Краткие замечания о важности институтов и их влиянии на развитие экономики.

Из рецензии к книге Аузана «Экономика всего» (текст в свободном доступе нашел по ссылке)

По мнению Александра Аузана, институты важны для развития и процветания общества. Автор считает, что если общество хочет развиваться, то стоит опираться не на власть, а на правила, которые люди используют в общении между собой, то есть на институты.


Отлично сказано. Давайте посмотрим какие именно институты на сегодняшний день в наибольше мере мешают экономике развиваться, становиться лучше, выходить на передовые рубежи.

Первое — это законодательство о банкротстве. Оно по большей части списано с США, но там нет самого главного: Chapter 11, позволяющее предприятию попавшему в затруднительное финансовое положение, быстро реструктурировать долги и продолжать деятельность. У нас же банкротство хотя и теоретически возможно в варианте реорганизации, но юридически обставлено так, что 95% банкротных дел заканчивается ликвидацией с предварительным растаскиванием активов наиболее шустрыми кредиторами. Как следствие: в такой ситуации проще заниматься не созиданием а рейдерством, выход на публичный рынок капитала сопряжен с высокими рисками и потому многие компании даже не стремятся туда, а деньги кредиторов, ссудивших деньги предприятию-банкроту как правило без вариантов пропадают. (см. например).

Таким образом, законодательство о банкротстве консервирует неразвитость фондового рынка и опосредовано поощряет рейдерство


Второе — это «Базель» для банков. Базельские соглашения представляют собой международные стандарты банковского регулирования и надзора, разработка которых была начата в 1988 году, вероятнее всего по итогам кризиса 1987 года. в настоящее время действует стандарт Базель III. Википедия пишет по этому поводу:

Базельские соглашения внесли значительные изменения в банковское регулирование по всему миру. Банки стали более устойчивыми к экономическим колебаниям, повысились стандарты управления рисками и требования к раскрытию информации. Однако высокие требования к капиталу вызвали критику, так как они могут ограничить способность банков к кредитованию и росту.

Прямо говоря, исполнение Базеля фактически убивает кредитование, превращая банк в ломбард. Не случайно банки США Базель не соблюдают, банки КНР соблюдают его выборочно и даже у нас ЦБ сделал для Сбера и ВТБ некоторые послабления по части начисления резервов.

Нетрудно понять, что если банки в стране А соблюдают Базель а в стране Б не соблюдают, то при прочих равных условиях кредитование в стране Б будет более активным, а значит и экономическое развитие тоже. Таким образом Базель в рамках мировой финансовой системы консервирует подчиненное положение стран его соблюдающих.


Третье - это инфляционный таргет. Политика таргетирования инфляции, рекомендуемая МВФ предполагает, что главной целью макроэкономической политики является поддержание ценовой стабильности. Если же например в экономике возникает ситуация когда ценовая стабильность противоречит экономическому росту… то тем хуже для экономического роста. Не случайно таргетирование инфляции с наступлением глобализма отдано на откуп независимому от правительства ЦБ, чтобы у правительства не было соблазна нарушать дисциплину.

С научной точки зрения таргетирование инфляции (особенно невзирая на значимые внешние по отношению к финансовой системе обстоятельства, как например война, ковид, структурная перестройка экономики) никакого разумного обоснования не имеет. А ошибка в диагностике ситуации и установлении неверного значения таргета приводит, в конченом счете, к разбалансированию экономики, дестимуляции долгосрочных инвестиций и сокращению потенциала развития.

(см. иллюстрацию)


Четвертое — это антимонопольное регулирование. Мы здесь также на словах равняемся на США, но на практике ФАС серьезно ограничен в своих полномочиях по ограничению злоупотреблений монополий и закрывает глаза на большинство крупных нарушений. Это проистекает вследствие сложного переплетения корпораций и госаппарата, сложившегося в 1990–2000-е годы. Едва ли не по Ленину — государственно-монополистический капитализм. Соответственно, это консервирует неэффективность и общественного сектора и корпораций.


Вот собственно четыре основных институциональных ограничения, которые представляются важными на данном историческом этапе.

Как таковых проблем у нас сильно больше (в том же антирейдерском законодательстве, правоприменительной практике и пр.) но перечисленные четыре ограничения влияют практически на всех экономических агентов — от Газпрома и Росатома до самого последнего ИП без сотрудников.


Домашнее задание:
попробуйте найти у Аузана или любых других институционалистов хотя бы одну из перечисленных проблем, так чтобы она была четко артикулирована. Вам многое станет понятно про «современную институциональную теорию».
Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации