logo Русская культура: литература, искусство, философия

М. А. Булгаков «Белая гвардия»: тайна изразцовой печи

Когда ‎мы‏ ‎открываем ‎роман ‎М. ‎А. ‎Булгакова‏ ‎«Белая ‎гвардия»,‏ ‎мы‏ ‎видим ‎странные ‎надписи‏ ‎и ‎диалоги‏ ‎на ‎изразцовой ‎печи[1]. ‎Темы‏ ‎самые‏ ‎разнообразные ‎—‏ ‎заметки ‎об‏ ‎исторических ‎событиях, ‎любовные ‎записки, ‎приглашения‏ ‎в‏ ‎театр, ‎карикатуры‏ ‎на ‎сторонников‏ ‎Петлюры ‎и ‎даже ‎совсем ‎несуразные‏ ‎и‏ ‎абсурдные‏ ‎надписи.

Зачем ‎Турбины‏ ‎все ‎это‏ ‎писали?

Современному ‎читателю‏ ‎остается‏ ‎совершенно ‎непонятным,‏ ‎почему ‎взрослые ‎интеллигентные ‎люди ‎так‏ ‎уродуют ‎свою‏ ‎печь.

Вряд‏ ‎ли ‎вы ‎сами‏ ‎стали ‎бы‏ ‎что-нибудь ‎писать ‎на ‎стенах‏ ‎в‏ ‎своей ‎квартире.

Но‏ ‎оказывается, ‎что‏ ‎Булгаков ‎следует ‎давней ‎письменной ‎традиции‏ ‎—‏ ‎традиции ‎создавать‏ ‎сюжетные ‎изразцы‏ ‎с ‎надписями.


Сюжетные ‎изразцы ‎с ‎надписями‏ ‎появились‏ ‎в‏ ‎России ‎еще‏ ‎в ‎XVII‏ ‎в.

XVII ‎в.‏ ‎—‏ ‎это ‎Раннее‏ ‎Новое ‎время, ‎переходный ‎период ‎между‏ ‎Средневековьем ‎и‏ ‎XVIII‏ ‎в. ‎В ‎коллекции‏ ‎Государственного ‎исторического‏ ‎музея[2] ‎также ‎есть ‎несколько‏ ‎изразцов‏ ‎XVII ‎в.‏ ‎На ‎рельефных‏ ‎муравленных ‎изразцах ‎мы ‎видим ‎сюжеты‏ ‎из‏ ‎приключенческих ‎и‏ ‎исторических ‎повестей,‏ ‎а ‎также ‎сюжеты ‎на ‎религиозные‏ ‎темы.‏ ‎Рассмотрим‏ ‎надписи ‎на‏ ‎этих ‎изразцах.


Надпись‏ ‎«Бова ‎с‏ ‎Полканом‏ ‎бьется» ‎дополняет‏ ‎изразец ‎с ‎сценой ‎сражения ‎двух‏ ‎воинов. ‎Полкан‏ ‎—‏ ‎это ‎кентавр, ‎у‏ ‎него ‎наполовину‏ ‎лошадиное ‎и ‎наполовину ‎человеческое‏ ‎тело.‏ ‎«Повесть ‎о‏ ‎Бове ‎королевиче»‏ ‎— ‎появилась ‎на ‎Руси ‎в‏ ‎XVII‏ ‎в. ‎Она‏ ‎восходит ‎к‏ ‎французским ‎сказаниям ‎о ‎подвигах ‎рыцаря‏ ‎Бово‏ ‎д’Антона[3].‏ ‎Жанр ‎приключенческой‏ ‎повести ‎постепенно‏ ‎появляется ‎в‏ ‎древнерусской‏ ‎литературе ‎лишь‏ ‎в ‎XVII ‎в.[4] ‎В ‎Средневековое‏ ‎время ‎были‏ ‎допустимы‏ ‎лишь ‎тексты ‎на‏ ‎религиозные ‎темы,‏ ‎а ‎также ‎различные ‎жанры‏ ‎деловой‏ ‎письменности. ‎Вымысел,‏ ‎развлечение ‎—‏ ‎все ‎это ‎не ‎принималось ‎средневековым‏ ‎сознанием.


На‏ ‎этой ‎же‏ ‎группе ‎изразцов‏ ‎из ‎Государственного ‎исторического ‎музея ‎мы‏ ‎можем‏ ‎увидеть‏ ‎сцену ‎из‏ ‎приключенческого ‎романа‏ ‎«Александрия» ‎о‏ ‎походах‏ ‎Александра ‎Македонского.‏ ‎Слева ‎изображено ‎некое ‎войско, ‎несколько‏ ‎воинов ‎поднимаются‏ ‎по‏ ‎приставным ‎лестницам ‎на‏ ‎стены ‎крепости,‏ ‎в ‎то ‎время ‎как‏ ‎другие‏ ‎солдаты ‎заряжают‏ ‎пушки. ‎Надпись‏ ‎на ‎изразце ‎гласит: ‎«Приступает». ‎Вражеское‏ ‎войско‏ ‎подступает ‎к‏ ‎стенам ‎города.


Здесь‏ ‎же ‎присутствуют ‎и ‎изразцы ‎на‏ ‎религиозные‏ ‎темы.‏ ‎Например, ‎сюжетный‏ ‎изразец ‎с‏ ‎надписью ‎«Бысть‏ ‎видение‏ ‎сие ‎в‏ ‎Царьграде». ‎На ‎изразце ‎изображен ‎бой‏ ‎орла ‎и‏ ‎змеи.‏ ‎По ‎преданию, ‎поединок‏ ‎Орла ‎и‏ ‎Дракона ‎(или ‎же ‎Змея)‏ ‎наблюдался‏ ‎в ‎вечернем‏ ‎небе ‎в‏ ‎день ‎основания ‎Царьграда[5]. ‎Видение ‎трактуется‏ ‎как‏ ‎борьба ‎христиан‏ ‎с ‎мусульманами,‏ ‎где ‎Орел ‎символизирует ‎христианское ‎знамение,‏ ‎а‏ ‎Змей‏ ‎— ‎мусульманское.


XVIII‏ ‎век ‎—‏ ‎Петр ‎I

В‏ ‎XVIII‏ ‎в. ‎традиция‏ ‎создания ‎сюжетных ‎изразцов ‎с ‎надписями‏ ‎сохраняется. ‎Но‏ ‎это‏ ‎уже ‎гладкие ‎расписные‏ ‎изразцы, ‎они‏ ‎же ‎живописные[6].

В ‎1709 ‎году‏ ‎по‏ ‎указу ‎Петра‏ ‎I ‎велено‏ ‎было ‎делать ‎живописные ‎изразцы ‎«на‏ ‎манер‏ ‎галанских». ‎Такие‏ ‎гладкие, ‎белые‏ ‎с ‎синей ‎росписью ‎делфтские ‎плитки‏ ‎видел‏ ‎молодой‏ ‎царь ‎во‏ ‎время ‎путешествий‏ ‎в ‎Европу‏ ‎в‏ ‎1697–1698 ‎годах.

Классический‏ ‎голландский ‎изразец ‎— ‎это ‎гладкая‏ ‎плитка, ‎покрытая‏ ‎непрозрачной‏ ‎белой ‎эмалью ‎с‏ ‎росписью ‎в‏ ‎сине-голубых ‎красках. ‎Роспись ‎отличается‏ ‎тонкостью‏ ‎линий ‎и‏ ‎подробностью ‎деталей.

Печь‏ ‎Покровского ‎собора. ‎XVIII ‎в.

Изразцы ‎из‏ ‎Голландии‏ ‎были ‎сине-белыми.‏ ‎В ‎России‏ ‎создаются ‎сюжетные ‎изразцы ‎и ‎других‏ ‎цветов.‏ ‎Используется‏ ‎коричневый, ‎зеленый‏ ‎и ‎желтый[7].‏ ‎Например, ‎в‏ ‎Покровском‏ ‎соборе ‎находится‏ ‎удивительная ‎изразцовая ‎печь ‎XVIII ‎в.‏ ‎Все ‎изразцы‏ ‎сюжетные,‏ ‎с ‎надписями, ‎и‏ ‎выполнены ‎они‏ ‎в ‎зелено-коричневой ‎гамме[8].

