logo
304
читателя
Что по осям  Проект "Что по осям" о том, что там на самом деле по осям.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться
Все проекты
О проекте
Не вполне регулярные рассуждения о событиях и людях в мире технологий, медий и пропаганды, об информационной войне, о мотивациях и отмазках политиков и технарей, о цифровизации и луддитах, о евангелистах Бога технологий, об искусственном и естественном интеллекте, а также о критическом мышлении и том, что там на самом деле по осям.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Читатель 600₽ месяц 5 760₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Что по осям

Несколько публикаций в неделю по темам технологий, информационной войны, медийных событий и т.п. Чтение публикаций в электронной почте и на сайте Спонсора (без возможности комментировать).

Оформить подписку
Комментатор 1 200₽ месяц 11 520₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Что по осям

Возможность задавать вопросы автору и комментировать посты. Автор постарается максимально быстро и полно отвечать и комментировать, в том числе в следующих постах (но очень подробные ответы и долгие дискуссии не гарантируются, это зависит от темы).

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
304 подписчика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 18+ мин
logo Что по осям

Цифрорублеконцлагерь, два цветных контура и дыра в плотине

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Два контура денег в СССР. Дыра в плотине. Обнальные помойки НТТМ, Хородковский с Березовским. Магистральная теорема Госплана. Илларионов про фальшивый дефолт СССР. Цифровой рубль и окрашенные потоки денег. Прозрачность есть и так. Папочка на Тимура Иванова. Не время. Отмашка дана. Контрол-фрики и внебюджетные вопросы.

Читать: 13+ мин
logo Что по осям

Реплика. Снова про утечки ПДн и наглость большого бизнеса

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

АП завернула поправку к закону Хинштейна и Рукавишниковой про оборотные штрафы за утечки. Бизнесу не нравится платить за косяки, а Минцифра для него носит поправки в Думу. Глава Ассоциации больших данных: риск преувеличен, мы увидим риск только через 30 лет! Борьба за законопроект идёт уже полтора года, наши цифровые платформы и банки всё слили хохлам, но прекращать и платить - не собираются.

Читать: 9+ мин
logo Что по осям

Реплика. Ещё о крипте. Универсальная кислота

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Крипта - это универсальная кислота, разъедает всё. Чекистов, ментов, поставленных "контролировать". Очередная история про квартиры, набитые миллиардами. Слишком лёгкие и обильные деньги, за которые никто не спрашивает. Как сторожить сторожей? Дыра в экономику страны.

Читать: 11+ мин
logo Что по осям

Пробизнес. Теория тромба

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

На человеке всё держится. Он ключевой. Без него всё рухнет. Но почему-то с ним как-то всё застряло. Ничего не происходит. Устал, выгорел, не справился с ростом, неважно. Тромб в крупном сосуде. Все тормозится. Шунтировать? Удалить? Это же человек. Передача дел, их там ворох. Нечего передавать. Можно же обо всём договориться. Главное препятствие - самолюбие. Образ себя. Не дам себя сдвинуть, кину ПСЖ!

Читать: 16+ мин
logo Что по осям

Реплика. Добровольный отказ от VPN.

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

VPN- очень нехороший. Поставил себе VPN - помог террористам. Как уговорить граждан добровольно отказаться? Подростковое бунтарство. Хочу и буду. Борьба с анонимайзерами на фоне полной зашлакованности отечественных платформ. Бороться не с доступом к иностранным источникам токсинов, а с их распространением здесь. Социальные проблемы технологиями не решаются.

Читать: 17+ мин
logo Что по осям

Супероружие и дельта времени

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Кванты. Поля вычетов над простым основанием. 19 кубитов. Супероружие? Супероружие всегда создаёт империи. Или нет. Фаланга, стремя, ретрофлексный лук, порох, пушки Грибоваля, танки Манштейна, атомная бомба, БПЛА. Как распознать, что у противника есть супероружие и каково оно?

Читать: 13+ мин
logo Что по осям

Реплика. Человек не создан для счастья

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Счастье. Что это вообще. Солону палец в рот не клади. Короленко нас обманул. Прогресс к счастью не ведёт, что бы ни писал Антон Павлович. Гоняться за счастьем ведёт к жлобству. Если на твоих похоронах смеются - ты счастливчик.

Читать: 15+ мин
logo Что по осям

Реплика. Пробизнес. Эффективные менеджеры и вторая производная

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Читать: 17+ мин
logo Что по осям

Байка. Голые кубики миллиардера

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Ныряем в лёд, чтобы начать день. Правила жизни от Павла Дурова. Преобразуй шарики пресса в кубики! Что ты сделаешь, если увидишь на улице светящегося зелёного человека? Креативный офис и окно для сброса пятитысячных. Крававая Гэбня отжимает ВКонтакт. Кажется, гэбню кинули. Маск не только вреден, но и полезен. Некоторые вещи надо принимать такими, как они есть.

Читать: 17+ мин
logo Что по осям

Байки. Дело Винника. Электоральное обострение

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Арест Винника. Брать или не брать дело. Криптожулики. Не всякая крыша одинаково полезна. Методы ЦРУ. Три года борьбы. Смерть адвоката. Экстрадиция. Зачем Винник американцам. Покажите деньги. Трамп опять кандидат.

Читать: 15+ мин
logo Что по осям

Реплика. Вербовщики и голубая метка

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Вербовщики из 404 вербуют подростков совершать теракты. Сначала они воровали деньги, потом заставляли поджигать военкоматы, потом портить бюллетени и урны, теперь теракты. Поможет ли просвещение? Нет. В прошлые разы не помогало. Конверсия всё равно будет. Враг свободно гуляет по нашему инфопространству. Ему в этом помогают наши сограждане. Банки, мобильные операторы, криптаны, девелоперы. Где посадки?

Читать: 9+ мин
logo Что по осям

Реплика. Копирайт и авторство. Ну это же ваши мысли?

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Авторство? Это что вопще? Я просто взял ваш текст и добавил своих мыслей, с которыми вы наверняка согласны. Не надо душнить! А, нет, зачем самому-то писать, ChatGPT же.

