r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

«Ботанический рисунок», или История о том, как Екатерина Великая так и не дождалась подарка из Дании

«Мама, ‎смотли,‏ ‎какие ‎я ‎цветочки ‎налисовала, ‎—‏ ‎кричит ‎маленькая‏ ‎девочка‏ ‎и ‎бежит ‎на‏ ‎кухню, ‎где‏ ‎мама ‎как ‎раз ‎поливает‏ ‎цветы‏ ‎на ‎подоконнике.‏ ‎— ‎Плавда,‏ ‎как ‎настоящие?» ‎И ‎мама ‎с‏ ‎преувеличенным‏ ‎восторгом ‎отзывается,‏ ‎откладывая ‎лейку.‏ ‎«Конечно, ‎солнышко, ‎ну ‎совсем-совсем, ‎как‏ ‎настоящие!»

Кто‏ ‎такой‏ ‎Альбрехт ‎Дюрер‏ ‎— ‎отдельная‏ ‎история. ‎Истинный‏ ‎гений‏ ‎Ренессанса. ‎Живописец,‏ ‎математик, ‎астроном, ‎архитектор. ‎На ‎рубеже‏ ‎15-16 ‎веков‏ ‎в‏ ‎немецких ‎землях, ‎вероятно,‏ ‎не ‎было‏ ‎более ‎авторитетного ‎мыслителя ‎и‏ ‎творца.‏ ‎Фигура ‎масштаба‏ ‎Леонардо. ‎Да‏ ‎они ‎и ‎внешне ‎были ‎похожи,‏ ‎если‏ ‎верить ‎автопортрету‏ ‎Дюрера.

Среди ‎тысячи‏ ‎сохранившихся ‎рисунков ‎Дюрера ‎сотня ‎изображает‏ ‎именно‏ ‎растения.‏ ‎И ‎это‏ ‎не ‎было‏ ‎чистым ‎искусством.‏ ‎Его‏ ‎рисунки, ‎как‏ ‎и ‎многих ‎других ‎художников, ‎создавались‏ ‎с ‎чисто‏ ‎практической‏ ‎целью ‎— ‎медицинской.‏ ‎В ‎те‏ ‎времена ‎почти ‎все ‎болезни‏ ‎лечили‏ ‎растениями, ‎вот‏ ‎и ‎нужно‏ ‎было ‎воспроизвести ‎какой-нибудь ‎пустырник ‎максимально‏ ‎точно,‏ ‎чтобы ‎лекари‏ ‎и ‎фармацевты‏ ‎знали, ‎для ‎чего ‎нужны ‎различные‏ ‎корешки‏ ‎и‏ ‎листочки. ‎Так‏ ‎что ‎художнику,‏ ‎берущемуся ‎за‏ ‎ботанический‏ ‎рисунок, ‎следовало‏ ‎быть ‎еще ‎и ‎немножко ‎ботаником.‏ ‎А ‎лучше‏ ‎—‏ ‎не ‎немножко. ‎То-то‏ ‎Дюрер ‎так‏ ‎тщательно ‎изображал ‎Примулу.

Ее ‎стебли‏ ‎и‏ ‎листья ‎содержат‏ ‎много ‎витамина‏ ‎С, ‎необходимого ‎при ‎весеннем ‎авитаминозе,‏ ‎а‏ ‎из ‎корней‏ ‎и ‎семян‏ ‎выжимают ‎масло, ‎повышающее ‎иммунитет, ‎нормализующее‏ ‎гормональный‏ ‎фон‏ ‎женщины, ‎и‏ ‎даже ‎способствующее‏ ‎избавлению ‎от‏ ‎депрессий.‏ ‎Просто ‎живая‏ ‎вода, ‎точнее, ‎живое ‎масло!

Со ‎временем‏ ‎ботанический ‎рисунок‏ ‎утратил‏ ‎чисто ‎медицинское ‎значение,‏ ‎но ‎традиция‏ ‎безукоризненного ‎воспроизведения ‎тех ‎красок‏ ‎и‏ ‎линий, ‎что‏ ‎создала ‎природа,‏ ‎осталась. ‎Изображения ‎цветов ‎и ‎трав‏ ‎стали‏ ‎наносить ‎и‏ ‎на ‎гобелены,‏ ‎и ‎на ‎ковры, ‎и ‎на‏ ‎посуду.‏ ‎Собственно,‏ ‎об ‎этом‏ ‎и ‎история.

