Лишенные мира с Богом

«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:8-10).

В течение последних двух столетий предпринимались многочисленные попытки понять или даже дать определение христианской веры в контексте практических благ, которые ее учение несет людям. Многим из нас нравится думать, что христианская жизнь делает жизнь людей лучше здесь и сейчас. В 1946 г. один человек по имени Джошуа Либман опубликовал книгу под названием «Душевный покой». Ее основной посыл вытекает из ее тезиса: религиозная вера способствует психическому здоровью. Благодаря ей укрепляются семьи, а люди становятся лучшими родителями для своих детей. Она убирает тревоги и дает мир душе. Эта книга покорила широкую аудиторию, став бестселлером.

За этим трудом Либмана последовали другие книги, которые пользовались даже большим успехом. Одна из наиболее продаваемых книг двадцатого века была опубликована в 1952 г. Ее автором был Норман Винсент Пил, и называлась она «Сила позитивного мышления». По мнению Пила, религия играет важную роль в способности человека мыслить позитивно. На суперобложке одного из изданий этой книги было написано: «Терпите неудачу в жизни? Бестселлер Нормана Винсента Пила гарантирует тебе успех. Заставь людей полюбить тебя! Увеличь свои доходы!» Доктрина не важна. Те, кто слушают некоторых телеевангелистов или читают популярные книги, знают об учении под названием «евангелие здоровья и процветания». Оно утверждает: «Стань христианином, и ты научишься мыслить позитивно, твои тревоги исчезнут, твоя семейная жизнь станет приятной, ты получишь повышение на работе, и все будет прекрасно».

Большинству верующих сложно признать доктрину «здоровья и процветания» лжеучением. Ведь некоторые из благословений Христа доступны уже в этом мире. И все же вдумчивым читателям Библии становится не по себе. Не будет ошибкой сказать, что в Библии вопросы о практической пользе следования за Богом, по крайней мере о пользе, измеряемой по шкале достатка и здоровья, не являются главными. Для библейских авторов на первом месте был Сам Бог. Поскольку библейское послание было о людях, оно рассматривало тему греха, отделения от Бога, Божьей благодати спасения, приходу Господа и жизни с Ним на небесах. Когда христиане спрашивают о «практической пользе» христианства, они склонны удалять Бога из центра религиозной жизни, помещая на Его место самих себя.

Учение Писаний действительно обогащает жизнь человека; но проблема с книгами из серии «помоги-себе-сам» и их обращением к Библии в том, что они сводят веру в Христа в удобный психологический шаблон мышления. С Бога и Его прославления фокус смещается на людей и то, что они могут приобрести от христианства. В 1 Ин. апостол излагает перед своими читателями учение веры, которое не делает акцент на душевном здоровье или чем-либо, что люди смогут использовать для своего совершенствования, но которое сконцентрировано на том, как Христос снимает бремя греха — бремя, отделяющее людей от Бога. Иоанн фокусируется на понимании силы греха, на исполнении Божьих заповедей и на получении прощения.

Христиане, которым писал Иоанн, попали под влияние лжепророков, которых он назвал «антихристами» (1 Ин. 2:18; 4:1). Антихристы стремились отделить грех от поведения. Большинство из них учили тому, что не важно, что человек делает по плоти, потому что плоть по своей природе является злом. Главное — это дух. Они утверждали, что, когда христианин достигает определенного уровня понимания, такие вещи, как накормить голодных, становятся совершенно неважными. Согласно антихристам, знание возвышает человека над грехом. По сути, они учили о самодостаточности человека и о его довольстве собой. Учение Иоанна было иным. Благая весть не о самосовершенствовании, обогащении или о том, чтобы оставить врачей без работы, соблюдая определенный режим. Она о крестной смерти Иисуса.

Евангелие Христа, которое проповедовал Иоанн, призывало признать существование греха в жизни людей и его силу (1 Ин. 1:8-10). Кроме того, оно призывало регулярно заботиться о нуждах бедняков. Иоанн спрашивал: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворит от него сердце своё, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17). Иоанн не говорил, что благодеяние бедным или исповедание грехов важны для душевного спокойствия или удовлетворенности собой. Величайший парадокс христианской веры заключается в том, что обретение жизни напрямую зависит от готовности забыть о своих собственных потребностях. Сосредоточение мыслей на себе самом не поможет, если «самопомощь» означает осознанное внимание к своим собственным потребностям и желаниям.


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации