Цикл Сатурн-Уран: промышленная революция и технологическая гонка
Промышленная революция
Цикл Сатурна и Урана считается циклом политических реформ и обновления властных структур, но с началом индустриальной эпохи он стал так же и основным циклом научно-технического прогресса.
Как мы уже говорили, принцип взаимодействия Сатурна и Урана лучше всего описывается в понятиях динамики и гомеостаза как основы эволюционного развития открытых систем, где функция Урана обеспечивать скачкообразное изменение условий внутри системы, а Сатурна – ее последующую стабилизацию и фиксацию нового качества. До следующей критической фазы.
Само открытие Урана в 1781 году ознаменовало собой такой качественный скачок в технологическом развитии – с изобретением паровой машины, воздухоплавания и принципиально нового уровня освоения электричества. Интересно, что открыт Уран был на сходящейся оппозиции с Сатурном в их цикле 1761 года. И именно 1761 год считается формальным началом Промышленной революции, которая, в конечном счете, открыла дорогу для формирования новых политэкономических моделей и того, что называется «новым миропорядком». Однако, есть еще скрытый фактор, повлиявший на столь масштабные перемены в мироустройстве на основе формирования нового технологического уклада в тот период – ингрессия Плутона в Водолей в 1777-1778. И, хотя ему еще полтора века предстояло оставаться «в тени», столь глобальные перемены с далеко идущими последствиями без него вряд ли могли обойтись.
Но ближе к нашим временам и определившему сегодняшнюю мировую конфигурацию ХХ веку.
Предваряющее его соединение 1897 года очень символично было отмечено открытием электрона. Вместе с предшествовавшими ему открытиями рентгеновских лучей (1895) и радиоактивного излучения (1896) в ходе экспериментов с солями урана выделение электронов в структуре атома впоследствии привело к появлению квантовой теории и принципиально новому уровню понимания строения материи.
На заре ХХ века мир переживает новый технологический бум, связанный с появлением автомобилей (которые могут с полным правом называться прототипом современных) и возможностью передавать сигнал «по воздуху» (начат массовый выпуск радио).
Рост капиталистического производства обостряет классовые противоречия, набирают силу социал-демократические партии, и Европу сотрясают революционные настроения. Пока действующий мировой гегемон (Британская империя) уверенно сохраняет за собой политическое и экономическое лидерство, основанное на «золотом стандарте», будущий конкурент за океаном переживает очередной финансовый кризис, а вслед за ним «золотую лихорадку» и бурное развитие технологических производств.
К 1909 году на фоне серии военных конфликтов в европейских колониях и постреволюционной политической реформы в России, в Европе оформились два союзнических полюса, которым предстояло стать противниками в Первой мировой войне.
США в это время переживают очередной мощный банковский кризис (1907), а впоследствии создают Федеральную резервную систему (1913) как полностью независимую от политической власти структуру для управления финансовой политикой США.
Полуцикл 1918-20 годов ознаменован заключением Версальского договора, зафиксировавшего новый мировой порядок. Он не только принципиально изменил политическую карту Европы, но и привел к первой попытке создания наднациональных институтов (Лига Наций).
Падение четырех империй и образование на их территориях множества новых государств позволило Британии сохранить мировое господство. Но СССР намерен вернуть влияние исторической России, а в Германии на волне послевоенного реваншизма создается НСДАП. К тому же Первая мировая война открыла технические возможности совершенно новых типов вооружения. И новая машинерия требовала испытаний в деле. В том же 1920 году открыт протон и способность атомного ядра к делению.
Последняя четверть (1930-31) буквально распахнула двери для новой войны. СССР ударными темпами восстанавливается из руин, в Германии нацисты приходят к власти, Британия вынуждена корректировать свои отношения с колониями, а США накрывает Великая депрессия, которая имела эффект мирового финансового кризиса.
В 1932 году открыт нейтрон, а в конце 1938 успешно проведен опыт по расщеплению ядра урана. Мир вплотную подошел к новому технологическому рубежу.