Читать: 25+ мин
logo Что по осям

Колониальная логика. Отключение смартфонов

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Отключение смартфонов?! Это чушь! Никто не будет этого делать. Да, технически можно, но это нелепость. Репутация, доходы, рынки. И в лицензионном соглашении этого нет. Вы капитализацию Эпл видели? Не надо этих страшилок. И потом, этого никогда не было, значит, и не будет.

Читать: 12+ мин
logo Что по осям

Служебный человек-2. Мигранты

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Чтобы управлять активом, необязательно покупать контрольный пакет. Мигранты - не просто коммерческая схема. Это политический рычаг.

Читать: 12+ мин
logo Что по осям

Человек служебный. Нищепанк

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Сверхчеловеку нужны рабы. Человек служебный. Рабство неудобно и немодно. Свободный раб гораздо лучше, особенно, если контролируешь его через смартфон. Элита и быдло. Всё через экран. Ничем не владеть и быть счастливым. ИИ рабом точно не будет. Электронный хлыст.

Читать: 18 мин
logo Что по осям

Реплика. Про мультики. Как не беспокоиться, когда дети смотрят видео

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Голливудщина форматирует. "Детские каналы" пытаются уморить и развратить. На детей наслаивается невидимая чужая культурная матрица. Подвывающие интонации, "привеееет", обнимашки, глубокое знание суперспособностей супергероев. Клиповое восприятие. Смартфонные вечеринки. Надо ограничивать. Есть тема: диск на 500 советских мультиков. Дети смотрят "Место встречи" не отрываясь. Мягкая сила под спудом.

Читать: 14+ мин
logo Что по осям

Религиозная война. Европейский проект сверхчеловека. Трусы поверх трико.

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

У нас война - религиозная. Европа веками шла к проекту своего Сверхчеловека. Ницше просто зафиксировал постулаты веры. В ревущих 1940-х на пути самозваного Уберменша встали настоящие сверхлюди из стали. Мы закопали этого упыря. Но дух Саурона сбежал в США и носится там в красных трусах поверх синего трико. Они не остановятся, им нужно мировое господство, и это священно. Нас не должно быть на дороге.

Читать: 16+ мин
logo Что по осям

Смена парадигмы безопасности в ИТ-компании

Всем ‎привет,‏ ‎излучатели ‎ПДн!

Осенью ‎я ‎написал ‎(с‏ ‎помощью ‎одного‏ ‎из‏ ‎подписчиков) ‎вот ‎такой‏ ‎текст ‎про‏ ‎безопасность, ‎для ‎наших ‎компаний,‏ ‎часть‏ ‎из ‎которых‏ ‎работает ‎в‏ ‎области ‎информационной ‎безопасности, ‎часть ‎возглавляется‏ ‎людьми,‏ ‎которые ‎хорошо‏ ‎видны ‎в‏ ‎медийном ‎пространстве.

В ‎частности, ‎это ‎было‏ ‎инициировано‏ ‎взорванным‏ ‎Владленом ‎Татарским,‏ ‎который ‎явно,‏ ‎прямо, ‎бездумно‏ ‎шёл‏ ‎к ‎своей‏ ‎гибели ‎от ‎одного ‎уровня ‎тщеславия‏ ‎и ‎публичности‏ ‎к‏ ‎следующему.

Естественно, ‎среди ‎менеджеров,‏ ‎партнёров ‎поднялся‏ ‎писк ‎и ‎шум, ‎что‏ ‎это‏ ‎же ‎—‏ ‎застрелиться, ‎работать‏ ‎будет ‎вопще ‎нельзя, ‎куды ‎ж‏ ‎нам‏ ‎без ‎мессенджеров‏ ‎и ‎т.‏ ‎п.

Вообще ‎современный ‎менеджер ‎занят ‎исключительно‏ ‎микроменеджментом‏ ‎в‏ ‎Телеграме ‎и‏ ‎редмайне, ‎вообще‏ ‎не ‎мыслит‏ ‎себя‏ ‎без ‎этого‏ ‎удобства. ‎Настолько, ‎что ‎никакие ‎«риски»‏ ‎— ‎предполагаемые,‏ ‎конечно,‏ ‎до ‎сих ‎пор‏ ‎же ‎всё‏ ‎было ‎норм ‎— ‎не‏ ‎могут‏ ‎его ‎заставить‏ ‎отказаться ‎от‏ ‎привычной ‎и ‎удобной ‎среды, ‎которую‏ ‎он‏ ‎себе ‎создавал‏ ‎годами, ‎приминая‏ ‎травку.

Тем ‎не ‎менее, ‎документы ‎такого‏ ‎рода‏ ‎нужны,‏ ‎если ‎не‏ ‎для ‎исправления‏ ‎всех ‎косяков‏ ‎и‏ ‎неверных ‎привычек,‏ ‎хотя ‎бы ‎для ‎понимания ‎того,‏ ‎что ‎делается‏ ‎совсем‏ ‎неправильно.

Не ‎хотелось ‎бы,‏ ‎конечно, ‎чтобы‏ ‎осознавать ‎риски ‎по-настоящему ‎начали‏ ‎после‏ ‎того, ‎как‏ ‎чёрный ‎лебель‏ ‎перестанет ‎виться ‎над ‎головой ‎и‏ ‎таки‏ ‎клюнет ‎в‏ ‎нижний ‎моск.

Думаю,‏ ‎подписчикам ‎это ‎тоже ‎будет ‎полезно.

В‏ ‎документе‏ ‎ниже‏ ‎можно ‎взять‏ ‎к ‎исполнению‏ ‎или ‎сведению‏ ‎хотя‏ ‎бы ‎некоторые‏ ‎пункты. ‎Понятно, ‎что ‎документ ‎не‏ ‎полон, ‎его‏ ‎можно‏ ‎и ‎нужно ‎дополнять.

