r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Иероним Босх, 1450-1516

Полное ‎название‏ ‎картины ‎«Семь ‎смертных ‎грехов ‎и‏ ‎четыре ‎вещи»‏ ‎Предположительно‏ ‎(опять ‎это ‎чудесное‏ ‎слово) ‎относится‏ ‎к ‎раннему ‎творчеству ‎художника.‏ ‎Еще‏ ‎ее ‎называют‏ ‎«столешницей», ‎коей‏ ‎она ‎никогда ‎не ‎была, ‎так‏ ‎как‏ ‎когда-то ‎ее‏ ‎повесил ‎в‏ ‎своей ‎спальне ‎в ‎Эскориале ‎король‏ ‎испанский‏ ‎Филипп.

Центральная‏ ‎часть ‎символизирует‏ ‎Всевидящее ‎Око,‏ ‎в ‎зрачке‏ ‎которого‏ ‎воскресший ‎Христос‏ ‎показывает ‎свои ‎раны. ‎Око ‎зрит,‏ ‎но ‎никогда‏ ‎не‏ ‎вмешивается ‎в ‎естественный‏ ‎ход ‎вещей,‏ ‎предоставляя ‎человеку ‎самому ‎делать‏ ‎свой‏ ‎выбор. ‎Во‏ ‎втором ‎круге‏ ‎видна ‎надпись:"Бойся, ‎бойся, ‎ибо ‎господь‏ ‎все‏ ‎видит». ‎Третий‏ ‎изображает ‎лучи,‏ ‎а ‎четвертый ‎— ‎непосредственно ‎семь‏ ‎смертных‏ ‎грехов.

1.1.АЛЧНОСТЬ

Богатство,‏ ‎требуемое ‎природой,‏ ‎ограниченно ‎и‏ ‎легко ‎достижимо;‏ ‎а‏ ‎богатство, ‎требуемое‏ ‎праздными ‎мнениями, ‎простирается ‎до ‎бесконечности.‏ ‎— ‎перевод‏ ‎М.‏ ‎Л. ‎Гаспарова ‎Эпикур,‏ ‎Главные ‎мысли,‏ ‎XV

1.2.ГНЕВ

Нигде ‎так ‎не ‎полезно‏ ‎промедление,‏ ‎как ‎в‏ ‎гневе.

Публилий ‎Сир

О,‏ ‎Воздух ‎жизненный! ‎Прозрачность ‎круговая!

Он ‎должен‏ ‎вольным‏ ‎быть. ‎Когда‏ ‎ж ‎его‏ ‎замкнут,

В ‎нём ‎дышит ‎скрытый ‎гнев,‏ ‎встаёт‏ ‎отрава‏ ‎злая,

И, ‎тяжесть‏ ‎мёртвую ‎на‏ ‎душу ‎налагая,

Кошмары‏ ‎цепкие‏ ‎невидимо ‎растут.


Константин‏ ‎Бальмонт, ‎«Воздух», ‎1905

1.3. ЗАВИСТЬ

1.4. ОБЖОРСТВО

1.5. БЛУД. ‎ПОХОТЬ

1.6. ГОРДЫНЯ ‎«Грех‏ ‎Люцифера»


1.7. ЛЕНЬ





2. Искушение ‎святого‏ ‎Антония.‏ ‎Музей ‎Прадо ‎Мадрид

Сюжет‏ ‎триптиха ‎—‏ ‎сверхъестественные ‎искушения, ‎которым ‎подвергся‏ ‎святой‏ ‎Антоний ‎во‏ ‎время ‎пребывания‏ ‎в ‎египетской ‎пустыне.

В ‎1523 ‎г.‏ ‎триптих‏ ‎был ‎приобретён‏ ‎португальским ‎гуманистом‏ ‎Дамьяо ‎де ‎Гоиш, ‎и ‎в‏ ‎настоящее‏ ‎время‏ ‎находится ‎в‏ ‎постоянной ‎экспозиции‏ ‎Национального ‎музея‏ ‎старинного‏ ‎искусства ‎(Museu‏ ‎Nacional ‎de ‎Arte ‎Antiga) ‎в‏ ‎Лиссабоне. ‎Существует‏ ‎около‏ ‎20 ‎копий ‎триптиха‏ ‎— ‎полных‏ ‎и ‎(чаще) ‎фрагментарных, ‎из‏ ‎которых,‏ ‎пожалуй, ‎самая‏ ‎точная ‎и‏ ‎полная ‎(датируемая ‎1520-30 ‎гг.) ‎находится‏ ‎в‏ ‎брюссельском ‎Музее‏ ‎старинного ‎искусства.

