Магия игральных карт

Когда, где, и как появились игральные карты?
Вопрос интересный, но ответ на него покрыт таким слоем вековой пыли, что разглядеть, что то довольно сложно, в основном всё предположения и ориентироваться можно только по конкретным записям, которые смогли найти, а их не так уж и много. Исследователи, занимающиеся вопросами истории карт и других азартных игр, считают что предшественниками карт и почти всех других игр, были магические палки чародеев.
В далёкие доисторические времена чародеи при гадании подбрасывали свои магические палки и по тому какой из них получался при падении на землю рисунок строили свои умозаключения. Палки ломались, укорачивались, на них вырезались различные знаки, делались засечки. По мнению исследователей эти укороченные палки дали начало первой азартной игре – игре в кости.
За несколько тысячелетий до нашей эры на игральных костях были числовые обозначения. Игральные кости послужили своего рода предшественником появления домино в Китае, это произошло вероятно в десятом веке до нашей эры. А вот домино возможно и было толчком к появлению карт, самое раннее упоминание об игральных картах или домино (иероглиф для этих слов один и тот же) встречается в китайской литературе десятого века, но без указания маркировки карт и игр, в которые играли.
Существует египетская версия их появления, согласно которой карты – это носитель информации о взаимоотношениях вселенной, бога и человека. Своеобразное послание жрецов Древнего Египта будущим поколениям.
Не менее красивая легенда, связанная с игральными картами, существует и в Индии. Карты являлись иллюстрацией к различным воплощениям богов на Земле и их подвигам. Выяснить реальную историю происхождения игральных карт оказалось делом очень и очень затруднительным и всё, что по этому поводу имеем, это всё домыслы.


Китайские археологи считают, что игральные карты появились во времена правления династии Тан, а это VII-VIII век, но делали их не из бумаги, а из дерева или слоновой кости. Самое первое упоминание о картах имеется в словаре Чинг- Цзе-Тунга, попавшем в Европу в 1678 г., в котором утверждается, что карты были изобретены в Китае в 1120 г., а в 1140 г. уже имели в этой стране всеобщее распространение, этому скорее всего поспособствовало использование бумаги, как говорится в Википедии, что «Классическая» бумага, с проклейкой в массе, создана Цай Лунем в 105 году н. э.


Первоначально, это были длинные, узкие (длиной около 90 мм, шириной 12—15 мм) пластинки с нанесенными цифрами от одного до четырнадцати. Четыре масти обозначали времена года, а общее количество карт — 56.
Где же была прародина карт?
Среди стран Востока наиболее развитыми были Индия и Китай, в них наука и искусство развивались параллельно и были на высоком уровне. В этих странах в течении многих тысячелетий на игральных костях были числовые обозначения. Прародиной карт всё же был наверное Китай.

В Индии они делались из слоновой кости, панциря черепахи или из рыбьей чешуи и были они круглой формы и имели на себе фигуру Шивы, но не с двумя, а с четырьмя руками. Он держал одновременно монетку, наполненный кубок, жезл и обнажённый меч. И историки выдвигают предположения, что именно эти символы и послужили названием основным четырём мастям. В Индии до настоящего времени приняты карты круглой формы.


Первые карты с фигурами появились, скорее всего, в Индии. На маленьких кружках из китайской лакированной клеенки каждая из 8 мастей (иначе — армий) имела короля и визиря. В масти было 12 карт и всего, таким образом, колода состояла из 96 карт.

Игра заключалась в защите короля остальными фигурами и простыми солдатами (пешками и номерными картами) его масти.
Упоминание об играх каким то образом похожих на карты с использованием листов бумаги с изображениями, встречается в документальных источниках Х – ХII веков почти у всех народов Востока, включая Корею и Японию, но всё же титул прародины карт специалисты отдают Китаю.
Когда карты проникли в Европу?
Как считают исследователи, что это произошло не ранее первых крестовых походов, они могли быть среди трофеев, у возвращавшихся на родину крестоносцев, есть ещё мнения, что завезти карты в Италию или Испанию могли купцы из Египта или сарацины, древний восточный народ, которые упоминаются в хронике г.Витербо. На картах не было изображений людей, а это говорит о том, что карты завезли из исламской страны, так как в исламе изображать людей, в соответствии с исламской религиозной традицией было запрещено.

