logo Цифровая история

«Стычка с финляндскими контрабандистами»: картина-памфлет, с которой началась Третьяковка

22 мая ‎1856‏ ‎года. ‎Полтора ‎месяца ‎назад ‎позорным‏ ‎для ‎России‏ ‎Парижским‏ ‎миром ‎заканчивается ‎Крымская‏ ‎война. ‎В‏ ‎России ‎всё ‎острее ‎встаёт‏ ‎вопрос‏ ‎о ‎выборе‏ ‎нового ‎курса‏ ‎развития. ‎Стоит ‎ли ‎усилить ‎государственный‏ ‎контроль‏ ‎над ‎всеми‏ ‎сторонами ‎российской‏ ‎жизни ‎или ‎же ‎нужно ‎ослабить‏ ‎хватку‏ ‎и‏ ‎дать ‎больше‏ ‎воли ‎предпринимательству?‏ ‎Об ‎этом‏ ‎спорят‏ ‎уже ‎не‏ ‎только ‎в ‎дворянских ‎салонах ‎и‏ ‎усадьбах. ‎Между‏ ‎тем‏ ‎в ‎Москве ‎происходит‏ ‎не ‎примечательное‏ ‎на ‎первый ‎взгляд ‎событие.

Павел‏ ‎Михайлович‏ ‎Третьяков, ‎богатый‏ ‎московский ‎купец,‏ ‎сделавший ‎состояние ‎на ‎бумагопрядильном ‎производстве,‏ ‎покупает‏ ‎картину ‎Василия‏ ‎Григорьевича ‎Худякова‏ ‎«Стычка ‎с ‎финляндскими ‎контрабандистами». ‎Худяков‏ ‎написал‏ ‎её‏ ‎три ‎года‏ ‎назад. ‎Ему‏ ‎нужны ‎деньги‏ ‎на‏ ‎творческое ‎путешествие‏ ‎в ‎«мекку» ‎русских ‎художников ‎—‏ ‎в ‎солнечную‏ ‎Италию.‏ ‎Худяков ‎воспринимает ‎Третьякова‏ ‎как ‎купца,‏ ‎который ‎хочет ‎прослыть ‎знатоком‏ ‎и‏ ‎тонким ‎коллекционером‏ ‎искусства. ‎Третьяков‏ ‎же ‎не ‎скупится ‎и ‎быстро‏ ‎соглашается‏ ‎на ‎цену,‏ ‎предложенную ‎художником.‏ ‎Оба ‎ещё ‎даже ‎не ‎подозревают‏ ‎об‏ ‎историческом‏ ‎значении ‎этой‏ ‎майской ‎сделки.

Считается,‏ ‎что ‎именно‏ ‎эта‏ ‎картина ‎вместе‏ ‎с ‎«Искушением» ‎Николая ‎Шильдера, ‎которую‏ ‎Третьяков ‎приобретает‏ ‎в‏ ‎1858 ‎году, ‎стала‏ ‎основой ‎для‏ ‎открывшейся ‎в ‎1867 ‎году‏ ‎Московской‏ ‎городской ‎галереи‏ ‎Павла ‎и‏ ‎Сергея ‎Третьяковых. ‎Ныне ‎мы ‎знаем‏ ‎её‏ ‎под ‎названием‏ ‎Государственной ‎Третьяковской‏ ‎галереи. ‎Во ‎всяком ‎случае, ‎именно‏ ‎с‏ ‎этого‏ ‎полотна ‎начинается‏ ‎история ‎создания‏ ‎коллекции ‎для‏ ‎будущего‏ ‎музея. ‎Возможно,‏ ‎именно ‎сюжет ‎картины ‎и ‎вдохновил‏ ‎Третьякова ‎на‏ ‎окончательное‏ ‎решение ‎осуществить ‎свой‏ ‎давний ‎план.

Дело‏ ‎в ‎том, ‎что ‎картина‏ ‎«Стычка‏ ‎с ‎финляндскими‏ ‎контрабандистами» ‎отражает‏ ‎одну ‎из ‎самых ‎важных ‎проблем‏ ‎российской‏ ‎внешней ‎торговли‏ ‎XIX ‎века.‏ ‎Она ‎— ‎своеобразный ‎политический ‎памфлет‏ ‎и‏ ‎вызов‏ ‎общественному ‎строю.‏ ‎Итак, ‎мы‏ ‎наблюдаем ‎сцену‏ ‎из‏ ‎истории, ‎происходящую,‏ ‎скорее ‎всего, ‎у ‎финско-шведской ‎границы‏ ‎или ‎же‏ ‎у‏ ‎финляндского ‎побережья ‎в‏ ‎1850-х ‎годах.‏ ‎Контрабандисты ‎— ‎судя ‎по‏ ‎одежде,‏ ‎небогатые ‎финляндские‏ ‎крестьяне, ‎—‏ ‎выгружали ‎контрабандный ‎груз. ‎Возможно, ‎они‏ ‎намеревались‏ ‎спрятать ‎его‏ ‎в ‎гроте,‏ ‎который ‎мы ‎видим ‎в ‎правом‏ ‎углу‏ ‎картины.‏ ‎В ‎этот‏ ‎момент ‎они‏ ‎были ‎атакованы‏ ‎пограничным‏ ‎разъездом. ‎Мы‏ ‎не ‎можем ‎понять, ‎произошло ‎ли‏ ‎это ‎случайно,‏ ‎либо‏ ‎кто-то ‎«навёл» ‎царские‏ ‎войска ‎на‏ ‎контрабандистов. ‎Ясно ‎только, ‎что‏ ‎их‏ ‎застали ‎врасплох.‏ ‎Часть ‎преступников‏ ‎пытается ‎скрыться ‎в ‎лесу, ‎часть‏ ‎—‏ ‎уплыть ‎на‏ ‎лодке. ‎Только‏ ‎двое ‎контрабандистов ‎решаются ‎оказать ‎сопротивление:‏ ‎один‏ ‎замахивается‏ ‎то ‎ли‏ ‎топором, ‎то‏ ‎ли ‎дубиной,‏ ‎другой‏ ‎хватает ‎камень.‏ ‎Но ‎исход ‎схватки ‎предрешён: ‎на‏ ‎стороне ‎царских‏ ‎войск‏ ‎преимущество ‎как ‎в‏ ‎численности, ‎так‏ ‎и ‎в ‎оружии ‎—‏ ‎они‏ ‎готовы ‎применить‏ ‎сабли, ‎пики‏ ‎и ‎ружья. ‎Обратим ‎внимание ‎и‏ ‎на‏ ‎тщательно ‎упакованный‏ ‎в ‎бумагу,‏ ‎связанный ‎бечёвкой ‎некий ‎контрабандный ‎товар,‏ ‎в‏ ‎котором‏ ‎можно ‎узнать‏ ‎груз ‎табака.

Худяков‏ ‎талантливо ‎изобразил‏ ‎один‏ ‎из ‎множества‏ ‎боевых ‎эпизодов ‎экономической ‎войны ‎на‏ ‎границах ‎России.‏ ‎Дело‏ ‎в ‎том, ‎что‏ ‎отставание ‎России‏ ‎в ‎промышленности ‎и ‎торговле‏ ‎не‏ ‎только ‎привело‏ ‎к ‎упомянутому‏ ‎выше ‎поражению ‎в ‎Крымской ‎войне.‏ ‎Оно‏ ‎десятилетиями ‎порождало‏ ‎в ‎самых‏ ‎разных ‎слоях ‎и ‎сословиях ‎российского‏ ‎общества‏ ‎потребность‏ ‎в ‎импортных‏ ‎товарах ‎из‏ ‎европейских ‎стран‏ ‎и‏ ‎их ‎колониальных‏ ‎владений. ‎Но ‎потребность ‎не ‎могла‏ ‎быть ‎утолена‏ ‎из-за‏ ‎введённого ‎в ‎1822‏ ‎году ‎таможенного‏ ‎тарифа, ‎который ‎делал ‎ввозимый‏ ‎товар‏ ‎баснословно ‎дорогим.

Царское‏ ‎правительство, ‎не‏ ‎поощряя ‎развития ‎внутренней ‎и ‎внешней‏ ‎торговли,‏ ‎предпочитало, ‎по‏ ‎сути, ‎только‏ ‎наживаться ‎на ‎иностранных ‎купцах. ‎Это‏ ‎породило‏ ‎ответ‏ ‎в ‎виде‏ ‎контрабанды, ‎в‏ ‎первую ‎очередь‏ ‎на‏ ‎границе ‎с‏ ‎Финляндией. ‎Но ‎и ‎тут ‎власти‏ ‎отреагировали ‎в‏ ‎своей‏ ‎обычной ‎военно-прямолинейной ‎манере:‏ ‎были ‎созданы‏ ‎специальные ‎пограничные ‎отряды ‎с‏ ‎широкими‏ ‎полномочиями, ‎ужесточились‏ ‎наказания ‎за‏ ‎незаконный ‎ввоз ‎иностранных ‎товаров. ‎Контрабандисты‏ ‎ответили‏ ‎на ‎это‏ ‎созданием ‎сети‏ ‎перевалочных ‎пунктов ‎и ‎введением ‎изощрённой‏ ‎конспирации.‏ ‎В‏ ‎произведении ‎Лермонтова‏ ‎«Герой ‎нашего‏ ‎времени» ‎(глава‏ ‎«Тамань»)‏ ‎мы ‎встречаемся‏ ‎с ‎подобной ‎высокоорганизованной ‎шайкой ‎контрабандистов.

