Святость и крещение
Хотя слово «крещение» в 1 Петра встречается только один раз (3:21), те, кто внимательно изучает Библию, давно знают, что в этом послании крещение — главная тема. Несмотря на то, что крещение и возрождение (новое рождение, рождение свыше) не одно и то же, их тесную связь игнорировать нельзя. Когда верующий крестился, осуществлялось его возрождение. Эту фигуру речи Павел продвинул на один шаг дальше, сказав, что верующий выходит из вод крещения, чтобы ходить «в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Не может быть никакого сомнения в том, что в 1 Пет. 1:3 и 1:23 Петр, употребляя слова «возродивший», «возрожденные», ссылается на христианское крещение. Это рождение «не от тленного семени, но от нетленного».
Христиане живут в мире, где движущей силой современного капитализма является немедленное вознаграждение, удовлетворение, и в таком мире они должны быть святыми. Для читателей Петра граница между святой жизнью, которую они знали как христиане, и прежней низкой жизнью в неверии не была расплывчатой. Этим, пожалуй, и отличался современный Петру мир от нынешнего. В нынешнем мире грань между святым и несвятым часто стирается. И христиане порой сами способствуют этому. Слыша зов мира, некоторые говорят: «Зачем нам отказываться от всякого удовольствия? Давайте не заходить в святости слишком далеко». Есть христиане, которые, видимо, боятся, что мир может повесить на них это самое страшное из всех современных определений: «фанатик». А вдруг кто-то подумает, что мы и вправду верим, что мы — дети Царя.
Большинству верующих грустно и тяжело видеть настойчивый призыв к чувственности в нашем мире. Думаю, что слова, сказанные Иисусом Навином древнему Израилю, подошли бы современной церкви: «Не возможете служить Господу, ибо Он Бог святой, Бог-ревнитель…» (Иис. Н. 24:19). А мы соответствуем заповеданной нам святости? Я не уверен, как мы ответим на этот вопрос. Моисей ответил так: «Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека… Но весьма близко к тебе слово это: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:11, 14).
Петр указывает на два источника, из которых верующий может черпать силы, стараясь быть святым в несвятом мире. Во-первых, святость находит поддержку во взаимной братской любви странников, идущих вместе в святой град. Петр знал, что чистота и послушание его читателей произвели искреннюю любовь, но продолжал и дальше наставлять их: «Постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1:22).
Во-вторых, святость вечна; слава и похоти мира временны. Петр говорит, что верующие возродились от нетленного семени. Вся слава человека, все, за что он отдает свою жизнь, все его богатство, вся его образованность, все его радости — все это «опадет», как цвет на траве. А Слово Божье останется вечно. «[А] это то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:25).
Петр не обещает своим читателям освобождения от физических и эмоциональных мучений. Напротив, он говорит, что может стать еще хуже. Но что бы ни случилось, апостол внушает своим читателям, что они Божий народ, а Божий народ — свят. В мире XXI века нет большей нужды, чем святая жизнь носящих имя Господа. Для компромиссов и оправданий нет места. Сегодня грех заключает нас в крепкие объятия и говорит, что мы всего лишь люди. Не нужно ждать от себя слишком многого. И как результат, сегодня христианин зачастую не считает святость альтернативой жизни. Важно осознавать, что Бог искупил святой народ.
