Сербская неизбежность, африканская наглость, турецкий предвыборный пиар
Африка огорчает Европу
Руководство Буркина-Фасо (западноафриканская страна, 20 млн жителей, есть залежи ценных руд, население традиционно бедствует) вчера распорядилось о выводе французских солдат со своей территории в месячный срок и о прекращении военного сотрудничества с Францией. Министр по делам общественных связей заявил:
«Народ Буркина-Фасо сам принесёт жертвы для освобождения нашей земли [от джихадистских террористических группировок, с которыми формально боролись французские силы]».
Wall Street Journal отмечает, что, во-первых, данное решение в Уагадугу приняли всего через пять месяцев после того, как французов попросили из соседнего Мали — вместо них ангажировавшего ЧВК Вагнера; во-вторых, хотя в официальных объяснениях Буркина-Фасо и не поминается Россия — новое руководство этой страны, пришедшее к власти в результате сентябрьского переворота, однозначно взяло курс на сближение с Москвой, а в декабре туда летал премьер-министр Кьелем де Тамбела. Позднее, на американско-африканском саммите, президент соседней Ганы наябедничал американскому госсекретарю Блинкену, что Буркина-Фасо тоже наняла «Вагнер» и якобы расплатилась за это ценным месторождением. В Уагадугу это опровергли.
Данная новость интересна на фоне продолжающегося параллельного путешествия по Африке нашего Лаврова (он сейчас в Эсватини, бывшем Свазиленде) и американской министра финансов Йеллен (она сейчас, кажется, в Замбии — и выполняет «трудную работу, гонясь за Россией и Китаем»).
Легко видеть, что Чёрный континент, становясь ареной усиления российско-китайской экспансии и попыток США ей противодействовать — одновременно переживает очевидное падение европейского присутствия. С учётом прочих европейских трудностей то, что Европу выгоняют с её собственного многовекового «заднего двора», выглядит вполне логично.
Турция отменяет Швецию
Турецкий президент Эрдоган озвучил на высшем уровне новую позицию Анкары по шведским перспективам в НАТО. Она звучит так:
«Те, кто допускают такое богохульство перед нашим посольством, больше не могут рассчитывать на нашу поддержку вступления в НАТО. Если вы не проявляете уважения к религиозным убеждениям Турции и вообще мусульман, вы не получите от нас никакой поддержки членства».
Американский госдеп выступил в амплуа искусственного интеллекта, сообщив устами официального представителя Прайса, что а) выступление политика-хайпожора, спалившего Коран перед турецким посольством в Стокгольме, ужасно и «может быть специально направлено на отдаление Швеции от Анкары», б) Швеция права, защищая у себя свободу ассоциаций и выступлений, и да, выступления могут быть одновременно и законными, и ужасными. Генсек НАТО Столтенберг, отметив, что шведское правительство осудило сожжение Корана — обрушился на турецкую нетерпимость и осудил заявление Эрдогана:
«Свобода слова и свобода мнений есть ценность в Швеции и любой другой стране НАТО, так что неприемлемое не является автоматически незаконным».
Данные новости интересны главным образом тем, что демонстрируют очевидную первосортность Швеции на фоне Турции в глазах старшего партнёра. Что касается последствий — то стоит помнить, что формальное членство в НАТО для Стокгольма не принципиально (и, быть может, даже не так уж и желательно), а у Эрдогана на носу выборы.
Сербия накануне капитуляции
Короткой строкой: президент Сербии Вучич вчера выступил с грустным обращением к нации, в котором пояснил, что ей предстоит очередное унижение и сдача позиций. Фактически речь идёт о том, пояснил он, чтобы Сербия полностью приняла т.н. «франко-германский план», предусматривающий официальное признание Белградом сецессии Косово (и, соответственно, оставление местных сербов на милость приштинских победителей под увещевания Брюсселя о том, что надо соблюдать права). Альтернатива тоже есть, сказал Вучич: Сербия упирается, на неё обрушиваются санкции, её евроинтеграция отменяется, инвестиции прекращаются, безвиз кончается. А может быть, будет и нечто худшее:
«Милошевич тоже не верил, что начнут бомбить».
Европа находится в состоянии войны, сказал Вучич: что бы он ни говорил старшим партнёрам и какие бы аргументы ни приводил — его не слышат, у ЕС одна цель, поражение России, и всё, что стоит на пути, будет снесено. Косово удачно воспользовалось моментом для провокации, и Сербии в любом случае предстоят трудные времена.
Попутно сербская церковь, со своей стороны, заявила предлагаемому сценарию категорическое «нет». Патриарх Порфирий заявил на встрече с Вучичем, что «Косово и Метохия являются составной и неотъемлемой частью Республики Сербия и что их сохранение в границах Республики Сербия является конституционным обязательством как церкви, так и государства».
Данная новость интересна тем, что скоро, видимо, новости из Сербии кончатся: Белград с высокой вероятностью выберет капитуляцию и евроинтеграцию и (как мы и предполагали) примет позу стратегической покорности на обозримое будущее.