Богослужение и женщины
Когда христианство распространилось на языческий мир, новообращенные христиане должны были оберегать себя от соблазна следовать языческой практике поклонения. Божьим поклонникам всегда трудно избегать обычаев и традиций общества. Вместо того чтобы учить христианок следовать примеру женщин той культуры, в какой они жили, Павел велел им поступать вопреки этой культуре. Он писал, что женщины не должны говорить в собраниях христиан и не должны служить руководителями в христианской общине (1 Кор. 14:34, 35; 1 Тим. 2:13, 14). Свои указания он основывал не на культуре страны, а на заповедях Иисуса (1 Кор. 14:37). Женщины должны были проявлять покорность, оставаясь в подчинении своих мужей (Еф. 5:23, 24; Кол. 3:18; 1 Пет. 3:1-6).
В языческом обществе того времени, о котором пишет Новый Завет, женщины постепенно завоевывали видное положение. Они лидировали в своих общинах и во время поклонения идолам. «Существует много свидетельств, указывающих на то, что женщины занимали… государственные должности и должны были выполнять свои общественные обязанности наравне с мужчинами. Имена женщин записаны в разнообразных официальных документах, где отмечается, часто весьма лестно, их государственная служба и щедрость. Они содержали храмы и спонсировали игры, шествия и жертвоприношения» (Кремер и Д’ Анжело).
Валери Абрахамсен говорит о том же: «Женщины служили жрицами и занимали другие руководящие должности в большинстве языческих культов, включая поклонение Диане, Изиде, Ливии, Дионису, Либеру и Либере. Они активно участвовали в литургиях, сочиняли гимны и обряды, управляли храмовыми и культовыми финансами, организовывали праздники, играли на музыкальных инструментах и принимали решения, которые затрагивали огромное число людей».
В других работах мы находим дальнейшие свидетельства. Уильям Бэйрд говорит: «…эллинистический век был в своей основе временем эмансипации женщин… Но несмотря на оппозицию, женщины в дни Павла имели значительную свободу передвижения, права в заключении брака и разводе, а также в некоторых местах и в некоторых культах право занимать государственные и религиозные посты… Гречанки сняли покрывала и экспериментировали с бесчисленными стилями причёсок».
Книга Деяний тоже свидетельствует в пользу того факта, что в языческом мире женщины занимали важное положение. Пользующиеся известностью женщины в Антиохии Писидийской участвовали в гонении Павла и Варнавы. «Но иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов» (Деян. 13:50). «Знатные женщины» Фессалоник упоминаются и в Деян. 17:4.
Божий стандарт для Его народа всегда отделял их от общества. Бог сказал Израилю: «По делам земли египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите. Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте… Я Господь, Бог ваш» (Лев. 18:3, 4).
Христиан Павел учил: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
Хотя общество может отводить женщинам роли, не дозволенные в Писаниях, христианки не должны уступать влиянию мира. Их цель — исполнять повеления Иисуса, даже когда Его заповеди противоречат преобладающим культурным обычаям. Женщинам следует спрашивать не «Что делает общество?», а «Чего хочет Иисус?»
