Хироказу Канадзава - идеи изменившие каратэ
Сенсей Хирокадзу Канадзава бесспорно является одним из величайших мастеров нашего времени, внёсшим неоценимый вклад в развитие каратэ-до во всем мире. Предлагаю ознакомиться со сборником различных идей сенсея Канадзавы, которые были собраны мной с уже не помню каких статей, журналов и интервью.
Например, ещё до ухода из JKA Канадзава думал о «новом» каратэ, или как он это называл Shin Karate-do. И дело тут было не в каких-то новых техниках, но в новом способе мышления: как и почему ты тренируешся именно таким образом.
«Когда у тебя огромная организация, то очень важно, чтобы была система обучения. Но мне всегда казалось, что система лишь позволяла ученикам запоминать комбинации. Я же хотел систему, которая могла научить человека тому, как использовать глаза да и всё тело, чтобы они могли реагировать на атаку с точки зрения их собственного понимания».
Меня заинтересовал вопрос: почему мы не используем маваши гери в ката?
Когда Канадзава обратил внимание, что в джиу-кумите учениками очень часто используется маваши гери (а кроме этого и в кихоне), то он включил этот удар в ката Эмпи.
«Меня заинтересовал вопрос: почему мы не используем маваши в ката? Мне хотелось ката, в котором ученики смогли бы использовать этот удар. Я знаю, что тогда многие говорили про меня, что мол я изменяю ката, и что это плохо. Но, видите ли, в старые времена подобные изменения происходили постоянно! Ката должно помогать ученику, а не являться чем-то отдельным от остального процесса обучения. Сенсей Фунакоши сделал тоже самое, когда поменял мае гери на йоко гери в ката Хейан. Ну и конечно же нельзя изменять ката лишь для того, чтобы просто внести какие-то изменения, но если причина важна, то по моему это нормально».
» Читайте: Канадзава-но бо. Изучение оружия может помочь нам лучше понять принципы каратэ
Именно для развития «нового» мышления, о котором уже писалось выше, Канадзава начал обучать своих учеников стойке шико дачи. Поскольку в шотокане она не используется, то он начал обучать старших учеников двум ката из Годзю-рю: Сейюнчин и Сэпай, где эта стойка является основной.
В природе всё является выражением Инь и Янь и, как мне кажется, для каратиста также важен подобный баланс.
Всё дело в балансе. Киба-дачи – очень сильная стойка, что хорошо для стабильности. Однако шико-дачи позволяет быть более гибким в движениях, и важно иметь оба варианта в арсенале ученика.
«Полагаю, нам нужна подобная гибкость. Не столько в стойках, сколько в том, как работает наш собственный разум,» говорит Канадзава. «Если вы будете просто сильным — то это решит лишь некоторые из проблем. Быть всё время мягким — также является ответом лишь на некоторые вопросы. А вот овладеть обоими состояниями, возможно будет гораздо лучше. Важно понять, что даже в силе существует много разных проявлений, и тоже самое относится к мягкости. У кого больше силы: у скалы или воды? Когда я думаю об этих двух стойках, то шико-дачи представляется мне внутренней энергией, вбирающей вещи в себя, накапливающей Ки. Киба-дачи более внешняя стойка, от которой всё отскакивает и как бы увеличивает меня».
Бытует мнение, что шотокан стал гораздо более мягким в последнее время, однако, Канадзава считает, что шотокан всегда был и есть жёстким стилем.
«То, как стиль выглядит внешне зависит только от личности практикующего этот стиль. Сколько ему лет, а также от внутреннего настроя, духа занимающегося и уровня подготовки. Но кое-что в шотокане не может быть проигнорированно ни одним человеком – это использование Тандэн. Без понимания таких вещей, человек не может говорить о том, что он занимается шотоканом. Внешне, стиль зависит от человека, который им занимается. Внутренне же, происходит множество вещей. Например, некоторые люди просто хотят лёгкой жизни и, наверное, поэтому они делают ката медленно или слишком мягко. Если я вижу молодых учеников делающих ката подобным образом, я всегда говорю им, что здесь или там, то или иное действие должно быть сильным. Это особенно важно понимать для учеников уровня кю. Просто делайте, что вам говорят. После получения чёрного пояса, можете начинать думать, почему что-то делается именно так, и как я могу заставить это работать лично для меня, для моего тела. Таким образом возможно развить хорошее «ощущение» каратэ. Вначале, если выполнять всё сильно, то ученики устают. После этого они должны начать думать, как оставаться сильным, но при этом полностью не выдыхаться? Если всё делать медленно, то это не правильно. И тут-то и важно понимать насколько важен Тандэн в шотокане, именно в нём они и найдут ответ».
В японском каратэ есть такое понятие «Зуки» (Zuki), что означает «открытый» или «не защищённый» или другими словами слабости человека. Существует три вида «Зуки»:
- Кокоро но зуки
- Камаэ но зуки
- Ваза но зуки
Кокоро-но-зуки
Первое «Кокоро но зуки» означает слабости в мыслях или концентрации человека. Сенсей Канадзава объясняет, что если ваши мысли летают где-то вдалеке, а не сконцентрированны на противнике, то вы скорее всего проиграете. Также, если мысли полны мыслей, возможно беспокойств, то это тоже «Зуки». «Очень важно, чтобы голова была «пустой», не забитой посторонними мыслями», говорит Канадзава.
Камаэ-но-зуки
«Камаэ но зуки», является слабостью в защите человека, что позволяет противнику нанести атаку. Это также имеет много общего и с сознанием человека, поэтому можно сказать, что эти оба состояния соединены: одно ведёт к другому.
Ваза-но-зуки
Третья концепция «Ваза но зуки» имеет прямое отношение к техническим слабостям человека. Например, плохое хиките, плохой баланс, слабое дыхание и недостаточное киме. «За всеми этими вещами», говорит сенсей Канадзава, «во время тренировки должны наблюдать старшие ученики. Вы всегда должны помнить об этих вещах».
Осс!
Читайте также:
0 комментариев