r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Искусство ботанической иллюстрации за последние 500 лет

Ботаническая ‎иллюстрация‏ ‎— ‎специфический ‎художественный ‎жанр. ‎Она‏ ‎обладает, ‎казалось‏ ‎бы,‏ ‎несовместимыми ‎качествами: ‎с‏ ‎одной ‎стороны,‏ ‎научная ‎точность, ‎с ‎другой,‏ ‎мастерское‏ ‎живописное ‎исполнение.‏ ‎В ‎исключительных‏ ‎случаях ‎художнику-ботанику ‎удавалось ‎передать ‎в‏ ‎изображении‏ ‎еще ‎и‏ ‎пронзительный ‎восторг‏ ‎первооткрывателя, ‎созерцательное ‎оцепенение ‎перед ‎красотой‏ ‎и‏ ‎совершенством‏ ‎орхидеи, ‎которая‏ ‎цветет ‎раз‏ ‎в ‎15‏ ‎лет,‏ ‎или ‎южноамериканского‏ ‎цветущего ‎кустарника, ‎которому ‎только ‎предстояло‏ ‎придумать ‎название.

Когда‏ ‎мир‏ ‎был ‎молод ‎и‏ ‎полон ‎загадок.‏ ‎Когда ‎великие ‎военачальники ‎везли‏ ‎в‏ ‎захватнические ‎походы‏ ‎ученых ‎и‏ ‎художников, ‎чтобы ‎те ‎исследовали ‎завоеванные‏ ‎земли.‏ ‎Когда ‎научные‏ ‎открытия ‎требовали‏ ‎физической ‎выносливости, ‎недюжинной ‎смелости ‎и‏ ‎природной‏ ‎склонности‏ ‎к ‎авантюрным‏ ‎приключениям. ‎В‏ ‎этом ‎мире‏ ‎без‏ ‎фотографии, ‎поездов,‏ ‎самолетов, ‎батискафов ‎естествоиспытатель ‎должен ‎был‏ ‎обладать ‎хотя‏ ‎бы‏ ‎минимальными ‎навыками ‎рисовальщика‏ ‎— ‎чтобы‏ ‎при ‎необходимости ‎зафиксировать ‎впервые‏ ‎встреченный,‏ ‎неизученный ‎мох,‏ ‎бабочку ‎или‏ ‎планктон. ‎В ‎арсенале ‎ученого, ‎снаряженного‏ ‎в‏ ‎заокеанскую ‎экспедицию‏ ‎или ‎находящегося‏ ‎на ‎службе ‎в ‎королевском ‎ботаническом‏ ‎саду,‏ ‎наряду‏ ‎с ‎пинцетом,‏ ‎лупой, ‎скальпелем‏ ‎и ‎альбомом‏ ‎для‏ ‎гербария ‎обязательно‏ ‎были ‎акварельные ‎краски.

Фармацевтика, ‎наука ‎и‏ ‎реализм

До ‎XVI‏ ‎века‏ ‎европейцам ‎хватало ‎одной-единственной‏ ‎книги ‎о‏ ‎свойствах ‎лекаственных ‎растений. ‎Она‏ ‎была‏ ‎написана ‎в‏ ‎77 ‎году‏ ‎римским ‎военным ‎врачом ‎Диоскоридом ‎и‏ ‎снабжена‏ ‎иллюстрациями, ‎выполненными‏ ‎с ‎натуры.‏ ‎Книга ‎«О ‎лекарственных ‎веществах» ‎была‏ ‎настолько‏ ‎скрупулезно‏ ‎и ‎обстоятельно‏ ‎составленным ‎травником,‏ ‎что ‎полторы‏ ‎тысячи‏ ‎лет ‎переписывалась,‏ ‎перерисовывалась, ‎обрастала ‎поэтическими ‎вставками, ‎комментариями‏ ‎на ‎разных‏ ‎языках‏ ‎и ‎вполне ‎годилась‏ ‎аптекарю, ‎чтоб‏ ‎тот ‎мог ‎отличить ‎азиатский‏ ‎подорожник‏ ‎от ‎гадючьего‏ ‎лука, ‎отыскать‏ ‎нужное ‎противоядие ‎от ‎укуса ‎змеи‏ ‎или‏ ‎вылечить ‎лихорадку.