Но‏ ‎сначала ‎—‏ ‎предыстория.‏ ‎Жил ‎да‏ ‎был ‎Принц ‎Датский. ‎Не ‎Гамлет.‏ ‎Звали ‎его‏ ‎Фредерик.‏ ‎Он ‎родился ‎в‏ ‎1768-м ‎году,‏ ‎и ‎рос ‎почти ‎как‏ ‎Золушка‏ ‎из ‎сказки‏ ‎датского ‎сказочника‏ ‎Андерсена. ‎При ‎душевнобольном ‎отце ‎и‏ ‎злой-презлой‏ ‎мачехе, ‎по‏ ‎сути, ‎правившей‏ ‎Датским ‎Королевством. ‎Тот ‎факт, ‎что‏ ‎под‏ ‎боком‏ ‎растет ‎наследник‏ ‎престола, ‎отравлял‏ ‎жизнь ‎Ее‏ ‎Величеству,‏ ‎но ‎убить‏ ‎принца ‎она ‎не ‎посмела. ‎Решила‏ ‎только, ‎что‏ ‎мальчика‏ ‎не ‎будут ‎учить‏ ‎наукам, ‎нужным‏ ‎для ‎управления ‎государством. ‎Вот‏ ‎он‏ ‎и ‎увлекся‏ ‎историей ‎да‏ ‎ботаникой.

Но ‎вскоре ‎мачеха ‎скончалась, ‎и‏ ‎в‏ ‎1784-м ‎юноша‏ ‎стал ‎регентом‏ ‎при ‎неразумном ‎отце, ‎приняв ‎в‏ ‎16‏ ‎лет‏ ‎кормило ‎власти.‏ ‎Куда ‎там‏ ‎Гайдару, ‎командовавшему‏ ‎в‏ ‎этом ‎возрасте‏ ‎полком! ‎В ‎числе ‎прочего ‎Фредерик‏ ‎VI ‎горячо‏ ‎поддержал‏ ‎давнюю ‎идею ‎—‏ ‎создание ‎атласа‏ ‎под ‎названием ‎«Flora ‎Danica».‏ ‎Еще‏ ‎в ‎1761-м‏ ‎по ‎инициативе‏ ‎профессора ‎Копенгагенского ‎Ботанического ‎Сада ‎Георга‏ ‎Кристиана‏ ‎Эдера ‎началось‏ ‎издание ‎атласа,‏ ‎в ‎который ‎были ‎бы ‎занесены‏ ‎ВСЕ‏ ‎растения,‏ ‎какие ‎только‏ ‎существуют ‎на‏ ‎датских ‎землях!

Как‏ ‎вы‏ ‎понимаете, ‎труд‏ ‎предстоял ‎титанический. ‎Наверное, ‎только ‎датчане‏ ‎и ‎могли‏ ‎выдержать‏ ‎такой ‎марафон. ‎Говорят,‏ ‎настоящий ‎собор‏ ‎должен ‎строиться ‎сто ‎лет,‏ ‎так‏ ‎вот ‎«Flora‏ ‎Danica» ‎издавалась‏ ‎123 ‎года! ‎За ‎это ‎время‏ ‎сменилось‏ ‎8 ‎руководителей‏ ‎проекта, ‎и‏ ‎почти ‎все ‎они ‎знали, ‎что‏ ‎при‏ ‎их‏ ‎жизни ‎работа‏ ‎не ‎окончится.‏ ‎Тома ‎Атласа‏ ‎издавались‏ ‎постепенно.

Итоговый ‎результат‏ ‎более ‎чем ‎векового ‎труда ‎—‏ ‎это ‎51‏ ‎часть‏ ‎и ‎еще ‎три‏ ‎дополнения, ‎в‏ ‎которые ‎были ‎включены ‎3240‏ ‎таблиц,‏ ‎выгравированных ‎на‏ ‎меди. ‎Ничего‏ ‎подобного ‎история ‎ботаники ‎не ‎знала‏ ‎ни‏ ‎до, ‎ни‏ ‎после.

