Как Дорман делал из сериала кино

Заканчиваем в частном порядке марафон по Вениамину Дорману, но уже можно начинать делать первые выводы. И главный из них — создатель «Резидента» был склонен к телеформатам. Его подход очень хорошо бы ложился на многосерийность, но при одном важном условии: углублении параллельных сюжетных линий и добавлении хороших диалогов (сериалы чаще всего добирают хронометраж именно ими). Для полнометражных же фильмов оказывается много персонажей, которым уделяется много времени, а вот главному герою его хронически не хватает. Это нормально работает в сериалах, когда у всех есть свои линии, и отдельные серии могут иметь перекос в чью-то сторону — главное, чтобы уравновешивалось в сезоне в целом.

Собственно, в «Резиденте» персонаж Жжёнова далеко не всегда главный герой (особенно если рассматривать весь цикл не только по частям, но и по сериям). Он даже не всегда является двигателем сюжета, хотя именно его именем названа франшиза (не единственная, кстати, в карьере Дормана). И тут сталкиваемся с другой очевидной проблемой: второстепенные персонажи не всегда достаточно интересны сами по себе или хорошо исполнены, чтобы за ними было интересно следить. Если Ростислав Плятт убедителен и в образе комичного учёного в «Лёгкой жизни», и в образе спекулянта-предателя в «Резиденте» (при всей внешней шаблонности персонажа), то Броневой неожиданно исполняет в третьей части саги какую-то ухудшенную копию собственного Мюллера.

Возможно, просто Дорман стал менее требовательным к концу карьеры. По крайней мере, это сказывается и на операторской работе, которая стала более простой в 80-е: больше зумов и вращений камеры на штативе вместо отдельно снятых укрупнений и заранее продуманной композиции.

Сериальность проявляется и в какой-то оборванности некоторых произведений режиссёра: какие-то фильмы оканчиваются откровенным крючком, как тот же первый «Резидент», какие-то — поспешностью, как «Штрафной удар», а в каких-то в концовке обнаруживается информации на ещё один фильм, как в «Золотой реке». И во всех этих случаях проблемы решались бы при многосерийном формате (по крайней мере, такая возможность была бы).

Операторская работа ли, режиссёрские ли решения, но вопросы есть и к монтажу — есть подозрения, что от нехватки материала встречаются склейки одного и того же плана и ракурса, но явно разных дублей. И это, увы, бросается в глаза. Вообще, Дорман предпочитает решать сцену не монтажно и даже не операторски, а скорее актёрски.

В общем-то, главное в его фильмах — именитые исполнители. И когда они играют хорошо, фильм удаётся. Разумеется, это заслуга не только актёров, потому что, повторюсь, когда стал сдавать режиссёр, даже звёзды смотрелись порой блёкло.

Показательной, как это обычно бывает, в этом плане оказалась и дебютная работа, где из простого фильма-концерта получилось сделать хоть незамысловатую, но милую мелодраму. Хотя «Девичью весну» Дорман делал вместе с Оганесяном, и, возможно, удачные любовные линии — именно заслуга будущего автора «Три плюс два», но всё-таки большой упор на актёрское исполнение стоит отметить. По сути, в фильме играют профессиональные актёры, эстрадные артисты и любители, и все три группы довольно чётко можно идентифицировать по тому, как они держатся в кадре, но самое забавное, что интереснее выглядят сцены с участием представителей первой и второй категории, барышни же из народного ансамбля всегда себя несут как на подносе, будто выступая на сцене с ручейком.

Пуговкин, например, тащит на себе «Штрафной удар», но в нём можно отметить и вполне качественные гэги, и забавного молодого Высоцкого (впрочем, переозвученного). А Фаина Раневская зажигает в «Лёгкой жизни» (впрочем, у Плятта, как выше сказано, тоже интересный персонаж). Кайдановский в «Пропавшей экспедиции» и «Золотой речке» (это тоже история с продолжением) будто исполняет более авантюрную версию поручика Лемке из «Своего среди чужих». Жжёнов хорош в ранних «Резидентах», но постепенно стареет, а его экранное время сокращается (опять же, там хорош и Плятт).

И к моему удивлению (и симпатии к тематике разведки и контрразведки), пожалуй, больше всего мне понравилась классическая комедия положений «Штрафной удар», который я смутно помню из просмотра по телевизору в детстве.

Да, была ещё и экранизация «Денискиных рассказов», но дети там играют как нормальные дети, т. е. очень старательно. Той достоверности, которой добились Данелия с Таланкиным в «Серёже», здесь нет. Но, может, и к лучшему — там мальчика в конце даже пришлось довести до слёз, чтобы он плакал натурально.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации