r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Альфонс Муха. Художник-сенсация: истории из жизни

Творчество ‎чешского‏ ‎художника ‎Альфонса ‎Мухи — эталон ‎стиля ‎.‏ ‎Плавные, ‎текучие‏ ‎линии,‏ ‎прекрасные ‎женщины, ‎смешение‏ ‎мотивов ‎Востока‏ ‎и ‎Запада, ‎витражность ‎контуров,‏ ‎выразительные‏ ‎обрамления ‎в‏ ‎виде ‎арок‏ ‎и ‎цветочных ‎гирлянд ‎— ‎все‏ ‎это‏ ‎знаменитый ‎«стиль‏ ‎Мухи», ‎такой‏ ‎узнаваемый, ‎такой ‎притягательный. ‎Мы ‎вспоминаем‏ ‎о‏ ‎самых‏ ‎ярких ‎страницах‏ ‎его ‎жизни.

Божественное‏ ‎провидение. ‎В‏ ‎детстве‏ ‎будущий ‎художник‏ ‎проявил ‎замечательный ‎талант ‎к ‎пению‏ ‎и ‎в‏ ‎12‏ ‎лет ‎стал ‎певчим‏ ‎в ‎хоре‏ ‎мальчиков ‎капеллы ‎собора ‎Св.‏ ‎Петра‏ ‎и ‎Павла‏ ‎в ‎Брно,‏ ‎а ‎пенсион ‎дал ‎ему ‎возможность‏ ‎параллельно‏ ‎обучаться ‎в‏ ‎гимназии. ‎Через‏ ‎пять ‎лет ‎юношу ‎исключили ‎за‏ ‎неуспеваемость.‏ ‎Опечаленный‏ ‎этим ‎событием,‏ ‎Альфонс ‎поехал‏ ‎домой ‎в‏ ‎Иванчице,‏ ‎а ‎по‏ ‎дороге ‎заехал ‎навестить ‎друга, ‎который‏ ‎жил ‎в‏ ‎городке‏ ‎Усти-над-Орлице. ‎Что ‎привело‏ ‎Муху ‎по‏ ‎своды ‎местной ‎церкви ‎святого‏ ‎Вацлава?‏ ‎Желание ‎покаяться‏ ‎в ‎грехах?‏ ‎Успокоить ‎ум ‎и ‎чувства ‎перед‏ ‎неприятной‏ ‎встречей ‎с‏ ‎отцом? ‎Этого‏ ‎мы ‎уже ‎не ‎узнаем. ‎Но‏ ‎именно‏ ‎здесь‏ ‎он ‎увидел‏ ‎фреску, ‎написанную‏ ‎местным ‎художником‏ ‎Яном‏ ‎Умлауфом ‎(1825−1916),‏ ‎выполненную ‎в ‎традиции ‎чешского ‎.‏ ‎Осознание ‎того,‏ ‎что‏ ‎его ‎современник, ‎художник,‏ ‎способен ‎зарабатывать‏ ‎на ‎жизнь ‎живописью, ‎подтолкнуло‏ ‎Альфонса‏ ‎Муху ‎к‏ ‎осуществлению ‎давней‏ ‎мечты ‎— ‎он ‎решает ‎стать‏ ‎профессиональным‏ ‎художником.

Полную ‎биографию‏ ‎Альфонса ‎Мухи‏ ‎вы ‎найдете ‎здесь

Год ‎спустя, ‎после‏ ‎неудачного‏ ‎поступления‏ ‎в ‎Пражскую‏ ‎академию ‎искусств,‏ ‎Муха ‎некоторое‏ ‎время‏ ‎служит ‎писарем‏ ‎в ‎родном ‎городе, ‎совмещая ‎любовь‏ ‎к ‎театру‏ ‎и‏ ‎рисованию ‎с ‎работой.‏ ‎В ‎1879‏ ‎году ‎19-летний ‎Муха ‎становится‏ ‎учеником‏ ‎художника-декоратора ‎в‏ ‎венской ‎театральной‏ ‎компании ‎Kautsky-Brioschi-Burghardt.

Истоки ‎стиля

По ‎вечерам, ‎когда‏ ‎театр‏ ‎зажигал ‎огни‏ ‎рампы, ‎Альфонс‏ ‎Муха ‎посещал ‎вечерние ‎художественные ‎курсы‏ ‎или‏ ‎шел‏ ‎смотреть ‎очередную‏ ‎выставку ‎современного‏ ‎искусства. ‎Особенно‏ ‎нравился‏ ‎Мухе ‎художник‏ ‎Ганс ‎Макарт (1840−1884), признанный ‎лидер ‎художественной ‎жизни‏ ‎Вены. ‎Помимо‏ ‎живописи,‏ ‎Макарт, ‎которого ‎называли‏ ‎«волшебником ‎цвета»,‏ ‎мастером ‎аллегории ‎и ‎исторического‏ ‎жанра,‏ ‎занимался ‎дизайном‏ ‎интерьеров, ‎мебели,‏ ‎костюмов, ‎его ‎работы ‎украшали ‎многие‏ ‎общественные‏ ‎места. ‎Он‏ ‎был ‎настолько‏ ‎популярен, ‎что ‎его ‎стиль, ‎основанный‏ ‎на‏ ‎дизайне‏ ‎и ‎эстетизме,‏ ‎так ‎и‏ ‎называли ‎—‏ ‎«стиль‏ ‎Макарта».

Судьбоносный ‎портрет

В‏ ‎1881 ‎году ‎венский ‎Рингтеатр, ‎основной‏ ‎заказчик ‎театральной‏ ‎компании‏ ‎Kautsky-Brioschi-Burghardt, ‎сгорел. ‎Это‏ ‎трагическое ‎событие‏ ‎потрясло ‎Альфонса, ‎и ‎после‏ ‎роспуска‏ ‎мастерской ‎он‏ ‎с ‎легким‏ ‎сердцем ‎и ‎пустым ‎кошельком ‎покинул‏ ‎Вену.‏ ‎Муха ‎сел‏ ‎на ‎поезд‏ ‎и ‎уехал ‎на ‎север ‎—‏ ‎настолько‏ ‎далеко,‏ ‎насколько ‎хватило‏ ‎денег ‎на‏ ‎билет. ‎Городок‏ ‎Микулов,‏ ‎расположенный ‎между‏ ‎Веной ‎и ‎Брно, ‎стал ‎его‏ ‎следующим ‎прибежищем.‏ ‎Скудные‏ ‎заказы ‎на ‎портреты‏ ‎местных ‎буржуа,‏ ‎театральные ‎декорации ‎и ‎даже‏ ‎оформление‏ ‎кладбищенских ‎надгробий‏ ‎— ‎Муха‏ ‎брался ‎за ‎любую ‎работу. ‎Кто‏ ‎знает,‏ ‎как ‎бы‏ ‎повернулась ‎дальнейшая‏ ‎судьба ‎художника, ‎если ‎бы ‎не‏ ‎конфуз?

На‏ ‎берегу‏ ‎- ‎Альфонс‏ ‎Муха, ‎1900,‏ ‎16 ‎х‏ ‎32‏ ‎см.

В ‎местной‏ ‎книжной ‎лавке ‎Муха ‎поместил ‎на‏ ‎продажу ‎портрет‏ ‎с‏ ‎весьма ‎занятной ‎подписью:‏ ‎«За ‎пять‏ ‎гульденов ‎в ‎отеле ‎„У‏ ‎льва“»,‏ ‎имея, ‎конечно‏ ‎же, ‎ввиду,‏ ‎что ‎любой ‎желающий ‎может ‎сделать‏ ‎у‏ ‎него ‎заказ‏ ‎портрета ‎за‏ ‎эту ‎цену. ‎Однако ‎недвусмысленность ‎подписи‏ ‎и‏ ‎изображения‏ ‎— ‎а‏ ‎на ‎портрете‏ ‎красовалась ‎жена‏ ‎местного‏ ‎врача ‎—‏ ‎привлекла ‎внимание ‎графа ‎Эдуарда ‎Куэна‏ ‎Беласи. ‎В‏ ‎итоге‏ ‎он ‎познакомился ‎с‏ ‎Мухой, ‎оценил‏ ‎его ‎талант, ‎и ‎сделал‏ ‎заказ:‏ ‎поручил ‎создать‏ ‎серию ‎фресок‏ ‎для ‎его ‎резиденции ‎в ‎замке‏ ‎Эммахоф,‏ ‎а ‎позже‏ ‎— ‎росписи‏ ‎в ‎родовом ‎замке ‎в ‎Тироле.‏ ‎Благодаря‏ ‎покровительству‏ ‎графа ‎(Беласи‏ ‎был ‎художником-любителем)‏ ‎Муха ‎вместе‏ ‎с‏ ‎ним ‎посетил‏ ‎Венецию, ‎Флоренцию ‎и ‎Милан, ‎где‏ ‎часами ‎пропадал‏ ‎в‏ ‎музеях ‎и ‎был‏ ‎представлен ‎многим‏ ‎художникам. ‎В ‎сентябре ‎1885‏ ‎года‏ ‎Альфонс ‎Муха‏ ‎приехал ‎в‏ ‎Мюнхен. ‎Граф ‎оплатил ‎его ‎обучение‏ ‎в‏ ‎Академии ‎художеств,‏ ‎а ‎позже‏ ‎— ‎учебу ‎в ‎Академии ‎Жюлиана‏ ‎и‏ ‎Академии‏ ‎Коларосси ‎в‏ ‎Париже.

Париж: ‎иллюстрации,‏ ‎фотографии ‎и‏ ‎фисгармония

Альфонс‏ ‎Муха ‎начал‏ ‎свою ‎карьеру ‎во ‎французской ‎столице,‏ ‎иллюстрируя ‎популярные‏ ‎журналы.‏ ‎В ‎1890 ‎и‏ ‎1891 ‎годах‏ ‎он ‎работал ‎на ‎еженедельный‏ ‎журнал‏ ‎La ‎Vie,‏ ‎печатавший ‎романы‏ ‎с ‎продолжением, ‎и ‎вскоре ‎его‏ ‎работа‏ ‎попала ‎на‏ ‎обложку ‎издания.‏ ‎Для ‎Le ‎Petit ‎Français ‎Illustré‏ ‎он‏ ‎изображал‏ ‎драматические ‎исторические‏ ‎сцены. ‎Возросший‏ ‎доход ‎позволил‏ ‎Мухе‏ ‎приобрести ‎вожделенную‏ ‎фисгармонию ‎и ‎снова ‎заняться ‎музыкой.

Еще‏ ‎одним ‎увлечением‏ ‎художника‏ ‎стала ‎фотография. ‎Муха‏ ‎купил ‎свою‏ ‎первую ‎фотокамеру, ‎способную ‎делать‏ ‎снимки‏ ‎10×15 ‎см,‏ ‎и ‎стал‏ ‎использовать ‎ее ‎не ‎только ‎для‏ ‎съемки‏ ‎себя ‎и‏ ‎друзей, ‎но‏ ‎и ‎фотографирования ‎моделей ‎в ‎нужных‏ ‎ему‏ ‎позах.‏ ‎Не ‎конкурента,‏ ‎но ‎замечательного‏ ‎помощника ‎видел‏ ‎в‏ ‎фотокамере ‎Муха.‏ ‎Художник ‎сам ‎проявлял ‎негативы ‎и‏ ‎наносил ‎на‏ ‎небольшие‏ ‎отпечатки ‎карандашную ‎сетку,‏ ‎чтобы ‎впоследствии‏ ‎перевести ‎изображение ‎в ‎более‏ ‎крупный‏ ‎формат ‎по‏ ‎клеточкам. ‎Фотоархив‏ ‎Мухи ‎насчитывал ‎более ‎полутора ‎тысяч‏ ‎отпечатков,‏ ‎экспонированных ‎пластин‏ ‎и ‎негативов.

Студия‏ ‎Альфонса ‎Мухи ‎на ‎улице ‎Валь-де-Грас.‏ ‎1896

Великая‏ ‎Сара‏ ‎Бернар

Знаменитая ‎актриса‏ ‎Сара ‎Бернар‏ ‎после ‎очередного‏ ‎мирового‏ ‎турне ‎вернулась‏ ‎в ‎Париж ‎и ‎решила ‎вложить‏ ‎деньги ‎в‏ ‎собственный‏ ‎театр. ‎В ‎1893‏ ‎году ‎она‏ ‎заплатила ‎700 ‎тысяч ‎франков‏ ‎за‏ ‎Театр ‎Возрождения‏ ‎(Théâtre ‎de‏ ‎la ‎Renaissance) ‎и ‎следующие ‎шесть‏ ‎лет‏ ‎была ‎его‏ ‎художественным ‎руководителем‏ ‎и ‎ведущей ‎актрисой. ‎Бернар ‎вникала‏ ‎во‏ ‎все‏ ‎мелочи ‎театральной‏ ‎жизни, ‎и‏ ‎однажды ‎столкнулась‏ ‎с‏ ‎проблемой: ‎для‏ ‎возобновленного ‎показа ‎спектакля ‎«Жизмонда» ‎не‏ ‎были ‎вовремя‏ ‎заказаны‏ ‎афиши. ‎Обнаружилось ‎это‏ ‎на ‎второй‏ ‎день ‎после ‎Рождества, ‎и‏ ‎вышло‏ ‎так, ‎что‏ ‎в ‎типографии‏ ‎Лемерсье ‎от ‎«горящего» ‎заказа ‎отказались‏ ‎все,‏ ‎кроме ‎Альфонса‏ ‎Мухи.


Афиша ‎к‏ ‎пьесе ‎"Жисмонда" ‎с ‎Сарой ‎Бернар‏ ‎-‏ ‎Альфонс‏ ‎Муха

Ради ‎«божественной‏ ‎Сары» ‎можно‏ ‎было ‎поработать‏ ‎и‏ ‎в ‎праздники.‏ ‎Художник ‎взял ‎в ‎аренду ‎цилиндр‏ ‎и ‎смокинг,‏ ‎отправился‏ ‎в ‎театр ‎на‏ ‎спектакль, ‎засел‏ ‎за ‎работу ‎и ‎выполнил‏ ‎заказ‏ ‎за ‎сутки.‏ ‎Результат ‎привел‏ ‎в ‎ужас ‎де ‎Брунхоффа, ‎руководителя‏ ‎типографии‏ ‎Лемерсье, ‎и‏ ‎в ‎восторг‏ ‎— ‎саму ‎Сару ‎Бернар. ‎Пятидесятилетняя‏ ‎актриса‏ ‎предстала‏ ‎перед ‎зрителями‏ ‎в ‎полный‏ ‎рост ‎—‏ ‎прекрасная‏ ‎женщина, ‎полная‏ ‎сил ‎и ‎жизни, ‎истинный ‎объект‏ ‎восторга ‎и‏ ‎почитания.‏ ‎Как ‎писал ‎журналист‏ ‎Жером ‎Дусе,‏ ‎«это ‎триумф ‎шелка, ‎золота‏ ‎и‏ ‎драгоценных ‎камней,‏ ‎это ‎богатство,‏ ‎брошенное ‎на ‎сомнительную ‎белизну ‎стен‏ ‎нашего‏ ‎города». ‎

После‏ ‎знакомства ‎Сара‏ ‎Бернар ‎предложила ‎Мухе ‎контракт, ‎по‏ ‎которому‏ ‎он‏ ‎становился ‎декоратором‏ ‎и ‎художником‏ ‎по ‎костюмам‏ ‎в‏ ‎Театре ‎Возрождения,‏ ‎а ‎также ‎создателем ‎всей ‎печатной‏ ‎продукции, ‎включая‏ ‎афиши‏ ‎и ‎буклеты. ‎Ежемесячный‏ ‎гонорар ‎Мухи‏ ‎был ‎очень ‎щедр ‎—‏ ‎3‏ ‎тысячи ‎франков,‏ ‎плюс ‎полторы‏ ‎тысячи ‎за ‎каждую ‎новую ‎афишу.

Сара‏ ‎Бернар‏ ‎в ‎спектакле‏ ‎"Жизмонда". ‎Фото‏ ‎ателье ‎Надара. ‎@BnF

Альфонс ‎Муха. ‎«Сара‏ ‎Бернар‏ ‎в‏ ‎роли ‎Медеи».‏ ‎1898

Размеры ‎афиш‏ ‎в ‎исполнении‏ ‎Мухи‏ ‎были ‎огромными,‏ ‎вытянутыми ‎на ‎японский ‎манер ‎—‏ ‎два ‎метра‏ ‎в‏ ‎высоту, ‎и ‎печатались‏ ‎они ‎на‏ ‎двух ‎листах. ‎Потрясающая ‎красота‏ ‎афиш,‏ ‎изображавших ‎знаменитую‏ ‎актрису, ‎привела‏ ‎к ‎тому, ‎что ‎после ‎очередной‏ ‎расклейки‏ ‎поклонники ‎аккуратно‏ ‎обрывали ‎или‏ ‎срезали ‎замечательные ‎литографии ‎с ‎афишных‏ ‎тумб.‏ ‎Это‏ ‎натолкнуло ‎Сару‏ ‎Бернар ‎на‏ ‎удачный ‎финансовый‏ ‎ход,‏ ‎и ‎после‏ ‎очередного ‎тиража ‎часть ‎афиш ‎оставляли‏ ‎в ‎театре‏ ‎для‏ ‎продажи ‎коллекционерам ‎—‏ ‎на ‎них‏ ‎было ‎выручено ‎около ‎130‏ ‎тысяч‏ ‎франков.

Автопортрет ‎в‏ ‎ателье ‎на‏ ‎улице ‎Валь-де-Грас. ‎Альфонс ‎Муха. ‎1896−1897

Художник-сенсация

Сотрудничество‏ ‎с‏ ‎Сарой ‎Бернар‏ ‎вознесло ‎Альфонса‏ ‎Муху ‎на ‎самые ‎вершины ‎парижского‏ ‎мира‏ ‎иллюстрации‏ ‎и ‎дизайна.‏ ‎Он ‎стал‏ ‎практически ‎воплощением‏ ‎стиля‏ ‎модерн, ‎его‏ ‎квинтэссенцией. ‎Параллельно ‎с ‎работой ‎в‏ ‎театре ‎художник‏ ‎разрабатывал‏ ‎этикетки ‎и ‎рекламные‏ ‎плакаты, ‎календари‏ ‎и ‎упаковки ‎для ‎самой‏ ‎разнообразной‏ ‎продукции. ‎Духи‏ ‎и ‎мыло,‏ ‎печенье ‎и ‎папиросная ‎бумага, ‎обивочные‏ ‎ткани,‏ ‎сигареты, ‎шампанское…‏ ‎По ‎эскизам‏ ‎Мухи ‎был ‎расписан ‎кафель ‎в‏ ‎ванных‏ ‎комнатах‏ ‎«Восточного ‎экспресса».‏ ‎Роскошные ‎«женщины‏ ‎Мухи» ‎с‏ ‎легкостью‏ ‎продавали ‎практически‏ ‎любую ‎продукцию. ‎Его ‎личный ‎стиль‏ ‎был ‎настолько‏ ‎узнаваем,‏ ‎что ‎его ‎так‏ ‎и ‎называли‏ ‎— ‎«стиль ‎Мухи».

Реклама ‎мыла‏ ‎Bagnelet‏ ‎- ‎Альфонс‏ ‎Муха, ‎1897,‏ ‎51,5 ‎х ‎37 ‎см.

С ‎1896‏ ‎года‏ ‎Муха ‎в‏ ‎сотрудничестве ‎с‏ ‎типографией ‎Фердинанда ‎Шампенуа ‎разрабатывает ‎серии‏ ‎декоративных‏ ‎панно‏ ‎в ‎формате‏ ‎квадриптиха, ‎из‏ ‎которых ‎наибольшую‏ ‎популярность‏ ‎получили ‎«Четыре‏ ‎времени ‎суток», ‎«Четыре ‎цветка», ‎«Четыре‏ ‎времени ‎года».‏ ‎Коллекционеры‏ ‎мечтают ‎заполучить ‎очередные‏ ‎работы. ‎Муха‏ ‎работает ‎в ‎поте ‎лица‏ ‎до‏ ‎глубокой ‎ночи‏ ‎— ‎всего‏ ‎было ‎создано ‎около ‎50 ‎художественных‏ ‎серий.

Альфонс‏ ‎Муха. ‎«Четыре‏ ‎времени ‎суток»

Шампенуа‏ ‎печатает ‎дешевые ‎и ‎дорогие ‎варианты‏ ‎популярных‏ ‎панно,‏ ‎выпускает ‎около‏ ‎150 ‎почтовых‏ ‎открыток, ‎на‏ ‎которых‏ ‎работы ‎Мухи,‏ ‎воплощение ‎всей ‎роскоши ‎Belle ‎Époque,‏ ‎буквально ‎разлетаются‏ ‎по‏ ‎миру. ‎Несмотря ‎на‏ ‎возросшие ‎доходы‏ ‎(гонорар ‎«от ‎Шампенуа» ‎—‏ ‎4‏ ‎тысячи ‎франков‏ ‎в ‎месяц!),‏ ‎художник ‎не ‎знал ‎покоя. ‎Многое‏ ‎он‏ ‎просто ‎не‏ ‎успевал ‎физически,‏ ‎а ‎ведь ‎надо ‎было ‎уделить‏ ‎время‏ ‎и‏ ‎гостям! ‎В‏ ‎новую ‎студию‏ ‎Мюша, ‎как‏ ‎его‏ ‎называли ‎на‏ ‎французский ‎лад, ‎приходили ‎решительно ‎все:‏ ‎друзья-художники ‎и‏ ‎модели,‏ ‎издатели ‎и ‎торговцы,‏ ‎здесь ‎же‏ ‎проводились ‎спиритические ‎сеансы.

Альфонс ‎Муха.‏ ‎«Луна‏ ‎и ‎звезды»

Актриса,‏ ‎художник ‎и‏ ‎ювелирВ ‎1898 ‎году ‎молодой ‎парижский‏ ‎ювелир‏ ‎Жорж ‎Фуке‏ ‎увидел ‎афишу‏ ‎с ‎Сарой ‎Бернар ‎к ‎спектаклю‏ ‎«Медея».‏ ‎Особое‏ ‎внимание ‎Фуке‏ ‎привлек ‎браслет‏ ‎в ‎форме‏ ‎змеи,‏ ‎обвивающий ‎руку‏ ‎Медеи. ‎Сара ‎Бернар ‎захотела ‎иметь‏ ‎такое ‎украшение‏ ‎и‏ ‎заказала ‎Жоржу ‎Фуке‏ ‎сделать ‎браслет‏ ‎по ‎эскизу ‎Альфонса ‎Мухи.‏ ‎Актриса‏ ‎надевала ‎браслет‏ ‎на ‎спектакли,‏ ‎когда ‎играла ‎Медею ‎и ‎Клеопатру.‏ ‎Он‏ ‎идеально ‎подходил‏ ‎для ‎ролей‏ ‎роковых ‎женщин ‎и ‎производил ‎впечатление‏ ‎зловещего‏ ‎«древневосточного»‏ ‎амулета.

Жорж ‎Фуке.‏ ‎Золотой ‎браслет‏ ‎«Медея» ‎с‏ ‎кольцом.‏ ‎1899. ‎Городской‏ ‎Музей ‎в ‎Сакаи, ‎Япония

Фуке ‎предложил‏ ‎Альфонсу ‎Мухе‏ ‎сотрудничество‏ ‎— ‎и ‎художник‏ ‎согласился. ‎По‏ ‎его ‎эскизам ‎создавались ‎браслеты,‏ ‎подвесы,‏ ‎броши. ‎В‏ ‎1895 ‎году‏ ‎Сара ‎Бернар ‎играла ‎Мелисинду ‎в‏ ‎пьесе‏ ‎Эдмона ‎Ростана‏ ‎«Принцесса ‎Греза»,‏ ‎и ‎для ‎этого ‎образа ‎Альфонс‏ ‎Муха‏ ‎создал‏ ‎прекрасный ‎дизайн‏ ‎— ‎тиару‏ ‎с ‎лилиями‏ ‎и‏ ‎подвеску. ‎Украшения‏ ‎по ‎его ‎эскизам ‎украсили ‎стенд‏ ‎дома ‎Фуке‏ ‎на‏ ‎Всемирной ‎выставке ‎в‏ ‎Париже ‎в‏ ‎1900 ‎году.

Сара ‎Бернар ‎в‏ ‎роли‏ ‎Мелисинды ‎в‏ ‎спектакле ‎"Принцесса‏ ‎Греза"

Венцом ‎сотрудничества ‎Фуке ‎и ‎Мухи‏ ‎стал‏ ‎дизайн ‎нового‏ ‎ювелирного ‎салона‏ ‎в ‎стиле ‎ар-нуво, ‎который ‎открылся‏ ‎на‏ ‎улице‏ ‎Руаяль ‎в‏ ‎1901 ‎году.‏ ‎Публика ‎была‏ ‎в‏ ‎восторге: ‎фасад‏ ‎украсили ‎роскошные ‎«женщины ‎Мухи», ‎интерьер‏ ‎был ‎наполнен‏ ‎декором‏ ‎с ‎цветочными ‎и‏ ‎природными ‎мотивами.‏ ‎Камин, ‎фонтан, ‎изысканная ‎мебель,‏ ‎бронзовые‏ ‎скульптуры, ‎оригинальные‏ ‎витрины, ‎витражи,‏ ‎мозаичный ‎пол…

Когда ‎модерн ‎вышел ‎из‏ ‎моды,‏ ‎Жорж ‎Фуке‏ ‎бережно ‎демонтировал‏ ‎все ‎элементы ‎интерьера, ‎а ‎в‏ ‎1941‏ ‎году‏ ‎всю ‎эту‏ ‎роскошь ‎получил‏ ‎в ‎подарок‏ ‎парижский‏ ‎музей ‎Карнавале.‏ ‎В ‎1989 ‎году ‎в ‎одном‏ ‎из ‎залов‏ ‎музея‏ ‎интерьер ‎ювелирного ‎дома‏ ‎Фуке, ‎разработанный‏ ‎Альфонсом ‎Мухой, ‎был ‎воссоздан‏ ‎до‏ ‎мельчайших ‎подробностей.

Любовь‏ ‎не ‎только‏ ‎к ‎родине


Любовь ‎всей ‎своей ‎жизни‏ ‎Муха‏ ‎обрел ‎на‏ ‎родине. ‎Причем,‏ ‎как ‎пишут, ‎не ‎по ‎своей‏ ‎инициативе:‏ ‎молодая‏ ‎девушка, ‎чешка‏ ‎по ‎национальности,‏ ‎увидела ‎художника,‏ ‎бывшего‏ ‎старше ‎ее‏ ‎на ‎20 ‎лет, ‎в ‎пражском‏ ‎Национальном ‎театре.‏ ‎Импозантный‏ ‎мужчина ‎привлек ‎ее‏ ‎внимание: ‎Мария‏ ‎добивается ‎новой ‎встречи ‎и‏ ‎знакомится‏ ‎с ‎мастером,‏ ‎который ‎давно‏ ‎мечтал ‎найти ‎«чешское ‎сердце, ‎чешскую‏ ‎девушку».‏ ‎Она ‎позирует,‏ ‎он ‎называет‏ ‎ее ‎на ‎чешский ‎манер ‎«Марушкой»‏ ‎и‏ ‎считает‏ ‎всех ‎женщин,‏ ‎бывших ‎с‏ ‎ним ‎до‏ ‎нее‏ ‎— ‎«чужими».‏ ‎По ‎духу, ‎по ‎склонности, ‎по‏ ‎влечению. ‎Муха‏ ‎пишет‏ ‎возлюбленной: ‎«Как ‎прекрасно‏ ‎и ‎отрадно‏ ‎жить ‎для ‎кого-то, ‎до‏ ‎тебя‏ ‎у ‎меня‏ ‎была ‎только‏ ‎одна ‎святыня ‎— ‎наша ‎родина,‏ ‎а‏ ‎сейчас ‎я‏ ‎поставил ‎алтарь‏ ‎и ‎для ‎тебя, ‎дорогая, ‎молюсь‏ ‎на‏ ‎вас‏ ‎обеих…».