И первое документальное известие о них относится к 1379 году, когда в хронику г. Витербо итальянский живописец Николо Кавелуццо вносит запись: «Введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин (de Saracinia) и названная ими Наиб».

По поводу первого документального известия также существует другая версия, и она также документальна, что впервые карты упоминаются в хронике немецкого монаха Йоганнеса, датированной 1377 годом. В хронике (находится в Британском музее в Лондоне), карты называют «мудрой и нравоучительной игрой».
Вот только в других официальных упоминаниях карты называют молитвенником чёрта и эти официальные упоминания требовали полного запрета игральных карт. Во Франции (дату указывать не буду, так как она полностью нивелирует предыдущие даты) был издан указ запрещавший карточную игру под страхом наказания кнутом, а итальянский манускрипт говорит о полном запрете игры в карты.
Были времена, когда молитвенник чёрта пытались привлечь к управлению государством. Это была идея двух иезуитов на том основании, что карты как бы символически выражают наставления об управлении государством в решении вопросов войны и мира, а вот выводы на основании которых они поддерживали своё предложение.
Туз – по латыни As название одной монеты. В пикете тузы имеют преимущество даже над королями, чтобы показать, что деньги - это рычаг управления, особенно во время войны, и если у короля их недостаточно, то и власть его призрачна
Трефы (Trefle) – луговая трава во Франции – напоминают, что искусный полководец не должен располагать свою армию в страна, она может нуждаться в фураже.
Пики (Piques) и бубны (Carreux) напоминают, что арсеналы всегда должны быть хорошо снабжены. Все знают оружие под названием пика: что же касается до сarreux, то так назывались тяжёлые стрелы с четырёхугольными железными наконечниками, которые метались из арбалета. Черви (Coeurs – «сердца») изображают мужество начальников и солдат.


Первоначально карты рисовались и расписывались вручную по заказу известными художниками и представляли собой миниатюрную живопись, иметь карты, удовольствие было не из дешёвых, они были предметом роскоши для богатых и были настолько дороги что вносились в инвентарные описи имуществ королей и принцев, их дарили, передавали по наследству .

Появившаяся в XV веке резцовая гравюра дала возможность граверам Венеции, Болоньи, Падуи, Флоренции делать на меди гравюры, которые использовались при печатании карт для тарока, и карты эти были весьма своеобразными.

В последнем десятилетии ХIV века появилась ксилография. Ксилография — это гравюра на дереве (греч. «ксюлон» – дерево, «графо» – пишу, рисую), разновидность тиражной графики, техника высокой печати на бумаге посредством оттиска зеркального изображения с гравированной деревянной доски. Существует два вида гравюры на дереве: обрезная (продольная) и торцовая (поперечная).
Ксилографию разделяют на оригинальную (авторскую) и репродукционную. Первоначально техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

