Благовествование и научение в местных церквах
«И потому, не терпя более, мы решили остаться в Афинах одни и послали Тимофея, брата нашего, и служителя Божьего, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях этих, ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (2 Фес. 3:1-3).
Павел отправил Тимофея к фессалоникийцам из глубокой любви к ним. В Деяниях рассказывается, что Павел дал поручение верийцам, которые сопроводили его до Афин, вернуться в Верию и отправить к нему в Афины Силу (Силуана) и Тимофея (Деян. 17:15). Очевидно, Павел хотел, чтобы Сила и Тимофей пошли вместе с ним в Коринф, но так и не смог встретиться ни с одним из них. Лука в Деяниях не говорит, что Тимофей приходил к Павлу в Афины, после чего Павел послал его обратно в Фессалонику.
Из Деян. 17:15 мы узнаём, что Павел пошел в Афины в сопровождении верийских братьев, которых он затем отправил обратно. В Верии он оставил Силу и Тимофея. Павел попросил верийских братьев сказать Тимофею и Силе, чтобы они скорее пришли к нему (Деян. 17:15). В Деяниях сообщается, что после благовествования афинянам Павел отправился в Коринф (Деян. 18:1), где к нему, придя из Македонии, присоединились Сила и Тимофей (Деян. 18:5). Из этого отрывка (ст. 1, 2) ясно, что Тимофей приходил к Павлу в Афины, но был тут же отправлен обратно в Фессалонику. Противоречия здесь нет. В Деяниях Лука опустил путешествие Тимофея в Афины и его возвращение в Фессалонику, поскольку для целей, которые он ставил в своем повествовании, это не было важно. А для Павла, писавшего фессалоникийцам, это было существенно.
Когда Тимофей прибыл в Афины, они с Павлом решили, что Тимофей вернется в Фессалонику. Какое-то время спустя Павел ходил в Македонию. Так как в Деяниях подробный рассказ отсутствует, то восстановить действия миссионеров нелегко. Однако известно, что Сила и Тимофей в конце концов присоединились к Павлу в Коринфе и что они пришли из Македонии (Деян. 18:5).
В решении Павла послать Тимофея обратно в Фессалонику мы видим некоторые цели благовествования и научения в местных церквах.
1. Служение как следствие заботы
Возвращение Тимофея в Фессалонику было результатом искренней заботы Павла о фессалоникийцах. Павел употребил фразу «не терпя более», которая говорит о его глубочайших чувствах. Эти чувства выразились в его проповедях и научении.
Будучи истинным братом и Божьим служителем в благовествовании Христовом, Тимофей разделял тревогу Павла и сам рвался в Фессалонику. Иными словами, он пошел, чтобы помочь в трудное время, а не потому, что хотел получить работу, или потому, что ему нравилось выполнять такую работу. Побудительным мотивом для него были любовь и сострадание.
2. Укрепление в вере
Так как фессалоникийская церковь была основана совсем недавно, то вера фесссалоникийцев была еще младенческой. Этим братьям нужен был кто-то, кто устранил бы колебания, укрепил и утвердил их в вере. Тимофей старался утвердить их в христианской жизни, к которой они стремились.
3. Стремление утешить
Греческое слово паракалео, «утешить», можно также перевести «увещевать». Они подвергались огромным испытаниям за свою веру и нуждались в утешении, ободрении и правильном укрепляющем водительстве.
Итак, Тимофей пришел к обеспокоенным, преследуемым молодым христианам, уже пострадавшим от ударов мощного молота и меча гонений. Целью Тимофея было утешить и ободрить их, чтобы они продолжали доблестно сражаться за веру. У проповедников старшего поколения есть присловье, что проповедник должен «беспокоить спокойных и успокаивать обеспокоенных». Очевидно, Тимофею не пришлось тормошить многих спокойных, но зато он утешил многих обеспокоенных.