В ‎XVIII‏ ‎в.‏ ‎печь ‎превращается‏ ‎в ‎чудесную‏ ‎книгу ‎с ‎подписями ‎и ‎иллюстрациями.‏ ‎Можно‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎печь ‎становится‏ ‎носителем ‎коммуникативного ‎начала.


Какие ‎сюжеты ‎могли‏ ‎быть‏ ‎изображены‏ ‎на ‎изразцах?

В‏ ‎XVIII ‎в.‏ ‎печь ‎превращается‏ ‎в‏ ‎чудесную ‎книгу‏ ‎с ‎подписями ‎и ‎иллюстрациями. ‎Можно‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎печь‏ ‎становится ‎носителем ‎коммуникативного‏ ‎начала.

В ‎книге‏ ‎«Сад ‎ценинного ‎искусства» ‎мы‏ ‎читаем:

  • На‏ ‎сюжетных ‎изразцах‏ ‎изображаются ‎занимательные‏ ‎истории ‎из ‎городской ‎и ‎сельской‏ ‎жизни.
  • Рисунки‏ ‎часто ‎дополняются‏ ‎пояснениями ‎и‏ ‎нравоучениями.
  • Часто ‎герои ‎предаются ‎музицированию ‎или‏ ‎развлекаются‏ ‎иными‏ ‎утонченными ‎способами[9].
  • Изразец‏ ‎отражает ‎в‏ ‎себе ‎важные‏ ‎особенности‏ ‎культуры ‎и‏ ‎мышления ‎XVIII–XIX ‎вв.


Что ‎же ‎было‏ ‎написано ‎на‏ ‎изразцовой‏ ‎печи ‎в ‎доме‏ ‎Турбиных?

Булгаков ‎как‏ ‎будто ‎бы ‎прочитал ‎книгу‏ ‎«Сад‏ ‎ценинного ‎искусства»,‏ ‎потому ‎что‏ ‎мы ‎видим ‎те ‎же ‎самые‏ ‎занимательные‏ ‎сюжеты ‎из‏ ‎городской ‎жизни‏ ‎и ‎нравоучения.

Встречаются ‎исторические ‎сюжеты, ‎подобные‏ ‎изразцы‏ ‎мы‏ ‎видели ‎XVII‏ ‎в.

Также ‎важна‏ ‎тема ‎музицирования‏ ‎и‏ ‎изысканных ‎развлечений.‏ ‎В ‎доме ‎Турбиных ‎изразцовая ‎печь‏ ‎также ‎хранит‏ ‎надписи‏ ‎о ‎посещении ‎оперы‏ ‎«Аида».

Есть ‎и‏ ‎весьма ‎странная ‎надпись ‎«Июнь.‏ ‎Баркарола».‏ ‎Что ‎же‏ ‎такое ‎«Баркарола»?‏ ‎Это ‎произведение ‎П. ‎И. ‎Чайковского,‏ ‎которое‏ ‎входит ‎в‏ ‎цикл ‎«Времена‏ ‎года». ‎То ‎есть ‎мы ‎опять‏ ‎же‏ ‎видим,‏ ‎что ‎возникает‏ ‎тема ‎музицирования,‏ ‎которая ‎была‏ ‎характерна‏ ‎для ‎изразцов‏ ‎XVIII ‎в.

Надписи ‎на ‎изразцах ‎бывают‏ ‎ироничного ‎и‏ ‎бытового‏ ‎характера. ‎И ‎Булгаков‏ ‎мастерски ‎воспроизводит‏ ‎эту ‎интонацию ‎уходящей ‎традиции.


