Знакомимся с одной из самых красивых и драгоценных рукописных книг европейского Ренессанса - "Mira calligraphiae monumenta/Образцовая книга каллиграфии"

Этот том, написанный и нарисованный на пергаменте, был закончен в самом конце 16-го века, и создали его два автора, никогда не встречавшихся. Знаменитый каллиграф George Bocskay, бывший имперским секретарем при императоре Священной Римской Империи Фердинанде первом, создал том, который он назвал "Образцовая книга каллиграфии". Страницы этого тома заполнены образцами прекрасной каллиграфии, всех размеров, стилей, начертаний и форм. Антиква, рукописный курсив, иврит, греческий алфавит, готическое письмо - все представлено на пергаментных страницах. Тексты, религиозные цитаты, отрывки из документов тщательно выписаны и украшены орнаментом, вырисованными буквами, завитками и виньетками и расписаны золотом и серебром.
Уменьшенное письмо; и микрография, написанная слишком мелко, чтобы ее можно было прочитать невооруженным глазом. Отображая шрифт в его наибольшем удалении от обычного письма, олицетворяют стремление к виртуозности, которое доминировало в каллиграфии к концу шестнадцатого века. Этот акцент на виртуозности, в свою очередь, является наиболее очевидным проявлением попытки поднять письмо до статуса изобразительного искусства, которое писцы, по-видимому, предприняли, подражая изобразительным художникам эпохи Возрождения. В отличие от Арриги, Тальенте или Нойдорфера, Бочкай не был великим формальным новатором. Скорее, его вклад в искусство письма заключается в том, что он превратил его в мощное средство самовыражения.
Через пятнадцать лет после смерти каллиграфа правящий уже внук Фердинанда, император Рудольф II заказал последнему великому европейскому миниатюристу по имени Joris Hoefnagel украсить том рисунками. Хофнагель воспринял заказ как возможность вступить в соревнование с каллиграфическим гением и постарался сделать так, чтобы его миниатюры не были просто украшением текста, а поражали и приковывали внимание сами по себе. В результате вышел том потрясающей красоты, в котором мастерство миниатюриста и искусство каллиграфа подчеркивают друг друга.
Том хранится в музее Гетти в Лос-Анджелесе, в начале девяностых музей выпустил книгу со всеми страницами из тома, а затем три отдельных небольших книжечки с подборками этих страниц.

Был воспроизведен реальный размер страниц. И если надписи кажутся совершенно микроскопическими - их именно так виртуозно создал автор. И все рисунки именно такие - козявки и комарики практически в натуральную величину.
Первая книга - "The Art of the Pen / Искусство пера" - посвящена больше каллиграфии ( хотя практически все страницы одинаково интересны и каллиграфией и рисунками). Каллиграфия как раз в это время испытывала интереснейший поворот судьбы. До появления книгопечатания все книги переписывались вручную. При этом главной целью создания книг было сохранение, собирание знаний - а не их распространение. Книги переписывались, богато украшались - и хранились в библиотеках монастырей или у правящих особ, практически не выходя к читателям.
Книгопечатание сделало книги доступными именно для читателей. Книги теперь воспроизводились оттисками и профессия переписчика книг стала практически не нужна. Искусство рукописного мастерства перестало быть профессиональным умением, а стало распространяться среди образованных людей. Красивые шрифты, почерки и рукописные украшения стали признаком культурности, как знание нескольких языков. Именно с этой первой книги начинаем знакомство с "Mira calligraphiae monumenta".
















































Немного о тех, кто данное чудо создал - Георг Бочкай родился в начале XVI века на территории Хорватии, которая тогда принадлежала Венгрии. В своих работах он неоднократно подписывался «De Razinia Hungaris». Бочкай происходил из состоятельной семьи, поскольку получил образование, достаточное для службы при дворе. Когда именно он поступил на эту службу и как именно туда попал, неизвестно, однако в государственном архиве Будапешта есть документ, датируемый 1560-м годом и подписанный монограммой HBG («венгр Бочкай Георг»). А это значит, что на службу Бочкай поступил до 1560-го года.
Бочкай работал писцом и секретарем (и даже придворным историком) при императоре Фердинанде I и его преемнике Максимилиане II, двор которого в то время находился в Вене. Именно здесь и были написаны Бочкаем все три Образцовые книги каллиграфии.
Второй создатель - Йорис Хофнагель родился в 1542 г. в Антверпене (тогда город относился к Нидерландам, сегодня это территория Бельгии) в семье богатых родителей, у которых был свой бизнес (что-то, связанное с ювелирным делом и гобеленами), а потому молодой человек получил блестящее образование в духе своего времени. И хотя сам себя он называл самоучкой, возможно, стажировался у видного художника того времени Ганса Бола в 1570-х гг.
0 комментариев