Карты печатали в одну краску, то есть изначально делали как рисунок для раскрашивания со всеми подробностями графики, только без цвета, а затем раскрашивали. В бухгалтерской книге французского короля Карла VI зафиксирована оплата 56 су придворному шуту (по совместительству художнику) Жакмену Грангоннеру за роспись колоды карт для развлечения короля.
Благодаря этой записи Грангоннер ошибочно вошёл в историю как автор изобретения карт в Европе, в последствии это заблуждение признали заблуждением. но в истории он остался. Что интересно в Европе с момента их появления в колоде было четыре масти. Представляет особый интерес магия цифр в колоде.
Различные толкования по поводу символического значения карт в колоде
52 карты соответствуют числу недель в году, четыре масти изображают четыре времени года, а так как каждое время года состоит из 13 недель, то, следовательно, и в каждой масти 13 карт. Кроме того, каждая масть, как хорошо известно, состоит из очков от 1 до 10, а затем из изображений валета, дамы, короля. Если вместо них взять дальше цифры 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким образом, сумма всех очков четырёх мастей будет составлять364, то есть число дней в году без одного, плюс джокер - високосный год.
Вполне возможно,что тот кто приложил руки и голову к появлению карт, этот момент продумал, не могло это само собой случайно возникнуть. Раньше в колодах был один джокер.
Остроумное толкование было дано французским священником, отцом Менестрие в 1704 году. "Композиция карточной игры, с изображением королей, королев, вассалов и десяти номеров, а также с рисунками сердец, пик, клевера и кубиков, показывает что эта игра представляет собой, собственно говоря, картину битвы, в которой принимают участие политические - государства с королями, королевствами, вассалами и четырьмя классами общества.
Священники представлены в виде сердца, так как священники "люди сердца", пики символизируют воина дворянского происхождения, поскольку это оружие офицеров, бюргеры представлены в виде кубиков, которыми выложены входы в наших домах (по французски – carreau), а деревенские жители в виде клевера - (по французски – trefie). То, что изобретатели европейских карточных игр имели в виду как раз это, доказывает тот факт, что на своих картах испанцы выразили те же самые понятия, только с помощью других обозначений: священников символизирует жертвенный кубок, дворян - меч, торговцев - монета, крестьян дубинка.
Как повлияло на популярность карт изобретение Гуттенберга?
Очень положительно, карты завоёвывали своё место в мире и становились всё более популярными, а вот для этого их изготовление должно бы стать дешевле, что и произошло после 1423 года, после изобретения гравюры на дереве, карточное производство распространилось по всем городам Европы. После изобретения Гуттенбергом типографской печати карточное производство ещё более удешевилось и иметь карты могли себе позволить мещане и карточные игры продолжили своё победоносное завоевание мира.
Чем же обусловлена популярность карточных игр?
Во - первых тем, что в карты могло играть большее игроков, нежели в другие игры, а это очень существенно, во вторых большое многообразие игр от простых до сложных интеллектуальных, где многое зависит не столько от расклада, а и от опыта и от того, как работает соображаловка.
Пример из собственной жизненной ситуации. Когда, а это был февраль 1972 года, с другом по горящей путёвке приехали в Бакуриани, не знаю как сейчас, но в то время каждый житель страны Советов знал, что это слово связано с зимними видами спорта и соревнования проводились разного уровня.
Жили мы в доме отдыха, номер был на шесть человек, и уж так нам повезло, всю первую неделю нашего пребывания в Бакуриани, температура на улице -20, -25 градусов по Цельсию и почти постоянно метель, и что же делать, чем заняться, иногда пили чачу, вели беседы под это дело на разную тематику: один из отдыхающих был лётчиком гражданской авиации и от него услышали, что по статистике в год разбивается более 40 самолётов в год, об этом в средствах массовой информации не сообщалось и обычные граждане, знать ни чего не знали и спокойно летали, другой был шахтёром с Донбасса и очень много интересного рассказывал про шахтёрское житьё бытьё.
Постоянно играли в карты, игра была интеллектуальная и называлась «храп», а так как играть на деньги нам не позволяли наши финансы, мы просто играли на счёт, а играя на счёт могли позволить себе максимальный риск, в результате начинали как бы с 5 копеек, а в итоге проигрыш или выигрыш доходил до нескольких миллионов и играть на счёт это оказывается очень азартно.
Всё детство и отрочество жил в бараке, а это как коммунальная квартира на 19 семей. В адресе вместо улицы было прописано район 25 бараков. Народ проживал простой, рабочие металлургического завода, а что делать после смены, (телевизоров не было, читать любят не все) оставалось только бухать портвейн или водочку, а под это дело резаться в картишки, хорошо помню, как мужики проиграв, домой возвращались в одних трусах.
Кроме игр есть ещё и пасьянсы, но в настоящие карты насколько помню, ни разу пасьянс не раскладывал, зато в этом столетии в карты не играл ни разу, а вот в компьютере пасьянсами занимался частенько, особенно в паука. У меня в формате pdf есть книга «Карточные игры», а так как для себя ввёл практику давать ссылки на какие - нибудь полезности, для ознакомительных целей,эту практику продолжаю.
Как кардинал Мазарини пополнял королевскую казну?
Кардинал Мазарини будучи министром финансов при короле Людовике XIV нашёл способ пополнения королевской казны он вместо безрезультативной борьбы с картёжниками, превратил Версальский дворец в огромное карточное казино.
Почему правительства разных стран монополизировали их изготовление?
Трудно было пройти мимо такого лакомого куска, особенно когда был дефицит данного товара, каждая семья желала быть обладательницей заветной колоды карт, в результате страны делали государственную монополию на изготовление игральных карт. Всё это делалось под страхом штрафа, тюремного заключения и даже смертной казни преступников, возжелавших что то поиметь от этого пирога. Достижения в развитии печати быстро внедрялись в производство, а неослабевающий интерес к карточным играм долгое время делал данный рынок узкоспециализированным и очень конкурентноспособным, а самое главное очень доходным.
Национальные колоды карт
История становления облика игральных карт в Европе, это процесс эволюции изображений от оригинальной колоды мамлюков к национальным колодам стран Европы. В колоде мамлюков не было изображений человека так как ислам запрещает его изображения и они были украшены арабесками.


В странах Европы подобных запретов не существовало и облик карт от страны к стране менялся и производители карт в каждой стране, адаптировали их под свою национальную культуру и тем символам, которые в данной стране использовались. Ранние английские карты.

Игральные карты индийские "Ганджифа", существуют как и традиционные круглые, так и и международном формате.

Карты из болгарской национальной колоды карт.

Современные персидские национальные игральные карты

Современные арабские игральные карты.

Израильские национальные игральные карты.

Очень интересная оригинальная получилась колода игральных карт, посвященная майя, по сути обыграно искусство майя в изображении фигур и аксессуаров.

На картах стали рисовать людей в костюмах, которые были модными для высшей знати этих мест. В итоге появилось несколько национальных колод, использующихся поныне. Итальянский тип карт возник вместе с изобретением игры тарок. В нормальном, или венецианском тароке колода состояла из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от Фигляра и кончая картой, называвшейся Свет, являлись козырями, или Триумфами. Наконец, была еще одна карта, которая называлась Дурак (прообраз, кстати, будущего джокера).
Однако колода в 78 карт не была предельной, она иногда делалась и в 84 карты и более. Например, во Флоренции выпускались карты в количестве до 98 штук. К обычным Триумфам были добавлены грации, стихии и двенадцать созвездий. А в Болонье выпускался малый тарок, где в колоде было 62 карты.
Карты итальянского типа появились во Франции в конце XIV века при Карле VI (1368—1422). Это были рукодельные образцы. Французские художники сами начали рисовать карты для королевского двора, повторяя итальянский тип карт, но уже при Карле VII (1403—1461) появляются карты с собственными национальными мастями: сердца, серпы луны, трилистники и пики, и в XV веке во французских картах окончательно устанавливается тип мастей, употребляющийся до сих пор: черви (coeur), бубны (саrrеаu), трефы (trefle) и пики (pique).

Начиная с этого времени, французские карты имеют устойчивый тип, для которого характерны следующие изображения фигур: Давид — король пик, Александр — король треф, Цезарь — король бубен, Карл — король червей, Паллада — дама пик, Аргина — дама треф, Рашель — дама бубен, Юдифь — дама червей, Гектор — валет бубен, Ожье — валет пик, Ланцелот — валет треф и Лагир — валет червей.

Этот тип карт дошел до Великой французской буржуазной революции 1789—1794 годов и повторялся после нее, причем существуют выпуски даже 1865 года.
Масти карт: дубинка, меч, кубок и монета, появились не только на картах, но и как таинственные символы на страницах рукописи об истории рыцаря Ланцелота и на стёклах окон Майнского собора.
Сколько городов, столько различных видов карт и столько же разновидностей игр. Каждый город изображает на картах своих знаменитостей, свои наряды. Об истории этих городов, обычаях и вкусах их населения мы можем узнать по картам, которым насчитывается уже несколько столетий и с которых смотрят на нас короли, королевы, дворяне в одеждах той эпохи. Своеобразная история в картах и вся эта эволюция завершилась созданием международной колоды.
Международная колода карт
Доподлинно известно, когда появились карты современного, привычного нам вида. Атрибутика для международной колоды была использована от французских игральных карт, а это две чёрные и две красные масти – пики, трефы, черви и бубны.

Слегка модифицированная англичанами, эта атрибутика позволяла при изготовлении карт использовать трафаретные конструкции, что снижало себестоимость производства карт. Последнее принципиальное изменение в дизайн карты было внесено в 1830 году. Фигуры на картах изначально изображались в полный рост.