Центральная‏ ‎сцена ‎— ‎совершение ‎чёрной ‎мессы‏ ‎—‏ ‎одно‏ ‎из ‎самых‏ ‎красноречивых ‎свидетельств‏ ‎противоречивого ‎мятущегося‏ ‎духа‏ ‎мастера. ‎Здесь‏ ‎изысканно ‎одетые ‎священники-женщины ‎справляют ‎кощунственную‏ ‎службу, ‎их‏ ‎окружает‏ ‎разношёрстная ‎толпа: ‎вслед‏ ‎за ‎калекой‏ ‎к ‎нечестивому ‎причастию ‎спешит‏ ‎игрок‏ ‎на ‎мандолине‏ ‎в ‎чёрном‏ ‎плаще ‎с ‎кабаньим ‎рылом ‎и‏ ‎совой‏ ‎на ‎голове‏ ‎(сова ‎здесь‏ ‎— ‎символ ‎ереси; ‎по ‎другим‏ ‎сведениям‏ ‎сова‏ ‎— ‎представитель‏ ‎светлых ‎сил,‏ ‎выполняющий ‎функцию‏ ‎Божьего‏ ‎ока, ‎чтобы‏ ‎на ‎страшном ‎суде ‎свидетельствовать ‎против‏ ‎алхимиков).

Из ‎огромного‏ ‎красного‏ ‎плода ‎(указание ‎на‏ ‎фазу ‎алхимического‏ ‎процесса) ‎появляется ‎группа ‎чудовищ‏ ‎во‏ ‎главе ‎с‏ ‎бесом, ‎играющим‏ ‎на ‎арфе ‎— ‎явная ‎пародия‏ ‎на‏ ‎ангельский ‎концерт.‏ ‎Бородатый ‎человек‏ ‎в ‎цилиндре, ‎изображённый ‎на ‎заднем‏ ‎плане,‏ ‎считается‏ ‎чернокнижником, ‎который‏ ‎возглавляет ‎толпу‏ ‎бесов ‎и‏ ‎управляет‏ ‎их ‎действиями.‏ ‎А ‎бес-музыкант ‎оседлал ‎странное ‎подозрительное‏ ‎существо, ‎напоминающее‏ ‎огромную‏ ‎ощипанную ‎птицу, ‎обутую‏ ‎в ‎деревянные‏ ‎башмаки.

Нижняя ‎часть ‎композиции ‎занята‏ ‎странными‏ ‎судами. ‎Под‏ ‎звуки ‎пения‏ ‎беса ‎плывёт ‎безголовая ‎утка, ‎другой‏ ‎бес‏ ‎выглядывает ‎из‏ ‎окошечка ‎на‏ ‎месте ‎шеи ‎утки.

Закрытые ‎створки. ‎Взятие‏ ‎Христа‏ ‎и‏ ‎Христос, ‎несущий‏ ‎крест.

3. Сад ‎земных‏ ‎наслаждений ‎

триптих‏ ‎Иеронима‏ ‎Босха, ‎получивший‏ ‎своё ‎название ‎по ‎теме ‎центральной‏ ‎части, ‎посвящён‏ ‎греху‏ ‎сладострастия ‎— ‎Luxuria.‏ ‎Оригинальное ‎название‏ ‎этой ‎работы ‎Босха ‎доподлинно‏ ‎неизвестно.‏ ‎«Садом ‎земных‏ ‎наслаждений» ‎триптих‏ ‎назвали ‎исследователи.

