Иероним Босх, 1450-1516


Полное название картины «Семь смертных грехов и четыре вещи» Предположительно (опять это чудесное слово) относится к раннему творчеству художника. Еще ее называют «столешницей», коей она никогда не была, так как когда-то ее повесил в своей спальне в Эскориале король испанский Филипп.
Центральная часть символизирует Всевидящее Око, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Око зрит, но никогда не вмешивается в естественный ход вещей, предоставляя человеку самому делать свой выбор. Во втором круге видна надпись:"Бойся, бойся, ибо господь все видит». Третий изображает лучи, а четвертый — непосредственно семь смертных грехов.
1.1.АЛЧНОСТЬ
Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности. — перевод М. Л. Гаспарова Эпикур, Главные мысли, XV

1.2.ГНЕВ
Нигде так не полезно промедление, как в гневе.
Публилий Сир

О, Воздух жизненный! Прозрачность круговая!
Он должен вольным быть. Когда ж его замкнут,
В нём дышит скрытый гнев, встаёт отрава злая,
И, тяжесть мёртвую на душу налагая,
Кошмары цепкие невидимо растут.
Константин Бальмонт, «Воздух», 1905
1.3. ЗАВИСТЬ

1.4. ОБЖОРСТВО

1.5. БЛУД. ПОХОТЬ

1.6. ГОРДЫНЯ «Грех Люцифера»

1.7. ЛЕНЬ


2. Искушение святого Антония. Музей Прадо Мадрид
Сюжет триптиха — сверхъестественные искушения, которым подвергся святой Антоний во время пребывания в египетской пустыне.
В 1523 г. триптих был приобретён португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш, и в настоящее время находится в постоянной экспозиции Национального музея старинного искусства (Museu Nacional de Arte Antiga) в Лиссабоне. Существует около 20 копий триптиха — полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная (датируемая 1520-30 гг.) находится в брюссельском Музее старинного искусства.

Центральная сцена — совершение чёрной мессы — одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси; по другим сведениям сова — представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков).
Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.
Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.



Закрытые створки. Взятие Христа и Христос, несущий крест.

3. Сад земных наслаждений
триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.

На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.



Центральная панель: Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.













О нем говорят художник без биографии, и что судить о нем можно только по его работам, которые даже не датированы. Он создал самые необычные образы в истории европейского изобразительного искусства и его работы знают (по крайне мере большей частью) даже те, кто совсем не интересуется живописью. Иеронимус ван Акен, вошедший в историю как Босх. И о нем действительно известно или очень мало или совсем ничего.
Родился Босх в Хертогенбосе приблизительно 1450 году. В те времена это был один из четырех крупнейших городов Брабанта. Теперь эта область находится на юге Голландии. Некоторые исследовали творчества пишут, что псевдоним художник себе взял, чтобы с другими членами семьи не путали, так как родился он, как пишут в семье художников. Но ни одна работа его родственников до нас не дошла. Так что что-либо подтвердить или опровергнуть, а так же сравнить работы мастера и членов его семьи невозможно.

Кое в чем могут помочь документы, сохранившиеся в городском архиве. Первое документальное упоминание о Босхе как о художнике приходится на 1680 год. Известно, что Босх женился на состоятельной женщине, которая была гораздо старше его — Алейт Гойартс ван дер Меервенне. Этот брак избавил художника от мыслей о хлебе насущном, и писать он мог все что хотел, в отличии от его собратьев по ремеслу. В этот же период пишет картину «Удаление камней глупости», и завершает работу отца в соборе святого Иоанна.
Кое-кто причисляет Босха и колдунам и к алхимикам, но судя по тому немногому, что о нем известно, он был набожным христианином.

Его лучшие работы, по прихоти Филиппа Красивого, превратившегося потом в Филиппа I Испанского, оказались в Испании. К слову сказать, Филипп был один из самых выдающихся коллекционеров в мировой истории, и, за свою жизнь приобрел свыше 1500 картин, большую часть которых разместил в Эскориале. Позже, некоторые из них переехали в мадридский музей Прадо. Хотя стоит сказать, что покровителями Босха был не только испанский король, но и Изабелла Кастильская, королева Испании, Маргарита Австрийская, регентша Нидерландов.
Босх написал ряд картин, высмеивающий людскую глупость и пороки, так как смотрит на человеческую природу не слишком оптимистично. Работы представляют обычных мужчин и женщин (глупый простак, скряга, пьющие и поющие монахини и монашки), изображенных в обычной обстановке, которая ничем не напоминает фантазийные миры художника, но в тоже время люди как бы погружены в море безумия, заблудившись среди грехов и чудовищ.


Извлечение камня глупости. Картина написана в форме тондо (тондо — круглая по форме картина). Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас».
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало быть человеком недалеким или просто глупым. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного, недалекого человека. Доктор с воронкой на голове (в данном контексте, воронка — символ обмана) извлекает «камень» — тюльпан из головы пациента, а «тюльпан» означал деньги на простонародном жаргоне. В то время, когда монахиня с книгой на голове и монах отпускает грехи чудо врачу, за то что тот обирает Лубберта. Книга на голове символизирует то же — руководство для жуликов и обманщиков.



























На сегодняшний день «Воз сена» известен в двух версиях, и все сейчас находятся в Испании. Одна из них представлена в монастыре Сан-Лоренсо в Эль-Эскориале, другая — в музее Прадо в Мадриде. Обе принадлежали королю Филиппу II. Картины неплохо сохранились, хотя обе подверглись глобальной реставрации, а потому мнения учёных относительно того, какая из них — оригинал, а какая копия, расходятся. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Но, считают исследовали, створки и там и там выполнены явно кистью кого-то из подмастерьев или учеников Босха.
