Ожесточение сердца фараона

В Исх. 4—14 часто говорится об ожесточении сердца фараона. (См. Исх. 4:21; 7:3, 13, 14, 22; 8:15, 19, 32; 9:7, 12, 34, 35; 10:1, 20, 27; 11:10; 13:15; 14:4, 8). Та идея, что Господь ожесточил сердце фараона, представляет собой теологическую проблему. Если это Господь ожесточил сердце фараона, подавив его волю, то как его можно винить за отказ отпустить Израиль из Египта?

Один способ понять, что имеется в виду под ожесточением сердца фараона, предложил Сарна: «Мотив ожесточения сердца фараона в той или иной форме в повествовании книги Исход между главами 4 и 14 встречается ровно двадцать раз… Десять раз говорится, что фараон сам ожесточил своё сердце, и десять раз ожесточение относится на счёт Бога. Кроме того, Божье вмешательство начинается только с наступлением шестой казни».

Можно не сомневаться, что Бог не заставлял фараона делать то, что тот не хотел; Он не принуждал египетского царя отвергнуть просьбу Моисея. Прежде фараон сам ожесточил свое сердце, и только после этого Бог еще больше ожесточил его. Сарна говорит: «Ожесточение Богом сердца фараона нужно понимать так, что Он использует естественную склонность человека к злу; Он углубляет процесс в целях осуществления Своих намерений в истории».

Джон Дэвис предлагает простое решение проблемы: Бог имеет право судить грешников, когда и как Ему угодно. Иногда Ему бывает угодно судить их, ожесточая их сердца (см. Втор. 2:30: Иис. Н. 11:20; 2 Цар. 17:14; 3 Цар. 12:15). Дэвис утверждает: «Такова прерогатива безгранично святого Бога: Он обходится с грешниками так, как Сам того пожелает. Любое добро, которое Бог посылает грешнику, есть чистейший акт милости и благодати. Чего все грешники действительно заслуживают, так это смерти (Рим. 6:23)».

На фараона нельзя смотреть как на жертву или оправдывать его упрямство. Каждый человек «за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14:12). Писания учат, что «душа согрешающая, она умрёт» (Иез. 18:20) — не отец этого грешника и не его сын, а он сам.

История ожесточения сердца фараона говорит о том, что Бог может ускорить погибель тех, кто твердо решил идти неверной дорогой. Павел писал во 2 Фес. 2:10–12 о тех, которые «не приняли любовь истины для своего спасения». Он сказал, что «за это пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду».


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации