В РЕЗУЛЬТАТЕ АНГЛО-АМЕРИКАНСКИХ БОМБАРДИРОВОК БОЛГАРИИ ЗДЕСЬ ПОЯВИЛСЯ ЛАГЕРЬ ИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ.

15 лет назад в Софии был открыт памятник американским летчикам, погибшим при бомбардировках Болгарии во время Второй мировой войны. Открытие было максимально торжественно. В нем приняли участие Национальная гвардейская часть-болгарский аналог Роты почетного караула и Гвардейский оркестр болгарской армии. Однако при просмотре телевизионой трансляции бросалось в глаза почти полное отсутствие высокопоставленных болгарских официальных лиц. Присутствовали только министр образования и науки Сергей Игнатов и еврокомиссар по защите прав потребителей Меглена Кунева.

Руководство Болгарии знало, что памятник вызовет бурю возмущения и присутствие на его открытии отрицательно скажется на их политическом будущем. О предстоящей реакции знали и американцы. Поэтому памятник был установлен на хорошо охраняемой территории посольства США за высокой металлической оградой под присмотром американской морской пехоты.

На первый взгляд кажется странным такое отношение к еще одному памятнику иностранным военнослужащим в Болгарии. Здесь есть более 400 памятников русским воинам, погибшим во время русско-турецких войн. А в Варне есть памятники их бывшим противникам-англичанам и французам, принявшим здесь смерть во время Крымской войны из-за холеры, пожаров и взрывов складов с боеприпасами. Есть и 63 захоронения тогдашних союзников американцев-советских солдат, которые в годы Второй мировой войны умерли здесь от ран или погибли при разминировании и в результате несчастных случаев. Да, в принципе, американцы были союзниками и Болгарии, после того как она в сентябре 1944 года вошла в Антигитлеровскую коалицию. Однако хоть тут и нашли свою смерть 314 американских летчиков ни одного памятника им до 4 октября 2010 года не было. Почему же так?

1 марта 1941 года Болгария становится союзником нацистской Германии, а 13 декабря того же года объявляет войну США и Великобритании. Последнее уже не имело смысла, т. к. Великобритания объявила войну Болгарии за 1 день до этого. Все тут были уверены, что это будет чисто символическая война: Америка была на другом конце земного шара, да и после Перл-Харбора ей было не до Болгарии. Положение меняется осенью 1943 года. Англо-американские войска высаживаются в Южной Италии, получают в свое распоряжение аэродромы Фоджа и Бриндизи и начинаются бомбардировки Болгарии.

В принципе главной целью англо-американской авиации были румынские нефтяные промыслы, но болгарские летчики сбивали их бомбардировщики и было решено наказать и Болгарию. Премьер-министр Британии Уинстон Черчилль надеялся, что в случае массированых бомбардировок с множеством жертв народ восстанет и свергнет свое правительство. Эта тактика была применена вначале в Германии, а потом и в Болгарии. Кроме того, он возненавидел Болгарию еще во время Первой мировой войне. Тогда он был первым лордом Адмиралтейства и обещал, что уговорит Болгарию выступить на стороне Антанты. Однако все произошло совсем наоборот и результатом было поражение британских войск в Галлиполи и флота в Дарданелах, приведшие к его отставке в ноябре 1915 года.

Уже в 1919 году на Парижской мирной конференции он заявил: «Я знаю болгар 30 лет. Это грешный народ, которому должен быть преподан строгий урок» и требования к Болгарии со стороны стран-победителей были ужесточены. Черчиллю также приписывают фразу: «Европа заканчивается там, где начинают есть шкембе чорба (суп из рубца — национальное блюдо болгарской кухни)». А 13 декабря 1941 года он сказал: «Нам объявила войну страна, где если человек помылся, то все окружающие его поздравляют». По поводу бомбардировок он заявил: «Чтобы пала Болгария, нужно чтобы пала София. Она должна быть сравнена с землей и на ее развалинах надо посеять картофель».

Соотношение сил давало огромное преимущество нападавшим. В составе 15-й армии США и 205-й авиагруппы Королевских ВВС было около 2500 самолетов и 20,5 тысяч человек. А в Болгарии им противостоял всего 81 летчик-истребитель с 41 исправным самолетом, из которых 24 были устаревшие французские Девотини, переданные немцами после капитуляции Франции в 1940 году. Позже немцы передали еще 120 Мессершмитов и перебросили 2 группы немецких истребителей по 30 летчиков в каждой.

