r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Памяти Заслуженного художника России Владислава Анисенкова

С ‎Владиславом‏ ‎Анатольевичем ‎познакомился ‎на ‎защите ‎студентов‏ ‎специальности ‎«Художественное‏ ‎проектирование‏ ‎костюма», ‎это ‎был‏ ‎2009 ‎год.‏ ‎До ‎этого ‎на ‎отделении‏ ‎дизайн‏ ‎ежегодно ‎возникала‏ ‎проблема, ‎кого‏ ‎пригласить ‎в ‎качестве ‎председателя ‎ГАК‏ ‎(Государственная‏ ‎Аттестационная ‎Комиссия),‏ ‎для ‎проведения‏ ‎процедуры ‎защиты ‎дипломных ‎работ ‎студентов‏ ‎специальности‏ ‎ХПК‏ ‎(художественное ‎проектирование‏ ‎костюма), ‎квалификация‏ ‎художник ‎–‏ ‎стилист.

Обычно‏ ‎приглашали ‎женщин,‏ ‎имевших ‎статус ‎руководителя ‎швейного ‎предприятия,‏ ‎это ‎директора,‏ ‎руководители,‏ ‎но ‎ни ‎как‏ ‎не ‎дизайнеры‏ ‎и ‎не ‎художники, ‎прокомментировать‏ ‎коллекцию,‏ ‎представленную ‎студенткой‏ ‎на ‎защиту‏ ‎им ‎было ‎трудно.

И ‎когда ‎преподаватель‏ ‎специальности‏ ‎ХПК ‎Молчанова‏ ‎Людмила ‎Анатольевна,‏ ‎предложила ‎кандидатуру ‎Анисенкова ‎Владислава ‎Анатольевича,‏ ‎который‏ ‎по‏ ‎своим ‎регалиям‏ ‎идеально ‎подходил‏ ‎для ‎этой‏ ‎должности‏ ‎(главный ‎художник‏ ‎Государственного ‎театра ‎оперы ‎и ‎балета‏ ‎Удмуртии ‎имени‏ ‎Чайковского,‏ ‎к ‎этому ‎ещё‏ ‎и ‎заслуженный‏ ‎художник ‎России.

И ‎на ‎первой‏ ‎же‏ ‎защите ‎мы‏ ‎поняли, ‎что‏ ‎не ‎просто ‎угадали ‎с ‎его‏ ‎кандидатурой,‏ ‎а ‎попали‏ ‎именно ‎в‏ ‎точку. ‎Владислав ‎Анатольевич ‎делал ‎полный‏ ‎анализ‏ ‎не‏ ‎только ‎всей‏ ‎коллекции, ‎а‏ ‎и ‎каждой‏ ‎модели‏ ‎в ‎коллекции,‏ ‎очень ‎внимательно, ‎дотошно ‎рассматривал ‎каждый‏ ‎шов, ‎как‏ ‎пошито‏ ‎и ‎как ‎должно‏ ‎быть ‎пошито,‏ ‎разбор ‎был ‎на ‎высоком‏ ‎профессиональном‏ ‎уровне.

Разбор ‎продолжался‏ ‎и ‎при‏ ‎оглашении ‎оценок, ‎который ‎превращался ‎в‏ ‎удивительное‏ ‎почти ‎театральное‏ ‎действо, ‎проникая‏ ‎в ‎суть ‎каждой ‎модели ‎коллекции,‏ ‎а‏ ‎в‏ ‎коллекции ‎как‏ ‎правило ‎было‏ ‎5, ‎6‏ ‎моделей‏ ‎и ‎он‏ ‎запоминал ‎детали ‎каждой ‎модели ‎любого‏ ‎дипломника, ‎давал‏ ‎незаменимые‏ ‎советы, ‎а ‎его‏ ‎комментарии, ‎замечания,‏ ‎советы ‎были ‎незабываемы.

Мог ‎легко‏ ‎обосновать‏ ‎принятое ‎решение‏ ‎и ‎посоветовать‏ ‎дипломнику, ‎что ‎предпринять, ‎чтобы ‎идея‏ ‎была‏ ‎успешно ‎реализована.‏ ‎Любимое ‎выражение‏ ‎Владислава ‎Анатольевича ‎«Лучше ‎меньше ‎–‏ ‎да‏ ‎лучше»,‏ ‎которое ‎подчёркивало‏ ‎основную ‎идею‏ ‎чистоты ‎стиля.

Тогда‏ ‎было‏ ‎не ‎понятно,‏ ‎лично ‎мне, ‎откуда ‎такие ‎профессиональные‏ ‎конструктивно ‎-‏ ‎технологические‏ ‎знания ‎о ‎швах,‏ ‎о ‎шитье‏ ‎у ‎главного ‎художника ‎театра‏ ‎оперы‏ ‎и ‎балета‏ ‎Удмуртской ‎республики.

Это‏ ‎всё ‎прояснилось ‎после ‎концерта, ‎посвящённого‏ ‎памяти‏ ‎главного ‎художника‏ ‎Государственного ‎театра‏ ‎оперы ‎и ‎балета ‎Удмуртии ‎имени‏ ‎Чайковского‏ ‎Владислава‏ ‎Анисенкова, ‎проходившего‏ ‎в ‎концертном‏ ‎зале ‎Филармонии‏ ‎УР.‏ ‎Многие ‎из‏ ‎участников ‎мероприятия ‎уверены, ‎что ‎его‏ ‎годы ‎работы‏ ‎в‏ ‎театре ‎вскоре ‎будут‏ ‎называть ‎эпохой‏ ‎Анисенкова.

Номера ‎были ‎очень ‎разнообразны‏ ‎и‏ ‎три ‎часа‏ ‎концерта ‎пролетели‏ ‎как ‎один ‎миг, ‎особенно ‎мне‏ ‎понравился‏ ‎ведущий ‎концерта‏ ‎Филипп ‎Разенков‏ ‎(главный ‎режиссёр ‎Уфимского ‎театра ‎оперы‏ ‎и‏ ‎балета),‏ ‎между ‎номерами‏ ‎концерта ‎интересно‏ ‎рассказывал ‎о‏ ‎творческом‏ ‎пути ‎художника‏ ‎и ‎становлении ‎его ‎личности, ‎а‏ ‎его ‎рассказ‏ ‎сопровождался‏ ‎показом ‎фотографий ‎из‏ ‎семейного ‎архива‏ ‎и ‎эскизами ‎к ‎постановкам.

Информации‏ ‎в‏ ‎этих ‎рассказах‏ ‎было ‎много‏ ‎и ‎стало ‎ясно ‎откуда ‎были‏ ‎такие‏ ‎знания ‎о‏ ‎тонкостях ‎портняжного‏ ‎искусства ‎у ‎Владислава ‎Анатольевича. ‎А‏ ‎мне‏ ‎пора‏ ‎переходить ‎к‏ ‎биографии ‎Анисенкова‏ ‎и ‎онлайн-выставке‏ ‎его‏ ‎творческих ‎работ.


1951 год

В‏ ‎городе ‎Саратове ‎на ‎свет ‎появился‏ ‎маленький ‎Владик,‏ ‎здесь‏ ‎же ‎в ‎Саратове‏ ‎прошли ‎его‏ ‎детские, ‎отроческие ‎и ‎юношеские‏ ‎годы.‏ ‎Его ‎мама‏ ‎Александра ‎Семёновна‏ ‎была ‎большой ‎любительницей ‎театра, ‎и‏ ‎эту‏ ‎любовь ‎передала‏ ‎сыну. ‎Когда‏ ‎Владику ‎было ‎17 ‎лет, ‎его‏ ‎фамилия‏ ‎на‏ ‎афише ‎театра‏ ‎ДК ‎профсоюзов‏ ‎уже ‎значится‏ ‎как‏ ‎художника-постановщика ‎спектакля‏ ‎«Снежок».

