logo Астролингвистика с Анной Ромашкевич

Цикл Сатурн-Уран: «Игра в бисер» и открытие Плутона как увертюра эпохи Водолея

Один ‎из‏ ‎главных ‎парадоксов ‎Водолея ‎как ‎символа‏ ‎новой ‎воздушной‏ ‎эпохи‏ ‎– ‎сочетание ‎несочетаемого‏ ‎и ‎даже‏ ‎таких, ‎казалось ‎бы, ‎антагонистов,‏ ‎как‏ ‎Сатурн ‎и‏ ‎Уран. ‎Водолей‏ ‎– ‎их ‎общая ‎обитель. ‎Пространство‏ ‎высшего‏ ‎интеллектуального ‎творчества‏ ‎и ‎абсолютной‏ ‎(как ‎принято ‎считать) ‎свободы. ‎Свобода‏ ‎мысли,‏ ‎свобода‏ ‎самовыражения, ‎свобода‏ ‎волеизъявления ‎–‏ ‎кажется, ‎это‏ ‎так‏ ‎просто, ‎что‏ ‎хочу, ‎то ‎и ‎верчу! ‎Но‏ ‎мало ‎кто‏ ‎говорит‏ ‎о ‎цене ‎этой‏ ‎свободы.

Если ‎обратиться‏ ‎к ‎символике ‎Таро, ‎то‏ ‎стихии‏ ‎Воздуха ‎соответствует‏ ‎масть ‎Мечей,‏ ‎и ‎она ‎содержит ‎гораздо ‎больше‏ ‎тяжелых‏ ‎арканов, ‎чем‏ ‎другие ‎три‏ ‎масти. ‎Чтобы ‎достичь ‎высот ‎Короля‏ ‎и‏ ‎Королевы‏ ‎Мечей ‎и‏ ‎научиться ‎использовать‏ ‎интеллект ‎как‏ ‎оружие‏ ‎(что, ‎собственно,‏ ‎и ‎дает ‎вожделенную ‎свободу), ‎нужно‏ ‎пройти ‎очень‏ ‎непростой‏ ‎путь ‎и ‎столкнуться‏ ‎со ‎многими‏ ‎ограничениями ‎– ‎своего ‎ума,‏ ‎прежде‏ ‎всего, ‎и‏ ‎победить ‎множество‏ ‎химер, ‎порожденных ‎нашими ‎ментальными ‎искажениями.‏ ‎Таков‏ ‎вызов ‎эпохи‏ ‎Водолея ‎–‏ ‎свобода ‎невозможна ‎без ‎принятия ‎на‏ ‎себя‏ ‎ответственности,‏ ‎и ‎по-настоящему‏ ‎Уран ‎расцветает‏ ‎только ‎в‏ ‎условиях‏ ‎строгой ‎иерархии‏ ‎сатурнианской ‎Касталии.

29 апреля ‎1942 ‎года ‎Герман‏ ‎Гессе ‎закончил‏ ‎писать‏ ‎роман ‎«Игра ‎в‏ ‎бисер» ‎–‏ ‎одно ‎из ‎величайших ‎произведений‏ ‎мировой‏ ‎литературы. ‎До‏ ‎точного ‎соединения‏ ‎Сатурна ‎и ‎Урана ‎оставалось ‎4‏ ‎дня.‏ ‎Работа ‎над‏ ‎книгой ‎длилась‏ ‎11 ‎лет ‎– ‎всю ‎последнюю‏ ‎четверть‏ ‎их‏ ‎цикла.

