Искусство трафарета
Что же такое трафарет, и почему в заголовке пост назвал «Искусство трафарета», а потому что даже при помощи одних и тех же простых трафаретных шаблонов, можно создать как интересное законченное художественное произведение, так и чисто простые технические работы в рамках работы художника – оформителя…
ТРАФАРЕТНЫЙ ШАБЛОН
Трафаре́тный рисунок (итал. trafаrо – ажурная работа) — шаблон, использующийся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данных шаблонов. И от того как специалист владеет техникой работы с трафаретными шаблонами, это может быть – альфрейшик – человек не имеющий художественное образование или же художник способный при помощи трафаретов создать законченное художественное произведение.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАФАРЕТНЫХ ШАБЛОНОВ
Разделение трафаретных шаблонов по критериям использования:
· От количества цветов в рисунке, могут быть однослойные и многослойные, когда на каждый цвет вырезается отдельный шаблон и на шаблонах делаются метки, чтобы при печати рисунок идеально совмещался.
· Одноразовые, когда шаблон вырезается на всю композицию один, и вторичного использования не требует, многоразовые, когда по композиции, рисунок многократно повторяется.
· По материалу, из которого трафаретный шаблон изготавливается - офисная бумага, чертежная бумага (ватман), картон, рентгеновские снимки, толстая пленка, плёнка для ламинирования, пленка ПВХ толщиной от 0,1мм и более, бумвинил переплётный, ледерин, малярная лента, чертёжная лента, тонкая фольга, шёлк для техники шёлкографии. Все эти материалы подбираются в зависимости от вида работы для которой трафаретный шаблон необходим.
Пример из личной практики, это была середина семидесятых годов, работал в п.о. «ИЖМАШ», в отделе художественного конструирования, автомобиль автозавода этого объединения, экспонировался на ВДНХ, с кучей надписей, о том, где автомобили этой марки в соревнованиях получили призовые места.
И вот очередное призовое место, руководство п.о. «ИЖМАШ» решило, что это нужно отметить надписью на экспонируемом автомобиле и меня отправили в командировку в Москву, чтобы нужная надпись появилась на автомобиле. Скотча ни на плёнке, ни малярного в стране не существовало, как и слова такого мы не знали, была бумажная липкая чертёжная лента, которую мне и выдали.
А вот это та самая бумажная липкая чертёжная лента, которая совершенно случайно сохранилась с тех давних времён, наводил порядок там, куда давно не заглядывал и вот сюрприз.
На автомобиле выбрал место для надписи, заклеил лентой и закомпоновал текст, прорисовал и скальпелем вырезал, попутно отвечая зрителям, а что же я такое делаю, в данном случае был как бы работающий экспонат выставки. Трафаретил, то есть наносил краску кистью, а чтобы конечный результат выглядел как напечатанный и без подтёков, на кисть брал небольшое количество автомобильной ремонтной югославской эмали, на кусочке фанеры растирал до исчезновения блеска жидкости, а на кисти оставался только пигмент и лёгкими, порхающими движениями наносил на вырезанные элементы трафарета.
Последнее действо, осторожно, кончиком скальпеля подхватывая чертёжную ленту убрал её с плоскости кузова, для зрителей выставки, это был как мастер класс, так как они заинтересованно наблюдали за всеми моими действиями, результат был очень классным, этому способу нанесения краски научился у работников художественно – производственных мастерских, где во время учёбы довольно часто бывал. И не просто бывал, а в качестве форматора помогал преподавателю по скульптуре в его заказных работах.
Найденную чертёжную ленту решил опробовать, не потеряла ли она своих свойств, прошло уже более 45 лет, взял кафельную плитку, выбрал несложный рисунок, плитку заклеил чертёжной лентой, распечатанный рисунок с обратной стороны заштриховал карандашом с мягким графитом, положил заштрихованной стороной на плитку, заклеенную лентой и весь рисунок обвёл шариковой ручкой.
Там, где должен быть на плитке рисунок вырезал канцелярским ножом. Краску использовал сиену натуральную и кисти, которые по сроку хранения, ещё старее нежели липкая чертёжная лента, когда в 1964 - 1969 учился на худграфе, нам в то советское время и кисти , и краску выдавали бесплатно, в настоящее время это довольно дорогое удовольствие постигать азы художественной грамотности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАФАРЕТНЫХ ШАБЛОНОВ
Не смотря на то, что в настоящее время очень большой, разнообразный ассортимент обоев, кафельной плитки, но её стоимость для многих в настоящее время не подъёмна и большим спросом пользуется использование трафаретных шаблонов при создании неповторимой атмосферы, при декорировании интерьеров в своей и не только в своей квартире, а и у тех кто хочет выделиться и создать свой собственный оригинальный интерьер.
Почему пишу «не повторимой», даже если кто то у кого то увидел красиво сформированный интерьер и решил его повторить, повторится характер подхода в его создании, а вот в нюансах он будет другим и опять таки к нему можно будет применить термин «не повторимый».
В ЧЁМ ЖЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАФАРЕТНЫХ ШАБЛОНОВ
· Простота в применении;
· Большое количество орнаментальных композиций, рисунков;
· Возможность создания, используя комбинаторику, из любого элемента, интересную орнаментальную структуру, а этим элементом может быть геометрическая фигура, шрифтовая форма, любая типографская структура;
· Возможность использования трафаретного шаблона на любой поверхности;
· Стена, облицованная орнаментальными формами или рисунками, даже при косметическом ремонте сильно изменяет облик помещения.
