24 февр 05:00
4 минуты

О южных и северных киприотах

В преддверии Женевской встречи, которая состоится в марте сего года, Дидем Озель Тюмер (газета «Миллиет») рассуждает о том, смогут ли в этот раз греческая и турецкая стороны найти решение по разделенному острову.


Первое испытание для острова перед Женевской встречей — испытание ворот

Греческая и турецкая стороны Кипра встретятся в Женеве в следующем месяце на неформальной встрече, организованной Генеральным секретарем ООН при участии государств-гарантов. Эта встреча станет продолжением неформального ужина после Генеральной Ассамблеи ООН. Опыт, который произошел между этими двумя встречами, дал представление о том, чего следует ожидать от мартовской встречи. Этот опыт можно назвать «испытание ворот».

Президент ТРСК Эрсин Татар предложил своему коллеге, лидеру греков-киприотов Никосу Христодулидису, на ужине в Нью-Йорке увеличить количество нынешних 9 контрольно-пропускных пунктов между двумя сторонами. В этих рамках лидеры встретились еще раз 20 января 2025 года в резиденции Колина Стюарта, специального представителя Генерального секретаря ООН по Кипру и главы миссии Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) в буферной зоне. Татар предложил кипрско-греческой стороне открыть КПП со стороны Акынджилар (Луружина) в дополнение к КПП Хасполат. Это позволило бы разгрузить пропускные пункты, особенно в летние месяцы, и уменьшить заторы у ворот Метехан. Однако в очередной раз выяснилось, что вопрос о КПП также имеет разное значение для сторон. Ведь встречное предложение Христодулидеса заключалось в требовании транзитного проезда из Кираджикёй (Атиену) и Эренкёя (Коккина). Другими словами, он не хотел открывать никаких новых пограничных переходов. На самом деле, он не ограничился этим, а представил предложение из восьми пунктов с другими «идеями» и заявил, что «данный пакет должен быть принят полностью, а не по частям». Навязчивое и покровительственное отношение, свидетельствующее о том, что из прошлого не было извлечено ни одного урока, продолжалось в том же духе.

Предложения Христодулиса, которые были признаны «противоречащими логике», были отвергнуты турецкой стороной. Это объясняется тем, что из этого предложения следовало, что кипрско-турецкая сторона хочет использовать территорию ТРСК в качестве коридора, через который можно пройти, другими словами, «пронзить военную зону». И снова эта позиция отразила общий подход к кипрскому вопросу, особенно по мере приближения к марту. Было показано, что вместо решения проблемы есть понимание того, как затянуть ее на дно.


Попытка не быть замеченным с Севера

Турки-киприоты рассматривают пограничные переходы как возможность расширить контакты между севером и югом. Однако это доставляет неудобства администрации греков-киприотов, поскольку означает еще одно подтверждение того, что север является отдельным государством. Кроме того, указывается, что еще одной причиной является то, что север предпочитают не только греки, но и иностранные туристы, поскольку цены и качество здесь гораздо доступнее, чем на юге. Каждый переезд на север означает потерю дохода для юга. Помимо того, что турецкая сторона получает дополнительный доход, который она называет «незаконным», она также видит, что остров не находится под оккупацией. Другими словами, для администрации греков-киприотов это проигрышная ситуация.

По словам приближенных к проблеме источников, встреча в Женеве могла бы пройти в гораздо более позитивной атмосфере, если бы были открыты два новых пограничных перехода, как предлагала турецкая сторона. Потому что это стало подтверждением того, что до сих пор не удается договориться даже по самому незначительному вопросу.

Что же даст женевская встреча в марте, которая, как известно, ограничится обменом мнениями, а не переговорами? Очевидно, только для того, чтобы еще раз сказать, что «реальность должна быть принята». Турецкая сторона получит возможность повторить свои тезисы и сможет сказать: «Есть ли смысл настаивать на федерации?». В нашем разговоре несколько недель назад я спросила посла ТРСК в Анкаре Исмета Корукоглу: «Что произойдет, если решение о двух государствах не будет принято в Женеве?» «Тогда каждый должен идти своим путем.

Нам придется взглянуть на заявление президента Реджепа Тайипа Эрдогана, сделанное им на Генеральной ассамблее в течение последних трех сроков. Он призвал все государства в Генеральной Ассамблее «признать ТРСК». Мы определяем этот призыв как дорожную карту для себя, — сказал он. Если греки займут позицию, которая сорвет еще одну попытку, как они делают это с 1968 года, они еще больше ускорят усилия ТРСК по признанию». Нет сомнений, что «агрессивное» поведение греков-киприотов, к которому до сих пор относились сдержанно, подготовит почву для ответных действий.


Дидем Озель Тюмер

20 февраля 2025 г.


Ссылка на оригинал статьи:https://www.milliyet.com.tr/yazarlar/didem-ozel-tumer/adanin-cenevre-bulusmasi-oncesi-kapi-testi-7312168

Бесплатный
Комментарии
Здесь будут комментарии к публикации