Портрет ‎Марушки‏ ‎- ‎жены‏ ‎художника, ‎Альфонс‏ ‎Муха,‏ ‎1905, ‎50,7‏ ‎х ‎32,1 ‎см.

У ‎четы ‎рождаются‏ ‎дети: ‎Ярослава‏ ‎и‏ ‎Иржи.На ‎фото ‎—‏ ‎Ярослава ‎и‏ ‎Иржи ‎с ‎мамой, ‎супругой‏ ‎Мухи‏ ‎Марушкой ‎(фото‏ ‎— ‎Mucha‏ ‎Foundation)

Чешская ‎независимость ‎и ‎«муховки»

Альфонс ‎Муха‏ ‎родился‏ ‎в ‎самый‏ ‎разгар ‎возрождения‏ ‎чешского ‎национального ‎самосознания ‎и ‎вырос‏ ‎ярым‏ ‎сторонником‏ ‎независимости ‎и‏ ‎самоопределения ‎своей‏ ‎родины. ‎В‏ ‎1918‏ ‎году ‎художник‏ ‎принял ‎срочный ‎заказ ‎первого ‎правительства‏ ‎независимой ‎Чехословакии‏ ‎на‏ ‎разработку ‎новых ‎банкнот,‏ ‎а ‎также‏ ‎герба, ‎правительственных ‎бланков ‎и‏ ‎почтовой‏ ‎продукции. ‎

15 апреля‏ ‎1919 ‎года‏ ‎была ‎выпущена ‎первая ‎банкнота ‎достоинством‏ ‎100‏ ‎чешских ‎крон,‏ ‎позже ‎были‏ ‎отпечатаны ‎банкноты ‎номиналом ‎в ‎10,‏ ‎20,‏ ‎50,‏ ‎100 ‎и‏ ‎500 ‎крон.‏ ‎Огромное ‎количество‏ ‎сложных‏ ‎узорных ‎комбинаций‏ ‎говорит ‎о ‎том, ‎что ‎Муха‏ ‎стал ‎одним‏ ‎из‏ ‎первых ‎художников-бонистов, ‎который‏ ‎уделял ‎большое‏ ‎внимание ‎защите ‎купюр ‎от‏ ‎возможной‏ ‎подделки. ‎Чехам‏ ‎очень ‎понравились‏ ‎новые ‎деньги, ‎которые ‎в ‎честь‏ ‎их‏ ‎создателя ‎в‏ ‎народе ‎называли‏ ‎«муховки».

«Славянская ‎эпопея» ‎— ‎главный ‎проект‏ ‎художника

Над‏ ‎грандиозным‏ ‎циклом ‎картин‏ ‎«Славянская ‎эпопея»‏ ‎Альфонс ‎Муха‏ ‎трудился‏ ‎около ‎20‏ ‎лет ‎и ‎впервые ‎обнародовал ‎его‏ ‎в ‎полном‏ ‎объеме‏ ‎в ‎1928 ‎году,‏ ‎во ‎время‏ ‎празднования ‎10 ‎годовщины ‎независимости‏ ‎Чехословакии.‏ ‎В ‎него‏ ‎вошли ‎батальные‏ ‎сцены, ‎исторические ‎и ‎религиозные ‎эпизоды‏ ‎из‏ ‎общего ‎прошлого‏ ‎чехов, ‎русских‏ ‎и ‎болгар. ‎Средства ‎для ‎реализации‏ ‎проекта‏ ‎предоставил‏ ‎Мухе ‎американец-славянофил‏ ‎Чарльз ‎Крейн,‏ ‎и, ‎по‏ ‎взаимному‏ ‎согласию, ‎все‏ ‎работы ‎были ‎переданы ‎в ‎дар‏ ‎чешской ‎столице‏ ‎—‏ ‎Праге.

Альфонс ‎Муха ‎работает‏ ‎над ‎«Славянской‏ ‎эпопеей». ‎1920

…Для ‎создания ‎столь‏ ‎масштабной‏ ‎работы ‎Мухе‏ ‎требуется ‎поистине‏ ‎огромная ‎студия. ‎После ‎усиленных ‎поисков‏ ‎в‏ ‎1911 ‎году‏ ‎художник ‎находит‏ ‎подходящее ‎помещение. ‎Это ‎замок ‎Збирог,‏ ‎расположенный‏ ‎между‏ ‎Прагой ‎и‏ ‎Пльзенем. ‎Перестроенный‏ ‎из ‎старой‏ ‎крепости‏ ‎эксцентричным ‎немецким‏ ‎магнатом, ‎замок ‎Збирог ‎представлял ‎собой‏ ‎строения ‎в‏ ‎стиле‏ ‎нового ‎ренессанса. ‎А‏ ‎главное ‎—‏ ‎там ‎были ‎подходящие ‎залы:‏ ‎для‏ ‎«Славянской ‎эпопеи»‏ ‎Муха ‎приобрел‏ ‎холсты ‎максимально ‎возможного ‎размера ‎—‏ ‎6×8‏ ‎метров.

