logo Вызывайте историка!

«Смерть Сталина»: до чего доводит изучение истории по картинкам

«Смерть ‎Сталина»:‏ ‎художественный ‎фильм, ‎комедия, ‎1 ‎час‏ ‎47 ‎минут.‏ ‎Производство‏ ‎Gaumont, ‎2017 ‎г.

Этот‏ ‎французско-британско-бельгийский ‎фильм снят‏ ‎в ‎2017 ‎году ‎как‏ ‎бы‏ ‎вы ‎думали,‏ ‎по ‎мотивам‏ ‎чего? ‎По ‎мотивам ‎исторических ‎событий?‏ ‎По‏ ‎мотивам ‎чьих-нибудь‏ ‎воспоминаний? ‎Не‏ ‎угадали: ‎по ‎мотивам ‎«графического ‎романа»,‏ ‎а‏ ‎проще‏ ‎говоря ‎–‏ ‎комикса. ‎Так‏ ‎и ‎называется‏ ‎комикс:‏ ‎«Смерть ‎Сталина», издан‏ ‎во ‎Франции ‎ещё ‎в ‎2010‏ ‎году. ‎Вы‏ ‎думали,‏ ‎они ‎там ‎только‏ ‎про ‎Астериксов‏ ‎и ‎Обеликсов ‎рисуют? ‎Как‏ ‎бы‏ ‎не ‎так.

То‏ ‎ли ‎в‏ ‎виде ‎классических ‎книг ‎исторический ‎материал‏ ‎местная‏ ‎публика ‎воспринимать‏ ‎уже ‎разучилась.‏ ‎То ‎ли ‎специально ‎выбрали ‎максимально‏ ‎простой‏ ‎формат,‏ ‎чтобы ‎любому,‏ ‎даже ‎неграмотному‏ ‎человеку ‎рассказать‏ ‎о‏ ‎Советском ‎Союзе‏ ‎в ‎правильном ‎демократическом ‎свете.

В ‎одной‏ ‎из ‎рецензий‏ ‎на‏ ‎Кинопоиске сказано: ‎«фильм ‎является‏ ‎лишь ‎адаптацией‏ ‎французского ‎графического ‎романа-сатиры, ‎что‏ ‎уже‏ ‎снимает ‎с‏ ‎него ‎ответственность‏ ‎за ‎очернение ‎исторических ‎фактов». ‎Позвольте,‏ ‎но‏ ‎где ‎же‏ ‎логика? ‎Если‏ ‎авторы ‎фильма ‎использовали ‎документальные ‎источники,‏ ‎но‏ ‎переврали‏ ‎и ‎исказили‏ ‎их, ‎то‏ ‎ответственность ‎на‏ ‎них‏ ‎лежит. ‎А‏ ‎если ‎точно ‎такое ‎же ‎самое‏ ‎они ‎снимут,‏ ‎сославшись‏ ‎на ‎комикс ‎–‏ ‎это, ‎якобы,‏ ‎снимает ‎с ‎них ‎ответственность?

А‏ ‎ведь‏ ‎и ‎комикс,‏ ‎и ‎снятая‏ ‎по ‎нему ‎кинолента ‎представляют ‎собой‏ ‎практически‏ ‎эталонный ‎сборник‏ ‎всех ‎заплесневелых‏ ‎лживых ‎штампов, ‎которыми ‎уже ‎много‏ ‎лет‏ ‎на‏ ‎Западе ‎принято‏ ‎рисовать ‎СССР:

  • Большой‏ ‎террор ‎продолжается‏ ‎до‏ ‎самого ‎последнего‏ ‎дня ‎жизни ‎Сталина ‎и ‎является‏ ‎чем-то ‎вроде‏ ‎«хобби‏ ‎от ‎скуки» ‎старого‏ ‎вождя-кровопийцы.
  • Сталин ‎лично‏ ‎подписывает ‎все ‎расстрельные ‎списки.
  • Берия‏ ‎–‏ ‎одержимый ‎садист,‏ ‎насильник ‎и‏ ‎единственный ‎автор ‎расстрельных ‎списков, ‎лично‏ ‎избивает‏ ‎заключённых ‎в‏ ‎застенках.
  • Все ‎улицы‏ ‎наводнены ‎людьми ‎в ‎форме, ‎которые‏ ‎готовы‏ ‎в‏ ‎любую ‎секунду‏ ‎пустить ‎тебе‏ ‎пулю ‎в‏ ‎лоб.
  • За‏ ‎любое ‎действие‏ ‎в ‎Советском ‎Союзе ‎могут ‎немедленно‏ ‎расстрелять.
  • Людей ‎забирают‏ ‎в‏ ‎тюрьмы ‎исключительно ‎за‏ ‎просто ‎так.
  • При‏ ‎этом ‎все ‎советские ‎граждане‏ ‎–‏ ‎фанатики-мазохисты, ‎совершенно‏ ‎ни ‎за‏ ‎что ‎обожают ‎Сталина ‎и ‎послушно‏ ‎как‏ ‎зомби ‎умирают‏ ‎от ‎рук‏ ‎НКВДшников ‎с ‎его ‎именем ‎на‏ ‎устах.

Самое‏ ‎удивительное‏ ‎в ‎этом‏ ‎фильме ‎то,‏ ‎что ‎он‏ ‎классифицирован‏ ‎как ‎комедия. Во-первых,‏ ‎в ‎христианской ‎традиции ‎любая ‎смерть,‏ ‎как ‎бы‏ ‎не‏ ‎относиться ‎к ‎покойнику‏ ‎– ‎уж‏ ‎точно ‎не ‎повод ‎смеяться.‏ ‎А‏ ‎во-вторых, ‎у‏ ‎авторов ‎фильма‏ ‎удивительно плохое ‎чувство ‎юмора. ‎Сложно ‎представить‏ ‎себе,‏ ‎что ‎именно‏ ‎в ‎этом‏ ‎фильме ‎может ‎заставить ‎улыбаться ‎образованного‏ ‎человека.‏ ‎Неужели‏ ‎в ‎современном‏ ‎киноискусстве ‎смех‏ ‎должны ‎вызывать‏ ‎только‏ ‎невероятные ‎кривляния‏ ‎и ‎сапожная ‎матерщина? ‎Ведь ‎больше‏ ‎никакой ‎юмористической‏ ‎фактуры‏ ‎в ‎фильме ‎нет.‏ ‎Даже ‎на‏ ‎банановой ‎кожуре ‎никто ‎не‏ ‎поскальзывается.

Впрочем,‏ ‎есть ‎один‏ ‎слой, ‎который‏ ‎для ‎западного ‎зрителя ‎может ‎быть‏ ‎смешон,‏ ‎но ‎при‏ ‎этом ‎непонятен‏ ‎зрителю ‎российскому. ‎Вероятно, ‎западным ‎обывателям‏ ‎приятно‏ ‎смеяться‏ ‎над ‎образами‏ ‎высших ‎государственных‏ ‎деятелей ‎СССР,‏ ‎низведённых‏ ‎до ‎уровня‏ ‎третьесортных ‎клоунов. ‎Ведь ‎это ‎так‏ ‎весело! ‎–‏ ‎представить‏ ‎себе, ‎что ‎этой‏ ‎огромной ‎и‏ ‎страшной ‎страной, ‎которой ‎они‏ ‎много‏ ‎десятилетий ‎боялись,‏ ‎оказывается ‎управляли‏ ‎клинические ‎идиоты!

Очевидно, ‎что ‎фильм ‎однозначно‏ ‎рассчитан‏ ‎только ‎на‏ ‎западную ‎аудиторию.‏ ‎И, ‎кстати, ‎есть ‎большой ‎плюс‏ ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎картина‏ ‎никак ‎не‏ ‎пытается ‎заигрывать‏ ‎с‏ ‎русскоязычным ‎зрителем‏ ‎– ‎за ‎счёт ‎этого ‎авторы‏ ‎лишены ‎необходимости‏ ‎учитывать‏ ‎контексты ‎восприятия ‎в‏ ‎России ‎и‏ ‎соблюдать ‎хоть ‎какие-нибудь ‎рамки‏ ‎приличий.‏ ‎Любая ‎возможность‏ ‎обмазать ‎нашу‏ ‎страну ‎дерьмом ‎и ‎показать ‎в‏ ‎самом‏ ‎неприглядном ‎виде‏ ‎пущена ‎в‏ ‎ход. ‎Но ‎не ‎торопитесь ‎принимать‏ ‎происходящее‏ ‎в‏ ‎кадре ‎за‏ ‎чистую ‎монету.‏ ‎Авторы ‎не‏ ‎просто‏ ‎ошибаются в ‎отражении‏ ‎исторических ‎событий ‎– ‎они ‎многократно‏ ‎и ‎злонамеренно‏ ‎искажают реальность.

Единственная‏ ‎русскоговорящая ‎актриса, ‎которая‏ ‎снялась ‎в‏ ‎этой ‎лже-исторической ‎чернухе ‎–‏ ‎украинка‏ ‎Ольга ‎Куриленко.

«Сценарий‏ ‎был ‎очень‏ ‎смешным, ‎и ‎я, ‎конечно ‎же,‏ ‎захотела‏ ‎получить ‎роль‏ ‎в ‎этом‏ ‎фильме»,

говорит ‎она ‎в ‎одном ‎из‏ ‎интервью. Ну-ну,‏ ‎что‏ ‎же ‎такого‏ ‎смешного ‎ей‏ ‎предстояло ‎сыграть?‏ ‎В‏ ‎свои ‎37‏ ‎лет ‎Куриленко ‎играет ‎пианистку ‎Марию‏ ‎Юдину, ‎которой‏ ‎в‏ ‎хронологии ‎картины ‎должно‏ ‎быть ‎54‏ ‎года. ‎В ‎начале ‎фильма‏ ‎товарищ‏ ‎Сталин ‎просит‏ ‎прислать ‎ему‏ ‎запись ‎23-его ‎концерта ‎Моцарта ‎в‏ ‎исполнении‏ ‎Юдиной, ‎который‏ ‎он ‎слышит‏ ‎по ‎радио. ‎Но ‎запись ‎не‏ ‎велась,‏ ‎и‏ ‎поэтому ‎оркестр‏ ‎под ‎прицелами‏ ‎НКВД ‎вынужден‏ ‎исполнять‏ ‎произведение ‎ещё‏ ‎раз ‎специально ‎для ‎записи.

Сталин ‎действительно‏ ‎хорошо ‎разбирался‏ ‎и‏ ‎высоко ‎ценил ‎классическую‏ ‎музыку ‎–‏ ‎об ‎этом ‎есть ‎многочисленные‏ ‎свидетельства‏ ‎современников. ‎Однако‏ ‎достоверность ‎эпизода‏ ‎про ‎запись ‎пластинки ‎«специально ‎для‏ ‎товарища‏ ‎Сталина» ‎крайне‏ ‎сомнительна. ‎Начать‏ ‎с ‎того, ‎что ‎по ‎своей‏ ‎продолжительности‏ ‎23-ий‏ ‎концерт ‎Моцарта‏ ‎никак ‎не‏ ‎мог ‎уложиться‏ ‎на‏ ‎одну ‎пластинку‏ ‎– ‎их ‎должно ‎было ‎быть‏ ‎минимум ‎три.‏ ‎Да‏ ‎и ‎вообще, ‎выпуск‏ ‎концерта ‎в‏ ‎одном ‎экземпляре ‎абсурден: ‎если‏ ‎сам‏ ‎Сталин ‎так‏ ‎ему ‎благоволил‏ ‎и ‎раз ‎уж ‎запись ‎была‏ ‎сделана‏ ‎– ‎почему‏ ‎же ‎концерт‏ ‎позднее ‎не ‎выпустили ‎большим ‎тиражом?

Вообще‏ ‎эта‏ ‎история‏ ‎с ‎записью‏ ‎пластинки ‎известна‏ ‎только из ‎книги‏ ‎«Свидетельство»‏ ‎музыковеда ‎Соломона‏ ‎Волкова. ‎Книга ‎эта ‎представляет ‎собой‏ ‎мемуары ‎Дмитрия‏ ‎Шостаковича,‏ ‎якобы ‎надиктованные ‎им‏ ‎Волкову. Вышла ‎книга‏ ‎в ‎разгар ‎холодной ‎войны,‏ ‎в‏ ‎1979 ‎году,‏ ‎в ‎США‏ ‎на ‎английском ‎языке. ‎На ‎русском‏ ‎никогда‏ ‎не ‎издавалась.‏ ‎Вдова ‎и‏ ‎друзья ‎композитора ‎отвергают ‎подлинность ‎книги. Оригинальные‏ ‎записи‏ ‎Волкова‏ ‎– ‎утеряны‏ ‎и ‎никогда‏ ‎не ‎были‏ ‎доступны‏ ‎для ‎научного‏ ‎исследования. ‎Такая ‎вот ‎ненадёжная ‎книженция.‏ ‎А ‎ни‏ ‎один‏ ‎другой ‎документальный ‎источник‏ ‎истории ‎с‏ ‎записью ‎пластинки ‎не ‎фиксирует.

Но‏ ‎даже‏ ‎от ‎этой‏ ‎сомнительной ‎книжки‏ ‎Волкова ‎авторы ‎фильма ‎ушли ‎чрезвычайно‏ ‎далеко.‏ ‎В ‎фильме‏ ‎Мария ‎Юдина‏ ‎отказывается ‎повторно ‎играть ‎для ‎тирана,‏ ‎который‏ ‎убил‏ ‎её ‎отца‏ ‎и ‎брата‏ ‎(хотя ‎только‏ ‎что‏ ‎играла). ‎И‏ ‎соглашается ‎алчная ‎тварь ‎только ‎выторговав‏ ‎у ‎директора‏ ‎радиокомитета‏ ‎20 ‎000 ‎рублей.‏ ‎А ‎когда‏ ‎пластинка ‎готова ‎– ‎самовольно‏ ‎вкладывает‏ ‎в ‎неё‏ ‎для ‎Сталина‏ ‎записку ‎вызывающего ‎содержания ‎(совершенно ‎не‏ ‎боясь‏ ‎последствий).

Если ‎же‏ ‎поверить ‎книге‏ ‎Соломона ‎Волкова, ‎эпизод ‎с ‎записью‏ ‎концерта‏ ‎произошёл‏ ‎в ‎1943‏ ‎году ‎–‏ ‎а ‎не‏ ‎в‏ ‎1953, ‎как‏ ‎в ‎фильме. По ‎книге, ‎прослушав ‎запись,‏ ‎Сталин ‎отправил‏ ‎талантливой‏ ‎пианистке ‎конверт ‎с‏ ‎20 ‎000‏ ‎рублей. ‎Юдина ‎пожертвовала ‎эти‏ ‎деньги‏ ‎своей ‎церкви,‏ ‎о ‎чём‏ ‎и ‎сообщила ‎Сталину ‎в ‎обратном‏ ‎письме,‏ ‎поблагодарив ‎и‏ ‎прибавив, ‎что‏ ‎будет ‎молиться ‎за ‎него. ‎Также‏ ‎стоит‏ ‎отметить,‏ ‎что ‎отец‏ ‎Марии ‎Юдиной,‏ ‎известный ‎советский‏ ‎врач,‏ ‎ученик ‎Склифосовского‏ ‎и ‎Герой ‎Труда, ‎умер ‎своей‏ ‎смертью ‎в‏ ‎79‏ ‎лет. ‎А ‎оба‏ ‎её ‎брата,‏ ‎Лев ‎и ‎Борис ‎Юдины,‏ ‎скончались‏ ‎существенно ‎позже‏ ‎момента ‎действия‏ ‎фильма ‎– ‎в ‎1964 ‎и‏ ‎1986‏ ‎годах. ‎Наконец,‏ ‎одна ‎из‏ ‎учениц ‎Марии ‎Юдиной ‎свидетельствовала, ‎что‏ ‎та‏ ‎не‏ ‎была ‎диссиденткой,‏ ‎ничего ‎не‏ ‎провозглашала ‎и‏ ‎никаких‏ ‎писем ‎протеста‏ ‎не ‎писала.

То ‎есть ‎в ‎этом‏ ‎эпизоде, ‎с‏ ‎которого‏ ‎начинается ‎завязка ‎фильма‏ ‎– ‎ложь‏ ‎вообще ‎всё, от ‎самого ‎факта‏ ‎события‏ ‎до ‎мельчайших‏ ‎деталей.

Неизменной ‎авторы‏ ‎фильма ‎сохранили ‎только ‎сумму ‎–‏ ‎20‏ ‎000 ‎рублей.‏ ‎Так, ‎значит,‏ ‎вот ‎что ‎имеется ‎в ‎виду,‏ ‎когда‏ ‎пишут‏ ‎оговорку ‎«фильм‏ ‎основан ‎на‏ ‎реальных ‎событиях»?

Собственно,‏ ‎весь‏ ‎фильм ‎далее‏ ‎поставлен ‎в ‎точно ‎такой ‎же‏ ‎манере: ‎персонажи‏ ‎вроде‏ ‎бы ‎реальные, ‎события‏ ‎вроде ‎бы‏ ‎исторические, ‎но ‎ложь ‎и‏ ‎подтасовка‏ ‎фактов ‎–‏ ‎абсолютно ‎в‏ ‎каждой ‎детали.

Мавзолей ‎– ‎без ‎надписи‏ ‎«Ленин‏ ‎и ‎Сталин» (забыли?).

Жуков‏ ‎– ‎генералиссимус‏ ‎(ну ‎здесь-то ‎зачем ‎наврали?!).

«Волжская ‎тюрьма»‏ ‎в‏ ‎Сибири‏ ‎(географию ‎тоже‏ ‎не ‎учили).

НКВД‏ ‎расстреливает ‎людские‏ ‎толпы,‏ ‎прорывающиеся ‎проститься‏ ‎с ‎телом ‎Сталина ‎(на ‎самом‏ ‎деле ‎нет,‏ ‎естественно).

Золотой‏ ‎императорский ‎двуглавый ‎орёл‏ ‎на ‎здании‏ ‎Исторического ‎музея ‎(но ‎нет,‏ ‎его‏ ‎демонтировали ‎летом‏ ‎1935 ‎г.).

И,‏ ‎конечно, ‎лексикон ‎советской ‎управленческой ‎элиты‏ ‎на‏ ‎уровне ‎IQ‏ ‎паршивенького ‎ковбойского‏ ‎ранчо: ‎«Вы ‎все ‎поцелуйте ‎мой‏ ‎советский‏ ‎зад»‏ ‎и ‎«Сегодня‏ ‎Берия ‎получит‏ ‎двухметровое ‎распятие‏ ‎себе‏ ‎в ‎жопу!»

Все‏ ‎искажения ‎перечислить ‎просто ‎не ‎представляется‏ ‎возможным. ‎Но‏ ‎если‏ ‎взглянуть ‎на ‎картину‏ ‎«по ‎гамбургскому‏ ‎счёту», ‎то ‎какие ‎основные‏ ‎стереотипы‏ ‎она ‎пытается‏ ‎отпечатать ‎в‏ ‎голове ‎у ‎поверхностного ‎зрителя?

Стереотип ‎первый: члены‏ ‎высшей‏ ‎советской ‎элиты‏ ‎вовсе ‎не‏ ‎хотели ‎спасать ‎умирающего ‎Сталина.

И ‎это,‏ ‎пожалуй,‏ ‎единственное,‏ ‎в ‎чём‏ ‎кинолента ‎действительно‏ ‎недалека ‎от‏ ‎истины.‏ ‎Конечно ‎всё‏ ‎происходило ‎не ‎так, ‎как ‎в‏ ‎фильме. ‎Берия‏ ‎не‏ ‎оказался ‎на ‎месте‏ ‎трагедии ‎первым,‏ ‎не ‎мог ‎выкрасть ‎и‏ ‎сжечь‏ ‎никакие ‎бумаги.‏ ‎Члены ‎ЦК‏ ‎не ‎таскали ‎тело ‎вождя ‎по‏ ‎даче.‏ ‎Никакая ‎Лидия‏ ‎Тимашук ‎для‏ ‎поиска ‎врачей ‎не ‎привлекалась. ‎Консилиум‏ ‎у‏ ‎тела‏ ‎Сталина ‎проводили‏ ‎не ‎отловленные‏ ‎по ‎городу‏ ‎чмошники,‏ ‎а ‎высочайшие‏ ‎медики ‎страны: ‎министр ‎здравоохранения, ‎главный‏ ‎терапевт ‎Министерства‏ ‎здравоохранения,‏ ‎члены ‎Академии ‎медицинских‏ ‎наук, ‎заслуженные‏ ‎профессора. ‎Но ‎действительно ‎спасти‏ ‎умирающего‏ ‎не ‎было‏ ‎уже ‎никакой‏ ‎возможности, ‎поскольку ‎драгоценное ‎время ‎было‏ ‎упущено.‏ ‎И ‎члены‏ ‎ЦК ‎действительно‏ ‎не ‎были ‎чересчур ‎расторопны ‎в‏ ‎этой‏ ‎критической‏ ‎ситуации ‎–‏ ‎это ‎отмечают‏ ‎практически ‎все‏ ‎исследователи‏ ‎смерти ‎Иосифа‏ ‎Виссарионовича.

Стереотип ‎второй: якобы, ‎вся ‎полнота ‎абсолютной‏ ‎власти ‎в‏ ‎СССР‏ ‎находилась ‎в ‎руках‏ ‎закрытого ‎кружка‏ ‎партократов, ‎которые ‎творили ‎что‏ ‎хотели.

Так‏ ‎ли ‎это?‏ ‎Конечно, ‎в‏ ‎стране ‎и ‎в ‎партии ‎были‏ ‎ключевые‏ ‎лидеры, ‎как‏ ‎и ‎в‏ ‎любом ‎другом ‎обществе. ‎Однако ‎если‏ ‎из‏ ‎всей‏ ‎управленческой ‎элиты‏ ‎США ‎восьмидесятых‏ ‎годов ‎ХХ‏ ‎века‏ ‎мы ‎знаем‏ ‎только ‎Рональда ‎Рейгана ‎– ‎это‏ ‎же ‎не‏ ‎повод‏ ‎считать, ‎что ‎вообще‏ ‎все ‎решения‏ ‎в ‎стране ‎принимал ‎лично‏ ‎он‏ ‎один?

На ‎протяжении‏ ‎всего ‎фильма‏ ‎фигурируют ‎только ‎семь ‎государственных ‎чиновников:‏ ‎Маленков,‏ ‎Молотов, ‎Берия,‏ ‎Каганович, ‎Микоян,‏ ‎Хрущёв, ‎Булганин. ‎Именно ‎всемером ‎они‏ ‎сразу‏ ‎после‏ ‎смерти ‎Сталина‏ ‎проводят ‎какое-то‏ ‎странное ‎собрание‏ ‎в‏ ‎узком ‎помещении,‏ ‎подозрительно ‎напоминающем ‎прощальный ‎зал ‎крематория.‏ ‎При ‎этом‏ ‎внутри (!) зала‏ ‎стоят ‎два ‎охранника,‏ ‎а ‎над‏ ‎дверью ‎за ‎ними ‎гордо‏ ‎зияет‏ ‎незадекорированная ‎постановщиками‏ ‎табличка ‎с‏ ‎надписью ‎«Exit».

На ‎самом ‎же ‎деле‏ ‎руководящим‏ ‎органом ‎КПСС‏ ‎в ‎начале‏ ‎1953 ‎года ‎был ‎Президиум ‎ЦК‏ ‎КПСС,‏ ‎который‏ ‎состоял ‎из‏ ‎25 ‎(!)‏ ‎членов ‎и‏ ‎ещё‏ ‎11 ‎кандидатов‏ ‎в ‎члены. Кроме ‎того, ‎существовали ‎и‏ ‎другие ‎структуры:‏ ‎Совет‏ ‎Министров ‎и ‎Президиум‏ ‎Верховного ‎Совета‏ ‎СССР. ‎5 ‎марта, ‎ещё‏ ‎за‏ ‎час ‎до‏ ‎окончательной ‎смерти‏ ‎Сталина, ‎было ‎проведено ‎совместное ‎заседание‏ ‎всех‏ ‎эти ‎структур,‏ ‎на ‎котором‏ ‎присутствовало ‎не ‎семь, ‎а ‎233 человека. Председательствует‏ ‎на‏ ‎этом‏ ‎мероприятии ‎Хрущёв,‏ ‎а ‎не‏ ‎Маленков. ‎Булганин,‏ ‎кстати,‏ ‎не ‎присутствует,‏ ‎поскольку ‎именно ‎он ‎дежурит ‎в‏ ‎этот ‎момент‏ ‎у‏ ‎постели ‎умирающего. ‎А‏ ‎генеральным ‎секретарём‏ ‎партии ‎Маленкова ‎не ‎избирали,‏ ‎поскольку‏ ‎этой ‎должности‏ ‎в ‎КПСС‏ ‎тогда ‎просто ‎не ‎было!

Авторы ‎картины‏ ‎вообще‏ ‎удивительно ‎плохо‏ ‎подготовились ‎по‏ ‎части ‎знакомства ‎со ‎структурой ‎управления‏ ‎Советского‏ ‎Союза.‏ ‎Скорее ‎же‏ ‎всего ‎–‏ ‎не ‎готовились‏ ‎вовсе,‏ ‎а ‎лишь‏ ‎заглянули ‎в ‎википедию. ‎Но ‎не‏ ‎в ‎тот‏ ‎раздел,‏ ‎и ‎не ‎за‏ ‎тот ‎год!‏ ‎Даже ‎должности ‎главных ‎героев‏ ‎высших‏ ‎руководителей ‎СССР‏ ‎– ‎и‏ ‎те ‎переврали ‎(за ‎исключением ‎одного‏ ‎только‏ ‎Хрущёва ‎–‏ ‎случайность ‎ли‏ ‎это?).