С‏ ‎началом ‎эпохи‏ ‎Возрождения ‎книга ‎Диоскорида ‎не ‎теряет‏ ‎актуальности‏ ‎(многие‏ ‎известные ‎ботаники‏ ‎будут ‎опираться‏ ‎на ‎нее‏ ‎еще‏ ‎в ‎течение‏ ‎нескольких ‎веков), ‎но ‎мир ‎вокруг‏ ‎сильно ‎меняется:‏ ‎Гуттенберг‏ ‎изобрел ‎печатный ‎станок,‏ ‎на ‎мировой‏ ‎карте ‎появились ‎новые ‎материки‏ ‎и‏ ‎острова, ‎а‏ ‎на ‎них‏ ‎— ‎совсем ‎другая ‎растительность, ‎другая‏ ‎пища,‏ ‎кора ‎и‏ ‎травы, ‎которые‏ ‎неожиданно ‎оказываются ‎панацеей ‎от ‎европейских‏ ‎болезней.‏ ‎Наконец,‏ ‎Земля ‎стала‏ ‎вращаться ‎вокруг‏ ‎Солнца, ‎а‏ ‎не‏ ‎наоборот, ‎а‏ ‎мир ‎начал ‎вращаться ‎вокруг ‎человека.‏ ‎И ‎человек‏ ‎почувствовал‏ ‎свободу ‎в ‎познании‏ ‎мира, ‎ответственность‏ ‎за ‎его ‎изучение.

Первыми ‎авторами‏ ‎ботанических‏ ‎иллюстраций ‎становятся‏ ‎художники. ‎Для‏ ‎них ‎точность ‎изображения ‎цветов ‎и‏ ‎деревьев‏ ‎становится ‎настолько‏ ‎же ‎важной,‏ ‎как ‎соблюдение ‎пропорций ‎человеческого ‎тела‏ ‎и‏ ‎знание‏ ‎анатомии. ‎Леонардо‏ ‎да ‎Винчи и‏ ‎Альбрехт ‎Дюрер посвящают‏ ‎ботаническим‏ ‎зарисовкам ‎чуть‏ ‎ли ‎не ‎каждый ‎второй ‎лист‏ ‎в ‎своих‏ ‎альбомах.‏ ‎Как ‎средневековый ‎лекарь‏ ‎знал ‎наизусть‏ ‎названия ‎трав ‎и ‎сверялся‏ ‎при‏ ‎их ‎заготовке‏ ‎с ‎иллюстрациями‏ ‎Диоскорида ‎(к ‎слову, ‎изрядо ‎обезображенными‏ ‎и‏ ‎утерявшими ‎сходство‏ ‎с ‎настоящими‏ ‎растениями ‎в ‎результате ‎бесконечных ‎перерисовок)‏ ‎—‏ ‎так‏ ‎художник ‎Ренессанса‏ ‎в ‎стремлении‏ ‎следовать ‎реальности‏ ‎составляет‏ ‎собственный ‎травник.‏ ‎Впервые ‎— ‎с ‎целью ‎познания,‏ ‎изучения ‎закономерностей‏ ‎и‏ ‎соответствия ‎форм, ‎а‏ ‎не ‎с‏ ‎целью ‎указать ‎верный ‎рецепт‏ ‎лечения.


Корабли‏ ‎и ‎микроскопы

Следующее‏ ‎поколение ‎авторов‏ ‎ботанической ‎иллюстрации ‎— ‎это ‎уже‏ ‎не‏ ‎аптекари ‎и‏ ‎не ‎художники-реалисты.‏ ‎Это ‎поколение ‎ученых. ‎Тех, ‎которые‏ ‎отправлялись‏ ‎в‏ ‎экзотические ‎страны,‏ ‎проводили ‎годы‏ ‎во ‎влажных‏ ‎тропических‏ ‎лесах, ‎мокли‏ ‎под ‎дождями, ‎страдали ‎от ‎морской‏ ‎болезни, ‎возвращались‏ ‎домой‏ ‎с ‎бесценными ‎семенами,‏ ‎аккуратно ‎завернутыми‏ ‎в ‎мох ‎или ‎сухой‏ ‎песок,‏ ‎и ‎с‏ ‎рисунками ‎невиданных‏ ‎раньше ‎растений, ‎насекомых ‎и ‎птиц.‏ ‎Или‏ ‎тех, ‎которые‏ ‎ухаживали ‎за‏ ‎разросшимися ‎королевскими ‎ботаническими ‎садами ‎с‏ ‎оранжереями,‏ ‎редкими‏ ‎видами ‎капризных‏ ‎растений, ‎тщеславными‏ ‎планами ‎превзойти‏ ‎ботаническую‏ ‎коллекцию ‎соседнего‏ ‎монарха. ‎Некоторым ‎из ‎них ‎удалось‏ ‎так ‎близко‏ ‎и‏ ‎пристально ‎вглядеться ‎в‏ ‎божественный ‎замысел,‏ ‎в ‎соответствии ‎с ‎которым‏ ‎организовано‏ ‎все ‎живое‏ ‎в ‎мире,‏ ‎что ‎их ‎акварельные ‎зарисовки ‎и‏ ‎раскрашенные‏ ‎вручную ‎гравюры‏ ‎стали ‎бесконечным‏ ‎вдохновением ‎для ‎многих ‎поколений ‎художников.



Мария‏ ‎Сибилла‏ ‎Мериан, например,‏ ‎месяц ‎плыла‏ ‎через ‎Атлантический‏ ‎океан ‎и‏ ‎потом‏ ‎два ‎года‏ ‎жила ‎в ‎Суринаме, ‎нанимала ‎рабов,‏ ‎чтобы ‎те‏ ‎рубили‏ ‎перед ‎ней ‎напролазные‏ ‎заросли. ‎Мериан‏ ‎изучала ‎суринамских ‎насекомых ‎—‏ ‎и‏ ‎стадии ‎их‏ ‎превращения ‎из‏ ‎личинок ‎в ‎бабочек ‎с ‎роскошными‏ ‎крыльями‏ ‎или ‎отвратительных‏ ‎тараканов, ‎которых‏ ‎ее ‎благочестивые ‎европейские ‎соотечественницы ‎именовали‏ ‎не‏ ‎иначе‏ ‎как ‎«дьявольскими‏ ‎тварями». ‎На‏ ‎тот ‎момент‏ ‎ей‏ ‎было ‎уже‏ ‎52 ‎года ‎— ‎и ‎она‏ ‎успела ‎обучиться‏ ‎живописи‏ ‎и ‎гравюре ‎в‏ ‎мастерской ‎отца‏ ‎и ‎отчима, ‎выйти ‎замуж,‏ ‎сбежать‏ ‎от ‎мужа‏ ‎вместе ‎с‏ ‎детьми, ‎стать ‎успешным ‎самостоятельным ‎предпринимателем‏ ‎и‏ ‎автором ‎нескольких‏ ‎книг ‎о‏ ‎цветах. ‎На ‎дворе ‎был, ‎кстати,‏ ‎XVII‏ ‎век‏ ‎— ‎и‏ ‎на ‎такие‏ ‎научные ‎подвиги‏ ‎решался‏ ‎далеко ‎не‏ ‎каждый ‎ученый-мужчина. ‎А ‎Мериан, ‎естественно,‏ ‎не ‎имела‏ ‎возможности‏ ‎получить ‎образование, ‎художественные‏ ‎материалы ‎были‏ ‎доступны ‎ей ‎исключительно ‎благодаря‏ ‎мужчинам-родственникам,‏ ‎которые ‎могли‏ ‎их ‎приобрести.

Каждого‏ ‎жука, ‎бабочку, ‎ящерицу ‎или ‎гусеницу‏ ‎Мария‏ ‎зарисовывает ‎акварелью‏ ‎в ‎среде‏ ‎его ‎обитания ‎— ‎на ‎удивительных‏ ‎экзотических‏ ‎цветах.

Пьер-Жозеф‏ ‎Редуте препарировал ‎и‏ ‎изучал ‎растения‏ ‎в ‎Королевских‏ ‎ботанических‏ ‎садах, ‎а‏ ‎заодно ‎зарисовывал ‎коллекцию ‎собранных ‎здесь‏ ‎цветов. ‎Ботаника‏ ‎—‏ ‎сфера, ‎которая ‎не‏ ‎претерпевает ‎изменений‏ ‎от ‎смены ‎политических ‎режимов.‏ ‎Ботаников‏ ‎не ‎казнят‏ ‎вместе ‎с‏ ‎королями ‎и ‎другими ‎придворными. ‎Изучать‏ ‎розы‏ ‎и ‎лилии‏ ‎можно ‎как‏ ‎при ‎монархе, ‎так ‎и ‎при‏ ‎императоре‏ ‎Наполеоне.‏ ‎Поэтому ‎Редуте‏ ‎успешно ‎пережил‏ ‎смену ‎власти.‏ ‎Будучи‏ ‎королевским ‎ботаническим‏ ‎художником, ‎он ‎писал ‎цветочные ‎натюрморты‏ ‎сначала ‎для‏ ‎Марии-Антуанетты,‏ ‎а ‎потом ‎для‏ ‎Жозефины.





Эрнст ‎Геккель — немецкий‏ ‎ученый, ‎который ‎учился ‎на‏ ‎врача,‏ ‎но ‎серьезно‏ ‎раздумывал, ‎не‏ ‎стать ‎ли ‎пейзажистом. ‎К ‎счастью,‏ ‎он‏ ‎стал ‎естествоиспытателем‏ ‎и ‎всю‏ ‎жизнь ‎рассматривал ‎в ‎микроскоп ‎планктон,‏ ‎медуз‏ ‎и‏ ‎стрекающих. ‎В‏ ‎итоге ‎открыл‏ ‎120 ‎видов‏ ‎одноклеточных‏ ‎и ‎издал‏ ‎книги, ‎которые ‎до ‎сих ‎пор‏ ‎вдохновляют ‎художников‏ ‎и‏ ‎дизайнеров ‎по ‎всему‏ ‎миру. ‎Он‏ ‎побывал ‎на ‎побережьях ‎Сицилии,‏ ‎Египта,‏ ‎Алжира, ‎Италии,‏ ‎на ‎Мадейре‏ ‎и ‎Тенерифе. ‎Геккель ‎умер ‎в‏ ‎1919‏ ‎году ‎—‏ ‎и ‎застал‏ ‎эпоху ‎в ‎искусстве, ‎когда ‎изданные‏ ‎им‏ ‎альбомы‏ ‎гравюр ‎вдохновляли‏ ‎художников ‎на‏ ‎полуабстрактные ‎эксперименты‏ ‎и‏ ‎даже ‎архитекторов,‏ ‎которые ‎стремились ‎выстроить ‎здания, ‎в‏ ‎плане ‎напоминающие‏ ‎строение‏ ‎открытых ‎Геккелем ‎медуз.

Книга‏ ‎Эрнста ‎Геккеля‏ ‎«Красота ‎форм ‎в ‎природе»‏ ‎выходила‏ ‎на ‎рубеже‏ ‎веков ‎—‏ ‎10 ‎альбомов ‎по ‎10 ‎оттисков.‏ ‎Каждая‏ ‎страница ‎была‏ ‎организована ‎так,‏ ‎чтоб ‎сложная ‎симметричность ‎каждого ‎вида‏ ‎участвовала‏ ‎в‏ ‎общем ‎композиционном‏ ‎совершенстве.

Марианна ‎Норт — британская‏ ‎художница, ‎исследовательница,‏ ‎которая‏ ‎путешествовала ‎только‏ ‎в ‎одиночку ‎и ‎не ‎везла‏ ‎с ‎собой‏ ‎деревянных‏ ‎коробок ‎для ‎сбора‏ ‎семян ‎с‏ ‎экзотических ‎растений. ‎13 ‎лет‏ ‎подряд,‏ ‎отправляясь ‎в‏ ‎путешествия ‎по‏ ‎всему ‎миру, ‎она ‎брала ‎только‏ ‎масляные‏ ‎краски. ‎Дочь‏ ‎богатого ‎землевладельца,‏ ‎она ‎с ‎ужасом ‎думала ‎о‏ ‎браке‏ ‎и‏ ‎называла ‎его‏ ‎«ужасным ‎экспериментом»,‏ ‎который ‎превращает‏ ‎женщину‏ ‎в ‎слугу.‏ ‎В ‎отличие ‎от ‎большинства ‎ботаников-профессионалов,‏ ‎Норт ‎писала‏ ‎растения‏ ‎в ‎среде ‎их‏ ‎обитания: ‎крупные‏ ‎экзотические ‎цветы ‎на ‎фоне‏ ‎уникального‏ ‎пейзажа. ‎Такой‏ ‎созерцательный, ‎живописный,‏ ‎способ ‎исследования ‎не ‎помешал ‎Норт‏ ‎открыть‏ ‎несколько ‎неизвестных‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор ‎видов ‎растений, ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎самый‏ ‎крупный ‎плотоядный‏ ‎цветок, ‎который‏ ‎назвали ‎в‏ ‎ее‏ ‎честь ‎—‏ ‎Nepenthes ‎northiana. ‎Пешком ‎забираясь ‎в‏ ‎места, ‎по‏ ‎которым‏ ‎невозможно ‎было ‎проехать,‏ ‎Норт ‎поселялась‏ ‎в ‎лесной ‎хижине ‎и‏ ‎рисовала.

Исследовательница‏ ‎и ‎художница‏ ‎Норт ‎никогда‏ ‎серьезно ‎не ‎училась, ‎взяла ‎только‏ ‎несколько‏ ‎уроков ‎рисования.‏ ‎Но ‎выставка‏ ‎ее ‎работ, ‎которая ‎состоялась ‎в‏ ‎Лондоне‏ ‎в‏ ‎1879 ‎году,‏ ‎имела ‎оглушительный‏ ‎успех. ‎Пораженная‏ ‎вниманием‏ ‎публики ‎и‏ ‎газетчиков, ‎Норт ‎решила ‎подарить ‎все‏ ‎свои ‎работы‏ ‎Ботаническим‏ ‎садам ‎Кью. ‎Отсроила‏ ‎галерею ‎за‏ ‎свои ‎деньги ‎и ‎по‏ ‎собственному‏ ‎проекту ‎и‏ ‎очень ‎надеялась,‏ ‎что ‎посетителям ‎можно ‎будет ‎подавать‏ ‎чай,‏ ‎кофе ‎и‏ ‎печенье. ‎Директор‏ ‎садов ‎Кью ‎с ‎радостью ‎принял‏ ‎проект‏ ‎галереи,‏ ‎но ‎с‏ ‎негодование ‎отверг‏ ‎идею ‎о‏ ‎чаепитиях.‏ ‎Это, ‎в‏ ‎конце ‎концов, ‎место ‎работы ‎серьезных‏ ‎ученых, ‎а‏ ‎не‏ ‎туристическая ‎достопримечательность.

Картины ‎Марианны‏ ‎Норт ‎—‏ ‎это ‎живописные ‎документы ‎давно‏ ‎исчезнувших‏ ‎мест. ‎Не‏ ‎прошло ‎и‏ ‎нескольких ‎десятков ‎лет, ‎как ‎многие‏ ‎из‏ ‎них ‎были‏ ‎задавлены ‎безжалостными‏ ‎признаками ‎цивилизации: ‎дорогами, ‎магазинами, ‎почтовыми‏ ‎станциями‏ ‎и‏ ‎конторами.

Эти ‎самые‏ ‎известные ‎художники,‏ ‎авторы ‎ботанической‏ ‎иллюстрации,‏ ‎и ‎сотни‏ ‎других ‎формировали ‎особую ‎художественную ‎эстетику,‏ ‎основанную ‎на‏ ‎научной‏ ‎точности ‎и ‎пристальном‏ ‎внимании ‎к‏ ‎самым ‎мелким ‎деталям. ‎Неудивительно,‏ ‎что‏ ‎совсем ‎скоро‏ ‎эта ‎эстетика‏ ‎будет ‎подхвачена ‎уже ‎новыми, ‎авангардными,‏ ‎художественными‏ ‎течениями ‎и‏ ‎стилями.


Вспомнить ‎Дюрера‏ ‎и ‎Леонардо

Во ‎второй ‎половине ‎XIX‏ ‎века‏ ‎французская‏ ‎живопись ‎переживает‏ ‎грандиозную ‎революцию‏ ‎— ‎сначала‏ ‎барбизонцы,‏ ‎а ‎потом‏ ‎будущие ‎импрессионисты ‎выходят ‎на ‎пленэры‏ ‎и ‎стремительно‏ ‎пишут‏ ‎впечатление ‎от ‎окружающего‏ ‎пейзажа, ‎световые‏ ‎эффекты. ‎Если ‎соломинок ‎в‏ ‎стоге‏ ‎не ‎рассмотреть‏ ‎— ‎их‏ ‎не ‎нужно ‎прописывать, ‎если ‎роща‏ ‎прячется‏ ‎за ‎туманом‏ ‎— ‎видны‏ ‎только ‎приглушенные ‎цветные ‎пятна, ‎а‏ ‎не‏ ‎миллионы‏ ‎отдельных ‎листьев.‏ ‎Но ‎это‏ ‎лишь ‎центральный,‏ ‎а‏ ‎не ‎единственный‏ ‎путь ‎развития ‎искусства. ‎В ‎то‏ ‎же ‎время‏ ‎французский‏ ‎художник-символист ‎Одилон ‎Редон‏ ‎выпускает ‎сборники‏ ‎литографий ‎с ‎причудливыми ‎растениями,‏ ‎у‏ ‎которых ‎на‏ ‎длинных ‎стеблях‏ ‎покачиваются ‎грустные ‎человеческие ‎головы. ‎И‏ ‎возможно,‏ ‎он ‎не‏ ‎последовал ‎за‏ ‎импрессионистами ‎как ‎раз ‎потому, ‎что‏ ‎главным‏ ‎его‏ ‎учителем ‎был‏ ‎ученый-ботаник, ‎смотритель‏ ‎Ботанического ‎сада‏ ‎в‏ ‎Бордо, ‎Арман‏ ‎Клаво.

У ‎Клаво ‎была ‎собственная ‎теория‏ ‎о ‎связях‏ ‎растительного‏ ‎и ‎животного ‎мира,‏ ‎над ‎которой‏ ‎он ‎серьезно ‎работал. ‎Но‏ ‎кроме‏ ‎этой, ‎очевидно‏ ‎повлиявшей ‎на‏ ‎Редона, ‎теории ‎смотритель ‎Ботанического ‎сада‏ ‎Арман‏ ‎Клаво ‎делился‏ ‎с ‎юным‏ ‎художником ‎объемными ‎гербариями ‎и ‎собственными‏ ‎ботаническими‏ ‎иллюстрациями,‏ ‎свежими ‎книгами‏ ‎и ‎соображениями‏ ‎об ‎искусстве.‏ ‎Где-то‏ ‎здесь, ‎в‏ ‎кабинете ‎известного ‎ботаника, ‎Редон ‎открывает‏ ‎собственный ‎художественный‏ ‎принцип:‏ ‎тщательно ‎изучать ‎природу,‏ ‎строение ‎мельчайших‏ ‎живых ‎организмов, ‎чтобы ‎потом,‏ ‎в‏ ‎студии, ‎создавать‏ ‎химер ‎и‏ ‎призраков ‎по ‎обнаруженным ‎законам ‎природы.‏ ‎Мало‏ ‎придумать ‎растение‏ ‎с ‎цветком-головой,‏ ‎нужно ‎дать ‎зрителю ‎почувствовать, ‎как‏ ‎по‏ ‎стеблю‏ ‎от ‎корней‏ ‎движется ‎влага,‏ ‎проникая ‎в‏ ‎сложную‏ ‎систему ‎кровообращения‏ ‎этого ‎существа.

На ‎родине ‎Чарльза ‎Дарвина,‏ ‎во ‎время‏ ‎грандиозных‏ ‎научных ‎открытий ‎в‏ ‎области ‎естественной‏ ‎истории, ‎тоже ‎об ‎импрессионизме‏ ‎речь‏ ‎не ‎шла.‏ ‎В ‎Великобритании‏ ‎самый ‎влиятельный ‎арт-критик ‎— ‎это‏ ‎Джон‏ ‎Рёскин, писатель ‎и‏ ‎художник, ‎который‏ ‎в ‎каждом ‎путешествии ‎делает ‎ботанические‏ ‎и‏ ‎геологические‏ ‎зарисовки ‎и‏ ‎отстаивает ‎точное‏ ‎следование ‎природе.‏ ‎Художники‏ ‎из ‎«Братства‏ ‎прерафаэлитов», ‎которые ‎идеями ‎Рёскина ‎очень‏ ‎вдохновлены, ‎пишут‏ ‎только‏ ‎с ‎натуры ‎—‏ ‎и ‎людей,‏ ‎и ‎природу. ‎Но ‎в‏ ‎отличие‏ ‎от ‎импрессионистов,‏ ‎подсчитывают ‎количество‏ ‎листков ‎и ‎ягод ‎на ‎каждом‏ ‎кустарнике‏ ‎— ‎им‏ ‎не ‎трудно.‏ ‎Чтобы ‎написать ‎Офелию, ‎Милле ‎по‏ ‎несколько‏ ‎часов‏ ‎держит ‎натурщицу‏ ‎в ‎ванне,‏ ‎а ‎чтобы‏ ‎окутать‏ ‎ее ‎правильными‏ ‎цветами, ‎делает ‎натурные ‎зарисовки. ‎Женские‏ ‎фигуры ‎на‏ ‎картинах‏ ‎прерафаэлитов ‎утопают ‎в‏ ‎цветах, ‎причем,‏ ‎определить ‎вид ‎растения ‎и‏ ‎основные‏ ‎его ‎ботанические‏ ‎характеристика ‎не‏ ‎составляет ‎труда. ‎Следовать ‎природе ‎в‏ ‎мельчайших‏ ‎деталях, ‎считают‏ ‎художники, ‎—‏ ‎это ‎единственный ‎путь, ‎способный ‎вывести‏ ‎британское‏ ‎искусство‏ ‎из ‎болота,‏ ‎в ‎котором‏ ‎оно ‎погрязло.‏ ‎Семена,‏ ‎посеянные ‎прерафаэлитами,‏ ‎прорастут ‎тонкими, ‎изогнутыми ‎стеблями, ‎причудливо‏ ‎перевитыми ‎в‏ ‎декоративные‏ ‎узоры, ‎уже ‎скоро,‏ ‎к ‎концу‏ ‎XIX ‎века. ‎В ‎модерне.


Постботаника,‏ ‎бумага‏ ‎и ‎стекло

В‏ ‎ХХ ‎веке‏ ‎кто ‎угодно ‎может ‎сесть ‎на‏ ‎корабль‏ ‎или ‎на‏ ‎поезд ‎—‏ ‎и ‎отправиться ‎путешествовать, ‎искать ‎счастья‏ ‎и‏ ‎богатства‏ ‎в ‎далеких,‏ ‎беспризорных ‎землях.‏ ‎Все ‎континенты‏ ‎открыты,‏ ‎неисследованных ‎мест‏ ‎остается ‎все ‎меньше. ‎Когда-то ‎дикие‏ ‎леса ‎исхожены,‏ ‎тропы‏ ‎проложены, ‎туземцы ‎надели‏ ‎европейские ‎платья,‏ ‎приняли ‎крещение ‎и ‎научились‏ ‎говорить‏ ‎по-английски. ‎Ботанические‏ ‎атласы ‎сформированы,‏ ‎классификации ‎растений ‎придуманы, ‎невиданные ‎птицы‏ ‎и‏ ‎насекомые ‎изучены.‏ ‎Дело ‎художника‏ ‎— ‎отвоевывать ‎сферы ‎влияния, ‎до‏ ‎которых‏ ‎не‏ ‎добралась ‎промышленная‏ ‎революция, ‎расселять‏ ‎экзотических ‎существ‏ ‎и‏ ‎растительное ‎буйство‏ ‎прямо ‎по ‎домам ‎уставших ‎европейцев.‏ ‎Художники ‎и‏ ‎скульпторы‏ ‎эпохи ‎модерна ‎выбирают‏ ‎растительные ‎мотивы,‏ ‎плавные ‎линии, ‎имитируют ‎выцветшие‏ ‎краски‏ ‎старых ‎изящных‏ ‎ботанических ‎гравюр,‏ ‎раскрашенных ‎акварелью, ‎добавляют ‎золота. ‎Их‏ ‎искусство‏ ‎уже ‎не‏ ‎ограничивается ‎залами‏ ‎галерей ‎— ‎оно ‎проникает ‎в‏ ‎частные‏ ‎дома‏ ‎в ‎виде‏ ‎торшеров, ‎обоев,‏ ‎панно, ‎вычурной‏ ‎мебели.