Итак:

Базовая‏ ‎безопасность ‎во‏ ‎время ‎войны

В ‎условиях ‎работы‏ ‎во‏ ‎время ‎войны,‏ ‎в ‎критической,‏ ‎медийной ‎инфраструктуре ‎или ‎над ‎оборонными‏ ‎технологиями,‏ ‎нужно ‎пересмотреть‏ ‎саму ‎парадигму‏ ‎работы ‎компании, ‎директора ‎и ‎рабочих‏ ‎команд.‏ ‎Даже‏ ‎если ‎у‏ ‎компании ‎нет‏ ‎лицензии ‎на‏ ‎гостайну‏ ‎и ‎уж‏ ‎тем ‎более ‎— ‎если ‎нет‏ ‎госзащиты.

Мы ‎знаем,‏ ‎что‏ ‎ЧРК ‎по ‎всему‏ ‎миру ‎ведут‏ ‎миллионы ‎людей ‎с ‎детальным‏ ‎анализом‏ ‎с ‎точностью‏ ‎до ‎человека:‏ ‎связыванием ‎устройств, ‎ФИО, ‎перемещений, ‎семей,‏ ‎адресов,‏ ‎связей ‎и‏ ‎т. ‎п.‏ ‎Большинство ‎из ‎этих ‎ЧРК ‎—‏ ‎вражеские.

Нужно‏ ‎понимать,‏ ‎что ‎цифровые‏ ‎платформы, ‎например,‏ ‎Гугл ‎(как‏ ‎и‏ ‎ФБ, ‎ВК,‏ ‎Яндекс) ‎обладают ‎совершенно ‎поразительными ‎возможностями‏ ‎связывания ‎устройств,‏ ‎аккаунтов,‏ ‎людей, ‎мест, ‎юрлиц.‏ ‎Нужно ‎не‏ ‎давать ‎им ‎пасов.

Сейчас ‎слежка‏ ‎может‏ ‎привести ‎не‏ ‎к ‎утечке‏ ‎данных, ‎а ‎к ‎закладке ‎бомбы‏ ‎в‏ ‎машину ‎или‏ ‎к ‎прилёту‏ ‎ударного ‎беспилотника ‎на ‎совещание ‎или‏ ‎в‏ ‎квартиру.

Рассуждать‏ ‎нужно ‎примерно‏ ‎в ‎таких‏ ‎терминах ‎—‏ ‎список‏ ‎предварительный ‎(это‏ ‎фактически ‎частная, ‎бытовая ‎дисциплина, ‎без‏ ‎госзащиты ‎и‏ ‎прочего):

 1.  Модель‏ ‎угроз

1.      Противодействие ‎противнику ‎средних‏ ‎и ‎малых‏ ‎размеров. ‎Приоритетом ‎является ‎снижение‏ ‎эффективности‏ ‎оперативных ‎мероприятий,‏ ‎проводимых ‎ЧРК‏ ‎и ‎относительно ‎небольшими ‎акторами ‎с‏ ‎широким‏ ‎спектром ‎возможной‏ ‎мотивации ‎(от‏ ‎мошенничества ‎до ‎саботажа ‎и ‎терроризма),‏ ‎но‏ ‎ограниченными‏ ‎ресурсами ‎и‏ ‎коротким ‎горизонтом‏ ‎планирования. ‎Противостоять‏ ‎государству‏ ‎Украины/Британии/США ‎нужно‏ ‎уже ‎с ‎помощью ‎госзащиты, ‎гостайны‏ ‎и ‎т.‏ ‎п.‏ ‎В ‎список ‎акторов‏ ‎необходимо ‎добавить‏ ‎лица ‎и ‎компании ‎внутри‏ ‎России,‏ ‎конкурирующие ‎на‏ ‎бизнес- ‎и‏ ‎идейном ‎поле.

2.      Средние ‎ресурсы ‎нападающих. ‎Ключевая‏ ‎особенность‏ ‎тех, ‎от‏ ‎кого ‎стоит‏ ‎активно ‎защищаться ‎— ‎работа ‎«с‏ ‎колёс»,‏ ‎с‏ ‎наскока, ‎под‏ ‎воздействием ‎пусть‏ ‎и ‎острой,‏ ‎но‏ ‎краткосрочной ‎необходимости.‏ ‎Возможно ‎— ‎под ‎влиянием ‎эмоций.‏ ‎Затруднение ‎мероприятий,‏ ‎расширение‏ ‎их ‎временных ‎рамок,‏ ‎отсутствие ‎быстрого‏ ‎и ‎осязаемого ‎результата ‎видится‏ ‎наиболее‏ ‎эффективной ‎стратегией.‏ ‎То ‎же‏ ‎самое, ‎кстати, ‎с ‎искусственным ‎затягиванием‏ ‎коммуникаций:‏ ‎значительно ‎сложнее‏ ‎«качать» ‎человека‏ ‎или ‎компанию, ‎если ‎они ‎отвечают‏ ‎в‏ ‎лучшем‏ ‎случае ‎через‏ ‎сутки.

3.      Тягаться ‎напрямую‏ ‎с ‎тем‏ ‎или‏ ‎иным ‎государством‏ ‎мы ‎не ‎сможем. Попытка ‎противостоять ‎всем‏ ‎возможным ‎методам‏ ‎оперативной‏ ‎работы, ‎системно ‎и‏ ‎последовательно ‎проводимой‏ ‎с ‎привлечением ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎государственных ‎ресурсов,‏ ‎на ‎уровне‏ ‎частного ‎лица ‎и ‎небольшой ‎компании‏ ‎приведут‏ ‎к ‎значительным‏ ‎накладным ‎расходам‏ ‎и ‎постоянно ‎будут ‎находиться ‎в‏ ‎конфликте‏ ‎с‏ ‎интересами ‎личными‏ ‎и ‎бизнеса‏ ‎— ‎а‏ ‎значит,‏ ‎в ‎долгосрочной‏ ‎перспективе ‎не ‎будут ‎эффективными.

Вот ‎какие‏ ‎меры ‎практически‏ ‎обязательны‏ ‎для ‎тех, ‎кто‏ ‎работает ‎с‏ ‎КИИ, ‎ИБ, ‎СБ, ‎ГОЗ:

2.  Устройства‏ ‎для‏ ‎связи

 ·      ­­Нельзя ‎использовать‏ ‎Айфоны ‎и‏ ‎Андроиды. Звонить ‎вообще ‎лучше ‎с ‎кнопочных‏ ‎телефонов‏ ‎без ‎обмена‏ ‎данными.