Завершение ‎учёбы ‎в ‎Школе-студии ‎МХАТ‏ ‎(ВУЗ) ‎имени‏ ‎В.И.Немировича-Данченко‏ ‎по ‎специальности ‎«Художник‏ ‎театра», ‎и‏ ‎получив ‎квалификацию ‎художник ‎театра‏ ‎и‏ ‎кино, ‎отправляется‏ ‎в ‎творческое‏ ‎путешествие ‎по ‎СССР, ‎в ‎рамках‏ ‎которого‏ ‎работал ‎по‏ ‎одному ‎творческому‏ ‎сезону ‎в ‎разных ‎театрах ‎страны.

По‏ ‎завершению‏ ‎творческого‏ ‎турне ‎возвращается‏ ‎в ‎родной‏ ‎Саратов, ‎где‏ ‎становится‏ ‎главным ‎художником‏ ‎театра ‎оперетты. ‎В ‎родном ‎театре‏ ‎обратили ‎внимание‏ ‎на‏ ‎Владислава ‎не ‎только‏ ‎как ‎на‏ ‎талантливого ‎художника, ‎но ‎и‏ ‎талантливого‏ ‎портного.

Народная ‎артистка‏ ‎СССР ‎Ольга‏ ‎Бардина ‎всегда ‎категорично ‎заявляла, ‎что‏ ‎гримировать‏ ‎её ‎и‏ ‎шить ‎костюмы‏ ‎будет ‎«только ‎Владик».


1988 год

Владислав ‎Анатольевич, ‎решает‏ ‎пойти‏ ‎по‏ ‎стопам ‎своего‏ ‎деда, ‎в‏ ‎своё ‎время‏ ‎бывшего‏ ‎главным ‎портным‏ ‎Саратова. ‎Покидает ‎театр ‎и ‎начинает‏ ‎работать ‎художником-модельером‏ ‎в‏ ‎авторском ‎салоне ‎«Стиль»,‏ ‎где ‎у‏ ‎него ‎одевались ‎модники ‎не‏ ‎только‏ ‎Саратова, ‎но‏ ‎и ‎столичные.

Многие‏ ‎модницы ‎того ‎времени ‎мечтали ‎иметь‏ ‎платье‏ ‎от ‎кутюрье‏ ‎Владика, ‎но‏ ‎не ‎каждая ‎могла ‎это ‎себе‏ ‎позволить,‏ ‎это‏ ‎было ‎большой‏ ‎роскошью. ‎Мечтала‏ ‎о ‎подобном‏ ‎платье‏ ‎и ‎студентка‏ ‎вокального ‎отделения ‎Саратовской ‎консерватории ‎Тамара‏ ‎Камашева. ‎Ничего‏ ‎случайного‏ ‎в ‎этом ‎мире‏ ‎нет, ‎и‏ ‎по ‎видимому ‎провидению ‎было‏ ‎угодно,‏ ‎чтобы ‎свой‏ ‎дальнейший ‎творческий‏ ‎путь ‎Владислав ‎Анатольевич ‎продолжил ‎в‏ ‎Удмуртии.

А‏ ‎для ‎этого‏ ‎провидение ‎пересекло‏ ‎пути ‎Владислава ‎и ‎Тамары, ‎вспыхнула‏ ‎искра,‏ ‎родившая‏ ‎большую ‎любовь,‏ ‎и ‎в‏ ‎жизни ‎художника‏ ‎началась‏ ‎новая ‎глава,‏ ‎его ‎любовь ‎к ‎женщине ‎родила‏ ‎любовь ‎к‏ ‎Удмуртскому‏ ‎краю. ‎В ‎начале‏ ‎девяностых ‎Владислав‏ ‎Анатольевич ‎переезжает ‎в ‎Ижевск.


1992 год

Назначение‏ ‎на‏ ‎должность ‎главного‏ ‎художника ‎Государственного‏ ‎театра ‎оперы ‎и ‎балета ‎Удмуртии.‏ ‎Владислав‏ ‎Анатольевич ‎возглавил‏ ‎большое ‎художественное‏ ‎хозяйство ‎театра ‎оперы ‎и ‎балета.