Темы орнаментов и рисунков используемых при декорировании стен:
· Орнаментальные узоры;
· Образ древа жизни;
· Образ ваз с цветами и просто ваз;
· Образ разнообразных композиций с растениями;
· Орнаментальные маски;
· Женские образы;
· Декоративно решённые образы представителей фауны.
Из рисунков, взятых из разных тематических групп возможно создание интересных сюжетных комбинаций. Например, бабочки замечательно сочетаются со стрекозами, птицами и цветами. Могут быть и другие группы тем, в обратной связи пишите, о каких темах или же на каких темах, отдельно заострить внимание.
Вот то, что тему бабочек рассмотрю в отдельном посте и об использовании этой темы не только в трафаретном творчестве, но и в других видах декоративно прикладного творчества с примерами использования (взятыми из Pinterest).
Перед тем, как рассматривать темы, небольшой экскурс в мою историю освоения работы с трафаретными шаблонами. Решил сделать косметический ремонт на кухне, рисунок для трафарета выбрал из альбома, с образцами обоев, который знакомый прислал из ФРГ. Это был альбом, используемый торговыми фирмами, для знакомства покупателей с продукцией фирмы выпускающей обои.
Для каждого цвета подготовил трафаретные шаблоны, в качестве краски взял водоэмульсионку, основа на которой замешивал цвета. Работая с водоэмульсионной краской приходилось довольно часто мыть трафаретные шаблоны, но ничего с работой управился успешно, а итог работы понравился и семье, и родственникам, но родственники моему примеру не последовали.
Слева, рисунок из альбома, который был взят в качестве аналога, а справа то, что получилось, и что случайно сохранилось с середины восьмидесятых годов, а сохранилось только по той причине, это был щит из ДСП, прикрывавший сантехническую нишу и этот кусочек щита использовал в качестве перегородки в домике на садовом участке, организуя нишу с полками.
Когда надумал оформить альбом по поездке в Италию в 1974 году, вырезал трафаретные шаблоны орнаментальных форм, которыми успешно пользовался, оформляя страницы альбома, разнообразя их орнаментальными вставками.
В последнее время стало модным делать фото книжки, фото альбомы и полностью собирать их в фото шопе, а затем оставлять в электронном виде или же параллельно к нему делать в материальном виде, но это всё деньги и для кого то не малые, а ведь всё это можно сделать самому с минимальными финансовыми затратами, да ещё и детей привлечь к этому рукотворчеству.
В данном случае речь шла о трафаретных шаблонах, которые вырезаются и где необходимо обязательно предусматривать перемычки или же делать такую графику, где перемычек как бы нет, но они условно существуют в самой графике рисунка.
ШЁЛКОГРАФИЯ
Существует ещё одна трафаретная техника, которой уже не одна тысяча лет и появилась эта техника в связи с необходимостью украшать ткани. Это шёлкография. так как основой для трафаретного шаблона является шёлковая ткань, отсюда и название техники. В своё время в этой технике преуспели финикийцы, китайцы и японцы.
Наносить рисунок в этой технике трафаретной печати можно на любую основу, каждый может освоить её для себя. Между прочим предприятия, специализирующиеся на данной технике печати не принимают заказы в работу, где тираж менее 50 штук, объясняется это тем, что подготовка к нанесению занимает большое количество времени, и для маленьких партий нет смысла настраивать оборудование и подготавливать трафареты (которые тоже имеют немалую стоимость).
В домашних условиях вместо шёлковой сетки можно использовать старые капроновые чулки и сам трафарет прорисовывать вручную, но можно освоить и фотопроцесс, он не сложный. Сам его до сих пор осваивать не пробовал, когда решил опробовать нанесение рисунка на кафельную плитку, с последующим обжигом, попросил знакомого по моему рисунку сделать шёлкографский шаблон.
Керамическую краску (глазурь) замешал с декстриновым клеем, через шёлкографский шаблон нанёс на кафельную плитку и обжёг в печи, а это фотография готовой плитки, которую сделал более 30 лет назад.
В настоящее время профессия художника – оформителя исчезла полностью, цифровые технологии по сути её ликвидировали, а ведь было время, когда вся реклама делалась вручную. У меня самого в трудовой книжке, когда работал в художественно – производственных мастерских, было прописано, что принят на работу художником – оформителем.
Писать тексты вручную кистью, для этого не хватало практики а так, как это делали ветераны мастерских у меня не получалось,опять таки из за отсутствия практики, поэтому для каждой оформительской работы, если её приходилось делать, вырезал специально трафарет того шрифта, который идеально подходил для данной ситуации. Набирать текст покупным трафаретом меня как то коробило, в основном это был журнально – рубленный разных кеглей и очень кондовый.
Думаю, что пора перейти к темам орнаментов и рисунков используемых при декорировании стен.
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ УЗОРЫ
ОБРАЗ ДРЕВА ЖИЗНИ
ОБРАЗ ВАЗ С ЦВЕТАМИ, ЦВЕТОВ И ПРОСТО ВАЗ
ОБРАЗ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ С РАСТЕНИЯМИ
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МАСКИ
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
ДЕКОРАТИВНО РЕШЁННЫЕ ОБРАЗЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФАУНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство трафаретных работ. Это довольно интересная область приложения творческих усилий для самореализации и многие художники находят себя именно в этом виде творчества и для всех тех у кого руки растут из нужного места, сначала попробовать, что то сделать для себя, а затем можно делать на заказ.
В каждой статье помещаю ссылку на полезный материал для ознакомления эта не будет исключением.
С уважением Ровкин
0 комментариев