Рисованные игральные карты из зоны.


Трафаретные конструкции использовались при изготовлении тюремных карт, в которых довольно интересные были находки в решении числового раздела колоды.
Кроме тюремных существуют самодельные карты и довольно интересно решённые по графическому исполнению.

В игре криббедж существовало образное выражение для обозначения положения карты с фигурой «один для его носа» и «два для его каблуков». В других играх такое изображение было недостатком. Наблюдательные игроки могли идентифицировать карты на руках своих противников по естественной практике поворота карты головой вверх.

Чтобы это устранить торс фигуры стали изображать в обе стороны от срединной линии, и это преобразование быстро распространилось на все региональные колоды. Думаю, что именно этот нюанс превратил карты именно в карты, а не просто картинки с фигурами. К середине XIX века все элементы современных игральных карт определились и получили распространение в Старом и Новом Свете.

В диаметральных углах карт появились индексы, все эти изменения и уточнения вроде бы не значительны, но потребовались сотни лет, чтобы до них додумались и к ним пришли и в результате появилась элегантная игральная карта. Общепризнанной стала колода основанная на наборе из 52 карт, разделённых на четыре масти, каждая из которых состоит из 13 рангов, в результате каждая карта однозначно идентифицируется по масти и рангу.
Пиковый туз эмблема колоды
В семнадцатом веке указом короля Джеймса I был введён налог на местных производителей игральных карт и в качестве носителя, на который было необходимо проставлять эмблему типографии, чтобы была возможность идентифицировать изготовителя, а также на этом же носителе должна была присутствовать печать фискального органа для доказательства уплаты налога.

В качестве носителя был выбран туз пик, в результате он стал эмблемой колоды, данную пошлину отменили в 1960 году, но практика проставления эмблемы на тузе пик осталась.

В практике гадания Туз пик — одна из самых опасных карт в колоде, которая практически всегда символизирует удары судьбы и неприятности. Испуг, разочарование, болезнь, смерть могут ожидать гадающего про свой жизненный путь. Во французском языке есть идиома «Проклятый, как туз» — «Fichu comme l’as de pique». Выражение символизирует неудачливого человека. В европейской и американской культуре туз считается картой смерти. От нее не ждут ничего, кроме бед и разрушений.
Джокеры
В стандартной международной колоде есть особая карта, называемая джокером, но их может быть две и даже более, изображающих придворного шута. Карта, которая не имея каких либо определённых характеристик в то же время может быть любой картой и с её помощью можно выигрывать различные трюки, как это делается в покере.

Тематические колоды карт
Тематика колоды игральных карт может быть любой. Познавательной, пропагандисткой, агитационной, трудно найти тему, которой может не быть Всё упирается в возможности творческого потенциала разработчика, в то как он подходит к решению образа колоды.
Пиратские игральные карты, во время плавания, чтя существующее суеверие, капитаны категорически запрещали прикасаться к картам, считая, что молитвенник чёрта притягивает бурю.

Колода игральных карт "Антирелигиозные"

Антифашистские, были сделаны и напечатаны в 1943 году. Карты сбрасывались в окопы немецких солдат.

Красиво обыгран лубочный стиль при проектировании данной колоды.

Тема, посвящённая обыгрыванию образов из книги "Алиса в стране чудес.

Колода игральных карт, где главными действующими лицами являются гномы.

Геральдические игральные карты на языке эсперанто.

Нашёл свою трактовку в колоде игральных карт и такой праздник как "Хеллоуин" и получилось довольно интересное оригинальное решение.

Колода игральных карт "Эрмиты", создана по мотивам сказки Алексея Бобринского "Эрмиты. Петербургская сказка". Создатели карт, иллюстраторы книги Дмитрий Непомнящий и Ольга Попугаева, которые по мотивам своих книжных иллюстраций создали карты, а вот числовые карты вполне могут быть из колоды "Эрмитаж".


Карты, как элемент декора стен в интерьере

Могут быть использованы как при формировании общественного интерьера: кафе, клуб, так и при работе над интерьером квартиры.