Основной бомбовый удар был нанесен по столице. За время бомбардировок с ноября 1943 года по апрель 1944 года в Софии было уничтожено около четверти всех зданий. В том числе 40 школ, 24 больницы, 14 церквей, 4 музея, 8 кинотеатров, 42 пекарни, 1684 магазина, 396 мастерских и 288 общественных здания, в том числе сиротский приют «Царь Борис I».

Невосполнимый урон был нанесен болгарской культуре и науке: были полностью разрушены три церкви XI–XIII веков, переживших турецкое иго, повреждены главный собор Болгарии-святого Александра Невского и самый древнй собор IV века-святой Софии, давший имя городу. Рядом с ним находился Памятник неизвестному солдату, который перестал существовать и был построен заново в 1981 году. В сгоревшем здании Синода был утрачен ценнейший документ церковной истории-султанский ферман о создании Болгарской экзархии-самоуправляемой церкви, а в сгоревшей Большой синагоге уникальная средневековая иудейская библиотека. Горели и были разрушены также Софийский университет, Художественная галерея, Академия наук, Народный театр, Русская церковь святого Николая.

В результате бомбардировок было убито 4208 человек и 4744 были ранены. 88% были сугубо гражданские люди. Жертв было бы значительно больше, но после массированной бомбардировки 10 января 1944 года была проведена эвакуация и население Софии уменьшилось в 8 раз до 50 тысяч человек. То что бомбардировки направлены прежде всего против гражданского населения ярко показал случай в Дупнице 4 января 1944 года. Тогда городок возле Софии, где не было ни военных объектов ни даже средств ПВО, был атакован не только бомбардировщиками, но и истребителями сопровождения. Они снизились и на бреющем полете расстреляли из пулеметов прохожих по улицам городка. Было убито 61 и ранено 43 человека.

Однако, несмотря на безжалостные авиаудары вызвать хаос в Болгарии и принудить ее разорвать союз с Германией не удалось. Более того, потери многократно превзошли ожидаемые.Несмотря на то, что соотношение во время воздушных боев было от 7 к 1 до 23 к 1 в пользу англо-американской авиации, она потеряла над Болгарией 185 самолетов. Погибло 353 летчика, а 333 попали в плен. В тоже время болгарские ВВС потеряли только 27 самолетов, погибли 22 болгарских и 1 немецкий пилот. Это вынудило союзное командование прекратить массированные бомбардировки Болгарии в апреле 1944 года, что спасло тысячи жизни болгарских граждан.

При допросах пленных, выяснилось что они знают, о том что бомбят мирное население. Лейтенант ВВС США Роланд Элзуорт Штумпф заявил: «Без колебаний уничтожаю и детей, если есть приказ». Несмотря на это, к пленным отнеслись гуманно. Под их лагерь был выделен военный дом отдыха на Илчовом холме возле Шумена, который обнесли колючей проволокой. Очевидно из-за того, что исход войны был уже ясен и чтобы избежать послевоенных репрессий от победителей, не был назначен постоянный комендант лагеря. На эту должность сроком на 2 месяц откомандировывался офицер из местных воинских частей. Всего было 7 комендантов.

Первые военнопленные прибывают в лагерь 26 ноября 1943 года, а уже 18 декабря их посетила делегация болгарского Красного Креста и подарила им сигареты и пирожные. Позже комендат лагеря поручик Драгомир Эрнов, покидая свой пост, купил каждому заключенному на свои деньги пирожное. Тогда их было 54 человека. Постепенно лагерь разросся и к моменту освобождения их было 329 человек, из которых 292 американцы.

Но и без подарков у военнопленных проблем с питанием не было. Они получали такую же еду, как болгарские офицеры и солдаты, согласно Женевской конвенции о военнопленных. Кроме того через Красный Крест они получали богатейшие продуктовые посылки из своей страны. А в дополнение к этому вначале офицеры, а потом и подофицеры, получали от 50 до 80 долларов в месяц в зависимости от звания. К ним допускались торговцы, которые принимали у них доллары в оплату по курсу черного рынка-300 левов за доллар. Если учесть, что тогда бутылка пива стоила 30 левов, а фрукты, овощи и вино в Болгарии тогда были самыми дешевыми в Европе, то рацион веннопленных трудно назвать скудным.