Важнейшим‏ ‎товаром ‎контрабанды‏ ‎был‏ ‎табак, ‎судя ‎по‏ ‎всему, ‎изображённый‏ ‎на ‎полотне. ‎И ‎здесь‏ ‎объёмы‏ ‎контрабанды ‎превышали‏ ‎всякие ‎разумные‏ ‎объёмы. ‎Например, ‎в ‎1861 ‎году‏ ‎официально‏ ‎в ‎Россию‏ ‎было ‎ввезено‏ ‎около ‎трёх ‎с ‎половиной ‎тысяч‏ ‎пудов‏ ‎табака.‏ ‎Между ‎тем,‏ ‎только ‎в‏ ‎одном ‎Санкт-Петербурге‏ ‎два‏ ‎крупных ‎купца‏ ‎продали ‎более ‎четырёх ‎тысяч ‎пудов‏ ‎этого ‎товара.

Поэтому‏ ‎не‏ ‎случайно, ‎что ‎именно‏ ‎картина ‎«Стычка‏ ‎с ‎финляндскими ‎контрабандистами» ‎стала‏ ‎в‏ ‎глазах ‎оборотистого‏ ‎купца ‎Третьякова‏ ‎знаковой. ‎Она ‎показывает ‎всю ‎неэффективность‏ ‎царской‏ ‎торговой ‎политики.‏ ‎Да, ‎пограничники‏ ‎ликвидировали ‎одну ‎контрабандную ‎точку, ‎но‏ ‎на‏ ‎её‏ ‎месте ‎возникнет‏ ‎несколько ‎других,‏ ‎потому ‎что‏ ‎финляндские‏ ‎крестьяне ‎знают,‏ ‎что ‎их ‎работа ‎будет ‎востребована.‏ ‎С ‎другой‏ ‎стороны,‏ ‎и ‎для ‎Худякова,‏ ‎сына ‎крепостного‏ ‎крестьянина, ‎волею ‎судеб ‎и‏ ‎надменных‏ ‎покровителей ‎ставшего‏ ‎художником, ‎характерно‏ ‎особое, ‎сочувственное ‎отношение ‎к ‎финляндским‏ ‎крестьянам,‏ ‎практически ‎безоружным,‏ ‎но ‎рискнувших‏ ‎бросить ‎вызов ‎всему ‎царскому ‎финансово-фискальному‏ ‎аппарату.

Нет,‏ ‎не‏ ‎случайно, ‎что‏ ‎именно ‎с‏ ‎этой ‎картины‏ ‎началась‏ ‎Третьяковка, ‎которая‏ ‎стала ‎памятником ‎не ‎только ‎русскому‏ ‎художественному ‎гению,‏ ‎но‏ ‎и ‎талантливым ‎купцам‏ ‎и ‎жарким‏ ‎спорам ‎об ‎экономических ‎судьбах‏ ‎России‏ ‎второй ‎половины‏ ‎XIX ‎века.

Глеб‏ ‎Таргонский


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
3 комментария

Комментарий удален. Восстановить?
13
avatar
Уровень внутри проекта
13
Уровень на sponsr.ru
21
pet-and1012 2 года назад
А почему эта картина, таки, памфлет?
Проблему подсветили? Да. Но сюжет достаточно очевиден, безо всяких там экивоков и допущений.
Комментарий удален. Восстановить?
0
avatar
Уровень внутри проекта
0
Уровень на sponsr.ru
0
Глеб Таргонский 2 года назад
Здравствуйте! Согласно самому распространенному определению, памфлет - это произведение обличительного характера. В данном случае картину В.Худякова необходимо рассматривать именно в контексте экономических проблем его времени, о которых я кратко рассказал в тексте.
Выразительными средствами художник выделил все же не кого-нибудь, а именно сопротивляющегося контрабандиста, что недвусмысленно указывает если не на их поддержку, то явно на попытку привлечь внимание к неоднозначности проблемы контрабанды в России 19 века.
Контрабандисты на картине выведены не как злодеи, хотя всем очевидна их преступная деятельность.
Комментарий удален. Восстановить?
2
avatar
Уровень внутри проекта
2
Уровень на sponsr.ru
11
AlexeyTuzh 2 года назад
Глеб, добрый день!
Третьяковка началась с картины «Искушение» Николая Густавовича Шильдера. А следующей покупкой были "Финские контрабандисты". Если интересно, то в юбилейный для Третьяковки год выходила работа по истории Третьяковки и её коллекции.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048