Архитектоника карточной колоды
Слово архитектоника, часто применяется в отношении книжного издания, говоря о композиционной организованности всего издания в целом.
Композиция помогает воспринимать книгу цельно. Несогласованность же ее элементов создает ощущение раздробленности, «не сделанности».
Способность восприниматься не сразу, а по частям, разворачиваясь во времени и сохраняя при этом обратимость, - одна из самых значительных особенностей книжной композиции. Этим она отличается от композиции картины, скульптуры, воспринимаемых почти единовременно.
Думаю , что это понятие можно применить и к организации карточной колода, когда колода воспринимается как единый цельный организм. Различные части колоды: фигуративный раздел, цифровой, решение оформления тузов, графическое решение знаков мастей и оборотной части (рубашки карты) и всё это работает на решение идеи заложенной для конкретной колоды карт.


Меня в картах заинтересовала в первую очередь её орнаментальная составляющая и именно по этой причине в Pinterest в своём аккаунте завёл доску, посвящённую использованию орнамента при формировании внешнего вида карт, наиболее интересны в этом отношении обратки (рубашки карт), вначале на них не было ни какого изображения и шулеры их крапили то есть делали метки, чтобы уже с обратной стороны по этим крапам можно было выяснить какие карты у соперников, возможно именно поэтому, на рубашках стали делать сложный мелкий орнаментальный узор, а также в казино для каждой новой партии игры использовалась новая колода карт.
На тузах, в качестве их оформления, в центре карты помещают рисунок масти увеличенного размера и очень красиво орнаментально её декорируют в соответствии с идеей оформления колоды. Специально для любителей орнаментального творчества сделал подборки рубашек карт и вот этих орнаментированных знаков мастей для тузов, в каждой подборке намечаю делать не менее 50 штук в подборке, но попасть на эти страницы можно будет только по подписке.
Так же там намечаю делать комплекты подборок различных стилизованных изображений на другие тематики. На этих страницах планирую размещать аудио произведения и аудио книги, в общем всё то, что будет интересно пользователям. Прошу прощения за отвлечение от канвы повествования.
Дизайнеры и карты
Естественно, что графики дизайнеры, также как и художники не оставили без внимания данный вид искусства и существует много примеров их участия при разработке карточных колод.



Россия и карточные игры
Самая популярная версия, что карты пришли в Россию из Чехии. В некоторых источниках говорится, что карты появились в XVI веке и попали через казаков Малороссии, по другой информации, что это была первая половина века XVII, воевали с поляками и карты могли быть трофеем, а так же с середины века начали набирать наёмников в полки «немецкого строя» и колода карт могла быть собственностью или трофеем ставшим собственность кого то из наёмников.
Первое достоверное письменное упоминание про игральные карты в России относится к 1649 году.
В «Уложении» царя Алексея Михайловича – суровом и строгом своде законов, игра в карты попала в главу «О разбойных и татиных делах». В этом «уголовном кодексе» картежники приравнены к «татям» - ворам и грабителям. А наказания для воров в те времена были суровыми. Попавшихся на игре в карты в первый раз предписывалось сечь кнутом, отрезать левое ухо и сажать в острог на два года. Если игрок оказывался рецидивистом и ни кнут, ни нож палача не могли отучить его от пагубной страсти, его заковывали в кандалы и отправляли на каторгу. Если и это не помогло, «Уложение» предписывало совсем уж крайнее средство – «казнить смертью». Впрочем, столь суровые меры касались только простого («черного») люда.
Бояр не пороли кнутом, не отрезали им уши, не заковывали в кандалы. В карты, вполне возможно, играл и сам Алексей Михайлович. Во всяком случае, карты есть в описи имущества в одном из принадлежащих этому монарху дворцов.
Карточные игры, как заразная болезнь, как эпидемия довольно быстро начали своё распространение по России. Предприимчивые чиновники за счёт казны устраивали игорные дома. Тем не менее попытки запрета азартных игр постоянно предпринимались, но в такие игры играли люди состоятельные, с которыми борьба больше напоминает борьбу Дон Кихота с ветряной мельницей.
Различия между коммерческими, и азартными играми
Уставом благочиния запрещено было устройство игорных домов. Но страсть к игре никакие самые строгие меры уничтожить не смогли. При Екатерине II самые близкие к императрице лица играли на громадные суммы, её фаворит Зорич организовал картёжную академию. В1761 году прописали играми различия между коммерческими, которые считались основанными на математическом расчёте и сообразительности, где требуется ум, хладнокровие игрока: бридж, преферанс, вист, винт и азартными, где успех больше зависит от случая, удачи – это баккара, макао, покер на них был введён запрет, но избирательно, за исключением территории Императорского дворца.
В Камер-фурьерском журнале упоминается игра императрицы в карты на настоящие бриллианты. В феврале 1778 года отмечался день рождения любимого внука Екатерины, великого князя Александра Павловича, — ему исполнился один год. После официальных мероприятий
«некоторые знатные обоего пола особы» были приглашены в апартаменты императрицы. В одной из комнат им были «представлены три стола карточных, на которых столах поставлено было по ящику бриллиантов, во всяком ящике по 52 камня, а каждый камень по одной карате и продолжалась игра в макао, у кого выходило девять, тот брал из ящика один камень».
Пётр III заменил батоги и тюрьму денежным штрафом, но этот штраф касался только тех кто играл на большие деньги или в долг. Александр I в1801 году, а Николай I в 1832 обращали внимание местных властей на необходимость борьбы с запрещёнными играми.

