logo
Каратэ длиною в жизнь
logo Каратэ длиною в жизнь

Хироказу Канадзава - идеи изменившие каратэ

Сенсей ‎Хирокадзу‏ ‎Канадзава ‎бесспорно ‎является ‎одним ‎из‏ ‎величайших ‎мастеров‏ ‎нашего‏ ‎времени, ‎внёсшим ‎неоценимый‏ ‎вклад ‎в‏ ‎развитие ‎каратэ-до ‎во ‎всем‏ ‎мире.‏ ‎Предлагаю ‎ознакомиться‏ ‎со ‎сборником‏ ‎различных ‎идей ‎сенсея ‎Канадзавы, ‎которые‏ ‎были‏ ‎собраны ‎мной‏ ‎с ‎уже‏ ‎не ‎помню ‎каких ‎статей, ‎журналов‏ ‎и‏ ‎интервью.

Например,‏ ‎ещё ‎до‏ ‎ухода ‎из‏ ‎JKA ‎Канадзава‏ ‎думал‏ ‎о ‎«новом»‏ ‎каратэ, ‎или ‎как ‎он ‎это‏ ‎называл ‎Shin‏ ‎Karate-do.‏ ‎И ‎дело ‎тут‏ ‎было ‎не‏ ‎в ‎каких-то ‎новых ‎техниках,‏ ‎но‏ ‎в ‎новом‏ ‎способе ‎мышления:‏ ‎как ‎и ‎почему ‎ты ‎тренируешся‏ ‎именно‏ ‎таким ‎образом.

«Когда‏ ‎у ‎тебя‏ ‎огромная ‎организация, ‎то ‎очень ‎важно,‏ ‎чтобы‏ ‎была‏ ‎система ‎обучения.‏ ‎Но ‎мне‏ ‎всегда ‎казалось,‏ ‎что‏ ‎система ‎лишь‏ ‎позволяла ‎ученикам ‎запоминать ‎комбинации. ‎Я‏ ‎же ‎хотел‏ ‎систему,‏ ‎которая ‎могла ‎научить‏ ‎человека ‎тому,‏ ‎как ‎использовать ‎глаза ‎да‏ ‎и‏ ‎всё ‎тело,‏ ‎чтобы ‎они‏ ‎могли ‎реагировать ‎на ‎атаку ‎с‏ ‎точки‏ ‎зрения ‎их‏ ‎собственного ‎понимания».

Меня‏ ‎заинтересовал ‎вопрос: ‎почему ‎мы ‎не‏ ‎используем‏ ‎маваши‏ ‎гери ‎в‏ ‎ката?

Когда ‎Канадзава‏ ‎обратил ‎внимание,‏ ‎что‏ ‎в ‎джиу-кумите‏ ‎учениками ‎очень ‎часто ‎используется ‎маваши‏ ‎гери ‎(а‏ ‎кроме‏ ‎этого ‎и ‎в‏ ‎кихоне), ‎то‏ ‎он ‎включил ‎этот ‎удар‏ ‎в‏ ‎ката ‎Эмпи.

«Меня‏ ‎заинтересовал ‎вопрос:‏ ‎почему ‎мы ‎не ‎используем ‎маваши‏ ‎в‏ ‎ката? ‎Мне‏ ‎хотелось ‎ката,‏ ‎в ‎котором ‎ученики ‎смогли ‎бы‏ ‎использовать‏ ‎этот‏ ‎удар. ‎Я‏ ‎знаю, ‎что‏ ‎тогда ‎многие‏ ‎говорили‏ ‎про ‎меня,‏ ‎что ‎мол ‎я ‎изменяю ‎ката,‏ ‎и ‎что‏ ‎это‏ ‎плохо. ‎Но, ‎видите‏ ‎ли, ‎в‏ ‎старые ‎времена ‎подобные ‎изменения‏ ‎происходили‏ ‎постоянно! ‎Ката‏ ‎должно ‎помогать‏ ‎ученику, ‎а ‎не ‎являться ‎чем-то‏ ‎отдельным‏ ‎от ‎остального‏ ‎процесса ‎обучения.‏ ‎Сенсей ‎Фунакоши ‎сделал ‎тоже ‎самое,‏ ‎когда‏ ‎поменял‏ ‎мае ‎гери‏ ‎на ‎йоко‏ ‎гери ‎в‏ ‎ката‏ ‎Хейан. ‎Ну‏ ‎и ‎конечно ‎же ‎нельзя ‎изменять‏ ‎ката ‎лишь‏ ‎для‏ ‎того, ‎чтобы ‎просто‏ ‎внести ‎какие-то‏ ‎изменения, ‎но ‎если ‎причина‏ ‎важна,‏ ‎то ‎по‏ ‎моему ‎это‏ ‎нормально».