По ‎сути,‏ ‎«Игра ‎в‏ ‎бисер» ‎представляет‏ ‎собой‏ ‎идеальную ‎модель‏ ‎взаимодействия ‎Сатурна ‎и ‎Урана ‎и‏ ‎содержит ‎квинтэссенцию‏ ‎эпохи‏ ‎Водолея ‎как ‎образа‏ ‎будущего. ‎Символизм‏ ‎обеих ‎планет ‎звучит ‎здесь‏ ‎во‏ ‎всех ‎мыслимых‏ ‎вариациях ‎и‏ ‎комбинациях. ‎От ‎образа ‎замкнутого ‎мира‏ ‎Касталии‏ ‎как ‎Ордена‏ ‎интеллектуалов ‎и‏ ‎заповедника ‎духовности ‎в ‎хаосе ‎«фельетонной‏ ‎эпохи»,‏ ‎разрушившей‏ ‎все ‎мыслимые‏ ‎границы ‎здравого‏ ‎смысла ‎и‏ ‎потерявшей‏ ‎берега ‎критического‏ ‎восприятия, ‎до ‎дружбы-соперничества ‎двух ‎центральных‏ ‎персонажей ‎–‏ ‎Йозефа‏ ‎Кнехта ‎и ‎Плинио‏ ‎Дезиньори. ‎Первый‏ ‎– ‎скромный ‎и ‎прилежный‏ ‎ученик,‏ ‎безусловно ‎принимающий‏ ‎строгие ‎правила‏ ‎касталийского ‎образа ‎жизни ‎и ‎столь‏ ‎свободный‏ ‎духом, ‎что‏ ‎смог ‎не‏ ‎только ‎стать ‎лучшим ‎из ‎лучших,‏ ‎добраться‏ ‎до‏ ‎самой ‎вершины‏ ‎Иерархии, ‎но‏ ‎и ‎покинуть‏ ‎ее,‏ ‎вопреки ‎всем‏ ‎правилам. ‎А ‎второй ‎– ‎вольнодумец,‏ ‎бунтарь, ‎азартно‏ ‎критикующий‏ ‎архаичный ‎уклад ‎касталийской‏ ‎школы, ‎который‏ ‎стоит ‎терпеть ‎только ‎ради‏ ‎престижа‏ ‎числиться ‎ее‏ ‎выпускником ‎и‏ ‎перспектив ‎в ‎будущей ‎«мирской» ‎карьере,‏ ‎но‏ ‎ставший ‎всего‏ ‎лишь ‎функционером‏ ‎внутри ‎бездушной ‎системы ‎«настоящего» ‎мира‏ ‎и‏ ‎глубоко‏ ‎несчастным ‎заложником‏ ‎своего ‎карьерного‏ ‎успеха.

Но ‎самый‏ ‎величественный‏ ‎образ ‎романа‏ ‎и ‎самая ‎большая ‎его ‎загадка‏ ‎– ‎сама‏ ‎Игра!‏ ‎Ни ‎одна ‎рецензия‏ ‎на ‎роман‏ ‎не ‎обходится ‎без ‎сожалений‏ ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎автор ‎не‏ ‎дал ‎точного ‎описания ‎ее ‎правил.‏ ‎

Я‏ ‎думаю, ‎что‏ ‎главное ‎правило‏ ‎Игры ‎– ‎никаких ‎правил, ‎кроме‏ ‎безупречной‏ ‎логики‏ ‎и ‎совершенной‏ ‎свободы ‎в‏ ‎оперировании ‎абстрактными‏ ‎категориями.‏ ‎Синергия ‎принципов‏ ‎Сатурна ‎и ‎Урана ‎как ‎основа‏ ‎интеллектуального ‎творчества.‏ ‎Хотя‏ ‎в ‎целом, ‎Игра‏ ‎задействует ‎все‏ ‎три ‎высшие ‎планеты: ‎в‏ ‎ее‏ ‎описании ‎как‏ ‎синтеза ‎математики,‏ ‎музыки ‎и ‎философии ‎легко ‎угадывается‏ ‎символизм‏ ‎Урана, ‎Нептуна‏ ‎и ‎Плутона.‏ ‎И ‎Сатурн ‎как ‎основа ‎–‏ ‎опора‏ ‎на‏ ‎традицию ‎и‏ ‎фундаментальные ‎законы‏ ‎бытия ‎для‏ ‎выхода‏ ‎на ‎качественно‏ ‎новый ‎уровень ‎постижения ‎гармонии ‎мироздания.

