Десятина

Десятина — это пожертвование десятой части состояния или произведенного продукта для содержания священства или другого религиозного образования. Закон Моисея требовал от израильтян отдавать десятину, но эта практика существовала еще до Закона. Авраам (Быт. 14:17–20; см. Евр. 7:1-10) и Иаков (Быт. 28:22) добровольно жертвовали десятины Богу. Другие народы тоже отдавали десятины.

Законы о десятине встречаются в нескольких местах Пятикнижия и иногда кажутся противоречивыми. Сами иудеи, пытаясь привести в соответствие разные Писания о десятине, приходят к маловероятному выводу, что от израильтян требовалось платить три разные десятины. Иосиф Флавий отмечал, что было три десятины: одна для священников и левитов (Чис. 18:20–32), вторая для израильтян, чтобы есть и веселиться на избранном месте во время их праздников (Втор. 14:22–27), а третья отдавалась каждый третий год бедным, вдовам и сиротам (Втор. 14:28, 29) (Иосиф Флавий, Иудейские древности 4.8.8, 22). Хотя имеются свидетельства, что во втором веке до н. э. были известны три десятины, это необязательно правильное толкование информации из книги Чисел и Второзакония. Возможное толкование разных законов о десятинах — что они дополняют друг друга, добавляя ранее не раскрытую информацию.

Что нужно было делать? Первый отрывок о десятине в Законе указывает, что нужно было делать. В Лев. 27:30–33 сказано, что десятую часть всего производимого Израилем — от земли и скота — полагалось отдавать Богу.

С какой целью (1)? В Чис. 18:21, 24 Бог сказал, что десятина должна идти на содержание левитов.

Куда ее нужно было приносить? Во Втор. 12:5, 6, 11 объясняется, что десятины следовало приносить «к месту, какое изберёт Господь, Бог ваш». Этим местом, как позже узнали израильтяне, был Иерусалим. Пока израильтяне кочевали в пустыне, им не нужно было говорить, куда приносить десятины, потому что все колена жили вокруг скинии. Указания, куда приносить свои десятины, им понадобились только тогда, когда они поселились в Ханаане. Там десятины можно было есть (Втор. 12:17, 18) — несомненно, вместе с приношениями израильтянина, пришедшего на пир или на праздник в Иерусалим. Съедалась только часть десятины, а остальное отдавалась левитам, как того требовал Закон.

С какой целью (2)? Во Втор. 14:28, 29 (см. 26:12) добавляется еще одна причина, зачем нужно было приносить десятину. В конце каждого третьего года десятину следовало использовать по месту (а не нести в Иерусалим) на нужды особенно бедных — пришельцев, сирот и вдов, — а также левитов.

Хотя десятину и практиковали в ветхозаветные времена (Ам. 4:4), иногда ее игнорировали (Мал. 3:8-10). В Новом Завете Иисус сказал, что некоторые добросовестно отдают десятину с малейших плодов земли (что Он не осуждал), но оставляют без внимания «важнейшее в законе» (Мф. 23:23).

В век христианства отдавать десятину не требуется. Как и остальные ветхозаветные законы, повеления о десятине ушли в прошлое, когда вступил в силу завет Христа. Но это не означает, что христианам не нужно ничего жертвовать. Напротив, мы должны в первый день недели уделять Богу «сколько позволит… состояние» (1 Кор. 16:1, 2). То, что от христиан не требуется давать десятую часть дохода, вовсе не означает, что мы можем давать меньше. Возможно, нам следует давать даже больше, так как мы живем под лучшим заветом.


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации