r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Шедевры Арабо - Мусульманского орнамента: зулляйдж

Зулляйдж ‎—‏ ‎это ‎часть ‎мавританской ‎культуры, ‎элемент‏ ‎орнамента, ‎присущий‏ ‎только‏ ‎одному ‎определённому ‎региону‏ ‎Мусульманского ‎мира.‏ ‎Традиции ‎создания ‎этого ‎вида‏ ‎орнамента‏ ‎в ‎Марокко‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор ‎передаются ‎от ‎отца ‎к‏ ‎сыну,‏ ‎и ‎эта‏ ‎нить ‎никогда‏ ‎не ‎прерывается, ‎как ‎истинный ‎носитель‏ ‎национальной‏ ‎культуры.‏ ‎Зулляйдж ‎родился,‏ ‎благодаря ‎Гириху,‏ ‎о ‎котором‏ ‎мы‏ ‎уже ‎упоминали‏ ‎в ‎материале ‎об ‎Арабо ‎-‏ ‎Мусульманских ‎орнаментах.‏ ‎Гирих‏ ‎— ‎это ‎вид‏ ‎геометрического ‎орнамента,‏ ‎он ‎строился ‎по ‎определённым‏ ‎строгим‏ ‎законам, ‎впрочем,‏ ‎как ‎и‏ ‎Зулляйдж, ‎который ‎вышел ‎из ‎него.‏ ‎

Зулля́йдж‏ ‎делается ‎из‏ ‎изразцов, ‎покрытых‏ ‎глазурью, ‎это ‎традиционные ‎для ‎Магриба‏ ‎плитки‏ ‎из‏ ‎терракоты, ‎орнаментами‏ ‎в ‎городах‏ ‎Марокко ‎покрыты‏ ‎стены,‏ ‎полы, ‎потолки,‏ ‎бассейны. ‎Однако, ‎традиции ‎этой ‎орнаменталистики‏ ‎применяются ‎и‏ ‎в‏ ‎других ‎видах ‎декоративно‏ ‎– ‎прикладного‏ ‎искусства, ‎например, ‎в ‎керамической‏ ‎посуде.‏ ‎Хотя ‎некоторые‏ ‎ученые ‎-‏ ‎марокканцы, ‎а ‎также ‎иностранцы ‎считают‏ ‎традиции‏ ‎Зулляйджа ‎аутентичными,‏ ‎иные ‎специалисты‏ ‎полагают, ‎что ‎это ‎результат ‎социально-экономических‏ ‎манипуляций‏ ‎до‏ ‎и ‎во‏ ‎время ‎Протектората‏ ‎Французов ‎(1912-1956).‏ ‎Так‏ ‎это ‎или‏ ‎иначе, ‎но ‎традиции ‎своего ‎орнамента‏ ‎бережно ‎сохраняются‏ ‎народом.‏ ‎

Интересно ‎прочитать ‎на‏ ‎этот ‎счёт‏ ‎отрывок ‎из ‎книги ‎Тахира‏ ‎Шаха,‏ ‎который ‎долго‏ ‎жил ‎в‏ ‎Касабланке, ‎изучая ‎традиции ‎этой ‎страны.‏ ‎Сам‏ ‎он ‎был‏ ‎англичанином ‎с‏ ‎афганскими ‎корнями.

