Послепотопный период: от Потопа до призвания Авраама
(2348-1921 гг. до н.э.; Бытие 8:10-11:26)
1. ВТОРОЕ НАЧАЛО (Быт. 8:15-9:29)
Ноев ковчег стал второй колыбелью человечества. С него для Ноя и его семьи начинается новое испытание.
а) Жертвенник и завет. Ной сохранил по семь особей от каждого чистого вида животных. Покинув ковчег, он первым делом построил жертвенник, на котором принес Богу жертву всесожжения, “взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых”. В знак того, что принимает поклонение Ноя, Бог заключает с ним завет, скрепив его прекрасной радугой обещания. Вот основные пункты завета: (1) впредь никаких потопов, (2) человеку размножаться и заселять Землю, (3) можно употреблять пищу животного происхождения, (4) наказание смертью за убийство утверждало святость человеческой жизни.
б) Судьба сыновей Ноя. Заключительные сведения о жизни Ноя связаны с опьянением вином, бесстыдным выражением неуважения со стороны Хама и более скромным поведением двух других сыновей, Сима и Иафета. Этот контраст послужил поводом для пророческого высказывания Ноя об их дальнейшей судьбе: (1) проклятие Ханаана (род Хама), (2) благословение Сима, (3) возвышение и распространение колена Иафетова.
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДОВ (Быт. 10)
Десятая глава книги Бытия является старейшим авторитетным источником по этнологии. В ней перечисляются потомки сыновей Ноя и их расселение. (1) У Хама было четверо сыновей, которые обосновались в долинах нижнего течения Евфрата и Нила. Хамитские народы создали самые ранние цивилизации. (2) Пятеро сыновей Сима поселились в Юго-Западной Азии. Это были предки халдеев, завоевавших более древние хамитские народности, жившие по берегам реки Евфрат: а также ассирийцы, сирийцы, арабы и евреи. Эти народы основали следующую большую группу империй. (3) От семи сыновей Иафета произошли мидяне, греки, римляне и все современные европейские народы. Они расселились на обширных территориях, в течение тысячелетий пребывали в неизвестности, но уже на протяжении двадцати четырех веков правят миром.
3. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ И СМЕШЕНИЕ ЯЗЫКОВ (Быт. 11:1-9)
Проходят столетия. Население начинает скапливаться на равнине земли Сеннаар, по нижнему течению Евфрата. Они начинают строить великую башню. Строительство башни преследует двоякую цель: прославиться и предотвратить рассеяние. Согласно же Божьему плану, выраженному в завете с Ноем, они должны были распространяться и населять Землю. Грех заключался не в строительстве башни, а в их сердцах. Бог разрушил их намерения, смешав языки, что привело к их рассеянию. Отсюда пришло употребление слова “Вавилон” в значении “смешение”.
4. ПОТОМКИ СИМА (Быт. 11:10-26)
Эти стихи продолжают тему пятой главы, придавая ей завершенность. В пятой главе приводится родословная Сифа от Адама до Ноя включительно. Здесь же прослеживается линия Сима вплоть до Авраама. Обе линии содержат по десять имен. Эти генеалогические древа представляют собой нечто значительно большее, нежели просто семейные архивы. Они тесно связаны с основной задачей библейской истории: проследить подъем и развитие истинной религии. Это развитие идет по линии обетования, которая является также линией людей, отличающихся верой в Бога. Обещанный Мессия - звезда надежды на тусклом в своей отдаленности конце этого ряда, а Енох, Ной и Авраам - героические фигуры, возвышающиеся над общим скучно-ровным уровнем этой ранней эпохи.
0 комментариев