О комедии и реставрации
Пока идёт битва богов, взглянуть на их обитель предлагает Йылмаз Оздиль, публицист газеты «Сёзджу». Как восстанавливаются памятники античной культуры, и почему современная Турция не похожа на старую, узнаём из статьи Йылмаза бея.
Комедия Новой Турции
Храм Аполлона в Дидиме, один из важнейших пророческих центров древности, номинированный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, насчитывает 2600 лет. Они залили его бетоном… Он уже несколько месяцев был закрыт для посетителей, но они превратили историческую фактуру в строительную площадку, пытаясь провести ландшафтные работы. На самом деле, мы должны быть благодарны за то, что они не включили храм в план застройки и не возвели 40-этажную жилую башню.
Потому что, как вы знаете, во имя реставрации они покрыли ступени белым мрамором в Аспендосе, положили незаконный пол в монастыре Панагия Сумела, сделали двухтысячелетнюю генуэзскую крепость Шиле похожей на героя мультфильма «Губка Боб — квадратные штаны» и якобы улучшили сидения в древнем театре Книдоса в Датче.
Они залили цементом землю античного театра Антифеллос в Каше, оштукатурили бетоном исторические стены церкви Святой Софии (мечеть Орхана) в Изнике, чье здание было построено еще до нашей эры, и установили стеклянные двери. Они построили стеклянную крышу на дворце Исхака Паши Догубаязите, сделав его похожим на торговый центр. Прошу, сохраняйте терпение. Они построили торговый центр на территории 2700-летнего древнего города Мирлея в Муданье, открыв его церемониальным перерезанием ленточек. Они построили лестницу из цемента в храме Аполлона в Сиде, они полностью разрушили древний курорт Аллианой, при этом говоря, что «такого места, как Аллианой, больше нигде нет». Они сказали, что укрепят 600-летний мост Дандалаз в Айдыне, укрепили его, но мост, простоявший 600 лет, рухнул. Они снесли арку двухтысячелетних ворот Лефке в Бурсе, потому что она не была оригинальной, а потом сказали, что извините, она была оригинальной, и отдали ее подрядчику. Они установили окна из ПВХ в 1700-летней крепости Мамуре в Анамуре, построили декоративный бассейн в 5000-летнем кургане Ашкар в Конье, а также превратили 2300-летний древний город Эфес, объект всемирного культурного наследия, в свадебный зал.
В Библиотеке Цельса, на которую мы не осмеливается даже посмотреть, они поставили столы, пластиковые стулья, покрытые драпировочной тканью, и сдают их в аренду для проведения мероприятий по организации ужинов. Они покрыли стеклом лечебный зал последней работы Мимара Синана, мечети Атик Валиде в Ускюдаре, установили автоматические двери и превратили его в кафетерий.
Они устроили американскую кухню в религиозно-социальном комплексе им. Сейида Баттала Гази в Эскишехире, Батталу Гази еще повезло. Они поедали кусочки мумии эмира Меликгази, да, мой другой! Об это рассказало само агентство Anadolu, заголовки были «Из Меликгази варят суп, из Меликгази делают лекарство аганиги», потому что наши уважаемые люди, беря пример с исторического сознания наших уважаемых правителей, пробираются в гробницу в Кайсери. Говорили, что женщины, у которых не было детей, беременели, как только пили суп из покойного Меликгази, были и такие, кто удалял зубы Меликгази, измельчал их, варил как чай и пил, пока не вмешались наши почтенные администраторы. А еще у Меликгази отрезали и утащили целую левую руку… Вот что я имею в виду, когда говорю, что вы должны целовать заливку бетона в храме Аполлона.
Они закрыли палубу «Саварона» железными столярными изделиями, установили душевую кабину в здании музея, где проходил Эрзурумский конгресс, заставили полк президентской охраны носить халаты и надели на голову гуннского имперца в качестве шлема что-то вроде алюминиевой кастрюли, назвали скоростной поезд «Пири Рейс», впервые в истории мира в этой стране поезд был назван в честь моряка.
Если бы пирамиды находились в Турции, они бы сделали их кубическими, пока пытались бы их реставрировать.
Мавзолей Ататюрка (Аныткабир), Львиная дорога, например… Она вымощена асимметрично, камнями разного размера, так что при ходьбе голова склоняется, а если смотреть налево и направо, как дурачок, то можно споткнуться и упасть, потому что это архитектура уважения, эстетика почтения, искусство почтения, шедевр внимания и заботы. И все же. Генштаб поставил во дворе Мавзолея фиолетово-розовую пластиковую детскую площадку, которая была построена с такой изящностью, да еще при спонсорской поддержке грузовой компании!
Но, как я уже говорил, с таким менталитетом, который положил белый мрамор в Аспендосе и превратил древний город Эфес в ресторан, вы должны быть благодарны, что они не положили плитку в храме Аполлона или не поставили карусель с мигающими флуоресцентными лампами в Аныткабире. Их эго — сусальное золото. Их культура — олово.
Если вы спросите мое искреннее мнение, я думаю, что у них нет намерения проявить неуважение, я думаю, что это просто дурной вкус, дурные манеры, неуклюжесть. Давайте не будем искажать это слово, Турция порабощена посредственностью, и это голая правда.
Они оскорбляют «старую Турцию» в своем сознании, но «Новая» Турция, которую они пытаются создать, якобы восстановив все — от права до образования, от дипломатии до бюрократии, — это все равно что замазать цементом пять тысяч лет турецкой истории и установить окна ПВХ для просвещения республики. Вот почему, когда вы смотрите на Турцию, она никогда не похожа на оригинал.
Йылмаз Оздиль
28 мая 2025 г.
Оригинал статьи здесь.