21 февр 07:00
2 минуты

Как стать практичным консультантом?

Консультантов часто критикуют за то, что они усложняют процесс, используют непонятные формулировки и часто говорят «нет». В связи с этим бизнес ценит консультантов-практиков, которые не создают препятствий, общаются на понятном языке и быстро решают задачи.

Как стать практичным консультантом?

На мой взгляд, для этого необходимо изменить подход к своей работе и пересмотреть представление о консультационных услугах.

Вот несколько идей, которые могут помочь стать практичным консультантом:

Будьте практичны в своих выводах и рекомендациях. Предоставляйте советы, которые работают в реальной жизни и соответствуют потребностям бизнеса. Избегайте маловероятных и гипотетических предположений. Оставляйте маловероятное и гипотетическое «за бортом». Выбирайте наиболее простой и верный путь к достижению результата. Общайтесь с клиентами просто, прямо и кратко, избегая профессионального жаргона. Рассматривайте проблему с разных точек зрения.

В поиске практических решений могут помочь контрольные вопросы. Вот несколько примеров таких вопросов:

  • Какие проблемы возникли у клиента? Как другие справлялись с похожими проблемами?
  • Каковы основные цели и задачи клиента? К какому сроку? Какие есть преимущества/недостатки?
  • Какие решения могут помочь клиенту достичь своих целей?
  • Может ли мы себе это позволить? Можем ли мы это реализовать? Сколько времени на это уйдет?
  • Как выглядит идеальное решение? Как выглядит решение, которое «достаточно хорошо»?
  • Какие риски могут возникнуть при реализации предложенных решений?
  • С какими проблемами столкнется клиент, если будет бездействовать или не доведет начатое до конца?
  • Как можно минимизировать риски?

Будьте практичны в отношении рисков. Иногда консультанты зацикливаются на вещах, которые бизнесу безразличны или с которыми бизнес готов мириться; в таких случаях консультанта не ценят, а винят в замедлении развития бизнеса. Тяжело, но увы: придется научиться жить и работать в условиях больших рисков, чем консультанту было бы удобно.

Иными словами, необходимо научиться работать в условиях неопределённости и принимать решения, несмотря на возможные риски. Если бизнес хорошо информирован и принимает решение действовать несмотря на риск, то консультанту остается только принять это. Мозг консультанта может говорить «нет», но на практике придется найти способ ответить «да».

Будьте практичны в использовании своего времени. Делегируйте задачи. Отказывайтесь от ненужных активностей. Соглашайтесь на «достаточно хорошо» взамен «совершенно». И увидите, как в календаре появляются окошки времени для по-настоящему важного.

Стать практичным консультантом — значит сохранить свой профессионализм, но при этом адаптироваться к потребностям бизнеса.

Бесплатный