Молотов ‎представлен ‎министром ‎иностранных ‎дел,‏ ‎хотя‏ ‎к‏ ‎1953 ‎году‏ ‎уже ‎четыре‏ ‎года ‎как‏ ‎эту‏ ‎должность ‎занимает‏ ‎Андрей ‎Вышинский. ‎Молотов ‎вновь ‎возглавит‏ ‎МИД ‎уже‏ ‎только‏ ‎после ‎смерти ‎Сталина.

Маленков‏ ‎называет ‎себя‏ ‎«и.о. ‎генсека», ‎то ‎есть‏ ‎и.о.‏ ‎отсутствующей ‎должности.‏ ‎В ‎титрах‏ ‎его ‎должность ‎приводится ‎как ‎«зам.Сталина»‏ ‎–‏ ‎такое, ‎понятно,‏ ‎в ‎трудовой‏ ‎книжке ‎не ‎напишешь. ‎Сталин ‎был‏ ‎председателем‏ ‎совета‏ ‎министров, ‎и‏ ‎действительно ‎существовал‏ ‎институт ‎заместителей‏ ‎председателя‏ ‎совета ‎министров. Но‏ ‎вообще-то ‎их ‎было ‎более ‎десяти,‏ ‎и ‎не‏ ‎только‏ ‎Маленков, ‎но ‎и‏ ‎все ‎остальные‏ ‎герои ‎фильма ‎(кроме ‎Хрущёва)‏ ‎также‏ ‎были ‎заместителями‏ ‎пред.совмина. ‎А‏ ‎правом ‎подписи ‎за ‎Сталина ‎обладали‏ ‎три‏ ‎человека ‎–‏ ‎помимо ‎Маленкова‏ ‎ещё ‎Берия ‎и ‎Булганин.

Булганина ‎в‏ ‎титрах‏ ‎называют‏ ‎министром ‎обороны,‏ ‎хотя ‎он‏ ‎станет ‎им‏ ‎станет‏ ‎только ‎15‏ ‎марта. ‎На ‎момент ‎смерти ‎Сталина‏ ‎Булганин ‎–‏ ‎первый‏ ‎заместитель ‎председателя ‎Совета‏ ‎Министров ‎СССР,‏ ‎то ‎есть ‎первый ‎заместитель‏ ‎Сталина‏ ‎– ‎по‏ ‎должности ‎старше‏ ‎Маленкова, ‎который ‎просто ‎заместитель.

Кагановича ‎представляют‏ ‎«Председателем‏ ‎гос.комитета ‎по‏ ‎вопросам ‎труда‏ ‎и ‎зарплаты». ‎Каганович ‎такой ‎комитет‏ ‎действительно‏ ‎возглавлял…‏ ‎вот ‎только‏ ‎комитет ‎был‏ ‎образован ‎лишь‏ ‎спустя‏ ‎два ‎года‏ ‎после ‎событий ‎фильма, ‎в ‎мае‏ ‎1955 ‎года. На‏ ‎момент‏ ‎действия ‎фильма ‎Лазарь‏ ‎Моисеевич ‎был‏ ‎ещё ‎одним ‎заместителем ‎председателя‏ ‎Совета‏ ‎Министров ‎СССР. 

А‏ ‎Микоян ‎указан‏ ‎авторами ‎картины ‎как ‎министр ‎торговли‏ ‎–‏ ‎снова ‎мимо‏ ‎тазика. ‎Он‏ ‎был ‎министром ‎внешней ‎торговли ‎СССР‏ ‎до‏ ‎марта‏ ‎1949 ‎года,‏ ‎а ‎министром‏ ‎торговли ‎стал‏ ‎позже,‏ ‎с ‎августа‏ ‎1953 ‎года. ‎На ‎момент ‎действий‏ ‎фильма ‎Микоян‏ ‎всего‏ ‎лишь ‎ещё ‎один‏ ‎из ‎заместителей‏ ‎Сталина ‎в ‎Совете ‎Министров.‏ ‎Уже‏ ‎четыре ‎года‏ ‎как ‎не‏ ‎министр.

Что ‎же ‎касается ‎Берии, ‎то‏ ‎здесь‏ ‎мы ‎плавно‏ ‎переходим ‎к‏ ‎разбору ‎третьего ‎стереотипа, ‎насаждаемого ‎авторами‏ ‎картины. Якобы,Берия‏ ‎только‏ ‎и ‎занимался,‏ ‎что ‎силовыми‏ ‎структурами, ‎репрессиями‏ ‎и‏ ‎расстрелами. ‎Его‏ ‎так ‎и ‎представляют ‎в ‎фильме:‏ ‎«глава ‎спец.службы‏ ‎НКВД».