Сценография

Специфика‏ ‎работы‏ ‎художника‏ ‎в ‎театре,‏ ‎в ‎первую‏ ‎очередь, ‎это‏ ‎сценограф,‏ ‎дизайнер, ‎занимающийся‏ ‎архитектоникой ‎сцены, ‎создаёт ‎из ‎плоскостных‏ ‎и ‎объёмных‏ ‎элементов‏ ‎единую ‎целостную ‎картину‏ ‎места ‎театрального‏ ‎действия, ‎используя ‎кроме ‎традиционных‏ ‎способов‏ ‎изображения ‎среды‏ ‎и ‎новые‏ ‎современные ‎– ‎проекции, ‎драпировки ‎и‏ ‎другие.‏ ‎Создаёт ‎облик‏ ‎спектакля, ‎заведует‏ ‎созданием ‎декораций, ‎оформлением ‎сцены.


Театральный ‎художник‏ ‎широкое‏ ‎многогранное‏ ‎понятие, ‎это‏ ‎и ‎дизайнер‏ ‎сцены, ‎декоратор,‏ ‎художник,‏ ‎модельер, ‎архитектор‏ ‎сцены, ‎знающий ‎её ‎устройство ‎изнутри,‏ ‎умеющий ‎собственноручно‏ ‎изготовить‏ ‎декорации ‎и ‎костюмы,‏ ‎чтобы ‎профессионально‏ ‎контролировать ‎процесс ‎работы ‎и‏ ‎видеть‏ ‎как ‎идёт‏ ‎процесс ‎воплощения‏ ‎его ‎творческого ‎замысла.


Создавая ‎одежду ‎сцены,‏ ‎отслеживает‏ ‎как ‎дирижёр‏ ‎все ‎элементы‏ ‎художественной ‎организации ‎сценического ‎действия, ‎используя‏ ‎при‏ ‎этом‏ ‎все ‎виды‏ ‎искусства ‎–‏ ‎живопись, ‎графику,‏ ‎скульптуру,‏ ‎архитектуру, ‎интерпретируя‏ ‎это ‎всё ‎под ‎своё ‎видение‏ ‎сценического ‎действия,‏ ‎каждой‏ ‎отдельной ‎постановки, ‎создавая‏ ‎сказочное, ‎волшебное‏ ‎действие ‎на ‎сцене.


Отличие ‎театрального‏ ‎художника‏ ‎и ‎вольного‏ ‎живописца ‎или‏ ‎графика ‎в ‎том, ‎что ‎вольные‏ ‎ни‏ ‎от ‎кого‏ ‎не ‎зависят,‏ ‎а ‎сценографу ‎приходится ‎много ‎копаться‏ ‎в‏ ‎литературе,‏ ‎изучать ‎подробности‏ ‎эпохи, ‎вникать‏ ‎в ‎мельчайшие‏ ‎детали,‏ ‎быть ‎в‏ ‎какой ‎то ‎мере ‎и ‎культорологом‏ ‎хорошо ‎знающим‏ ‎историю,‏ ‎историю ‎театра, ‎архитектуры,‏ ‎культуры, ‎в‏ ‎особенности ‎историю ‎костюма.

Эскизы

Работая ‎над‏ ‎эскизами‏ ‎костюмов ‎изучал‏ ‎исторические ‎материалы‏ ‎эпохи, ‎периода, ‎проникаясь ‎духом ‎произведения‏ ‎слушал‏ ‎музыку, ‎вникал‏ ‎в ‎характеры‏ ‎и ‎образы ‎всех ‎персонажей, ‎для‏ ‎каждой‏ ‎постановки‏ ‎только ‎эскизов‏ ‎костюмов ‎разрабатывалось‏ ‎от ‎30‏ ‎до‏ ‎40 ‎и‏ ‎более. ‎Индивидуально ‎принимались ‎решения ‎по‏ ‎костюмам ‎хора,‏ ‎статистов,‏ ‎массовки.

Костюмы

При ‎изготовлении ‎костюмов,‏ ‎бывали ‎случаи,‏ ‎что ‎нужных ‎тканей ‎не‏ ‎было‏ ‎в ‎ассортименте‏ ‎магазинов ‎и‏ ‎требовалось ‎их ‎создать, ‎чтобы ‎реализовать‏ ‎творческий‏ ‎замысел.