·      Устройства ‎для‏ ‎связи ‎должны ‎быть ‎стерилизованы. Геоданные, ‎акселерометр,‏ ‎передачу‏ ‎данных‏ ‎и ‎прочее‏ ‎— ‎нужно‏ ‎всегда ‎по‏ ‎умолчанию‏ ‎отключать. ‎Лучше‏ ‎выработать ‎стандартную ‎процедуру ‎стерилизации ‎устройств,‏ ‎обучить ‎сотрудников‏ ‎в‏ ‎СБ ‎или ‎даже‏ ‎разработать ‎собственное‏ ‎приложение.

·      Разделять ‎внешний ‎и ‎внутренний‏ ‎контур. Нельзя‏ ‎использовать ‎устройства‏ ‎для ‎рабочей‏ ‎связи ‎одновременно ‎как ‎устройства ‎для‏ ‎поиска‏ ‎информации, ‎развлечений,‏ ‎управления ‎командой‏ ‎и ‎т. ‎п., ‎отдавать ‎их‏ ‎детям,‏ ‎родным‏ ‎на ‎время.‏ ‎Деловой ‎и‏ ‎личный, ‎внешний‏ ‎и‏ ‎внутренний ‎контур‏ ‎должны ‎быть ‎разделены.

·      Стерилизовать ‎устройства. Устройства ‎для‏ ‎поиска ‎информации,‏ ‎чтения,‏ ‎развлечений, ‎покупок ‎должны‏ ‎быть ‎максимально‏ ‎стерилизованы ‎и ‎анонимизированы. ‎Никаких‏ ‎геоданных,‏ ‎никакой ‎привязки‏ ‎к ‎госуслугам,‏ ‎почте, ‎ФИО ‎и ‎т. ‎п.‏ ‎Анонимный‏ ‎Телеграм, ‎анонимная‏ ‎почта, ‎VPN.

·      Авторизованный‏ ‎контур ‎— ‎отдельно. ‎Для ‎авторизованного‏ ‎использования‏ ‎Интернета‏ ‎лучше ‎иметь‏ ‎отдельное ‎устройство,‏ ‎привязанное ‎к‏ ‎номеру‏ ‎телефона, ‎почте,‏ ‎ФИО, ‎Госуслугам, ‎доставке, ‎покупкам, ‎адресу‏ ‎для ‎курьера‏ ‎и‏ ‎т. ‎п. ‎С‏ ‎него ‎нельзя‏ ‎писать ‎посты ‎и ‎комменты,‏ ‎показывать‏ ‎лицо, ‎управлять‏ ‎компанией, ‎а‏ ‎также ‎общаться ‎в ‎реальном ‎времени‏ ‎—‏ ‎только ‎асинхронно‏ ‎(СМС, ‎почта).

3.  Синхронная‏ ‎цифровая ‎коммуникация ‎- ‎вредна ‎и‏ ‎опасна

 ·      Голосовой‏ ‎звонок‏ ‎зачастую ‎не‏ ‎нужен: он ‎даёт‏ ‎не ‎только‏ ‎образцы‏ ‎голоса, ‎но‏ ‎место ‎и ‎время ‎звонка, ‎причём‏ ‎в ‎реальном‏ ‎времени.‏ ‎А ‎также ‎другие‏ ‎актуальные ‎личные‏ ‎факты ‎— ‎что ‎ты‏ ‎сейчас‏ ‎не ‎спишь,‏ ‎в ‎городе,‏ ‎пр. ‎Нужно ‎снижать ‎количество ‎голосовых‏ ‎звонков‏ ‎не ‎только‏ ‎с ‎внешним‏ ‎миром ‎(см. ‎дальше), ‎но ‎и‏ ‎со‏ ‎своими.

·      Видеозвонки‏ ‎не ‎нужны‏ ‎вообще. Ни ‎со‏ ‎своими, ‎ни‏ ‎тем‏ ‎более ‎с‏ ‎внешними ‎корреспондентами. ‎Видеозвонок ‎даёт ‎не‏ ‎только ‎образцы‏ ‎биометрии,‏ ‎но ‎и ‎задний‏ ‎фон, ‎контекст,‏ ‎место ‎и ‎время ‎в‏ ‎реальном‏ ‎времени.

·      Мессенджеры ‎также‏ ‎опасны, ‎как‏ ‎средство ‎реального ‎времени, ‎позволяющие ‎узнать,‏ ‎где‏ ‎ты ‎сейчас,‏ ‎чем ‎занят‏ ‎и ‎т. ‎п.

4.  Асинхронная ‎цифровая ‎коммуникация

 ·      Асинхронная‏ ‎коммуникация (СМС,‏ ‎электронная‏ ‎почта, ‎ответ‏ ‎на ‎сообщения‏ ‎в ‎мессенджерах‏ ‎в‏ ‎течение ‎десятков‏ ‎минут ‎и ‎часов) ‎— ‎гораздо‏ ‎безопаснее ‎синхронной.‏ ‎Она‏ ‎не ‎даёт ‎наблюдателю‏ ‎знаний ‎вида‏ ‎«здесь ‎и ‎сейчас».

·      Сознательная ‎задержка‏ ‎во‏ ‎внешнем ‎контуре. Общение‏ ‎с ‎внешними‏ ‎корреспондентами, ‎журналистами, ‎клиентами ‎вообще ‎должно‏ ‎иметь‏ ‎задержку ‎по‏ ‎умолчанию: ‎от‏ ‎получаса ‎до ‎дня. ‎Это ‎очень‏ ‎полезно‏ ‎не‏ ‎только ‎в‏ ‎смысле ‎секретности,‏ ‎но ‎и‏ ‎в‏ ‎смысле ‎содержательности‏ ‎и ‎воспринимаемой ‎ценности ‎коммуникации. ‎Журналистов‏ ‎дисциплинирует, ‎«горячие‏ ‎темы»‏ ‎— ‎отбивает, ‎высушивает,‏ ‎стерилизует.