Астрологам‏ ‎давно ‎известна‏ ‎такая‏ ‎отличительная ‎черта ‎Урана,‏ ‎как ‎его‏ ‎любовь ‎к ‎точным ‎аспектам.‏ ‎В‏ ‎то ‎же‏ ‎время, ‎точность‏ ‎и ‎пунктуальность ‎– ‎главное ‎требование‏ ‎Сатурна,‏ ‎хотя ‎сам‏ ‎он ‎известен‏ ‎тем, ‎что ‎замедляет ‎любой ‎процесс.‏ ‎Или‏ ‎проверяет‏ ‎нашу ‎выдержку‏ ‎и ‎настойчивость‏ ‎в ‎достижении‏ ‎целей?‏ ‎Прежде, ‎чем‏ ‎совершить ‎революционный ‎прорыв ‎и ‎выйти‏ ‎на ‎новый‏ ‎технологический‏ ‎уровень, ‎нужно ‎обеспечить‏ ‎прочную ‎материальную‏ ‎базу. ‎Самые ‎масштабные ‎перемены‏ ‎нуждаются‏ ‎в ‎длительной‏ ‎подготовке.

Основная ‎функция‏ ‎Сатурна ‎и ‎Урана ‎– ‎выводить‏ ‎нас‏ ‎за ‎границы‏ ‎известного, ‎материализовывать‏ ‎идеи ‎и ‎обновлять ‎системы. ‎И‏ ‎солнечная‏ ‎система‏ ‎– ‎не‏ ‎исключение! ‎Невозможно‏ ‎проигнорировать ‎их‏ ‎роль‏ ‎в ‎открытии‏ ‎Плутона, ‎которое ‎маркировало ‎переход ‎человечества‏ ‎на ‎качественно‏ ‎новый‏ ‎уровень ‎технического ‎прогресса.‏ ‎Опять ‎поразительная‏ ‎точность ‎и ‎те ‎же‏ ‎4‏ ‎дня: ‎18‏ ‎февраля ‎1930‏ ‎года ‎был ‎открыт ‎Плутон, ‎а‏ ‎22‏ ‎февраля ‎–‏ ‎первое ‎точное‏ ‎касание ‎в ‎падающей ‎квадратуре ‎их‏ ‎цикла‏ ‎1897‏ ‎года. ‎

Этот‏ ‎цикл ‎закладывался‏ ‎тройным ‎соединением‏ ‎в‏ ‎26°-28° ‎Скорпиона.‏ ‎В ‎1894 ‎Персиваль ‎Лоуэлл ‎основал‏ ‎собственную ‎обсерваторию,‏ ‎а‏ ‎в ‎1906 ‎(правый‏ ‎секстиль) ‎инициировал‏ ‎проект ‎по ‎поиску ‎девятой‏ ‎планеты‏ ‎солнечной ‎системы.‏ ‎К ‎1909‏ ‎(правая ‎квадратура) ‎были ‎рассчитаны ‎несколько‏ ‎возможных‏ ‎вариантов ‎координат.‏ ‎Весной ‎1915‏ ‎получены ‎два ‎слабых ‎снимка ‎Плутона,‏ ‎но‏ ‎он‏ ‎остался ‎неопознанным.‏ ‎Как ‎раз‏ ‎в ‎это‏ ‎время‏ ‎Сатурн ‎формировал‏ ‎с ‎ним ‎широкое ‎соединение ‎на‏ ‎границе ‎Близнецов‏ ‎и‏ ‎Рака, ‎а ‎Уран‏ ‎из ‎Водолея‏ ‎– ‎полутораквадрат. ‎Поиски ‎продолжались‏ ‎до‏ ‎самой ‎смерти‏ ‎Лоуэлла ‎в‏ ‎1916.

Плутон ‎был ‎близок ‎к ‎открытию‏ ‎в‏ ‎1919 ‎(оппозиция)‏ ‎– ‎он‏ ‎снова ‎попал ‎на ‎снимки, ‎но‏ ‎снова‏ ‎оказался‏ ‎неузнанным, ‎потерявшись‏ ‎среди ‎звезд.‏ ‎Уран ‎и‏ ‎Сатурн‏ ‎в ‎тот‏ ‎период ‎по ‎очереди ‎подсвечивали ‎его‏ ‎трином ‎и‏ ‎секстилем,‏ ‎подключая ‎к ‎своему‏ ‎противостоянию ‎на‏ ‎границе ‎Льва/Девы ‎и ‎Водолея/Рыб.‏ ‎Тогда‏ ‎же ‎вдова‏ ‎Лоуэлла ‎затеяла‏ ‎имущественную ‎тяжбу ‎с ‎обсерваторией, ‎и‏ ‎поиски‏ ‎планеты ‎были‏ ‎приостановлены ‎на‏ ‎10 ‎лет. ‎