 «В ‎Дар ‎Калифа ‎приступили‏ ‎к‏ ‎сооружению‏ ‎фонтана. ‎Из‏ ‎Феса ‎прибыл‏ ‎грузовик ‎с‏ ‎корзинами‏ ‎квадратной ‎керамической‏ ‎плитки. ‎Плитка ‎была ‎синей ‎и‏ ‎белой, ‎красной‏ ‎и‏ ‎зеленой, ‎желтой ‎и‏ ‎бирюзовой, ‎оранжевой‏ ‎и ‎черной. ‎Двое ‎зеллиджи,‏ ‎резчиков‏ ‎плитки, ‎сложили‏ ‎ее ‎на‏ ‎мягкие, ‎набитые ‎хлопком ‎подушки. ‎Оба‏ ‎были‏ ‎спокойны ‎и‏ ‎сосредоточенны. ‎Подобные‏ ‎им ‎люди ‎способны ‎провести ‎вечность‏ ‎в‏ ‎размышлениях.‏ ‎Подмастерье ‎вынес‏ ‎первую ‎корзину‏ ‎с ‎плиткой‏ ‎во‏ ‎двор ‎и‏ ‎начал ‎размечать ‎плитку ‎по ‎формам‏ ‎мозаики. ‎Для‏ ‎этого‏ ‎он ‎использовал ‎острую‏ ‎бамбуковую ‎палочку,‏ ‎которую ‎окунал ‎в ‎самодельную‏ ‎белую‏ ‎краску. ‎На‏ ‎одном ‎керамическом‏ ‎квадрате ‎умещалось ‎несколько ‎форм. ‎После‏ ‎чего‏ ‎плитка ‎передавалась‏ ‎зеллиджи, ‎который‏ ‎вырезал ‎ее. ‎Необходимо ‎было ‎сделать‏ ‎две‏ ‎тысячи‏ ‎мозаичных ‎кусочков‏ ‎только ‎для‏ ‎одного ‎центрального‏ ‎медальона,‏ ‎а ‎для‏ ‎всего ‎фонтана ‎требовалось ‎вдвое ‎больше.‏ ‎И ‎каждый‏ ‎кусочек‏ ‎должен ‎был ‎быть‏ ‎вырезан ‎здесь,‏ ‎на ‎месте. ‎Азиз ‎сказал,‏ ‎что‏ ‎на ‎подготовку‏ ‎мозаики ‎уйдет‏ ‎месяц. ‎Сначала ‎я ‎подумал, ‎что‏ ‎времени‏ ‎на ‎это‏ ‎потребуется ‎гораздо‏ ‎больше. ‎Но ‎когда ‎увидел, ‎как‏ ‎мастер‏ ‎выстукивал‏ ‎своим ‎молоточком,‏ ‎у ‎меня‏ ‎появилась ‎надежда.‏ ‎Формы‏ ‎мозаичных ‎кусочков‏ ‎были ‎разнообразны: ‎от ‎простых ‎квадратиков‏ ‎и ‎полосок‏ ‎до‏ ‎извилистых ‎загогулин, ‎ромбов,‏ ‎трапеций ‎и‏ ‎восьмиугольных ‎звезд. ‎Каждая ‎мозаичная‏ ‎форма‏ ‎имела ‎свое‏ ‎название: ‎острые‏ ‎пирамидки ‎именовались ‎квандил, ‎плавные ‎волнистые‏ ‎полоски‏ ‎— ‎дардж,‏ ‎треугольники ‎—‏ ‎талия, ‎а ‎восьмигранники, ‎как ‎сказал‏ ‎мне‏ ‎зеллиджи,‏ ‎назывались ‎кура.

Сначала‏ ‎он ‎расчертил‏ ‎центральный ‎медальон.‏ ‎Затем‏ ‎были ‎нарисованы‏ ‎шестнадцать ‎наружных ‎розеток, ‎а ‎потом‏ ‎— ‎задник.‏ ‎Для‏ ‎укладки ‎маленьких ‎вырезанных‏ ‎вручную ‎кусочков‏ ‎мозаики ‎на ‎центральный ‎медальон‏ ‎муалем‏ ‎пользовался ‎пинцетом.

Мастер‏ ‎был ‎настолько‏ ‎опытным, ‎что ‎выложил ‎все ‎пять‏ ‎тысяч‏ ‎кусочков ‎вверх‏ ‎ногами, ‎и‏ ‎у ‎него ‎не ‎возникло ‎никакой‏ ‎необходимости‏ ‎разгибаться‏ ‎и ‎сверяться‏ ‎с ‎чертежом.‏ ‎Его ‎руки‏ ‎двигались‏ ‎со ‎скоростью‏ ‎света, ‎выбирая ‎необходимые ‎фрагменты ‎из‏ ‎заранее ‎разложенных‏ ‎кучек‏ ‎и ‎вставляя ‎их‏ ‎на ‎место.‏ ‎Я ‎спросил ‎его, ‎как‏ ‎он‏ ‎так ‎ловко‏ ‎работает, ‎не‏ ‎видя ‎цветов. ‎Он ‎ответил: ‎—‏ ‎Только‏ ‎слепой ‎знает‏ ‎слабость ‎зрения.»