На ‎левой ‎створке ‎триптиха‏ ‎изображён‏ ‎Бог, ‎представляющий‏ ‎Еву ‎ошеломлённому‏ ‎Адаму ‎в ‎безмятежном ‎и ‎мирном‏ ‎Раю.‏ ‎В‏ ‎центральной ‎части‏ ‎ряд ‎сцен,‏ ‎по-разному ‎трактовавшихся,‏ ‎изображает‏ ‎истинный ‎сад‏ ‎наслаждений, ‎где ‎с ‎райским ‎спокойствием‏ ‎движутся ‎загадочные‏ ‎фигуры.‏ ‎В ‎правой ‎створке‏ ‎запечатлены ‎самые‏ ‎страшные ‎и ‎тревожные ‎образы‏ ‎всего‏ ‎произведения ‎Босха:‏ ‎сложные ‎машины‏ ‎для ‎пыток ‎и ‎чудовища, ‎порождённые‏ ‎его‏ ‎фантазией.

Центральная ‎панель:‏ ‎Может ‎показаться,‏ ‎что ‎на ‎картине ‎изображено ‎«детство‏ ‎человечества»,‏ ‎«золотой‏ ‎век», ‎когда‏ ‎люди ‎и‏ ‎звери ‎мирно‏ ‎существовали‏ ‎бок ‎о‏ ‎бок, ‎без ‎малейшего ‎усилия ‎получая‏ ‎плоды, ‎которые‏ ‎в‏ ‎изобилии ‎дарила ‎им‏ ‎земля. ‎Однако‏ ‎не ‎стоит ‎считать, ‎что‏ ‎толпа‏ ‎обнажённых ‎любовников‏ ‎должна ‎была‏ ‎по ‎замыслу ‎Босха ‎стать ‎апофеозом‏ ‎безгрешной‏ ‎сексуальности. ‎Для‏ ‎средневековой ‎морали‏ ‎половой ‎акт, ‎который ‎в ‎XX‏ ‎в.‏ ‎научились‏ ‎наконец ‎воспринимать‏ ‎как ‎естественную‏ ‎часть ‎человеческого‏ ‎бытия,‏ ‎был ‎чаще‏ ‎доказательством ‎того, ‎что ‎человек ‎утратил‏ ‎свою ‎ангельскую‏ ‎природу‏ ‎и ‎низко ‎пал.‏ ‎В ‎лучшем‏ ‎случае ‎на ‎совокупление ‎смотрели‏ ‎как‏ ‎на ‎неизбежное‏ ‎зло, ‎в‏ ‎худшем ‎— ‎как ‎на ‎смертный‏ ‎грех.‏ ‎Скорее ‎всего,‏ ‎для ‎Босха‏ ‎сад ‎земных ‎наслаждений ‎— ‎мир,‏ ‎растленный‏ ‎любострастием.

О‏ ‎нем ‎говорят‏ ‎художник ‎без‏ ‎биографии, ‎и‏ ‎что‏ ‎судить ‎о‏ ‎нем ‎можно ‎только ‎по ‎его‏ ‎работам, ‎которые‏ ‎даже‏ ‎не ‎датированы. ‎Он‏ ‎создал ‎самые‏ ‎необычные ‎образы ‎в ‎истории‏ ‎европейского‏ ‎изобразительного ‎искусства‏ ‎и ‎его‏ ‎работы ‎знают ‎(по ‎крайне ‎мере‏ ‎большей‏ ‎частью) ‎даже‏ ‎те, ‎кто‏ ‎совсем ‎не ‎интересуется ‎живописью. ‎Иеронимус‏ ‎ван‏ ‎Акен,‏ ‎вошедший ‎в‏ ‎историю ‎как‏ ‎Босх. ‎И‏ ‎о‏ ‎нем ‎действительно‏ ‎известно ‎или ‎очень ‎мало ‎или‏ ‎совсем ‎ничего.

Родился‏ ‎Босх‏ ‎в ‎Хертогенбосе ‎приблизительно‏ ‎1450 ‎году.‏ ‎В ‎те ‎времена ‎это‏ ‎был‏ ‎один ‎из‏ ‎четырех ‎крупнейших‏ ‎городов ‎Брабанта. ‎Теперь ‎эта ‎область‏ ‎находится‏ ‎на ‎юге‏ ‎Голландии. ‎Некоторые‏ ‎исследовали ‎творчества ‎пишут, ‎что ‎псевдоним‏ ‎художник‏ ‎себе‏ ‎взял, ‎чтобы‏ ‎с ‎другими‏ ‎членами ‎семьи‏ ‎не‏ ‎путали, ‎так‏ ‎как ‎родился ‎он, ‎как ‎пишут‏ ‎в ‎семье‏ ‎художников.‏ ‎Но ‎ни ‎одна‏ ‎работа ‎его‏ ‎родственников ‎до ‎нас ‎не‏ ‎дошла.‏ ‎Так ‎что‏ ‎что-либо ‎подтвердить‏ ‎или ‎опровергнуть, ‎а ‎так ‎же‏ ‎сравнить‏ ‎работы ‎мастера‏ ‎и ‎членов‏ ‎его ‎семьи ‎невозможно.



Кое ‎в ‎чем‏ ‎могут‏ ‎помочь‏ ‎документы, ‎сохранившиеся‏ ‎в ‎городском‏ ‎архиве. ‎Первое‏ ‎документальное‏ ‎упоминание ‎о‏ ‎Босхе ‎как ‎о ‎художнике ‎приходится‏ ‎на ‎1680‏ ‎год.‏ ‎Известно, ‎что ‎Босх‏ ‎женился ‎на‏ ‎состоятельной ‎женщине, ‎которая ‎была‏ ‎гораздо‏ ‎старше ‎его‏ ‎— ‎Алейт‏ ‎Гойартс ‎ван ‎дер ‎Меервенне. ‎Этот‏ ‎брак‏ ‎избавил ‎художника‏ ‎от ‎мыслей‏ ‎о ‎хлебе ‎насущном, ‎и ‎писать‏ ‎он‏ ‎мог‏ ‎все ‎что‏ ‎хотел, ‎в‏ ‎отличии ‎от‏ ‎его‏ ‎собратьев ‎по‏ ‎ремеслу. ‎В ‎этот ‎же ‎период‏ ‎пишет ‎картину‏ ‎«Удаление‏ ‎камней ‎глупости», ‎и‏ ‎завершает ‎работу‏ ‎отца ‎в ‎соборе ‎святого‏ ‎Иоанна.

Кое-кто‏ ‎причисляет ‎Босха‏ ‎и ‎колдунам‏ ‎и ‎к ‎алхимикам, ‎но ‎судя‏ ‎по‏ ‎тому ‎немногому,‏ ‎что ‎о‏ ‎нем ‎известно, ‎он ‎был ‎набожным‏ ‎христианином.

Его‏ ‎лучшие‏ ‎работы, ‎по‏ ‎прихоти ‎Филиппа‏ ‎Красивого, ‎превратившегося‏ ‎потом‏ ‎в ‎Филиппа‏ ‎I ‎Испанского, ‎оказались ‎в ‎Испании.‏ ‎К ‎слову‏ ‎сказать,‏ ‎Филипп ‎был ‎один‏ ‎из ‎самых‏ ‎выдающихся ‎коллекционеров ‎в ‎мировой‏ ‎истории,‏ ‎и, ‎за‏ ‎свою ‎жизнь‏ ‎приобрел ‎свыше ‎1500 ‎картин, ‎большую‏ ‎часть‏ ‎которых ‎разместил‏ ‎в ‎Эскориале.‏ ‎Позже, ‎некоторые ‎из ‎них ‎переехали‏ ‎в‏ ‎мадридский‏ ‎музей ‎Прадо.‏ ‎Хотя ‎стоит‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎покровителями‏ ‎Босха ‎был‏ ‎не ‎только ‎испанский ‎король, ‎но‏ ‎и ‎Изабелла‏ ‎Кастильская,‏ ‎королева ‎Испании, ‎Маргарита‏ ‎Австрийская, ‎регентша‏ ‎Нидерландов.

Босх ‎написал ‎ряд ‎картин,‏ ‎высмеивающий‏ ‎людскую ‎глупость‏ ‎и ‎пороки,‏ ‎так ‎как ‎смотрит ‎на ‎человеческую‏ ‎природу‏ ‎не ‎слишком‏ ‎оптимистично. ‎Работы‏ ‎представляют ‎обычных ‎мужчин ‎и ‎женщин‏ ‎(глупый‏ ‎простак,‏ ‎скряга, ‎пьющие‏ ‎и ‎поющие‏ ‎монахини ‎и‏ ‎монашки),‏ ‎изображенных ‎в‏ ‎обычной ‎обстановке, ‎которая ‎ничем ‎не‏ ‎напоминает ‎фантазийные‏ ‎миры‏ ‎художника, ‎но ‎в‏ ‎тоже ‎время‏ ‎люди ‎как ‎бы ‎погружены‏ ‎в‏ ‎море ‎безумия,‏ ‎заблудившись ‎среди‏ ‎грехов ‎и ‎чудовищ.

Извлечение ‎камня ‎глупости.‏ ‎Картина‏ ‎написана ‎в‏ ‎форме ‎тондо‏ ‎(тондо ‎— ‎круглая ‎по ‎форме‏ ‎картина).‏ ‎Орнаментальная‏ ‎надпись ‎вверху‏ ‎и ‎внизу‏ ‎гласит: ‎«Мастер,‏ ‎удали‏ ‎камень. ‎Меня‏ ‎зовут ‎Лубберт ‎Дас».

Голландское ‎выражение ‎«иметь‏ ‎камень ‎в‏ ‎голове»‏ ‎означало ‎быть ‎человеком‏ ‎недалеким ‎или‏ ‎просто ‎глупым. ‎Лубберт ‎—‏ ‎имя‏ ‎нарицательное, ‎обозначающее‏ ‎слабоумного, ‎недалекого‏ ‎человека. ‎Доктор ‎с ‎воронкой ‎на‏ ‎голове‏ ‎(в ‎данном‏ ‎контексте, ‎воронка‏ ‎— ‎символ ‎обмана) ‎извлекает ‎«камень»‏ ‎—‏ ‎тюльпан‏ ‎из ‎головы‏ ‎пациента, ‎а‏ ‎«тюльпан» ‎означал‏ ‎деньги‏ ‎на ‎простонародном‏ ‎жаргоне. ‎В ‎то ‎время, ‎когда‏ ‎монахиня ‎с‏ ‎книгой‏ ‎на ‎голове ‎и‏ ‎монах ‎отпускает‏ ‎грехи ‎чудо ‎врачу, ‎за‏ ‎то‏ ‎что ‎тот‏ ‎обирает ‎Лубберта.‏ ‎Книга ‎на ‎голове ‎символизирует ‎то‏ ‎же‏ ‎— ‎руководство‏ ‎для ‎жуликов‏ ‎и ‎обманщиков.



На ‎сегодняшний ‎день ‎«Воз‏ ‎сена»‏ ‎известен‏ ‎в ‎двух‏ ‎версиях, ‎и‏ ‎все ‎сейчас‏ ‎находятся‏ ‎в ‎Испании.‏ ‎Одна ‎из ‎них ‎представлена ‎в‏ ‎монастыре ‎Сан-Лоренсо‏ ‎в‏ ‎Эль-Эскориале, ‎другая ‎—‏ ‎в ‎музее‏ ‎Прадо ‎в ‎Мадриде. ‎Обе‏ ‎принадлежали‏ ‎королю ‎Филиппу‏ ‎II. ‎Картины‏ ‎неплохо ‎сохранились, ‎хотя ‎обе ‎подверглись‏ ‎глобальной‏ ‎реставрации, ‎а‏ ‎потому ‎мнения‏ ‎учёных ‎относительно ‎того, ‎какая ‎из‏ ‎них‏ ‎—‏ ‎оригинал, ‎а‏ ‎какая ‎копия,‏ ‎расходятся. ‎Возможно,‏ ‎оба‏ ‎триптиха ‎являются‏ ‎оригиналами. ‎Но, ‎считают ‎исследовали, ‎створки‏ ‎и ‎там‏ ‎и‏ ‎там ‎выполнены ‎явно‏ ‎кистью ‎кого-то‏ ‎из ‎подмастерьев ‎или ‎учеников‏ ‎Босха.

ИСТОЧНИК

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048