Они ‎возобновились ‎в‏ ‎1929‏ ‎году‏ ‎и ‎были‏ ‎поручены ‎молодому‏ ‎астроному ‎Клайду‏ ‎Томбо‏ ‎– ‎ровеснику‏ ‎начала ‎поисков ‎Плутона. ‎18 ‎февраля‏ ‎1930 ‎года‏ ‎(левая‏ ‎квадратура) ‎девятая ‎планета‏ ‎была ‎найдена.‏ ‎

Существующие ‎ограничения ‎возможного ‎были,‏ ‎наконец,‏ ‎преодолены, ‎и‏ ‎человечество ‎вышло‏ ‎к ‎новому ‎рубежу ‎– ‎астрономическому,‏ ‎энергетическому,‏ ‎технологическому, ‎экономическому,‏ ‎политическому, ‎идеологическому…

Мы‏ ‎все-таки ‎преодолели ‎земное ‎притяжение, ‎обрекающее‏ ‎нас‏ ‎перемещаться‏ ‎только ‎по‏ ‎поверхности ‎земли‏ ‎и ‎воды.‏ ‎Мы‏ ‎поднялись ‎в‏ ‎воздух ‎– ‎все ‎выше, ‎и‏ ‎выше, ‎и‏ ‎выше...‏ ‎Жизнь ‎без ‎преувеличений‏ ‎получила ‎новое‏ ‎измерение. ‎Но ‎вот ‎освоение‏ ‎этих‏ ‎новых ‎возможностей‏ ‎– ‎выстраивание‏ ‎новой ‎системы, ‎взамен ‎утраченной ‎и‏ ‎изжившей‏ ‎себя, ‎совсем‏ ‎не ‎было‏ ‎похоже ‎на ‎ожившую ‎сказку. ‎После‏ ‎своего‏ ‎открытия‏ ‎Плутон ‎начал‏ ‎достраивать ‎квадрат‏ ‎Сатурна ‎и‏ ‎Урана‏ ‎до ‎Т-квадрата.‏ ‎Начинался ‎самый ‎жестокий ‎период ‎в‏ ‎человеческой ‎истории…‏ ‎

Парадоксальным‏ ‎образом, ‎технический ‎прогресс,‏ ‎движимый ‎мечтами‏ ‎об ‎улучшении ‎качества ‎жизни‏ ‎людей,‏ ‎почему-то ‎требовал‏ ‎невероятного ‎количества‏ ‎жертв ‎и ‎какой-то ‎изощренной ‎запредельной‏ ‎жестокости,‏ ‎обессмыслившей ‎само‏ ‎понятие ‎человеческой‏ ‎жизни. ‎То, ‎что ‎совершалось ‎во‏ ‎имя‏ ‎человека,‏ ‎его ‎совершенно‏ ‎обесценивало ‎–‏ ‎низводило ‎до‏ ‎уровня‏ ‎примитивной ‎функции,‏ ‎всего ‎лишь ‎оправдывающей ‎работу ‎системы.‏ ‎Такова ‎была‏ ‎логика‏ ‎уходящей ‎эпохи. ‎С‏ ‎одной ‎стороны,‏ ‎мы ‎получили ‎фундамент ‎под‏ ‎будущий‏ ‎прогресс, ‎а‏ ‎с ‎другой,‏ ‎нам ‎предстоит ‎преодолеть ‎ее ‎фантомные‏ ‎боли,‏ ‎чтобы ‎действительно‏ ‎шагнуть ‎в‏ ‎будущее. ‎И ‎поэтому ‎нуждаемся ‎в‏ ‎очень‏ ‎глубоком‏ ‎осмыслении ‎прошлого‏ ‎опыта. ‎Сатурн‏ ‎и ‎Уран‏ ‎всегда‏ ‎идут ‎рука‏ ‎об ‎руку.  ‎


Продолжение ‎следует…

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048