·      Задержка ‎во‏ ‎внутреннем ‎контуре. ‎Здесь ‎также‏ ‎полезна‏ ‎задержка ‎хотя‏ ‎бы ‎на‏ ‎десятки ‎минут. ‎На ‎качество ‎управления‏ ‎коллективом‏ ‎это ‎не‏ ‎влияет. ‎В‏ ‎срочных ‎и ‎острых ‎случаях ‎дело‏ ‎решается‏ ‎звонком‏ ‎с ‎другого,‏ ‎стерилизованного ‎и‏ ‎не ‎связанного‏ ‎устройства.

5.  Коммуникация‏ ‎с ‎внешним‏ ‎миром

·      Публичные ‎появления: нужно ‎сводить ‎к ‎минимуму.‏ ‎Как ‎минимум‏ ‎те,‏ ‎где ‎за ‎несколько‏ ‎дней ‎известно‏ ‎точное ‎место ‎и ‎время‏ ‎появления.

·      Опасные‏ ‎мероприятия: вообще ‎не‏ ‎посещать ‎тусовки‏ ‎дроноводов, ‎военкоров, ‎просто ‎чрезмерно ‎массовые‏ ‎мероприятия‏ ‎(выставки, ‎концерты)‏ ‎и ‎т.‏ ‎п. ‎Не ‎договариваться ‎заранее ‎о‏ ‎времени‏ ‎и‏ ‎месте.

·      Тематика ‎выступлений: разговаривать‏ ‎только ‎на‏ ‎общие ‎темы,‏ ‎не‏ ‎бросать ‎намёков‏ ‎на ‎закрытые ‎темы, ‎заниматься ‎«объяснением‏ ‎для ‎чайников»,‏ ‎толкованием‏ ‎сложных ‎технологических ‎вопросов;‏ ‎компанию ‎не‏ ‎пиарить ‎— ‎сейчас ‎это‏ ‎не‏ ‎нужно. ‎Лучше‏ ‎иметь ‎сопровождающих‏ ‎на ‎любых ‎мероприятиях, ‎а ‎ездить‏ ‎туда‏ ‎не ‎на‏ ‎своей ‎машине.

·      Интервью: только‏ ‎с ‎известными ‎СМИ, ‎никаких ‎«у‏ ‎нас‏ ‎тут‏ ‎новый ‎канал‏ ‎на ‎Ютубе,‏ ‎ведущий ‎известный‏ ‎журналист»,‏ ‎никаких ‎«начинающих‏ ‎СМИ». ‎Только ‎с ‎заранее ‎присланным‏ ‎списком ‎тем‏ ‎и‏ ‎вопросов, ‎с ‎обязательной‏ ‎присылкой ‎текста‏ ‎на ‎верификацию. ‎Никаких ‎намёков‏ ‎на‏ ‎закрытые ‎темы.‏ ‎Иметь ‎чёрный‏ ‎список ‎СМИ ‎и ‎каналов ‎(типа‏ ‎«Медузы»)‏ ‎— ‎инфовойна‏ ‎и ‎обработка‏ ‎чужой ‎аудитории ‎не ‎входят ‎в‏ ‎задачу.

·      Встречи‏ ‎с‏ ‎государством: заседания ‎в‏ ‎Госдуме, ‎закрытые‏ ‎комиссии ‎Сената,‏ ‎общественные‏ ‎слушания, ‎конференции‏ ‎Армии-202х ‎— ‎можно ‎посещать ‎в‏ ‎качестве ‎эксперта,‏ ‎однако‏ ‎всегда ‎выяснять ‎заранее,‏ ‎приглашены ‎ли‏ ‎журналисты, ‎есть ‎ли ‎трансляция‏ ‎и‏ ‎т. ‎п.‏ ‎Попадать ‎на‏ ‎фото ‎и ‎видео ‎— ‎нежелательно.‏ ‎В‏ ‎любом ‎случае,‏ ‎публично ‎разговаривать‏ ‎только ‎общие ‎и ‎открытые ‎темы.

·      Звонки: лучше‏ ‎совершать‏ ‎со‏ ‎стерилизованного ‎устройства,‏ ‎назначать ‎фиксированное‏ ‎время ‎для‏ ‎созвона,‏ ‎не ‎брать‏ ‎звонки ‎с ‎неизвестных ‎номеров ‎(отказываться‏ ‎от ‎звонка‏ ‎и‏ ‎предлагать ‎специальным ‎сообщением‏ ‎написать ‎в‏ ‎СМС) ‎и ‎т. ‎п.‏ ‎Звонок‏ ‎в ‎реальном‏ ‎времени ‎даёт‏ ‎время ‎и ‎место, ‎образцы ‎голоса,‏ ‎прочую‏ ‎информацию ‎(бодрствование,‏ ‎готовность ‎говорить,‏ ‎пробивка ‎присутствия-отсутствия ‎на ‎идущих ‎сейчас‏ ‎совещаниях‏ ‎и‏ ‎встречах ‎и‏ ‎т. ‎п.).

·      Встречи‏ ‎(в ‎том‏ ‎числе‏ ‎со ‎«своими»): назначать‏ ‎время ‎не ‎слишком ‎задолго, ‎место‏ ‎— ‎вообще‏ ‎по‏ ‎возможности ‎в ‎реальном‏ ‎времени ‎(«давай‏ ‎через ‎час ‎в ‎районе‏ ‎Лубянки,‏ ‎на ‎месте‏ ‎позвоню, ‎как‏ ‎найду ‎место ‎и ‎сяду»). ‎Лучше‏ ‎не‏ ‎в ‎больших‏ ‎залах ‎и‏ ‎не ‎на ‎открытых ‎верандах. ‎Лучше‏ ‎с‏ ‎сопровождающими.

Правильнее‏ ‎всего ‎—‏ ‎в ‎офисе.‏ ‎Всех, ‎с‏ ‎кем‏ ‎встречаешься ‎в‏ ‎первый ‎раз ‎— ‎проверять ‎через‏ ‎СБ. ‎В‏ ‎случаях‏ ‎сомнений ‎— ‎посылать‏ ‎первый ‎раз‏ ‎линейного ‎сотрудника, ‎сотрудника ‎СБ,‏ ‎помощника.

