05 мар 05:00
4 минуты

101-я годовщина реформ Ататюрка, путь к светскому государству

Вашему вниманию небольшой исторический очерк от преподавателя истории Хильми Ташкына (газета «Джумхуриет») на 101-ю годовщину мартовских реформ, «революций Ататюрка», положивших начало модернизации Турции, отделению религии от государства, армии от политики.


Философия республики Ататюрка — реформы 3 марта

Амасийским циркуляром Мустафа Кемаль Ататюрк продекларировал: «Спасение нации обеспечат решимость и твердость нации». С этой точки зрения образцом решимости и твёрдости нации стали Эрзурумский и Сивасский конгрессы. После них был создан Представительный комитет, в который были избраны члены, что также важно с точки зрения национальной воли. А 23 апреля 1920 года в Анкаре открылось Великое национальное собрание Турции, что стало воплощением в жизнь лозунга «Суверенитет безоговорочно принадлежит нации».

Под руководством Великого национального собрания Турции, которое олицетворяло «решимость и твердость нации», была развернута национальная борьба и достигнута победа. После Муданийского перемирия и Лозаннской конференции был проложен путь к созданию республики, и 29 октября 1923 года республика была провозглашена.

Все это служило цели вернуть суверенитет нации, избавить народ от роли слуг дворца и султана и сделать людей гражданами. Разумеется, для прочного закрепления этих шагов требовались современная социальная структура и соответствующее ей воспитание граждан.


ПЕРВЫЕ БОЛЬШИЕ ШАГИ

Именно эту цель преследовали начатые после провозглашения республики модернизационные преобразования, получившие название «революции Ататюрка». Сегодня исполняется 101 год со дня принятия одних из важнейших законов — законов 3 марта. С принятием законов 3 марта 1924 года были сделаны серьезные шаги к созданию светской республики. Это ознаменовало для провозглашенной год назад республики начало пути к демократии.

Чтобы понять суть реформ 3 марта, необходимо обратиться к речи Мустафы Кемаля Ататюрка перед Великим национальным собранием Турции 1 марта 1924 года:

«Принцип отделения армии от политики в общественной жизни страны является основополагающим принципом, которого всегда придерживалась Республика. На протяжении всего пути, которым мы следовали до сих пор, вооруженные силы Республики занимали достойное уважения и прочное положение в качестве силы и надежного защитника родины. Точно так же мы видим, что необходимо вывести религию ислама, которую мы почитаем и исповедуем, из разряда политических инструментов, как это было на протяжении веков. Для счастья нации сегодня и в будущем необходимо, чтобы наши святые и сокровенные чувства веры и совести были как можно быстрее и полностью избавлены от политики и всех ее органов, которые расплывчаты и изменчивы и являются почвой для всевозможных интересов и амбиций».


СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Ататюрк отмечает, что религия и армия должны быть отделены от политики, чтобы «защитить Республику от любых нападений/угроз сегодня и в будущем, окончательно и навсегда». Через два дня после этой речи в Великом национальном собрании Турции были приняты меры, обусловленные этой декларацией.

Упраздняется Министерство по делам религии и фондов, упраздняется Министерство генерального штаба. Таким образом, религия и армия выводятся из политической сферы и политики в целом.

Был принят закон о единстве образования. Согласно закону, все учебные заведения переходят под управление Министерства национального образования. Прекращается различие между школами, медресе и иностранными школами. Светское, современное и научное образование — это важный шаг к формированию национального и гражданского самосознания. Это также шаг к созданию общей культуры в соответствии с пониманием того, что «основа Республики есть культура».

3 марта 1924 года был упразднен халифат. Секуляризация государства — важный шаг с точки зрения укрепления национального суверенитета. Кроме того, она положила конец убежищу противников республики. 1 ноября 1922 года было покончено с двоевластием, начавшемся с упразднения султаната.

Статья 174 Конституции предусматривает защиту реформ, в том числе и законов 3 марта. Однако еще со времен холодной войны и до сегодняшнего дня систематически предпринимаются шаги против законов 3 марта и других реформ Ататюрка. Примеры этого мы наблюдаем и сегодня. Все наши граждане должны решительно защищать эти законы. Потому что реформы 3 марта являются основополагающей философией Республики Ататюрка.

Хильми Ташкын

4 марта 2025 г.


Ссылка на оригинал статьи:https://www.cumhuriyet.com.tr/yazarlar/olaylar-ve-gorusler/ataturk-cumhuriyetinin-felsefesi-3-mart-devrim-yasalari-hilmi-taskin-2305756

Бесплатный
Комментарии
Здесь будут комментарии к публикации