Традиционная‏ ‎письменная‏ ‎традиция

Нужно ‎сказать,‏ ‎что ‎Булгаков‏ ‎часто ‎обращается ‎и ‎к ‎другим‏ ‎текстам,‏ ‎а ‎не‏ ‎только ‎к‏ ‎традициям ‎«изразцовой ‎книги». ‎В ‎его‏ ‎произведениях‏ ‎возникают‏ ‎образы ‎Фауста,‏ ‎Гретхен, ‎дьявола,‏ ‎Иуды, ‎Понтия‏ ‎Пилата[10].‏ ‎Булгаков ‎пишет‏ ‎«Белую ‎гвардию» ‎в ‎1923 ‎г.,‏ ‎уже ‎после‏ ‎революции.‏ ‎Революцию ‎он ‎не‏ ‎принимает. ‎Создание‏ ‎новой ‎культуры ‎пролетариата ‎кажется‏ ‎для‏ ‎него ‎чем-то‏ ‎немыслимым. ‎Писатель‏ ‎воспроизводит ‎на ‎страницах ‎своих ‎книг‏ ‎традиционную‏ ‎письменную ‎традицию.‏ ‎Это ‎помогает‏ ‎ему ‎найти ‎своеобразное ‎утешение ‎и‏ ‎обрести‏ ‎покой‏ ‎в ‎душе.


Булгаков‏ ‎ориентируется ‎на‏ ‎традицию ‎XVIII–XIX‏ ‎вв.

Сюжет‏ ‎изразца ‎напоминает‏ ‎нам ‎о ‎Турбиных, ‎которые ‎«увеселяют‏ ‎себя» ‎посещением‏ ‎оперы.‏ ‎Надпись ‎на ‎их‏ ‎изразцовой ‎печи‏ ‎гласит: ‎«Леночка, ‎я ‎взял‏ ‎билет‏ ‎на ‎Аиду».

На‏ ‎изразцах ‎второй‏ ‎половины ‎XVIII ‎в. ‎встречаются ‎изображения‏ ‎людей‏ ‎на ‎фоне‏ ‎природы, ‎в‏ ‎духе ‎литературы ‎сентиментализма[12]. ‎Сентиментализм ‎сформировался‏ ‎под‏ ‎влиянием‏ ‎интереса ‎к‏ ‎общественно-литературному ‎учению‏ ‎Ж.-Ж. ‎Руссо.‏ ‎Руссо‏ ‎провозгласил ‎культ‏ ‎чувств, ‎природы ‎и ‎«естественного ‎человека».‏ ‎Подобные ‎умонастроения‏ ‎эпохи‏ ‎нашли ‎отражение ‎и‏ ‎в ‎изразцах.

Большое‏ ‎количество ‎изразцов ‎XVIII ‎века‏ ‎собрано‏ ‎благодаря ‎музею‏ ‎«Коломенское». ‎Выездные‏ ‎экспозиции ‎коломенских ‎изразцов ‎проводятся ‎и‏ ‎в‏ ‎других ‎музеях‏ ‎Московской ‎области[13].‏ ‎Также ‎есть ‎и ‎виртуальные ‎экскурсии,‏ ‎что‏ ‎очень‏ ‎удобно.

Изразец ‎подписан:‏ ‎«Богат ‎да‏ ‎глуп». ‎Исследователи[14]‏ ‎полагают,‏ ‎что ‎сюжет‏ ‎связан ‎с ‎освоением ‎культуры ‎европейских‏ ‎символов ‎и‏ ‎эмблем‏ ‎через ‎книгу ‎с‏ ‎соответствующим ‎названием‏ ‎— ‎«Symbola ‎et ‎emblemata».‏ ‎В‏ ‎этой ‎книге‏ ‎было ‎изображение‏ ‎Фрикса ‎на ‎золотом ‎овне.

Фриксу ‎запрещено‏ ‎было‏ ‎оборачиваться, ‎поэтому‏ ‎он ‎сидит‏ ‎в ‎такой ‎странной ‎позе. ‎Античная‏ ‎традиция‏ ‎была‏ ‎непонятна ‎русским‏ ‎людям, ‎поэтому‏ ‎они ‎пересадили‏ ‎Фрикса‏ ‎на ‎козла,‏ ‎чтобы ‎он ‎больше ‎походил ‎на‏ ‎традиционного ‎Иванушку-дурачка‏ ‎или‏ ‎Петрушку.

Корабли, ‎сады, ‎животные‏ ‎— ‎на‏ ‎изразцах ‎создается ‎целый ‎волшебный‏ ‎мир,‏ ‎живущий ‎по‏ ‎своим ‎особенным‏ ‎законам. ‎Это ‎иллюзорный, ‎прекрасный ‎мир,‏ ‎наполненный‏ ‎покоем ‎и‏ ‎процветанием. ‎Чувствуется‏ ‎некий ‎элемент ‎сказочности.


Сюжетные ‎изразцы ‎с‏ ‎надписями‏ ‎встречаются‏ ‎и ‎в‏ ‎XIX ‎в.

«Морской‏ ‎дельфин» ‎—‏ ‎это‏ ‎странный ‎пегас‏ ‎с ‎рыбьим ‎хвостом. ‎Кстати, ‎такое‏ ‎же ‎изображение‏ ‎морского‏ ‎дельфина ‎мы ‎можем‏ ‎увидеть ‎и‏ ‎на ‎изразце ‎XVIII ‎в.,‏ ‎который‏ ‎хранится ‎в‏ ‎ярославском ‎музее.‏ ‎Очевидно, ‎что ‎была ‎некая ‎традиция‏ ‎по‏ ‎созданию ‎изображений.


В‏ ‎начале ‎XX‏ ‎в. ‎богатая ‎культурная ‎традиция ‎прошлого‏ ‎была‏ ‎разрушена

На‏ ‎печке ‎в‏ ‎доме ‎Турбиных‏ ‎все ‎надписи‏ ‎также‏ ‎были ‎смыты‏ ‎и ‎осталась ‎только ‎одна: ‎«…Лен…‏ ‎я ‎взял‏ ‎билет‏ ‎на ‎Аид…» ‎Аид‏ ‎— ‎это‏ ‎Ад, ‎и ‎именно ‎в‏ ‎таком‏ ‎аду, ‎в‏ ‎холодной ‎коммунальной‏ ‎квартире, ‎живя ‎впроголодь, ‎Булгаков ‎и‏ ‎пишет‏ ‎«Белую ‎гвардию».


А‏ ‎что ‎произошло‏ ‎в ‎XXI ‎веке?

Нельзя ‎не ‎отметить,‏ ‎что‏ ‎традиция‏ ‎создания ‎печных‏ ‎изразцов ‎с‏ ‎надписями ‎была‏ ‎по‏ ‎достоинству ‎оценена‏ ‎в ‎XXI ‎в.

Сегодня ‎есть ‎ученые,‏ ‎которые ‎их‏ ‎подробно‏ ‎исследуют, ‎организуют ‎выставки,‏ ‎издают ‎каталоги.

Помимо‏ ‎этого, ‎культура ‎идет ‎в‏ ‎массы.‏ ‎И ‎все‏ ‎благодаря ‎сотрудникам‏ ‎музеев.

Помните, ‎как ‎мы ‎говорили ‎о‏ ‎чудесной‏ ‎печи ‎Покровского‏ ‎собора, ‎созданной‏ ‎в ‎XVIII ‎в.?

Сотрудники ‎Покровского ‎музея‏ ‎придумали‏ ‎милую‏ ‎и ‎веселую‏ ‎коллекцию ‎стикеров‏ ‎с ‎этими‏ ‎изразцами.‏ ‎Они ‎доступны‏ ‎в ‎Telegram ‎[15].

Подводя ‎итоги, ‎можно‏ ‎сказать ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎в ‎XVIII‏ ‎в. ‎печные‏ ‎изразцы ‎стали ‎полноценным ‎носителем‏ ‎коммуникативного‏ ‎начала, ‎и‏ ‎эта ‎традиция‏ ‎сохраняется ‎по ‎сей ‎день.

Обратите ‎внимание!

Где‏ ‎нас‏ ‎найти? ‎Подписывайтесь‏ ‎на ‎канал‏ ‎в ‎Телеграм: ‎https://t.me/rus_culture_koltsova.


Ссылки ‎на ‎источники

[1] Булгаков‏ ‎М.‏ ‎А.‏ ‎Белая ‎гвардия.‏ ‎URL: ‎https://azbyka.ru/fiction/belaya-gvardiya/.

[2] Сайт‏ ‎ГИМ. ‎Изразцы‏ ‎архитектурные.‏ ‎Фрагмент ‎изразцового‏ ‎фриза ‎церкви ‎Святой ‎Троицы ‎в‏ ‎Костроме. ‎URL:‏ ‎https://nav.shm.ru/exhibits/639/?ysclid=ltdc13fhv759703485.

[3] Кузьмина‏ ‎В. ‎Д. ‎Повесть‏ ‎о ‎Бове-королевиче‏ ‎в ‎русской ‎рукописной ‎традиции.‏ ‎XVII–XIX‏ ‎вв. ‎URL:‏ ‎https://facetia.ru/node/4355?ysclid=ltdc37h86g517160991.

[4] Ранчин ‎А.‏ ‎М. ‎Своеобразие ‎древнерусской ‎литературы. ‎URL:‏ ‎https://portal-slovo.ru/philology/48250.php.

[5] Творогов‏ ‎О. ‎В.‏ ‎Повесть ‎о‏ ‎взятии ‎Царьграда ‎турками ‎в ‎1453‏ ‎году.‏ ‎URL:‏ ‎https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury-drevnej-rusi-tom-7/2.

[6] Коломенское. ‎Виртуальная‏ ‎выставка ‎«Московский‏ ‎изразец». ‎URL:‏ ‎https://moskovskiy-izrazets-av.tilda.ws/page23775971.html.

[7] Там‏ ‎же.

[8] Официальная ‎страница‏ ‎ГИМ ‎в ‎социальных ‎сетях. ‎URL:‏ ‎https://vk.com/wall-54878061_42174?ysclid=ltdcnf8bh892059699.

[9] Сад ‎ценинного‏ ‎искусства‏ ‎/ ‎сост.: ‎Г.‏ ‎В. ‎Попов.‏ ‎URL: ‎https://www.rublev-museum.ru/upload/iblock/345/Garden-of-Majolica-Art.pdf?ysclid=ltdcdfem6m414069661.

[10] Кольцова ‎А. ‎Л.‏ ‎Роль‏ ‎и ‎формы‏ ‎гротеска ‎в‏ ‎творчестве ‎М. ‎Е. ‎Салтыкова-Щедрина, ‎В.‏ ‎В.‏ ‎Маяковского, ‎М.‏ ‎А. ‎Булгакова.‏ ‎URL: ‎https://moluch.ru/archive/474/104697/.

[11] Изразцы ‎из ‎каталога ‎«Сад‏ ‎ценинного‏ ‎искусства».‏ ‎URL: ‎https://www.rublev-museum.ru/upload/iblock/345/Garden-of-Majolica-Art.pdf?ysclid=ltdcdfem6m414069661.

[12] Словарь‏ ‎литературоведческих ‎терминов.

URL:‏ ‎https://foxford.ru/wiki/literatura/sentimentalism.

[13] Далее ‎изразцы‏ ‎приводятся‏ ‎по ‎каталогу‏ ‎выставки ‎Коломенского ‎«Говорит ‎и ‎показывает.‏ ‎Сюжетные ‎изразцы‏ ‎XVIII‏ ‎века». ‎URL: ‎https://www.mgomz.ru/ru/exhibition/govorit-i-pokazyvaet-suzhetnye-izraztsy-xviii-veka.

[14] Кузнецова‏ ‎О. ‎А.‏ ‎Полет ‎козла. ‎URL: ‎https://zelomi.ru/blog/poletkozla.

[15] Официальная‏ ‎страница‏ ‎ГИМ ‎в‏ ‎социальных ‎сетях.‏ ‎URL: ‎https://vk.com/wall-54878061_42174?ysclid=ltdcnf8bh892059699.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта

Статистика

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048