Про ценность консультанта в кризисных ситуациях
Кризисные ситуации являются очень интересным объектом для исследования роли и функций консультанта. Особо яркие примеры кризисных ситуаций зачастую связаны с потрясениями на финансовых рынках. Возьмем, к примеру, банковские паники. Они имеют давнюю историю, которая насчитывает столько же лет, сколько существует институт банков. Как отмечал бывший глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке, вероятность возникновения паники всегда остаётся, и мир будет продолжать сталкиваться с угрозой финансовых кризисов, пока существуют люди.
Для консультантов банковские паники представляют собой проверку их профессиональных качеств. В условиях ограниченного времени (счёт может идти на минуты) необходимо предоставить клиентам максимально профессиональную и клиентоориентированную помощь, поскольку ошибка может привести к серьёзным последствиям, вплоть до банкротства банка.
Несколько слов о роли консультантов в таких кризисных ситуациях.
Первое. Банковские паники в определённой степени предсказуемы. Неожиданными они кажутся только тем, кто не замечает существующих дисбалансов в системе.
Одна из наиболее ярких историй, связанных с банковской паникой, произошла в 1893 году в новозеландском Окленде. В то время Маргарет Сандерс, выходя из здания Auckland Savings Bank, споткнулась и упала на мостовую. Она начала громко ругаться, и её слова были услышаны прохожими. Слухи о том, что у банка возникли проблемы, быстро распространились по городу. В результате вкладчики поспешили забрать свои деньги из банка, что чуть не привело к его краху. Однако Auckland Savings Bank смог выстоять и продолжает свою работу до сих пор.
Следует отметить, что стопроцентной защиты от банковской паники не существует. Поэтому важно всегда быть готовым к такому развитию событий и заранее продумать возможные последствия для деятельности банка.
Второе. Кризис не создаёт неразрешимых проблем, но может потребовать принятия неприятных решений. В таких ситуациях от консультантов ожидается анализ вариантов, а также оценка принимаемых мер и помощь в их реализации.
Оценка мер требует междисциплинарного и кросс-функционального подхода. Не существует отдельно, например, корпоративного и договорного права, правил о банкротстве и правил о порядке финансирования, все области взаимосвязаны и взаимозависимы.
Кроме того, для всесторонней оценки мер на предмет, например, правовых рисков недостаточно только юридических знаний. Необходимо также учитывать финансовые и экономические аспекты.
Важно понимать, что бизнес часто более склонен к риску и на его решения могут влиять различные (в т. ч. неправовые) обстоятельства; по этой причине ценность взвешенного и разумного подхода со стороны консультанта возрастает в разы.
Третье. Согласуемые с консультантами меры могут не противоречить действующему законодательству, но их применение может быть негативно воспринято в будущем. Это связано с тем, что конкретный закон был разработан в докризисный период и не учитывает кризисные обстоятельства.
Догадки и предположения не добавят ценности юридической экспертизе, но описание перспектив, которые могут открыться при реализации этих мер, заслуживает внимания.