Славяне ‎на‏ ‎своей ‎земле‏ ‎- ‎Альфонс ‎Муха, ‎610-Х ‎810‏ ‎см.

Семья‏ ‎художника‏ ‎— ‎любимая‏ ‎жена ‎и‏ ‎модель ‎Мария‏ ‎Хитилова‏ ‎и ‎дети,‏ ‎дочь ‎Ярослава ‎и ‎сын ‎Иржи‏ ‎— ‎поселилась‏ ‎в‏ ‎задних ‎покоях ‎пустующего‏ ‎замка. ‎После‏ ‎долгих ‎консультаций ‎с ‎ведущими‏ ‎историками‏ ‎и ‎поездок‏ ‎в ‎Польшу,‏ ‎Галицию ‎и ‎Россию, ‎на ‎Балканы,‏ ‎в‏ ‎монастыри ‎Греции,‏ ‎вооружившись ‎фактами,‏ ‎фотографиями ‎и ‎зарисовками, ‎Альфонс ‎Муха‏ ‎приступает‏ ‎к‏ ‎работе ‎над‏ ‎главным ‎трудом‏ ‎своей ‎жизни.

Ведение‏ ‎славянской‏ ‎литургии. ‎Из‏ ‎цикла ‎«Славянская ‎эпопея» ‎- ‎Альфонс‏ ‎Муха, ‎1912

Десять‏ ‎полотен‏ ‎Муха ‎посвятил ‎истории‏ ‎Чехии, ‎остальные‏ ‎десять ‎— ‎истории ‎других‏ ‎славянских‏ ‎народов. ‎Исторические‏ ‎сцены ‎переплетаются‏ ‎с ‎мифологическими ‎видениями, ‎патетика ‎перемежается‏ ‎драматизмом.‏ ‎Ежедневно ‎художник‏ ‎проводит ‎по‏ ‎9−10 ‎часов ‎на ‎лесах, ‎а‏ ‎жители‏ ‎деревни‏ ‎Збирог ‎принимают‏ ‎в ‎работе‏ ‎над ‎полотнами‏ ‎самое‏ ‎непосредственное ‎участие‏ ‎на ‎протяжении ‎18 ‎лет ‎—‏ ‎позируют ‎художнику‏ ‎в‏ ‎исторических ‎доспехах ‎и‏ ‎костюмах. ‎Моделью‏ ‎для ‎многих ‎женских ‎персонажей‏ ‎была‏ ‎любимая ‎жена‏ ‎Мухи, ‎Марушка,‏ ‎часто ‎позировали ‎дочь ‎и ‎сын.

Печатание‏ ‎Кралицкой‏ ‎Библии ‎в‏ ‎Иванчицах. ‎Из‏ ‎цикла ‎"Славянская ‎эпопея" ‎- ‎Альфонс‏ ‎Муха,‏ ‎1914,‏ ‎610 ‎х‏ ‎810 ‎см.

«Целью‏ ‎моих ‎произведений‏ ‎не‏ ‎было ‎разрушать,‏ ‎а ‎всегда ‎только ‎строить, ‎возводить‏ ‎мосты, ‎так‏ ‎как‏ ‎мы ‎все ‎должны‏ ‎питать ‎надежду,‏ ‎что ‎человечество ‎сблизится. ‎И‏ ‎это‏ ‎сближение ‎будет‏ ‎происходить ‎тем‏ ‎быстрее ‎и ‎проще, ‎чем ‎больше‏ ‎люди‏ ‎узнают ‎друг‏ ‎о ‎друге»‏ ‎— ‎писал ‎Альфонс ‎Муха ‎о‏ ‎своей‏ ‎главной‏ ‎художественной ‎работе.‏ ‎Но ‎следует‏ ‎ли ‎винить‏ ‎современников‏ ‎в ‎том‏ ‎что ‎сближает ‎их ‎не ‎только‏ ‎социальный ‎посыл‏ ‎главного‏ ‎труда ‎жизни ‎мастера,‏ ‎«Славянская ‎эпопея»?‏ ‎Для ‎нас ‎Альфонс ‎Муха‏ ‎был‏ ‎и ‎остается‏ ‎великим ‎художником‏ ‎модерна, ‎создателем ‎замечательной ‎галереи ‎женских‏ ‎фантазийных‏ ‎портретов, ‎которые‏ ‎делают ‎повседневную‏ ‎жизнь ‎более ‎нарядной ‎и ‎эстетичной.

Статья‏ ‎про‏ ‎Альфонса‏ ‎Муху ‎мне‏ ‎понравилась, ‎поэтому‏ ‎публикую ‎на‏ ‎своей‏ ‎площадке. ‎Автор‏ ‎статьи: ‎Рита ‎Лозинская


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048