И очень символично, что в том же 1932 опубликован роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». В контексте дня сегодняшнего выглядит не такой уж фантастикой – порой кажется, что это наше вполне реальное и очень недалекое будущее…
Технологическая гонка
Промышленная революция и формирование капиталистической системы как основы мировой экономики, в моменте способствуя утверждению господства Британской империи, одновременно закладывали предпосылки для будущей биполярной системы и противостояния между двумя сверхдержавами – молодыми и амбициозными США и СССР, новой инкарнацией исторической России. Именно этим двум остро ураническим странам и предстояло поляризовать мир и создать напряжение для сверхскоростной технической гонки ХХ века. Поляризация (напомню) – базовый принцип Урана, а функция Сатурна – канализировать рождающуюся в результате энергию и создавать для нее «контур безопасности».
Первая мировая война и череда революций в Европе дали США возможность экономического подъема. Тогда они впервые почувствовали, каково это – быть «тихой гаванью» для континентальных капиталов. Одна беда – они не имели влияния на мировые финансы. Здесь пока безраздельно царствовала Британия. И все трудности послевоенной Европы больно ударили по молодой, но уже вполне спекулятивной американской экономике. «Великая депрессия» – одна из самых мрачных страниц истории США. Но, поскольку она являлась частью мирового экономического кризиса, который по факту отменил «золотой стандарт» и ведущую роль британского фунта стерлингов как основной мировой валюты, выдвинув на его место американский доллар, в итоге привела к утверждению США в качестве мирового финансового центра.
Начало Второй мировой войны принесло США окончательное выздоровление экономики в результате «Нового курса» Рузвельта, суть которого состояла в том, чтобы с помощью госрегулирования ограничить привычную «свободу рынка» и обеспечить социальную поддержку населению. И следующий цикл, стартовавший в Тельце, ознаменовал собой формирование новой мировой финансовой системы, центром которой стали США.
1942 год стал переломным в ходе войны и заложил основу послевоенного устройства мира. Конференции в Тегеране (1943), Бреттон-Вудсе (1944), Ялте и Потсдаме (1945), по сути, формализовали будущее лидерство СССР и США. И в том же 1942 обе страны запустили свои ядерные программы. А Германия тогда же испытала Фау-2 – первую баллистическую ракету, которая станет технологической основой в ядерной и космической гонке победителей.
Первая четверть цикла ознаменовалась не только разделом сфер влияния между СССР и США и созданием таких международных организаций, как ООН и МВФ, призванных поддерживать политический и экономический баланс в мире, но и положила начало Холодной войне и привела к созданию военных альянсов НАТО и «Варшавского блока».
Собственно, 1950-е стали поистине временем постоянного взвинчивания ставок в противостоянии сверхдержав. Гонка вооружений и наращивание ядерного потенциала. Дальнейшие исследования и развитие ядерных технологий, приведших к созданию не только принципиально новых видов оружия, но также атомных электростанций и энергетики нового типа.
Уступив США первенство в разработке атомной бомбы, СССР обошел конкурента в программе по освоению космоса, открыв космическую эру человечества 4 октября 1957 года на красивейшем прорывном бисекстиле Уран-Сатурн-Юпитер.
В этот же период начинает свою работу ЦЕРН – создававшийся для ядерных исследований, он позже сыграет ключевую роль в появлении интернета.
Массовая автоматизация и роботизация повседневного быта. Гонку в области «гражданских технологий» явно выигрывает США и капиталистическая система, создавая «потребительский рай». У социалистической преимущество в космосе и атомных разработках и акцент на общедоступность социальных благ.
Середина цикла в 1965-66 закладывалась при активном участии Марса и Плутона – противостояние двух систем в Холодной войне достигает пика. Это период войны во Вьетнаме, ставшей одной из центральных тем ХХ века, основной движущей силой движения хиппи и антивоенных настроений в США. В СССР в то же время оформляется диссидентское движение. В обоих случаях эти стихийные форматы самоорганизации воплощают принцип несистемности и приоритета личных прав и свобод.
С середины 1970-х наступает период «разрядки», символически отмеченный совместным космическим проектом «Союз-Аполлон». В СССР – брежневский «развитой социализм», а США окончательно утверждают доллар в качестве основы мировых финансов. Противостояние продолжается по инерции, но явно теряет обороты. Надо что-то менять.
Главные приметы времени: компьютерная революция, персонализация и индивидуализация как новый технический и социальный тренд, постмодерн.
«Осторожно, двери открываются! Следующая станция – глобализация…»
0 комментариев