным разъездом. Мы не можем понять, произошло ли это случайно, либо кто-то «навёл» царские войска на контрабандистов. Ясно только, что их застали врасплох. Часть преступников пытается скрыться в лесу, часть — уплыть на лодке. Только двое контрабандистов решаются оказать сопротивление: один замахивается то ли топором, то ли дубиной, другой хватает камень. Но исход схватки предрешён: на стороне царских войск преимущество как в численности, так и в оружии — они готовы применить сабли, пики и ружья. Обратим внимание и на тщательно упакованный в бумагу, связанный бечёвкой некий контрабандный товар, в котором можно узнать груз табака.
Худяков талантливо изобразил один из множества боевых эпизодов экономической войны на границах России. Дело в том, что отставание России в промышленности и торговле не только привело к упомянутому выше поражению в Крымской войне. Оно десятилетиями порождало в самых разных слоях и сословиях российского общества потребность в импортных товарах из европейских стран и их колониальных владений. Но потребность не могла быть утолена из-за введённого в 1822 году таможенного тарифа, который делал ввозимый товар баснословно дорогим.
Царское правительство, не поощряя развития внутренней и внешней торговли, предпочитало, по сути, только наживаться на иностранных купцах. Это породило ответ в виде контрабанды, в первую очередь на границе с Финляндией. Но и тут власти отреагировали в своей обычной военно-прямолинейной манере: были созданы специальные пограничные отряды с широкими полномочиями, ужесточились наказания за незаконный ввоз иностранных товаров. Контрабандисты ответили на это созданием сети перевалочных пунктов и введением изощрённой конспирации. В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Тамань») мы встречаемся с подобной высокоорганизованной шайкой контрабандистов.
Важнейшим товаром контрабанды был табак, судя по всему, изображённый на полотне. И здесь объёмы контрабанды превышали всякие разумные объёмы. Например, в 1861 году официально в Россию было ввезено около трёх с половиной тысяч пудов табака. Между тем, только в одном Санкт-Петербурге два крупных купца продали более четырёх тысяч пудов этого товара.
Поэтому не случайно, что именно картина «Стычка с финляндскими контрабандистами» стала в глазах оборотистого купца Третьякова знаковой. Она показывает всю неэффективность царской торговой политики. Да, пограничники ликвидировали одну контрабандную точку, но на её месте возникнет несколько других, потому что финляндские крестьяне знают, что их работа будет востребована. С другой стороны, и для Худякова, сына крепостного крестьянина, волею судеб и надменных покровителей ставшего художником, характерно особое, сочувственное отношение к финляндским крестьянам, практически безоружным, но рискнувших бросить вызов всему царскому финансово-фискальному аппарату.
Нет, не случайно, что именно с этой картины началась Третьяковка, которая стала памятником не только русскому художественному гению, но и талантливым купцам и жарким спорам об экономических судьбах России второй половины XIX века.
Глеб Таргонский
3 комментария
Проблему подсветили? Да. Но сюжет достаточно очевиден, безо всяких там экивоков и допущений.
Выразительными средствами художник выделил все же не кого-нибудь, а именно сопротивляющегося контрабандиста, что недвусмысленно указывает если не на их поддержку, то явно на попытку привлечь внимание к неоднозначности проблемы контрабанды в России 19 века.
Контрабандисты на картине выведены не как злодеи, хотя всем очевидна их преступная деятельность.
Третьяковка началась с картины «Искушение» Николая Густавовича Шильдера. А следующей покупкой были "Финские контрабандисты". Если интересно, то в юбилейный для Третьяковки год выходила работа по истории Третьяковки и её коллекции.