Следуя ‎за‏ ‎идеей ‎автора,‏ ‎быть ‎сообщником ‎режиссёра, ‎учитывая ‎его‏ ‎творческий‏ ‎замысел,‏ ‎реализуя ‎его‏ ‎задумку, ‎но‏ ‎пассивного ‎воплощения‏ ‎идеи‏ ‎режиссёра ‎в‏ ‎жизнь ‎подчас ‎бывает ‎мало.

И ‎у‏ ‎Владислава ‎Анатольевича‏ ‎хватало‏ ‎опыта ‎и ‎многогранности‏ ‎таланта ‎для‏ ‎расширения, ‎обогащения ‎режиссёрской ‎идеи‏ ‎по‏ ‎сути ‎он‏ ‎был ‎его‏ ‎соавтором ‎и ‎объединяя ‎усилия, ‎согласовывая‏ ‎режиссёрский‏ ‎и ‎художественный‏ ‎замысел ‎с‏ ‎Филиппом ‎Разенковым, ‎они ‎в ‎результате‏ ‎достигали‏ ‎невероятного‏ ‎по ‎силе‏ ‎результата.

В ‎подтверждение‏ ‎этого ‎хочется‏ ‎привести‏ ‎слова ‎Филиппа‏ ‎о ‎Владиславе.

- Самый ‎большой ‎вклад, ‎на‏ ‎мой ‎взгляд,‏ ‎постановка‏ ‎опер ‎и ‎балетов‏ ‎Петра ‎Ильича‏ ‎Чайковского ‎здесь, ‎на ‎его‏ ‎родине.‏ ‎Это ‎постановки‏ ‎такого ‎высокого‏ ‎уровня ‎и ‎класса, ‎что ‎будь‏ ‎Чайковский‏ ‎жив, ‎он‏ ‎порадовался ‎бы‏ ‎несомненно.
Филипп ‎Разенков
Владислав ‎Анисенков- ‎это ‎масштабная‏ ‎творческая‏ ‎личность,‏ ‎которого ‎я‏ ‎считаю ‎своим‏ ‎учителем, ‎с‏ ‎которым‏ ‎мне ‎посчастливилось‏ ‎работать ‎все ‎годы ‎после ‎окончания‏ ‎ГИТИСа ‎в‏ ‎2011‏ ‎году. ‎В ‎2012‏ ‎году ‎у‏ ‎меня ‎была ‎премьера ‎в‏ ‎Ижевске‏ ‎- ‎опера‏ ‎«Аида». ‎За‏ ‎шесть ‎лет ‎каждая ‎работа ‎с‏ ‎мастером‏ ‎была ‎для‏ ‎меня ‎этапной,‏ ‎значимой. ‎Это ‎и ‎уже ‎перечисленные‏ ‎спектакли,‏ ‎и‏ ‎выездной ‎спектакль‏ ‎«Дни ‎и‏ ‎ночи ‎блокадного‏ ‎Ленинграда»,‏ ‎и ‎спектакль‏ ‎на ‎музыку ‎Таривердиева ‎«На ‎Тихорецкую‏ ‎состав ‎отправится»,‏ ‎и‏ ‎«Царская ‎невеста» ‎-‏ ‎вершина ‎и‏ ‎некий ‎итог ‎его ‎творчества.‏ ‎В‏ ‎этом ‎спектакле‏ ‎уже ‎чувствовалось,‏ ‎что ‎человек ‎внутренне ‎готов ‎к‏ ‎уходу.‏ ‎В ‎этот‏ ‎спектакль ‎он‏ ‎вложил ‎максимум ‎своего ‎профессионализма ‎и‏ ‎максимум‏ ‎своего‏ ‎человеческого ‎и‏ ‎духовного ‎опыта.
филипп‏ ‎Разенков

К ‎глубокому‏ ‎сожалению‏ ‎нам ‎остались‏ ‎пусть ‎и ‎прекрасные ‎воспоминания, ‎но‏ ‎всё ‎же‏ ‎воспоминания‏ ‎об ‎уникальном ‎талантливом‏ ‎мастере, ‎честном‏ ‎художнике, ‎чутком ‎человеке.


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048