Но ‎вернемся‏ ‎к ‎Фредерику ‎VI, ‎просвещенному ‎правителю,‏ ‎отменившему‏ ‎в‏ ‎Дании ‎крепостное‏ ‎право ‎на‏ ‎80 ‎лет‏ ‎раньше,‏ ‎чем ‎это‏ ‎произошло ‎в ‎России. ‎Самоуправство ‎Швеции‏ ‎в ‎Балтийском‏ ‎и‏ ‎Северном ‎морях ‎тяготило‏ ‎юного ‎регента,‏ ‎и ‎очень ‎быстро ‎нашелся‏ ‎союзник‏ ‎— ‎Российская‏ ‎Империя ‎во‏ ‎главе ‎с ‎престарелой, ‎но ‎все‏ ‎еще‏ ‎амбициозной ‎царицей‏ ‎Екатериной ‎II.

Вялая‏ ‎война ‎росийско-датского ‎союза ‎против ‎Швеции‏ ‎—‏ ‎жалкое‏ ‎подобие ‎сражение‏ ‎Петра ‎и‏ ‎Карла ‎—‏ ‎ничем,‏ ‎по ‎сути,‏ ‎не ‎закончилась, ‎но! ‎Юный ‎Фредерик‏ ‎решил ‎сделать‏ ‎Екатерине‏ ‎Великой ‎уникальный ‎подарок.‏ ‎Столовый ‎сервиз,‏ ‎на ‎который ‎были ‎бы‏ ‎нанесены‏ ‎изображения ‎из‏ ‎ботанического ‎атласа.‏ ‎Собственно, ‎и ‎сервиз ‎тоже ‎решено‏ ‎было‏ ‎назвать ‎«Flora‏ ‎Danica». ‎О,‏ ‎это ‎была ‎затея ‎по-своему ‎не‏ ‎менее‏ ‎грандиозная,‏ ‎чем ‎сам‏ ‎атлас.

Предполагалось, ‎что‏ ‎в ‎сервиз‏ ‎войдут‏ ‎2600 ‎предметов,‏ ‎то ‎есть ‎ровно ‎столько, ‎сколько‏ ‎растений ‎было‏ ‎занесено‏ ‎в ‎Атлас ‎к‏ ‎1790-му ‎году.‏ ‎И ‎работа ‎закипела. ‎Правда,‏ ‎на‏ ‎очень, ‎ну‏ ‎о-о-очень ‎медленном‏ ‎огне. ‎Это ‎ведь ‎не ‎«Ctrl‏ ‎C»-«Ctrl‏ ‎V». ‎Каждое‏ ‎изображение ‎переносилось‏ ‎из ‎атласа ‎на ‎фарфор ‎вручную.

А‏ ‎ведь‏ ‎надо‏ ‎было ‎еще‏ ‎разработать ‎форму‏ ‎предметов ‎сервировки.‏ ‎Тарелок,‏ ‎чашек, ‎блюдец‏ ‎и ‎много ‎чего ‎другого. ‎Надо‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎даже‏ ‎обычные, ‎вроде ‎бы,‏ ‎сахарницы, ‎получили‏ ‎весьма ‎необычные ‎формы.

Этой ‎работой‏ ‎занимался‏ ‎замечательный ‎мастер‏ ‎Христиан ‎Луплау.‏ ‎Например, ‎так ‎называемым ‎«компотьерам», ‎то‏ ‎есть‏ ‎блюдам, ‎в‏ ‎которых ‎подают‏ ‎компот, ‎он ‎придал ‎форму ‎листьев,‏ ‎столь‏ ‎созвучную‏ ‎самой ‎идее‏ ‎сервиза ‎«Flora‏ ‎Danica».

Ну, ‎а‏ ‎главным,‏ ‎практически ‎единственным‏ ‎рисовальщиком ‎сервиза ‎стал ‎Иоган ‎Байер.‏ ‎К ‎работе‏ ‎его‏ ‎привлекли ‎потому, ‎что‏ ‎он ‎был‏ ‎известным ‎мастером ‎ботанического ‎рисунка,‏ ‎участвовал‏ ‎в ‎создании‏ ‎Атласа. ‎Мягко‏ ‎говоря, ‎дело ‎шло ‎не ‎быстро.‏ ‎Ведь‏ ‎каждый ‎предмет‏ ‎получался ‎уникальным.‏ ‎Одно ‎растение ‎— ‎один ‎предмет.‏ ‎И‏ ‎—‏ ‎не ‎один‏ ‎процесс!