·      Транспорт.‏ ‎Использовать ‎такси‏ ‎с ‎вызовом‏ ‎со ‎специального ‎устройства, ‎отвязанного ‎от‏ ‎внутреннего‏ ‎и ‎по‏ ‎возможности ‎от‏ ‎внешнего ‎контура. ‎Использовать ‎не ‎собственную‏ ‎а/м,‏ ‎а‏ ‎общественный ‎транспорт‏ ‎с ‎разными‏ ‎маршрутами ‎(условно,‏ ‎ходить‏ ‎или ‎доезжать‏ ‎на ‎прокатном ‎самокате ‎на ‎работу‏ ‎и ‎в‏ ‎офис‏ ‎с ‎выбираемых ‎в‏ ‎последний ‎момент‏ ‎разных ‎станций ‎метро).

·      Дальние ‎поездки:‏ ‎лучше‏ ‎приобретать ‎билеты‏ ‎в ‎последний‏ ‎момент, ‎летать ‎без ‎багажа, ‎разделять‏ ‎рейсы‏ ‎с ‎ключевыми‏ ‎сотрудниками ‎и‏ ‎семьёй, ‎и ‎т. ‎п. ‎В‏ ‎дальние‏ ‎поездки‏ ‎на ‎авто‏ ‎по ‎шоссе‏ ‎— ‎брать‏ ‎баллончики,‏ ‎травматы, ‎ездить‏ ‎по ‎возможности ‎двумя ‎машинами, ‎в‏ ‎сопровождении ‎СБ,‏ ‎знать‏ ‎и ‎поддерживать ‎дисциплину‏ ‎поведения ‎на‏ ‎дороге ‎в ‎случае ‎инцидентов‏ ‎(не‏ ‎глушить ‎мотор,‏ ‎не ‎выходить‏ ‎и ‎т. ‎п.).

·      Видеозвонки ‎с ‎внешними‏ ‎контактами: лучше‏ ‎исключить ‎вообще.‏ ‎Они ‎для‏ ‎дела ‎не ‎нужны, ‎дают ‎слишком‏ ‎много‏ ‎информации.‏ ‎Участие ‎директора‏ ‎в ‎заседаниях‏ ‎экспертных ‎советов,‏ ‎Госдумы‏ ‎и ‎т.‏ ‎п. ‎— ‎можно, ‎на ‎их‏ ‎платформах ‎(при‏ ‎этом,‏ ‎конечно, ‎держать ‎язык‏ ‎за ‎зубами).‏ ‎Для ‎сотрудников ‎— ‎только‏ ‎по‏ ‎согласованию ‎с‏ ‎директором.

·      Аккаунты ‎в‏ ‎соцсетях ‎и ‎мессенджерах, ‎каналы ‎в‏ ‎Телеграм:‏ ‎прекратить ‎выкладывать‏ ‎видео ‎и‏ ‎фото, ‎закрыть ‎аккаунты ‎для ‎всех,‏ ‎кроме‏ ‎близких‏ ‎друзей ‎и‏ ‎сотрудников, ‎перестать‏ ‎писать ‎о‏ ‎работе.‏ ‎Для ‎новостей‏ ‎компании ‎сделать ‎отдельный ‎контролируемый ‎канал.‏ ‎Разделить ‎и‏ ‎не‏ ‎смешивать ‎личное ‎и‏ ‎рабочее.

·      Зачистка ‎внешнего‏ ‎пространства: зачистка ‎аккаунтов, ‎упоминаний, ‎новостей,‏ ‎замусоривание‏ ‎соцсетей ‎и‏ ‎поисковиков ‎чужими‏ ‎фото ‎и ‎ФИО, ‎адресами ‎и‏ ‎телефонами‏ ‎и ‎тому‏ ‎подобное.

·      Общение ‎по‏ ‎почте: удалять ‎предыдущие ‎письма, ‎контакты. ‎Писать‏ ‎со‏ ‎специального‏ ‎адреса ‎для‏ ‎внешнего ‎контура‏ ‎(даже ‎если‏ ‎со‏ ‎своего ‎сервера).

·      Получение‏ ‎и ‎передача ‎файлов, ‎ссылок, ‎контактов: очевидные‏ ‎ограничения ‎и‏ ‎меры‏ ‎предосторожности. ‎Только ‎на‏ ‎внешнем ‎контуре,‏ ‎только ‎на ‎«внешних ‎устройствах»,‏ ‎с‏ ‎применением ‎всех‏ ‎средств ‎проверки,‏ ‎с ‎антивирусами ‎и ‎т. ‎п.‏ ‎Никакой‏ ‎установки ‎приложений,‏ ‎пиратки, ‎порнухи,‏ ‎прочего.

·      Песочницы ‎для ‎файлов, ‎контактов, ‎людей.‏ ‎Иметь‏ ‎режим‏ ‎ограниченной ‎коммуникации‏ ‎(диски, ‎уполномоченные‏ ‎помощники, ‎переговорные‏ ‎и‏ ‎т. ‎п.)‏ ‎для ‎неизвестных ‎и ‎новых ‎сущностей.

·      Бумага‏ ‎вместо ‎флешек. Для‏ ‎передачи‏ ‎файлов ‎во ‎внешний‏ ‎мир ‎—‏ ‎презентаций, ‎документов, ‎статей, ‎особенно‏ ‎если‏ ‎это ‎нужно‏ ‎для ‎встреч‏ ‎и ‎совещаний, ‎нужно ‎использовать ‎бумажные‏ ‎документы.‏ ‎Бумагу ‎гораздо‏ ‎труднее ‎распространять‏ ‎дальше, ‎тем ‎более ‎незаметно ‎модифицировать.‏ ‎Для‏ ‎получения‏ ‎точно ‎не‏ ‎брать ‎флешек,‏ ‎а ‎файлы‏ ‎до‏ ‎открытия ‎сканировать.