Но‏ ‎небольшой ‎нюанс ‎состоит‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎НКВД ‎уже ‎7‏ ‎лет‏ ‎как ‎не‏ ‎существовало ‎вовсе‏ ‎– ‎ещё ‎в ‎1946 ‎он‏ ‎был‏ ‎преобразован ‎в‏ ‎МВД. Берия ‎же‏ ‎оставил ‎свой ‎пост ‎в ‎НКВД‏ ‎ещё‏ ‎в‏ ‎1945 ‎году,‏ ‎сосредоточившись ‎на‏ ‎работе ‎в‏ ‎Специальном‏ ‎Комитете ‎над‏ ‎советским ‎атомным ‎проектом. ‎Бывшим ‎НКВД,‏ ‎а ‎теперь‏ ‎МВД‏ ‎руководил ‎Сергей ‎Круглов.‏ ‎А ‎альтернативной‏ ‎силовой ‎структурой, ‎Министерством ‎Государственной‏ ‎Безопасности‏ ‎(МГБ) ‎–‏ ‎Семён ‎Игнатьев,‏ ‎с ‎которым ‎у ‎Берии ‎были‏ ‎«нелады».‏ ‎Да, ‎конечно‏ ‎Берия ‎оставался‏ ‎одной ‎из ‎самых ‎значимых ‎фигур‏ ‎в‏ ‎высшем‏ ‎советском ‎руководстве;‏ ‎однако ‎формально‏ ‎он ‎был‏ ‎всего‏ ‎лишь ‎одним‏ ‎из ‎членов ‎Президиума ‎ЦК ‎КПСС.‏ ‎И, ‎кстати,‏ ‎маршалом.‏ ‎А ‎ещё ‎–‏ ‎почётным ‎гражданином‏ ‎Советского ‎Союза. Такого ‎звания ‎в‏ ‎истории‏ ‎удостоились ‎всего‏ ‎двое: ‎Лаврентий‏ ‎Берия ‎и ‎Игорь ‎Курчатов.

Наконец, ‎стереотип‏ ‎четвёртый: якобы,‏ ‎абсолютно ‎любого‏ ‎человека ‎в‏ ‎СССР ‎можно ‎было ‎ликвидировать ‎без‏ ‎суда‏ ‎и‏ ‎следствия.

И ‎лучшей‏ ‎иллюстрацией ‎этого‏ ‎авторы ‎фильма‏ ‎представляют‏ ‎убийство, ‎казалось‏ ‎бы, ‎всемогущего ‎Берии ‎всего ‎через‏ ‎пару ‎часов‏ ‎после‏ ‎похорон ‎Сталина. ‎Но‏ ‎даже ‎у‏ ‎самого ‎доверчивого ‎зрителя ‎наверняка‏ ‎вызовет‏ ‎вопросы ‎расстрел‏ ‎на ‎заднем‏ ‎дворе ‎Кремля, ‎сжигание ‎тела ‎и‏ ‎развеивание‏ ‎пепла ‎по‏ ‎ветру. ‎Эту‏ ‎дичь ‎даже ‎комментировать ‎излишне.

Лаврентий ‎Павлович‏ ‎Берия‏ ‎и‏ ‎правда ‎был‏ ‎арестован ‎на‏ ‎заседании ‎Президиума‏ ‎ЦК,‏ ‎и ‎Жуков‏ ‎действительно ‎лично ‎участвовал ‎в ‎аресте.‏ ‎Однако ‎произошло‏ ‎это‏ ‎спустя ‎112 ‎дней‏ ‎после ‎смерти‏ ‎Сталина. ‎А ‎за ‎эти‏ ‎три‏ ‎с ‎половиной‏ ‎месяца ‎Берия,‏ ‎как ‎один ‎из ‎лидеров ‎партии‏ ‎и‏ ‎правительства, ‎успел‏ ‎инициировать поистине ‎колоссальные‏ ‎реформы. ‎Любопытно ‎то, ‎что ‎скорее‏ ‎всего‏ ‎вы‏ ‎о ‎них‏ ‎ничего ‎не‏ ‎слышали. ‎А‏ ‎ведь‏ ‎Берия:

  • Прекратил ‎400‏ ‎000 ‎следственных ‎дел, ‎находившихся ‎в‏ ‎разработке
  • Осуществил ‎широкомасштабную‏ ‎амнистию:‏ ‎на ‎свободу ‎вышли‏ ‎более ‎миллиона‏ ‎заключенных, ‎осуждённых ‎за ‎незначительные‏ ‎провинности
  • Инициировал‏ ‎внутрипартийное ‎осуждение‏ ‎культа ‎личности‏ ‎и ‎решение ‎ЦК, ‎согласно ‎которому‏ ‎имя‏ ‎Сталина ‎стало‏ ‎исчезать ‎со‏ ‎страниц ‎печати ‎и ‎из ‎передач‏ ‎радио‏ ‎и‏ ‎телевидения
  • Инициировал ‎решение‏ ‎«не ‎украшать»‏ ‎улицы ‎портретами‏ ‎живых‏ ‎вождей ‎и‏ ‎не ‎носить ‎их ‎изображения ‎на‏ ‎праздничных ‎демонстрациях
  • Предложил‏ ‎изменить‏ ‎уголовный ‎кодекс, ‎сократив‏ ‎наказания ‎за‏ ‎некоторые ‎преступления ‎вдвое
  • Выступал ‎за‏ ‎частную‏ ‎собственность ‎и‏ ‎свободу ‎частного‏ ‎предпринимательства
  • Предлагал ‎отказаться ‎от ‎строительства ‎социализма‏ ‎в‏ ‎Восточной ‎Германии,‏ ‎разрешить ‎создание‏ ‎единой ‎Германии ‎на ‎принципах ‎западной‏ ‎демократии‏ ‎в‏ ‎обмен ‎на‏ ‎репарации; ‎а‏ ‎в ‎целях‏ ‎недопущения‏ ‎новой ‎войны‏ ‎заключить ‎с ‎объединённой ‎Германией ‎договор,‏ ‎исключающий ‎её‏ ‎вхождение‏ ‎в ‎военные ‎блоки