С‏ ‎другой ‎стороны,‏ ‎художники, ‎которые ‎сражаются ‎за ‎новое‏ ‎абстрактное ‎искусство,‏ ‎лишенное‏ ‎сюжетной ‎нагрузки, ‎в‏ ‎восторге ‎листают‏ ‎переизданные ‎книги ‎Эрнста ‎Геккеля‏ ‎—‏ ‎и ‎находят‏ ‎вдохновение ‎и‏ ‎чистое ‎совершенство ‎в ‎причудливом ‎переплетении‏ ‎скелетов‏ ‎одноклеточных. ‎Пауль‏ ‎Клее и ‎Василий‏ ‎Кандинский говорят ‎о ‎серьезном ‎влиянии ‎«Красоты‏ ‎форм‏ ‎в‏ ‎природе» ‎на‏ ‎свои ‎поиски.‏ ‎Клее ‎мечтает‏ ‎когда-нибудь‏ ‎вырастить ‎картину,‏ ‎как ‎растят ‎цветок. ‎Архитектор ‎Хендрик‏ ‎Петрюс ‎Берлаге‏ ‎проектирует‏ ‎здания, ‎в ‎плане‏ ‎повторяющие ‎строение‏ ‎медуз, ‎зарисованных ‎Геккелем. ‎Бесконечные‏ ‎цветы‏ ‎Джорджии ‎О’Киф (1, 2, 3) очень‏ ‎напоминают ‎масляные‏ ‎зарисовки ‎Марианны ‎Норт.

Работы ‎современных ‎художников‏ ‎Kate‏ ‎Kato, ‎Rogan‏ ‎Brown, ‎Leopold‏ ‎and ‎Rudolf ‎Blaschka, ‎Gerhard ‎Lutz.‏ ‎Источники‏ ‎фото:‏ ‎http://www.kasasagidesign.com, http://roganbrown.com, www.flickr.com, www. ‎http://lutz-tonkunst.de

Влияние‏ ‎самых ‎блестящих‏ ‎научных ‎иллюстраций‏ ‎на‏ ‎искусство ‎никогда‏ ‎не ‎прекращалось ‎— ‎и ‎сегодня‏ ‎молодые ‎художники‏ ‎создают‏ ‎скульптуры ‎из ‎металла,‏ ‎керамики, ‎стекла,‏ ‎бумаги ‎под ‎впечатлением ‎от‏ ‎книг‏ ‎ученых-естествоиспытателей, ‎живших‏ ‎300 ‎лет‏ ‎назад. ‎Тоска ‎по ‎миру, ‎который‏ ‎был‏ ‎молод ‎и‏ ‎полон ‎загадок,‏ ‎жажда ‎открытий ‎и ‎новых ‎знаний‏ ‎ведут‏ ‎их‏ ‎к ‎поискам‏ ‎неожиданных ‎техник‏ ‎и ‎смыслов.

Автор:‏ ‎Анна‏ ‎Сидельникова

Заглавная ‎иллюстрация:‏ ‎Мария ‎Сибилла ‎Мериан, ‎Цветок ‎и‏ ‎плоды ‎банана;‏ ‎Эрнст‏ ‎Геккель, ‎Зеленые ‎водоросли:‏ ‎десмидеи; ‎Пьер-Жозеф‏ ‎Редуте, ‎Гранат.

ИСТОЧНИК

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
1 комментарий

Комментарий удален. Восстановить?
0
avatar
Уровень внутри проекта
0
Уровень на sponsr.ru
0
buyv 15 дней назад

Статистика

2 подписчика

Контакты

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048