Тахир‏ ‎Шах ‎«Год ‎в ‎Касабланке».

Кстати, ‎именно‏ ‎зулляйдж‏ ‎в‏ ‎конечном ‎итоге‏ ‎был ‎источником‏ ‎вдохновения ‎для‏ ‎создания‏ ‎своих ‎работ‏ ‎голландского ‎художника ‎М. ‎К. ‎Эшера.‏ ‎Как ‎известно,‏ ‎Эшер‏ ‎начал ‎свои ‎знаменитые‏ ‎исследования ‎в‏ ‎1936-ом ‎году ‎во ‎время‏ ‎своего‏ ‎путешествия ‎по‏ ‎Испании. ‎Он‏ ‎бывал ‎в ‎Альгамбре, ‎зарисовывая ‎различные‏ ‎арабские‏ ‎мозаики, ‎и‏ ‎впоследствии ‎не‏ ‎раз ‎говорил, ‎что ‎именно ‎это‏ ‎было‏ ‎для‏ ‎него ‎«богатейшим‏ ‎источником ‎вдохновения».‏ ‎Но ‎в‏ ‎Испанию‏ ‎и ‎Португалию‏ ‎изразцы, ‎называемые ‎«азулехос» ‎пришли ‎из‏ ‎Мавритании, ‎а‏ ‎в‏ ‎Португалии ‎слово ‎«зулляйдж»‏ ‎преобразовалось ‎в‏ ‎азулежу, ‎об ‎этих ‎изразцах‏ ‎мы‏ ‎тоже ‎упоминали (ссылка).

В‏ ‎Марокко ‎расцвет‏ ‎декоративно ‎– ‎прикладного ‎искусства ‎«Зулляйдж»‏ ‎пришёлся‏ ‎на ‎время‏ ‎правления ‎династии‏ ‎Маринидов, ‎в ‎это ‎время ‎при‏ ‎создании‏ ‎орнаментов‏ ‎применялись ‎синие,‏ ‎зелёные, ‎а‏ ‎также ‎жёлтые‏ ‎цвета.‏ ‎Красный ‎цвет‏ ‎в ‎этот ‎вид ‎арабо ‎-‏ ‎мусульманского ‎орнамента‏ ‎добавили‏ ‎только ‎в ‎семнадцатом‏ ‎веке. ‎Большое‏ ‎разнообразие ‎различных ‎изразцов ‎мы‏ ‎можем‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор ‎видеть‏ ‎в ‎Марокканских ‎городах ‎городов ‎Фес‏ ‎и‏ ‎Мекнес.

Марокканские ‎мастера‏ ‎, ‎которых‏ ‎у ‎себя ‎на ‎родине ‎называют‏ ‎«мааллем»,‏ ‎получают‏ ‎своё ‎мастерство‏ ‎от ‎отца‏ ‎и ‎учатся‏ ‎с‏ ‎детства. ‎Тайны‏ ‎семейных ‎мастерских ‎живут ‎в ‎Магрибе‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор.‏ ‎

Источники: ‎

Moroccan ‎Ceramics‏ ‎and ‎the‏ ‎Geography ‎of ‎Invented ‎Traditions,‏ ‎Journal‏ ‎article ‎by‏ ‎James ‎E.‏ ‎Housefield; ‎The ‎Geographical ‎Review, ‎Vol.‏ ‎86,‏ ‎1997

 http://zellige.ma/

 https://en.wikipedia.org

А ‎вот‏ ‎это ‎ИСТОЧНИК всего‏ ‎поста, ‎

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048