Из наших писателей классиков заядлыми картёжниками были Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, последний благодаря своим гениальным картёжным талантам вернул всё, что проиграли его дед и отец и сколотил на этом довольно приличное состояние.
Почему в название статьи использовал слово магия, вполне возможно, что магия в них существует, при изучении темы наткнулся на рассказ про титулованного дворянина, человека совершенно равнодушного к картам, но мы часто приобретаем вредные привычки, чтобы не выделяться из общей массы. В данном случае этот дворянин, чтобы о нём не подумали, что он скряга и жмот, решил проиграть определённую сумму.
В результате, во время игры, его начали преследовать сплошные выигрыши, он уже мечтал о проигрыше, но вот проиграть у него не получалось, скорее всего карточное провидение таким образом решило завладеть его душой.
Как появилась колода карт «Русский стиль»?
Интересна история создания официальной колоды карт Романовых, уже более 100 лет прошло как перестала существовать Российская Империя, а эта колода живёт до сих пор.

В 1903 году был устроен грандиозный костюмированный бал, все участники, а их вместе с царедворцами было 390 человек, были в костюмах XVII века, которые шились лучшими портными империи, во время бала и по его итогам были сделаны фотографии и выпущен «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».



Фотографии из этого альбома были использованы для создания колоды карт, которая была выпущена к 300 - летию дома Романовых с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников придворного бала, состоявшегося в феврале 1903 года в Зимнем дворце.
В советское время под названием «Русский стиль» эта колода тиражировалась, вся страна играла этими картами, но никто не подозревал, что у карточных фигур были реальные прототипы.

Довольно интересна серия игральных карт "Палех", варианты с черным фоном и с белым, карты очень красивые, прорисованы в лучших традициях палехской росписи, приятно держать в руках произведение искусства. Лично меня колода с чёрным фоном привлекает больше
Заключение
Как уже ранее упоминал, что в картах меня заинтересовало применение орнамента при формировании облика карт. Карты это отдельная область искусства со своими правилами, приёмами формирования, построения колоды, многие художники пробовали себя на этом поприще, но довести до завершения, до создания своей собственной колоды, получалось не у каждого.
У карт внизу интересное красивое решение числовых карт, фигуративные по графическому языку до них не дотягивают. Современные английские карты "фантазия".

Сальватор Дали над колодой карт Таро, работал девять лет, выпустил игральные карты в них интересно именно в духе Дали решены фигуративные карты, их вместе с джокером 17, но отсутствуют числовые карты, облик которых решить в соотвествии с фигуративными задача довольно сложная, возможно поэтому их и нет.

Обязуюсь и в дальнейшем продолжить собирать все самые интересные (графически) решения картёжных рубашек, композиционно красиво организованных картинок мастей, тузов и это всё выставлять в подписном разделе, а кроме этого всё, что может быть интересно в качестве идеи для творчества, если появится желание пообщаться, что то обсудить, всегда к этому готов, записывайтесь в друзья в vk, с уважением Николай.