Ливанский православный трейдер и понтийский царь подсказывают нам как преодолевать трудности
Пятница — завершение трудовой недели. Поэтому сегодняшний текст про преодоление испытаний и частично про ответы на вопросы
Рецепты от царя понтийского и православного трейдера
Ходят легенды, что отца Митридата VI, Митридата V царь Понтийской империи убило через отравление собственное окружение. Сын, опасаясь за свою жизнь в столь агрессивном политическом ландшафте, после нескольких покушений, ушел жить в дикую природу. Там он начал тренировать интересный способ противостояния отравлениям — употребление малых доз яда (или смесей ядов), для того, чтобы выработать «иммунитет» к самым распространенным их видам.
В последствии, такой подход — воздействие на организм малых доз разных стрессоров — получил название митридатизм и повлиял развитие разного рода противоядий.
Немногим позднее (всего то спустя чуть более чем 2000 лет), один православный христианин и трейдер ливанского происхождения, заработав свои FYM, заперся на чердаке в Нью-Йорке и посвятил ближайшие два года на изложение своего видения концепции по работе со случайностью. Как все поняли имя этому человеку Нассим Талеб, а два года работы на чердаке он посвятил «Антихрупкости».
О чем нам рассказывает концепция антихрупкости? А как раз о том, что существуют системы (в основном сложные), которые могут извлекать выгоду из хаоса. Это достигается в основном тремя подходами:
небольшое предуведомление
То, что будет написано далее — это никоим образом не инструкция по тому как стать успешным — а лишь иллюстрация самой концепции
конец небольшого предуведомления
Во-первых, чтобы стать антихрупким необходимо не избегать мелких ошибок, иногда даже стараются «напарываться» на них. Если это применить к работе в корпорации — совершая мелкие, нефатальные ошибки, можно выяснить «правила игры и жизни», которые потом в будущем помогут наиболее эффективно преодолевать трудности.
В дополнение ко всему такие системы еще и обладают свойством опциональности. Да простят талебоведы, но опциональность как понял ее автор этих взволнованных строк — это про существование возможности выбора того как мы будем реагировать, если окружающие условия и обстоятельства внезапно поменяются. Самый классический пример — это опцион на валютные пары. Покупая такой опцион мы страхуем себя, на случай если произойдет «непредвиденное» изменение курса валют. У нас есть выбор как действовать в стрессовой ситуации (изменении курса валют): купить его по цене зафиксированной в опционном контракте или же купить по текущему курсу, либо вообще просто не воспользоваться этим опционом (нас он ни к чему не обязывает).
Третьим немаловажным моментом является следование стратегии штанги. Суть стратегии заключается в распределении максимально рискованных (событий, активов, ресурсов) и максимально безопасных (событий, активов, ресурсов) по разным краям штанги, в то же время избегая средних значений. Потому как средние значения в кризисные моменты являются самыми неустойчивыми. Примером может служить распределение активов в портфеле между максимально безопасными (ОФЗ, депозит) и максимально рискованными (венчурные инвестиции, опционы и пр). В кризисной ситуации, когда например стартап «прогорит», то вы потеряете лишь небольшую часть своего портфеля, но у вас останутся ваши безопасные активы. Но также распределяя таким образом активы, вы оставляете себе «шанс на выигрыш», когда стартап может выстрелить и вы заработаете 10x.
Эффективный менеджмент «хозяев»
Мы все ув. друзья, поголовно, как только вступаем в суровое взаимодействие с социумом — подсаживаемся на то, что ув. Виктор Мараховский называет субъективная популяционная ценность.
Наши действия помимо заложенных в нас матерью-природой вещами еще и определяются тем, как мы выглядим в глазах окружающих, которых мы уважаем. По сути эти окружающие и являются создателями и держателями «линеек», которыми мы измеряем себя или попросту нашими «хозяевами».
И хорошо, когда человек волен сам выбирать и изгонять таких «хозяев» и «линейки». Но чаще всего он, во-первых, не понимает наличие таких хозяев, а во-вторых, не знает / боится изгонять таких «хозяев» своей жизни.
Почему это важно? Да попросту потому, что следуя чужим «линейкам» мы проживаем в первую очередь не свою жизнь, а чужую. Мы живем, чтобы оправдывать чужие ожидания, но только не свои.
Снося «хозяев» с пьедесталов, мы таким образом можем «водрузить» на эти пьедесталы то, кого мы считаем нужным и с нужной «линейкой» в руках.
Итак, если резюмировать все выше написанное, то это сведется в двум основным элементам. Если нам хочется достойно нестись сквозь наши трудовые будни, то мы должны:
— Стремиться к антихрупкости
— Внимательно относится к тому, чью жизнь мы на данный момент проживаем.
Всех с пятницей!
Обнимите близких, съешьте что-нибудь вкусное и… радуйтесь испытаниям. Они не спроста возникают в нашей жизни.