Реплика. Научпоп-доширак для интеллигенции
Всем привет, любители науки!
У меня было довольно много разговоров с разработчиками ПО, программистами, инженерами про разное в области философии, морали, медицины, человеческой мотивации и этики. У них, как пишут на упаковках сосисок, могут быть обнаружены и почти всегда встречаются «следовые количества» всякого модного научпопа про устройство мозга, биологические основания этики и социологии и т. п.
Только что в ВК я увидел такой же камент с этими уже не следовыми, а прямо заметными следами изучения научпопа:
«… Думаю, что я настолько выдающийся некомпетентный, что считаю архитектуру мозга намного проще, чем архитектуру компьютеров. Но доказывать это надо „долго и всерьёз“. А мы тут просто поболтать. При этом, всю жизнь увлекаюсь и психологией (последние годы нейрофизиологией) и системотехникой»…
Как может разработчик или инженер «увлекаться психологией и нейрофизиологией»? Он же не работает в лаборатории или на кафедре с нейрофизиологами? Не ставит эксперименты? Значит, он просто «увлечённо» читает книжки «про нейрофизиологию». А эти книжки сейчас все одинаковые.
В общем, хочется очень коротко, без картинок и ссылок высказаться про это.
Научпоп
У меня в юности был заскок, я несколько лет ходил летом и зимой в одной рубашке (не в одной и той же, а без пальто или куртки). По дороге из метро Академическая до ВЦ АН СССР (на Вавилова 40, километр-полтора) в мороз я дважды заходил погреться — в булочную, купить булочек к чаю в отделе, и в Академкнигу на углу Вавилова и Дмитрия Ульянова.
Тогда, в 80-е, в СССР издавалось огромное количество научно-популярных книг, разного уровня сложности, для разного уровня образованности. Фактически, в каждый будний день я покупал какую-то научно-популярную книгу, они были дёшевы (да и я постоянно подрабатывал то абитурой, то ретушью, мог себе позволить). Это были книги высокого качества, которые зачастую писались действующими учёными. Издавались отличные, содержательные журналы Химия и Жизнь, Наука и Жизнь и т. п.
Сейчас это не так. Научно-популярный дискурс — захвачен совсем другими людьми.
Захват научпоп-дискурса
Летая самолётами Аэрофлота, я перед рейсом захожу в книжные ларьки в Шереметьево и Внуково. Они рассчитаны, очевидно, на тех, кто летает и хочет ненапряжного чтения в полёте, то есть на условный «средний класс».
Там целые полки книжек нехудожественных, объяснительных. Основное место, конечно, занимает «бизнес», «продажи» и «маркетинг» (отношение к реальной действительности там примерно никакое), но много и научно-популярных в стиле «Щас мы вас объясним!» — про мозг, про то, «как мы думаем», про когнитивные ошибки, про этику, про ложь, про здоровье, как работает наше тело и т. п.
Эти книжки в основном переводятся с английского, то есть идут из США, но и частично пишутся у нас.
Насколько я понимаю — глядя очень со стороны — в российском научпопе есть ситуация, аналогичная засилью «редакции Шубиной» в российском худлите.
Довольно долго основное финансирование научпопа в нашей стране шло от фондов Зимина, основателя Билайна. Нет, наверно, кто-то публикует научно-популярные книжки на деньги университетов или на свои, но самыми шумными были птенцы гнезда Зимина.
Ну и тиражи у них были несравнимы, у остальных были не выше 3-5 тысяч (потому что, как я уже писал раньше, заработать на книжках автор сейчас не может, уж тем более на нехудожественных, а вот если тебе дают деньги на писанину — так можно).
Зимин у меня лично не вызывает ничего, кроме ненависти и презрения. Он, конечно, либераст, но дело не только в этом. Он создал Вымпелком на американские деньги, потому что работал замдиректора в секретном радиоящике и понимал, где купить воздух, а именно радиочастоты. При этом, насколько я понимаю, он для начала продал американцам секреты своего секретного радиоящика. То есть начал он с госизмены, как многие из сильных мира сего.
Потом там была долгая история бизнеса, в которой есть, например, труп партнёра, тоже, как у большинства наших алегархов. У нас есть друг семьи, который одновременно является другом семьи Зимина, там фамилию этого партнёра не упоминают, эта тема — табу.
Но дальше, построив большой бизнес, Зимин начал заниматься «благотворительностью» и выдачей денег «на контент» и воспитал банду «защитников науки» — Гельфанда, Панчина, Казанцеву и других. Это банда как бы учёных, которым поставили задачу (или они сами поставили себе такую задачу) на деньги Зимина захватить научпоп-дискурс в России.
Гельфанд — это так называемый ненастоящий Гельфанд, внук великого алгебраиста Гельфанда, по книжкам которого мы учились, и на знаменитый семинар которого на Биофаке МГУ ходили многие мои знакомые. Ненастоящий Гельфанд как бы занимается биологией, но в основном поедает гранты на научпоп и политическую деятельность в области науки.
Панчин тоже как бы учёный, а Казанцева — просто писательница букв руками. Это самые известные фамилии, сама банда, очевидно, больше.