Сначала ‎Байер‏ ‎выполнял ‎эскиз‏ ‎на‏ ‎бумаге. ‎Затем‏ ‎наносил ‎контуры ‎рисунка ‎на ‎фарфоровое‏ ‎изделие. ‎Потом‏ ‎—‏ ‎скрупулёзнейшим ‎образом ‎раскрашивал.‏ ‎Только ‎на‏ ‎этой ‎стадии ‎присоединялись ‎помощники.‏ ‎По‏ ‎легенде, ‎иные‏ ‎из ‎них‏ ‎теряли ‎зрение, ‎нанося ‎краски ‎тончайшими‏ ‎кисточками,‏ ‎немедленно ‎стирая,‏ ‎если ‎колёр‏ ‎хоть ‎чуть-чуть ‎не ‎совпадал ‎с‏ ‎оригиналом,‏ ‎то‏ ‎есть ‎рисунком‏ ‎в ‎атласе.

К‏ ‎слову, ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎неизвестно,‏ ‎кто ‎был ‎автором ‎самой ‎идеи‏ ‎сервиза. ‎То‏ ‎ли‏ ‎сам ‎Фредерик, ‎а‏ ‎то ‎ли‏ ‎первый ‎издатель ‎атласа ‎«Flora‏ ‎Danica»‏ ‎профессор ‎Эдер.‏ ‎Возможно, ‎что‏ ‎датский ‎регент ‎лишь ‎предложил ‎Екатерине‏ ‎заказать‏ ‎подарок, ‎а‏ ‎та, ‎знавшая‏ ‎о ‎создании ‎атласа, ‎попросила ‎его‏ ‎копию‏ ‎на‏ ‎посуде.

Версия ‎правдоподобная‏ ‎уже ‎хотя‏ ‎бы ‎потому,‏ ‎что‏ ‎на ‎склоне‏ ‎лет ‎российскую ‎самодержицу ‎невозможно ‎было‏ ‎удивить ‎ни‏ ‎подарками,‏ ‎ни ‎роскошью, ‎ни‏ ‎вдохновенным ‎мастерством.‏ ‎Еще ‎Петру ‎Первому, ‎как‏ ‎известно,‏ ‎была ‎преподнесена‏ ‎Янтарная ‎комната,‏ ‎так ‎что ‎придумать ‎оригинальный ‎подарок‏ ‎Дому‏ ‎Романовых ‎было‏ ‎непросто. ‎Но‏ ‎такой ‎дар, ‎как ‎сервиз ‎«Flora‏ ‎Danica»,‏ ‎явно‏ ‎имел ‎бы‏ ‎успех.

Вот ‎только‏ ‎была ‎одна‏ ‎проблема.‏ ‎Возраст ‎Екатерины.‏ ‎Когда ‎работа ‎над ‎сервизом ‎началась,‏ ‎императрице ‎был‏ ‎уже‏ ‎61 ‎год. ‎А‏ ‎дело ‎продвигалось‏ ‎медленно, ‎10-12 ‎предметов ‎в‏ ‎месяц.‏ ‎Но ‎не‏ ‎дарить ‎же‏ ‎сервиз ‎частями! ‎Так ‎и ‎шли‏ ‎годы,‏ ‎пока ‎подарок‏ ‎прирастал ‎все‏ ‎новыми ‎блюдами, ‎сахарницами, ‎чашками, ‎чайниками‏ ‎и‏ ‎так‏ ‎далее…

В ‎1796-м,‏ ‎когда ‎работа‏ ‎не ‎была‏ ‎сделана‏ ‎и ‎наполовину,‏ ‎Екатерина ‎Великая ‎скончалась. ‎Никакой ‎симпатии‏ ‎к ‎ее‏ ‎наследнику‏ ‎Павлу ‎датский ‎правитель‏ ‎Фредерик ‎не‏ ‎испытывал, ‎да ‎и ‎нужды‏ ‎в‏ ‎союзе ‎с‏ ‎Россией ‎уже‏ ‎не ‎было. ‎Политика! ‎И ‎Фредерик‏ ‎решил,‏ ‎что ‎сервиз‏ ‎будет ‎закончен,‏ ‎но ‎останется ‎в ‎Дании.