» Читайте: Канадзава-но ‎бо. ‎Изучение ‎оружия ‎может‏ ‎помочь‏ ‎нам ‎лучше‏ ‎понять ‎принципы‏ ‎каратэ

Именно ‎для ‎развития ‎«нового» ‎мышления,‏ ‎о‏ ‎котором‏ ‎уже ‎писалось‏ ‎выше, ‎Канадзава‏ ‎начал ‎обучать‏ ‎своих‏ ‎учеников ‎стойке‏ ‎шико ‎дачи. ‎Поскольку ‎в ‎шотокане‏ ‎она ‎не‏ ‎используется,‏ ‎то ‎он ‎начал‏ ‎обучать ‎старших‏ ‎учеников ‎двум ‎ката ‎из‏ ‎Годзю-рю:‏ ‎Сейюнчин ‎и‏ ‎Сэпай, ‎где‏ ‎эта ‎стойка ‎является ‎основной.

В ‎природе‏ ‎всё‏ ‎является ‎выражением‏ ‎Инь ‎и‏ ‎Янь ‎и, ‎как ‎мне ‎кажется,‏ ‎для‏ ‎каратиста‏ ‎также ‎важен‏ ‎подобный ‎баланс.

Всё‏ ‎дело ‎в‏ ‎балансе.‏ ‎Киба-дачи ‎–‏ ‎очень ‎сильная ‎стойка, ‎что ‎хорошо‏ ‎для ‎стабильности.‏ ‎Однако‏ ‎шико-дачи ‎позволяет ‎быть‏ ‎более ‎гибким‏ ‎в ‎движениях, ‎и ‎важно‏ ‎иметь‏ ‎оба ‎варианта‏ ‎в ‎арсенале‏ ‎ученика.

«Полагаю, ‎нам ‎нужна ‎подобная ‎гибкость.‏ ‎Не‏ ‎столько ‎в‏ ‎стойках, ‎сколько‏ ‎в ‎том, ‎как ‎работает ‎наш‏ ‎собственный‏ ‎разум,»‏ ‎говорит ‎Канадзава.‏ ‎«Если ‎вы‏ ‎будете ‎просто‏ ‎сильным‏ ‎— ‎то‏ ‎это ‎решит ‎лишь ‎некоторые ‎из‏ ‎проблем. ‎Быть‏ ‎всё‏ ‎время ‎мягким ‎—‏ ‎также ‎является‏ ‎ответом ‎лишь ‎на ‎некоторые‏ ‎вопросы.‏ ‎А ‎вот‏ ‎овладеть ‎обоими‏ ‎состояниями, ‎возможно ‎будет ‎гораздо ‎лучше.‏ ‎Важно‏ ‎понять, ‎что‏ ‎даже ‎в‏ ‎силе ‎существует ‎много ‎разных ‎проявлений,‏ ‎и‏ ‎тоже‏ ‎самое ‎относится‏ ‎к ‎мягкости.‏ ‎У ‎кого‏ ‎больше‏ ‎силы: ‎у‏ ‎скалы ‎или ‎воды? ‎Когда ‎я‏ ‎думаю ‎об‏ ‎этих‏ ‎двух ‎стойках, ‎то‏ ‎шико-дачи ‎представляется‏ ‎мне ‎внутренней ‎энергией, ‎вбирающей‏ ‎вещи‏ ‎в ‎себя,‏ ‎накапливающей ‎Ки.‏ ‎Киба-дачи ‎более ‎внешняя ‎стойка, ‎от‏ ‎которой‏ ‎всё ‎отскакивает‏ ‎и ‎как‏ ‎бы ‎увеличивает ‎меня».

Бытует ‎мнение, ‎что‏ ‎шотокан‏ ‎стал‏ ‎гораздо ‎более‏ ‎мягким ‎в‏ ‎последнее ‎время,‏ ‎однако,‏ ‎Канадзава ‎считает,‏ ‎что ‎шотокан ‎всегда ‎был ‎и‏ ‎есть ‎жёстким‏ ‎стилем.

