О членстве Турции в Евросоюзе
Тему ближайших перспектив сотрудничества Турции и Евросоюза мы уже затрагивали здесь. Таха Акйол, колумнист газеты «Карар» приводит несколько позиций, с которых можно рассматривать вопрос членства Турции в ЕС: с позиции, как видит это Эрдоган, с точки зрения стратегического партнерства и с точки зрения демократии.
Эрдоган и Европа
В последнее время президент Эрдоган акцентирует внимание на Европейском союзе. Европа, которая застряла между Трампом и Путиным, также стала проявлять больший интерес к Турции. Об этом свидетельствуют приглашение Эрдогана на онлайн-конференцию странов-членов ЕС и его участие в ней в режиме видеоконфренции. И это несмотря на то, что мы не являемся членом ЕС.
Эрдоган хочет использовать эту стратегическую конъюнктуру в пользу вступления Турции в Евросоюз. Разумеется, Эрдоган осознает огромные выгоды, которые получит Турция, даже если не станет полноправным членом.
Обе стороны сближаются, что очень хорошо. Но есть большая проблема. Эрдоган хочет, чтобы Европа смотрела на Турцию со «стратегической» точки зрения, но Европейский союз это не устраивает, он смотрит на Турцию с точки зрения закона и прав человека. В процессе сближения эти различия становятся все более очевидными.
ВИДЕНИЕ ЭРДОГАНА
Взгляды Эрдогана на ЕС пережили резкие взлеты и падения. Именно премьер-министр Эрдоган заявил, что «процесс полноправного членства», ускорившийся в 2004 году и принесший Турции поток инвестиций, стал «крупнейшим шагом по модернизации с момента основания республики» (17 июля 2011 года).
Именно Эрдоган вписал обязательность исполнения решений ЕСПЧ в статью 90 Конституции и статью 311 Уголовно-процессуального кодекса.
Я считаю, что их подход правильный, и в свое время я поддерживал реформы в этом направлении.
Однако из-за внутриполитических проблем, особенно в процессе создания системы ЦБ, именно Эрдоган сказал о ЕС: «Они — союз крестоносцев» (26 марта 2017 г.).
В своей речи на парламентской сессии Эрдоган также заявил, что «по сути дела, нам больше не нужно членство в Европейском союзе» (1 октября 2017 г.).
В своих последующих выступлениях он также заявлял, что «членство в ЕС остается нашей стратегической целью». Были даже выступления, в которых говорилось, что «мы видим себя в Европе». (21 декабря 2020 года)
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ
В течение последних пяти лет президент постоянно выдвигал тезис о том, что «ЕС должен смотреть на Турцию со стратегической точки зрения». Чтобы не составлять длинный список этих заявлений, давайте обратимся к его недавним выступлениям.
«Либеральная демократия утратила свою прежнюю силу, престиж и влияние… Из тупика, в который Европа попала, ее может вывести только Турция, от экономики до обороны, от политики до международной репутации, только полноправное членство Турции в ЕС может спасти Европу». (25 февраля).
На онлайн-конференции стран-членов ЕС Эрдоган заявил:
«Наша цель — полноправное членство. Мы ожидаем от ЕС стратегического и дальновидного подхода, а также возобновления переговоров о членстве в кратчайшие сроки».
На совместной пресс-конференции с президентом Польши Туском Эрдоган высказал следующее:
«Если Евросоюз хоччет предотвратить потерю силы и влияния, то этого можно достичь только через полное членство Турции».
Эрдоган явно хочет, чтобы ЕС возобновил переговоры о полноправном членстве с Турцией на основе «стратегии, мощи, обороны и экономики». Но есть одно но.
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ
Отношения с Европейским союзом в области стратегии, мощи, обороны и экономики могут и должны развиваться. Однако членство в ЕС состоит не только из этого! У членства в ЕС есть критерии, связанные с правом, демократией и правами человека. Это и есть цель его создания.
Статус Турции как «страны-кандидата» в 2004 году стал возможен благодаря ряду реформ, проведенных с 1990-х годов, в частности, конституции и уголовному кодексу.
Основными критериями являются разделение ветвей власти, независимость судебной системы и свобода мнений и их выражения. С другой стороны, во время кампании за «новую конституцию» внутри страны Эрдоган не упоминает об этих понятиях и хочет, чтобы отношения с ЕС были «стратегическими» и не опирались на эти понятия.
За заявлениями, что решения ЕСПЧ «не обязывают нас», то, что руководство судебной системой осуществляется через Совет судей и прокуроров, задержания, аресты, репрессии, которые не могут происходить в правовом государстве. ЕС за всем этим следит!
Членство или не членство в ЕС — это отдельный вопрос. Однако даже для того, чтобы, по словам Эрдогана, «возобновить переговоры о членстве в кратчайшие сроки», необходимо вывести разделение ветвей власти, независимость судебной системы, свободу мнений и их выражения на уровень, который будет соответствовать критериям ЕС. Без этого инвестиции не придут.
Вы заметили, что снижение стандартов права и свободы внутри страны лишает Турцию огромного экономического импульса и политического престижа, которые могли бы принести «оживление наших переговоров о вступлении в ЕС»?
Не понимаю, почему молчит Мехмет Шимшек (министр финансов).
Таха Акйол
14 марта 2025 г.
Ссылка на оригинал статьи:https://www.karar.com/yazarlar/taha-akyol/erdogan-ve-avrupa-1603169