Правда, ‎задача‏ ‎была‏ ‎несколько‏ ‎упрощена, ‎до‏ ‎2600-сот ‎предметов‏ ‎мастера ‎не‏ ‎дотянули.‏ ‎После ‎смерти‏ ‎Екатерины ‎решено ‎было ‎изготовить ‎парадный‏ ‎королевский ‎сервиз‏ ‎на‏ ‎100 ‎персон ‎с‏ ‎точным ‎расчетом‏ ‎того, ‎сколько ‎нужно ‎индивидуальных‏ ‎предметов‏ ‎вроде ‎чашек‏ ‎и ‎блюдец,‏ ‎а ‎сколько ‎общих ‎— ‎кофейников,‏ ‎супниц‏ ‎и ‎прочего.

И‏ ‎вот ‎в‏ ‎1802-м, ‎через ‎12 ‎лет ‎после‏ ‎начала,‏ ‎работа‏ ‎была ‎завершена.‏ ‎1802 ‎предмета‏ ‎во ‎всем‏ ‎великолепии‏ ‎невиданного ‎прежде‏ ‎труда! ‎Получился ‎шедевр, ‎по ‎своей‏ ‎уникальности ‎и‏ ‎трудоемкости‏ ‎сравнимый ‎разве ‎что‏ ‎с ‎собором‏ ‎«Саграда ‎Фамилия» ‎в ‎Барселоне.

Как‏ ‎ни‏ ‎печально, ‎сразу‏ ‎возникли ‎проблемы.‏ ‎Заказ-то ‎выполняла ‎частная ‎фирма, ‎хоть‏ ‎и‏ ‎называлась ‎она‏ ‎«Королевская ‎мануфактура»,‏ ‎и ‎пока ‎целью ‎был ‎подарок‏ ‎русской‏ ‎царице,‏ ‎сомнений ‎в‏ ‎оплате ‎у‏ ‎исполнителей ‎не‏ ‎было.‏ ‎А ‎тут‏ ‎вдруг ‎королевское ‎казначейство ‎заявило, ‎что‏ ‎не ‎имеет‏ ‎представления‏ ‎о ‎назначении ‎данной‏ ‎работы, ‎и‏ ‎потому ‎не ‎готово ‎раскошеливаться.‏ ‎Бюрократия,‏ ‎как ‎мы‏ ‎знаем, ‎всегда‏ ‎была ‎непреодолимой ‎преградой ‎для ‎художников!

Фредерик‏ ‎даже‏ ‎пытался ‎продать‏ ‎сервиз, ‎его‏ ‎десертную ‎часть ‎министр ‎иностранных ‎дел‏ ‎королевства‏ ‎возил‏ ‎по ‎всей‏ ‎Европе. ‎Но‏ ‎покупателей ‎не‏ ‎нашлось.‏ ‎Так ‎сервиз‏ ‎и ‎остался ‎в ‎Дании.

Впрочем, ‎часть‏ ‎его ‎со‏ ‎временем‏ ‎все ‎же ‎оказалась‏ ‎в ‎России‏ ‎вместе ‎с ‎приданным ‎датской‏ ‎принцессы‏ ‎Дагмары, ‎ставшей‏ ‎супругой ‎Александра‏ ‎III, ‎и ‎принявшей ‎в ‎православии‏ ‎имя‏ ‎Марии ‎Федоровны.

Признаюсь‏ ‎честно, ‎мне‏ ‎не ‎удалось ‎найти ‎следы ‎«Flora‏ ‎Danica»‏ ‎в‏ ‎России. ‎Пользовалась‏ ‎ли ‎царская‏ ‎семья ‎этой‏ ‎посудой?‏ ‎Не ‎стало‏ ‎ли ‎это ‎в ‎свою ‎очередь‏ ‎частью ‎приданного‏ ‎одной‏ ‎из ‎великих ‎княжон?‏ ‎Может, ‎просто‏ ‎разбили ‎или ‎потеряли? ‎Или‏ ‎по‏ ‎сей ‎день‏ ‎хранится ‎в‏ ‎запасниках ‎Эрмитажа? ‎Или ‎вывезли ‎из‏ ‎России‏ ‎в ‎революцию?‏ ‎Словом, ‎не‏ ‎знаю, ‎можно ‎ли ‎увидеть ‎предметы‏ ‎оригинальной‏ ‎«Flora‏ ‎Danica» ‎в‏ ‎России. ‎Но‏ ‎в ‎Дании‏ ‎точно‏ ‎можно ‎посмотреть.