·      Интернет. Санировать‏ ‎надо ‎и ‎канал ‎подключения ‎к‏ ‎Интернету: ‎в‏ ‎идеале‏ ‎устройства ‎должны ‎знать‏ ‎только ‎одну‏ ‎сеть ‎Wi-Fi ‎на ‎носимом‏ ‎с‏ ‎собой ‎роутере,‏ ‎на ‎роутере‏ ‎всегда ‎поднят ‎VPN, ‎работающий ‎через‏ ‎свои‏ ‎сервера. ‎Ни‏ ‎в ‎коем‏ ‎случае ‎не ‎публичный ‎VPN-сервис.

·      Совместное ‎нахождение, тем‏ ‎более,‏ ‎регулярное‏ ‎совместное ‎перемещение‏ ‎мобильных ‎устройств‏ ‎(в ‎меньшей‏ ‎степени‏ ‎— ‎ноутбуков)‏ ‎надо ‎исключать, ‎чтобы ‎избежать ‎связывания‏ ‎противником ‎и‏ ‎внешними‏ ‎наблюдателями ‎как ‎разных‏ ‎сотрудников, ‎так‏ ‎и ‎устройство ‎одного ‎человека‏ ‎между‏ ‎собой. ‎Также‏ ‎необходимо ‎не‏ ‎подключаться ‎к ‎одной ‎сети ‎Wi-Fi.‏ ‎Запретить‏ ‎смотреть ‎в‏ ‎телефоны ‎и‏ ‎ноутбуки ‎на ‎совещаниях. ‎сдавать ‎их‏ ‎на‏ ‎входе‏ ‎— ‎это‏ ‎и ‎просто‏ ‎полезно ‎для‏ ‎эффективности‏ ‎совещания.

·      Ротация ‎устройств.‏ ‎Все ‎физические ‎устройства ‎должны ‎регулярно‏ ‎ротироваться, ‎старые‏ ‎продаются‏ ‎на ‎Авито, ‎покупаются‏ ‎новые. ‎Сложнее‏ ‎с ‎ротацией ‎сим-карт, ‎но‏ ‎есть‏ ‎решение ‎—‏ ‎т. ‎н.‏ ‎«колхозы», ‎что-то ‎типа ‎виртуальных ‎MVNO‏ ‎внутри‏ ‎операторов, ‎записанных‏ ‎на ‎непонятного‏ ‎левого ‎корпоративного ‎клиента. ‎Там ‎выдают‏ ‎сразу‏ ‎пачку‏ ‎физических ‎сим-карт,‏ ‎по ‎необходимости‏ ‎к ‎ним‏ ‎можно‏ ‎привязывать ‎номера.‏ ‎Вообще ‎хорошей ‎практикой ‎может ‎быть‏ ‎использование ‎белорусской‏ ‎симки‏ ‎в ‎роуминге: ‎там‏ ‎с ‎пробивами‏ ‎потяжелее.

·      Генераторы ‎паролей. ‎Устройство ‎для‏ ‎одноразовых‏ ‎паролей, ‎смс‏ ‎от ‎банков‏ ‎и ‎прочего, ‎подверженного ‎угону ‎и‏ ‎пробиву‏ ‎— ‎физически‏ ‎всегда ‎в‏ ‎другом ‎месте, ‎у ‎доверенного ‎человека.

6.  Внутренние‏ ‎коммуникации

·      Устройства:‏ ‎исключить‏ ‎внутреннее ‎общение‏ ‎через ‎«внешние‏ ‎устройства», ‎не‏ ‎смешивать‏ ‎контуры. ‎Купить‏ ‎не ‎вражеское, ‎например, ‎телефоны ‎Хуавей‏ ‎с ‎собственной‏ ‎ОС,‏ ‎без ‎GMS ‎(Google‏ ‎Mobile ‎Services),‏ ‎отечественные, ‎если ‎есть. ‎Модемы‏ ‎и‏ ‎маршрутизаторы ‎брать‏ ‎китайские, ‎от‏ ‎Хуавея ‎и ‎других. ‎Выработать ‎дисциплину‏ ‎по‏ ‎стерилизации ‎ноутбуков‏ ‎и ‎доступа‏ ‎в ‎Интернет. ‎Не ‎раздавать ‎вайфай‏ ‎с‏ ‎«внешнего»‏ ‎телефона ‎для‏ ‎рабочего ‎ноутбука,‏ ‎и ‎наоборот,‏ ‎не‏ ‎смешивать ‎внешний‏ ‎и ‎внутренний ‎контур ‎по ‎устройствам.

·      Программные‏ ‎средства: ‎Не‏ ‎использовать‏ ‎Андроид, ‎Айфон, ‎Винду,‏ ‎Микрософт ‎офис,‏ ‎публичные ‎почты, ‎Телеграм, ‎Вотсап.‏ ‎Не‏ ‎использовать ‎Гугл‏ ‎для ‎поиска,‏ ‎Яндекс.Диск ‎и ‎Гугл ‎Драйв ‎для‏ ‎передачи‏ ‎файлов ‎и‏ ‎т. ‎п.‏ ‎Не ‎ставить ‎Гугл ‎Аналитикс ‎на‏ ‎сайт‏ ‎компании,‏ ‎другие ‎счётчики‏ ‎и ‎коды‏ ‎и ‎т.‏ ‎п.

·      Средства‏ ‎коллективной ‎работы: установить‏ ‎собственный ‎опенсорсный ‎мессенджер, ‎собственный ‎защищённый‏ ‎сервис ‎видеозвонков,‏ ‎собственный‏ ‎сервер ‎электронной ‎почты,‏ ‎собственное ‎файловое‏ ‎хранилище, ‎собственный ‎(опенсорсный) ‎таск-менеджер‏ ‎и‏ ‎т. ‎п.;‏ ‎запретить ‎использовать‏ ‎их ‎для ‎внешней коммуникации ‎всем ‎сотрудникам.‏ ‎Не‏ ‎смешивать ‎внешний‏ ‎и ‎внутренний‏ ‎контур ‎по ‎ПО.