Об этом свидетельствуют их «развлечения». В июне 1944 года капрал Чарльз Доменик Анжело демонстративно насадил каравай хлеба на штык часового, а 24 июля того же года подофицеры американец Эрлин Арсан и австралиец Реймонд Тирел, кидаясь в столовой буханками хлеба, разбили три оконных стекла. Никакого наказания они за это не понесли.

Права пленных защищал Международный Красный Крест.Его представители дважды посещали лагерь и собирали жалобы военнопленных. Тогда их главной жалобой было отсутствие в лагерном пайке кофе и бекона — приходилось это покупать на свои деньги. Также сильно тяготил запрет на посещение ресторанов и большая задержка при получении американской прессы.

Как рассказывал в 2007 году бывший комендант лагеря Кирил Киряков для них большой проблемой было наличие среди пленных негра — лейтенанта Генри Алфонзо Уайза, пилота истребителя. Американцы отказывались спать с ним в одном помещении, так как это нарушение устава. Тут они были правы. Это в современных произведениях Голивуда американцы разных цветов кожи вместе бьют нацистов. В действительности же до 1948 года негры служили в отдельных частях. Уважая американские правила, пришлось поселить чернокожего пленника с болгарскими солдатами охраны.

В сентябре 1944 года Болгария объявила войну Германии и все пленные были освобождены. Их погрузили в поезд и отправили в Стамбул. Последнее, что они увидели из окон вагона, покидая Шумен, была колонна въезжающих в город родных студебекеров с красными звездами. На свободе бывшие военнопленные сразу дали показания об условиях их содержания. Выяснилось, что они возмущены «негуманным отношением болгарских властей» к людям, которые «гуманно» бомбили их страну. Главным «зверством» было, то, что при задержании у них отобрали доллары и обменяли их по официальному курсу ЦБ по 80 левов за доллар, а на черном рынке доллар стоил 300 левов. Другим «ужасом» было то, что когда их водили в баню в Шумене, улицы не были очистены от прохожих. А так как среди них было много эвакуированных из Софии, то они выкрикивали слова и показывали жесты, понятные без перевода. При этом американцы «забыли» сообщить, что водили их только один раз, так как после их посещения хозяин бани подал письменную жалобу об исчезновении полотенец и отказался пускать их снова.

Для выявления виновных в «невиданных жестокостях по отношению к американцам» в ноябре 1944 г. в Софию прибыл бригадный генерал Хол. Параллельно он смог оценить результаты деятельности своего подразделения, так как был заместителем командующего 15 воздушной армии США, бомбившей Софию. Американское требование о «проведении репрессий в отношении виновных в нарушении принципов гуманизма» вызвало возмущение у болгар самой разной политической ориентации. Были представлены, сохранившиеся в военной цензуре, письма американцев на родину из плена. В них они писали, что все у них хорошо, еда великолепна, не надо больше рисковать жизнью во время боевых вылетов, а значит жизнь прекрасна. На этом основании генералу было отказано в «справедливом возмездии». И вот спустя много лет здесь в Болгарии заговорили снова о «несчастных» американских летчиках.

Результат был такой же как и раньше — всеобщее возмущение. Стало новой традицией проводить ежегодно 10 января, в день самой варварской бомбардировки Софии, митинги протеста у американского посольства. В 2013 году на митинге, организованном партиями Атака и ВМРО были подняты портреты летчика Димитра Списаревского, таранившего американский бомбардировщик. Прозвучали требования о том, что в верхней части памятника, где написано: Американцам, служившим в Болгарии во время Второй мировой войны, слово «служившим» заменить на «убивавшим», а внизу, где написано: Они отдали свое сегодня за наше завтра, написать: Они отняли сегодня у тысяч болгар за американское завтра. Также напротив памятника был установлен крест с указанием на то, что здесь будет установлена плита в память о погибших при бомбардировках.

За прошедшие годы плита так и не была установлена — союзники по НАТО не поймут. Но и памятник американцам, сидевшим в Болгарии установлен не будет — на месте лагеря на Илчовом холме возвышается величественный памятник Создатели болгарской державы.