Естественно, все члены банды — яростные либерасты. Сейчас они, видимо, релоканты, пишут и дают интервью из-за рубежа.
На деньги Зимина издавали довольно много книг, в которых происходило обязательное протаскивание «повесточки». Основные нарративы этого потока наукообразной литературы были такие:
— Биология определяет сознание и поведение человека;
— Этика определяется биологией и эволюцией;
— Мозг устроен просто, его уже изучили, все эмоции, этика, мотивация легко объяснимы биологически;
— Феминизм и гомосексуализм, ЛГБТ определены до рождения, структурой мозга и гормонами, это просто другая архитектура равной личности;
— Консерватизм и либерализм объясняются структурой мозга, это биологические свойства — боязнь нового или открытость опыту и т. п.
— Эволюция человека объясняет всё;
— Религия — это мерзость, для тупых. В антирелигиозную борьбу эта банда вложились особенно сильно, для них это было важно, возможно, требовали спонсоры.
Ну и всякий трансгуманизм до кучи.
Была там и политика. Русофобская и антигосударственная, конечно.
Здесь пасся также Европейский университет в Питере. Когда мою жену Наталью ректор пригласил выступить у них, я полез на их сайт и посмотрел их курсовые и кандидатские работы. Там были многочисленные «исследования» врождённости гомосексуализма и его равенства всем остальным моделям поведения, «исследования» преследований ЛГБТ в России, «исследования» притеснений женщин в России, «стеклянного потолка», а также масса сепаратистских «исследований» про «отдельный народ поморов», всегда притеснявшийся русскими, про свободолюбие и отдельность карелов, лопарей, народов Севера и т. п. И мне тогда показалось, что я нашёл там явные следы фондов Зимина (проверять сейчас лень). С тех пор у Европейского Университета отзывали лицензию и, по-моему, не раз (Наталья не смогла встретиться тогда с ректором, потому что он улетел в Москву разбираться, лицензию отобрали в тот же день).
«Борьба с лженаукой»
Параллельно эта же банда попыталась занять позицию тех, кто решает, настоящая наука или нет. В Российской Академии наук была создана Комиссия по лженауке. Она начала бороться с теологией, кандидатскими, конференциями и кафедрами теологии в вузах, а также выполнять какие-то задания в области конфликтов хозяйствующих субъектов.
Параллельно примерно этими же людьми была создана система вымогательства — печально известный Антиплагиат. Подробно про него стоит почитать вот тут, у известного «цифрового юриста» Антона Серго:
«Антиплагиат» и другие средства снижения качества научных текстов»
Я лично знаю людей, испытавших на себе атаку «Антиплагиата» и даже отмену кандидатской диссертации. Перед тем, как ВАК решил диссертацию признать несостоявшейся, к кандидату наук подъезжали люди из Пархомбюро с предложением «договориться». Иногда там бывали просто анекдотические истории, когда на автора монографии или кандидатской наезжали за автоцитаты.
При этом на «правильных» людей Антиплагиат не наезжал. Это была та же банда Гельфанда и так называемое Пархомбюро, узкая тусовка либерастов, живущих на деньги ЦРУ и прокладок в виде Ходорковского и Зимина, возглавляемая Сергеем Пархоменко с Эха Москвы.
Зимин пару лет назад помер, но я думаю, что дело его как-то живёт. Ещё немного помогли очищению эфира начало СВО и отъезд большинства этих имитаторов «объяснения науки».
Появилась ли ниша на этом рынке научпопа, а самое главное — деньги на тиражи, я не знаю. Вообще этим должно было бы заниматься государство.
Но основной вопрос — зачем этот шлак читают?
Сказки для программиста
На самом деле интересно, почему наша интеллигенция, особенно техническая (программисты и инженеры), алчно потребляет всё это. В книжках о том, что всё же уже исследовано, разобрано, программисту льстит именно эта предпосылка: не нужно погружаться, а вообще-то ничего сложного, сейчас на ста страницах всё объясним. И как мозг работает, и как доказательная медицина, и как читать «Ланцет».
Отсюда обычно дальше вытекает и личный биохакинг — ведь всё же уже известно, поэтому для молодости и здоровья давайте жрать инновационные БАДы и таблетки.
Это на самом деле такой слой псевдознаний, который очень приятен программисту: он объясняет необъяснимое, наводит как бы ясность, даёт рецепты. В сложной для технаря области — этики, отношений, воспитания детей, личного здоровья.
А этот серый ментальный слой захвачен западной «мыслью», западным нарративом, предлагает ментальный доширак в духе процитированного выше «мозг проще компьютера», «этика обусловлена гормонами и генетикой». А дальше обоснование привлекательности либерализма и ЛГБТ.
Потребность понимания жизни — безусловно, есть. Её удовлетворяют вот эти псевдоучителя.
Что вот делать с этим желанием инженера эффективно закрыть для себя неизвестную и тревожную область понимания социума, этики и биологии дешёвым и лживым научпопом — неясно. Вроде умные же люди, а жрут с лопаты это гуано.