·      Криптография: изучить ‎вопрос, ‎выбрать‏ ‎средства‏ ‎шифрации‏ ‎сообщений, ‎данных‏ ‎на ‎дисках‏ ‎(например, ‎от‏ ‎Аладдина)‏ ‎и ‎т.‏ ‎п. ‎Ввести ‎культуру ‎шифрования ‎файлов,‏ ‎документов ‎при‏ ‎передачи‏ ‎во ‎внутреннем ‎контуре‏ ‎и ‎с‏ ‎внешними ‎ответственными ‎корреспондентами ‎(заказчиками‏ ‎из‏ ‎аббревиатур, ‎например),‏ ‎раздельные ‎каналы‏ ‎для ‎передачи ‎контента ‎и ‎паролей‏ ‎к‏ ‎нему.

·      Совещания: проводить ‎очно,‏ ‎в ‎проверенном‏ ‎помещении, ‎без ‎смартфонов ‎в ‎кармане‏ ‎и‏ ‎на‏ ‎столе, ‎без‏ ‎«подключения ‎по‏ ‎Зуму» ‎(только‏ ‎через‏ ‎собственный ‎сервис‏ ‎ВКС ‎или ‎мессенджер) ‎и ‎т.‏ ‎п. ‎Без‏ ‎личных‏ ‎устройств ‎на ‎столе‏ ‎и ‎в‏ ‎карманах.

·      Проверять ‎помещения ‎и ‎устройства. Ввести‏ ‎дисциплину‏ ‎и ‎процедуры‏ ‎проверки ‎помещений‏ ‎и ‎устройств ‎на ‎прослушку ‎и‏ ‎утечки.‏ ‎Обращаться ‎к‏ ‎профессионалам.

7.  Люди, ‎компании,‏ ‎продукты

·      Защита ‎юрлиц. ‎Скрытие ‎бенефициаров ‎и‏ ‎менеджмента,‏ ‎закрытие‏ ‎реестров ‎и‏ ‎т. ‎п.‏ ‎Слои ‎«партнёрок»‏ ‎и‏ ‎подставных ‎компаний/бенефициаров/управляющих.

·      Защита‏ ‎данных ‎и ‎кода. ‎Нужно ‎выработать‏ ‎дисциплину ‎и‏ ‎культуру‏ ‎производства ‎в ‎«специальных‏ ‎помещениях», ‎а‏ ‎также ‎хранения, ‎копирования, ‎архивирования‏ ‎и‏ ‎бэкапирования. ‎Дублирование,‏ ‎шифрование ‎на‏ ‎лету ‎и ‎в ‎архивах ‎и‏ ‎т.‏ ‎п.

·      Найм. Проверять ‎всех‏ ‎вновь ‎нанимаемых‏ ‎через ‎СБ, ‎а ‎также ‎OSINТом:‏ ‎по‏ ‎соцсетям,‏ ‎новостям, ‎связям.‏ ‎Завести ‎«песочницы»‏ ‎некритичных ‎и‏ ‎несекретных‏ ‎заданий ‎для‏ ‎всех ‎нанимаемых, ‎на ‎3-6 ‎месяцев‏ ‎как ‎минимум.‏ ‎Увольнять‏ ‎уехавших ‎за ‎границу,‏ ‎желающих ‎«работать‏ ‎по ‎удалёнке» ‎в ‎критичных‏ ‎проектах‏ ‎или ‎рядом‏ ‎с ‎ними.

·      Мониторинг‏ ‎сотрудников. Нужно ‎следить ‎за ‎поведением, ‎состоянием‏ ‎ума‏ ‎сотрудников, ‎контактами,‏ ‎постами ‎и‏ ‎каментами ‎в ‎соцсетях, ‎выкладыванием ‎фото‏ ‎—‏ ‎как‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎рисков‏ ‎для ‎секретности,‏ ‎безопасности‏ ‎самих ‎сотрудников,‏ ‎так ‎и ‎с ‎точки ‎зрения‏ ‎рисков ‎вербовки‏ ‎и‏ ‎саботажа.

·      Форс-мажоры ‎и ‎реагирование‏ ‎на ‎них. Нужно‏ ‎создать ‎и ‎иметь ‎актуальные‏ ‎процедуры‏ ‎(«матрицы ‎реагирования»)‏ ‎на ‎случай‏ ‎увольнения, ‎болезни, ‎смерти, ‎пропажи ‎ключевых‏ ‎сотрудников,‏ ‎обысков ‎и‏ ‎пожаров.

·      Публичный ‎и‏ ‎закрытый ‎контур ‎в ‎компаниях. В ‎компаниях‏ ‎надо‏ ‎разделять‏ ‎закрытые ‎работы‏ ‎и ‎открытые,‏ ‎инструктировать ‎сотрудников,‏ ‎разделять‏ ‎данные, ‎устройства,‏ ‎помещения.

·      Инструктаж ‎и ‎проверка ‎сотрудников. Доводить ‎описанное‏ ‎выше ‎до‏ ‎сотрудников,‏ ‎обучать, ‎проверять ‎исполнение,‏ ‎проводить ‎тренинги‏ ‎и ‎тесты. ‎Применять ‎стандартную‏ ‎процедуру‏ ‎стерилизации ‎устройств‏ ‎сотрудников.


Читать: 18+ мин
logo Что по осям

Пробизнес. Экспонента питает и убивает

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Бизнесмены — жырные. Жрут, гребут, всё только для себя. Ни копейки никому не дают. Прибавочная стоимость в айти. Дельта между линейными расходами и экспоненциальными доходами. Экспонента нагружает. Вот бы мне миллион. Через полгода — в могиле или в тюрячке. Деньги как ресурс. Я бы в бизнесы пошёл, пусть меня научат.

Читать: 13+ мин
logo Что по осям

Ну и, чтобы два раза не вставать. Женская самореализация и вымирание. Are you охренели там.

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 600₽ в месяц

Женщинам нужно больше прав. Они упираются в стеклянный потолок. Есть гендерный разрыв, вот исследование KPMG! Harvard Business Review: чем выше статус мужчины, тем больше у него детей, и тем он довольнее, чем выше социальный статус женщины, тем она более одинока и несчастна. Одинокие стервы-карьеристки. Зачем нам женские форумы? Перехватить "повестку"? Самореализация женщин - это язык Мордора.

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

304 подписчика

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048