Смерть‏ ‎Лаврентия ‎Берии‏ ‎овеяна ‎мифами. ‎По ‎официальным‏ ‎данным‏ ‎следствие ‎длилось‏ ‎полгода, а ‎дело‏ ‎его ‎рассматривал ‎специальный ‎орган ‎Верховного‏ ‎суда‏ ‎под ‎председательством‏ ‎маршала ‎Конева.‏ ‎Но ‎некоторые ‎исследователи ‎и ‎журналисты‏ ‎утверждают,‏ ‎что‏ ‎Берия ‎был‏ ‎убит ‎в‏ ‎день ‎ареста.‏ ‎Неопровержимых‏ ‎доказательств ‎эта‏ ‎версия ‎не ‎имеет, ‎но ‎именно‏ ‎она, ‎как‏ ‎наиболее‏ ‎эффектная, ‎принята ‎авторами‏ ‎фильма ‎как‏ ‎истина ‎в ‎конечной ‎инстанции.

Да‏ ‎уж.‏ ‎Нашим ‎западным‏ ‎«партнёрам» ‎нет‏ ‎дела ‎до ‎тонкостей ‎истории ‎нашего‏ ‎государства.‏ ‎Они ‎просто‏ ‎рисуют ‎ту‏ ‎картинку, ‎которую ‎нужно ‎показать ‎своему‏ ‎зрителю.‏ ‎Журналист‏ ‎Тим ‎Льюис‏ ‎в ‎журнале‏ ‎Observer так ‎отозвался‏ ‎о‏ ‎«Смерти ‎Сталина»:

«С‏ ‎неожиданной ‎исторической ‎достоверностью ‎изображена ‎некрасивая‏ ‎борьба ‎за‏ ‎власть,‏ ‎которая ‎последовала ‎за‏ ‎кончиной ‎советского‏ ‎деспота». ‎

Вот ‎всегда ‎у‏ ‎них‏ ‎так, ‎главное‏ ‎– ‎не‏ ‎сделать ‎достоверно, ‎а ‎сказать ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎сделано‏ ‎достоверно. ‎Ну,‏ ‎и ‎Сталина ‎не ‎забыть ‎деспотом‏ ‎назвать.

А‏ ‎что‏ ‎же ‎Армандо‏ ‎Иянуччи, ‎режиссёр‏ ‎этой ‎эпической‏ ‎киноленты?‏ ‎Цитата:

«Всё, ‎подходящее‏ ‎под ‎определение ‎«крайне ‎странно, ‎но‏ ‎всё-таки ‎правда»,‏ ‎рассматривалось‏ ‎для ‎включения ‎в‏ ‎фильм. ‎Я‏ ‎думал ‎разместить ‎титры ‎«Это‏ ‎правдивая‏ ‎история…», ‎но‏ ‎потом ‎подумал:‏ ‎нет, ‎просто ‎смотрите ‎всё ‎как‏ ‎есть,‏ ‎и ‎будет‏ ‎классно, ‎если‏ ‎впоследствии ‎вы ‎выясните, ‎что ‎по‏ ‎большей‏ ‎части‏ ‎это ‎правда».

Отрадно‏ ‎слышать ‎это‏ ‎от ‎человека,‏ ‎в‏ ‎чьей ‎творческой‏ ‎группе ‎не ‎оказалось ‎ни ‎одного‏ ‎консультанта ‎по‏ ‎истории. Ни‏ ‎одного! – титры ‎идут ‎в‏ ‎конце ‎фильма‏ ‎7 ‎минут ‎12 ‎секунд,‏ ‎в‏ ‎них ‎указаны‏ ‎сотни ‎человек:‏ ‎дрессировщики ‎животных, ‎водители, ‎стажёры. ‎Но‏ ‎консультанта‏ ‎по ‎истории‏ ‎– ‎ни‏ ‎одного. ‎Видимо, ‎единственный ‎исторический ‎источник,‏ ‎который‏ ‎может‏ ‎воспринять ‎Ияннуччи‏ ‎– ‎это‏ ‎злосчастный ‎французский‏ ‎комикс.‏ ‎И ‎эти‏ ‎люди ‎искренне ‎считают ‎себя ‎просвещённой‏ ‎Европой?

Товарищ ‎Сталин‏ ‎во‏ ‎время ‎войны ‎однажды‏ ‎сказал: ‎«Я‏ ‎знаю, ‎что ‎после ‎моей‏ ‎смерти‏ ‎на ‎мою‏ ‎могилу ‎нанесут‏ ‎кучу ‎мусора. ‎Но ‎ветер ‎истории‏ ‎безжалостно‏ ‎развеет ‎её!»‏ ‎Мы ‎полагаем,‏ ‎что ‎он ‎имел ‎в ‎виду‏ ‎именно‏ ‎фильм‏ ‎«Смерть ‎Сталина».‏ ‎И ‎нам‏ ‎кажется, ‎что‏ ‎ветру‏ ‎истории ‎мы‏ ‎сегодня ‎немного ‎помогли.

Вы ‎можете ‎посмотреть‏ ‎выпуск ‎нашего‏ ‎видеоблога,‏ ‎посвящённый ‎картине ‎«Смерть‏ ‎Сталина».

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048