«То,‏ ‎как ‎стиль ‎выглядит‏ ‎внешне ‎зависит‏ ‎только ‎от ‎личности ‎практикующего‏ ‎этот‏ ‎стиль. ‎Сколько‏ ‎ему ‎лет,‏ ‎а ‎также ‎от ‎внутреннего ‎настроя,‏ ‎духа‏ ‎занимающегося ‎и‏ ‎уровня ‎подготовки.‏ ‎Но ‎кое-что ‎в ‎шотокане ‎не‏ ‎может‏ ‎быть‏ ‎проигнорированно ‎ни‏ ‎одним ‎человеком‏ ‎– ‎это‏ ‎использование‏ ‎Тандэн. ‎Без‏ ‎понимания ‎таких ‎вещей, ‎человек ‎не‏ ‎может ‎говорить‏ ‎о‏ ‎том, ‎что ‎он‏ ‎занимается ‎шотоканом.‏ ‎Внешне, ‎стиль ‎зависит ‎от‏ ‎человека,‏ ‎который ‎им‏ ‎занимается. ‎Внутренне‏ ‎же, ‎происходит ‎множество ‎вещей. ‎Например,‏ ‎некоторые‏ ‎люди ‎просто‏ ‎хотят ‎лёгкой‏ ‎жизни ‎и, ‎наверное, ‎поэтому ‎они‏ ‎делают‏ ‎ката‏ ‎медленно ‎или‏ ‎слишком ‎мягко.‏ ‎Если ‎я‏ ‎вижу‏ ‎молодых ‎учеников‏ ‎делающих ‎ката ‎подобным ‎образом, ‎я‏ ‎всегда ‎говорю‏ ‎им,‏ ‎что ‎здесь ‎или‏ ‎там, ‎то‏ ‎или ‎иное ‎действие ‎должно‏ ‎быть‏ ‎сильным. ‎Это‏ ‎особенно ‎важно‏ ‎понимать ‎для ‎учеников ‎уровня ‎кю.‏ ‎Просто‏ ‎делайте, ‎что‏ ‎вам ‎говорят.‏ ‎После ‎получения ‎чёрного ‎пояса, ‎можете‏ ‎начинать‏ ‎думать,‏ ‎почему ‎что-то‏ ‎делается ‎именно‏ ‎так, ‎и‏ ‎как‏ ‎я ‎могу‏ ‎заставить ‎это ‎работать ‎лично ‎для‏ ‎меня, ‎для‏ ‎моего‏ ‎тела. ‎Таким ‎образом‏ ‎возможно ‎развить‏ ‎хорошее ‎«ощущение» ‎каратэ. ‎Вначале,‏ ‎если‏ ‎выполнять ‎всё‏ ‎сильно, ‎то‏ ‎ученики ‎устают. ‎После ‎этого ‎они‏ ‎должны‏ ‎начать ‎думать,‏ ‎как ‎оставаться‏ ‎сильным, ‎но ‎при ‎этом ‎полностью‏ ‎не‏ ‎выдыхаться?‏ ‎Если ‎всё‏ ‎делать ‎медленно,‏ ‎то ‎это‏ ‎не‏ ‎правильно. ‎И‏ ‎тут-то ‎и ‎важно ‎понимать ‎насколько‏ ‎важен ‎Тандэн‏ ‎в‏ ‎шотокане, ‎именно ‎в‏ ‎нём ‎они‏ ‎и ‎найдут ‎ответ».

В ‎японском‏ ‎каратэ‏ ‎есть ‎такое‏ ‎понятие ‎«Зуки»‏ ‎(Zuki), ‎что ‎означает ‎«открытый» ‎или‏ ‎«не‏ ‎защищённый» ‎или‏ ‎другими ‎словами‏ ‎слабости ‎человека. ‎Существует ‎три ‎вида‏ ‎«Зуки»:

  1. Кокоро‏ ‎но‏ ‎зуки
  2. Камаэ ‎но‏ ‎зуки
  3. Ваза ‎но‏ ‎зуки

Кокоро-но-зуки

Первое ‎«Кокоро‏ ‎но‏ ‎зуки» ‎означает‏ ‎слабости ‎в ‎мыслях ‎или ‎концентрации‏ ‎человека. ‎Сенсей‏ ‎Канадзава‏ ‎объясняет, ‎что ‎если‏ ‎ваши ‎мысли‏ ‎летают ‎где-то ‎вдалеке, ‎а‏ ‎не‏ ‎сконцентрированны ‎на‏ ‎противнике, ‎то‏ ‎вы ‎скорее ‎всего ‎проиграете. ‎Также,‏ ‎если‏ ‎мысли ‎полны‏ ‎мыслей, ‎возможно‏ ‎беспокойств, ‎то ‎это ‎тоже ‎«Зуки».‏ ‎«Очень‏ ‎важно,‏ ‎чтобы ‎голова‏ ‎была ‎«пустой»,‏ ‎не ‎забитой‏ ‎посторонними‏ ‎мыслями», ‎говорит‏ ‎Канадзава.

Камаэ-но-зуки

«Камаэ ‎но ‎зуки», ‎является ‎слабостью‏ ‎в ‎защите‏ ‎человека,‏ ‎что ‎позволяет ‎противнику‏ ‎нанести ‎атаку.‏ ‎Это ‎также ‎имеет ‎много‏ ‎общего‏ ‎и ‎с‏ ‎сознанием ‎человека,‏ ‎поэтому ‎можно ‎сказать, ‎что ‎эти‏ ‎оба‏ ‎состояния ‎соединены:‏ ‎одно ‎ведёт‏ ‎к ‎другому.

Ваза-но-зуки

Третья ‎концепция ‎«Ваза ‎но‏ ‎зуки»‏ ‎имеет‏ ‎прямое ‎отношение‏ ‎к ‎техническим‏ ‎слабостям ‎человека.‏ ‎Например,‏ ‎плохое ‎хиките,‏ ‎плохой ‎баланс, ‎слабое ‎дыхание ‎и‏ ‎недостаточное ‎киме.‏ ‎«За‏ ‎всеми ‎этими ‎вещами»,‏ ‎говорит ‎сенсей‏ ‎Канадзава, ‎«во ‎время ‎тренировки‏ ‎должны‏ ‎наблюдать ‎старшие‏ ‎ученики. ‎Вы‏ ‎всегда ‎должны ‎помнить ‎об ‎этих‏ ‎вещах».

Осс!

Читайте‏ ‎также:

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048