Кое-что,‏ ‎правда, ‎раздарили ‎другим ‎монархам, ‎что-то‏ ‎побили, ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎всю ‎тщательность ‎хранения‏ ‎и ‎использования.‏ ‎Часть ‎утраченной ‎посуды ‎была‏ ‎восстановлена,‏ ‎да ‎так‏ ‎тщательно, ‎что‏ ‎редкий ‎эксперт ‎отличит ‎предмет ‎из‏ ‎первой,‏ ‎исторической ‎партии,‏ ‎от ‎позднейших‏ ‎изделий.

Но ‎большая ‎часть ‎ныне ‎сохранившихся‏ ‎1530-ти‏ ‎предметов‏ ‎сервиза ‎«Flora‏ ‎Danica» ‎—‏ ‎это ‎точно‏ ‎—‏ ‎была ‎сделана‏ ‎с ‎1790 ‎по ‎1802 ‎годы,‏ ‎и ‎для‏ ‎фарфоровой‏ ‎коллекции ‎это ‎просто‏ ‎чудо ‎бережного‏ ‎хранения.

Сервиз ‎разделен ‎на ‎две‏ ‎части.‏ ‎Большинство ‎предметов,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе ‎самые ‎ценные ‎экземпляры ‎—‏ ‎вазы,‏ ‎мороженицы, ‎супницы‏ ‎— ‎находится‏ ‎в ‎королевском ‎замке ‎Розенборг. ‎И‏ ‎даже‏ ‎иногда,‏ ‎правда, ‎очень‏ ‎редко, ‎используется‏ ‎по ‎прямому‏ ‎назначению‏ ‎во ‎время‏ ‎монарших ‎торжеств.


Вторая ‎и ‎меньшая ‎часть‏ ‎коллекции ‎тоже‏ ‎в‏ ‎Копенгагене, ‎в ‎«Датском‏ ‎музее ‎искусств‏ ‎и ‎дизайна».

Наконец, ‎фарфоровую ‎посуду‏ ‎«Flora‏ ‎Danica» ‎можно‏ ‎купить. ‎Разумеется,‏ ‎не ‎оригинальные ‎исторические ‎предметы, ‎они‏ ‎не‏ ‎продаются. ‎Правда,‏ ‎иные ‎жуликоватые‏ ‎антиквары ‎выставляют ‎на ‎продажу ‎«Flora‏ ‎Danica»,‏ ‎утверждая,‏ ‎что ‎торгуют‏ ‎тем ‎самым‏ ‎королевским ‎фарфором.‏ ‎Но‏ ‎это ‎обман.‏ ‎Просто ‎«Королевская ‎фарфоровая ‎мануфактура» ‎с‏ ‎середины ‎19-го‏ ‎века‏ ‎выпускала ‎посуду ‎марки‏ ‎«Flora ‎Danica»,‏ ‎копируя ‎предметы ‎изначального ‎сервиза.‏ ‎И,‏ ‎кстати, ‎выпускает‏ ‎по ‎сей‏ ‎день.

Спору ‎нет, ‎красиво. ‎Хоть ‎и‏ ‎не‏ ‎дешево. ‎Но‏ ‎не ‎дороже‏ ‎авиабилета! ‎И ‎раз ‎уж ‎поездки‏ ‎в‏ ‎Данию‏ ‎редки, ‎почему‏ ‎бы ‎не‏ ‎украсить ‎свой‏ ‎дом‏ ‎напоминанием ‎о‏ ‎самом ‎замечательном ‎шедевре ‎жанра ‎«ботанический‏ ‎рисунок» ‎в‏ ‎истории‏ ‎человечества ‎— ‎королевском‏ ‎фарфоровом ‎сервизе‏ ‎«Flora ‎Danica».

ИСТОЧНИК ‎


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
1 комментарий

Комментарий удален. Восстановить?
0
avatar
Уровень внутри проекта
0
Уровень на sponsr.ru
0
buyv 15 дней назад

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048