Кому нужно угождать музыкой в церкви?
В дискуссии об инструментальной музыке в поклонении все упирается в вопрос, кому мы хотим угодить своим поклонением. Что главное: наши вкусы или желание угодить Господу? За века существования церкви много было сделано для удовлетворения стремления людей к прекрасному. Красочное облачение духовенства, шествия, произведения искусства, наполняющие соборы, говорят об одном: о вере в то, что Божье око видит красоту так, как видит ее человеческий глаз. Допущение, что если это нравится людям, то должно понравиться и Богу, ложно. Этим я не хочу сказать, что Богу должно больше нравиться безобразное, но мы не всегда видим так, как видит Бог.
В то же время Иисус и Его апостолы поставили задачу угождать Богу. Целью Иисуса на земле не было просто угождать Себе (Ин. 5:30). Павел стремился угождать Призвавшему его. Он не ставил перед собой цель угождать людям или себе.
Многое из того, что сегодня называют поклонением, по сути, не отличается от симфонического или рок-концерта. Объявления строятся таким образом, чтобы вызвать желание развлечься. Нужно спросить себя: «Поклонение это то, на что мы смотрим как зрители или что мы делаем?» Если поклонение это духовная жертва Богу (а я убежден, что так и должно быть) — «плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15), — тогда мы должны выяснить, что значит благоугодное служение (Евр. 12:28). Сами слова «служить благоугодно» подразумевают, что можно служить и «неблагоугодно». Израиль во времена Амоса впал в подобное служение. Бог сказал народу: «Удали от Меня шум песен твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Ам. 5:23).
Это возвращает нас к вопросу: «Как узнать, что угодно Господу в плане музыки?» Мы знаем, что Господь говорил о пении и о плоде уст, но до сих пор никто не показал, что Он вообще что-либо говорил в Новом Завете о музыкальных выступлениях или аккомпаниаторах. В таком случае зачем думать, что они Ему угодны?
Можно ли утверждать, что если поклоняющиеся честны и искренни, то Богу это должно понравиться? Сторонники пения а капелла в богослужении просят о двух простых вещах. Пусть желающие иметь инструментальную музыку в поклонении покажут, где Новый Завет санкционирует использование инструментов, или же текстуально докажут, почему никакая санкция не нужна.
