r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Магия игральных карт

Когда, ‎где,‏ ‎и ‎как ‎появились ‎игральные ‎карты?

Вопрос‏ ‎интересный, ‎но‏ ‎ответ‏ ‎на ‎него ‎покрыт‏ ‎таким ‎слоем‏ ‎вековой ‎пыли, ‎что ‎разглядеть,‏ ‎что‏ ‎то ‎довольно‏ ‎сложно, ‎в‏ ‎основном ‎всё ‎предположения ‎и ‎ориентироваться‏ ‎можно‏ ‎только ‎по‏ ‎конкретным ‎записям,‏ ‎которые ‎смогли ‎найти, ‎а ‎их‏ ‎не‏ ‎так‏ ‎уж ‎и‏ ‎много. ‎Исследователи,‏ ‎занимающиеся ‎вопросами‏ ‎истории‏ ‎карт ‎и‏ ‎других ‎азартных ‎игр, ‎считают ‎что‏ ‎предшественниками ‎карт‏ ‎и‏ ‎почти ‎всех ‎других‏ ‎игр, ‎были‏ ‎магические ‎палки ‎чародеев.

В ‎далёкие‏ ‎доисторические‏ ‎времена ‎чародеи‏ ‎при ‎гадании‏ ‎подбрасывали ‎свои ‎магические ‎палки ‎и‏ ‎по‏ ‎тому ‎какой‏ ‎из ‎них‏ ‎получался ‎при ‎падении ‎на ‎землю‏ ‎рисунок‏ ‎строили‏ ‎свои ‎умозаключения.‏ ‎Палки ‎ломались,‏ ‎укорачивались, ‎на‏ ‎них‏ ‎вырезались ‎различные‏ ‎знаки, ‎делались ‎засечки. ‎По ‎мнению‏ ‎исследователей ‎эти‏ ‎укороченные‏ ‎палки ‎дали ‎начало‏ ‎первой ‎азартной‏ ‎игре ‎– ‎игре ‎в‏ ‎кости.

За‏ ‎несколько ‎тысячелетий‏ ‎до ‎нашей‏ ‎эры ‎на ‎игральных ‎костях ‎были‏ ‎числовые‏ ‎обозначения. ‎Игральные‏ ‎кости ‎послужили‏ ‎своего ‎рода ‎предшественником ‎появления ‎домино‏ ‎в‏ ‎Китае,‏ ‎это ‎произошло‏ ‎вероятно ‎в‏ ‎десятом ‎веке‏ ‎до‏ ‎нашей ‎эры.‏ ‎А ‎вот ‎домино ‎возможно ‎и‏ ‎было ‎толчком‏ ‎к‏ ‎появлению ‎карт, ‎самое‏ ‎раннее ‎упоминание‏ ‎об ‎игральных ‎картах ‎или‏ ‎домино‏ ‎(иероглиф ‎для‏ ‎этих ‎слов‏ ‎один ‎и ‎тот ‎же) ‎встречается‏ ‎в‏ ‎китайской ‎литературе‏ ‎десятого ‎века,‏ ‎но ‎без ‎указания ‎маркировки ‎карт‏ ‎и‏ ‎игр,‏ ‎в ‎которые‏ ‎играли.

Существует ‎египетская‏ ‎версия ‎их‏ ‎появления,‏ ‎согласно ‎которой‏ ‎карты ‎– ‎это ‎носитель ‎информации‏ ‎о ‎взаимоотношениях‏ ‎вселенной,‏ ‎бога ‎и ‎человека.‏ ‎Своеобразное ‎послание‏ ‎жрецов ‎Древнего ‎Египта ‎будущим‏ ‎поколениям.

Не‏ ‎менее ‎красивая‏ ‎легенда, ‎связанная‏ ‎с ‎игральными ‎картами, ‎существует ‎и‏ ‎в‏ ‎Индии. ‎Карты‏ ‎являлись ‎иллюстрацией‏ ‎к ‎различным ‎воплощениям ‎богов ‎на‏ ‎Земле‏ ‎и‏ ‎их ‎подвигам.‏ ‎Выяснить ‎реальную‏ ‎историю ‎происхождения‏ ‎игральных‏ ‎карт ‎оказалось‏ ‎делом ‎очень ‎и ‎очень ‎затруднительным‏ ‎и ‎всё,‏ ‎что‏ ‎по ‎этому ‎поводу‏ ‎имеем, ‎это‏ ‎всё ‎домыслы.

Китайские ‎археологи ‎считают,‏ ‎что‏ ‎игральные ‎карты‏ ‎появились ‎во‏ ‎времена ‎правления ‎династии ‎Тан, ‎а‏ ‎это‏ ‎VII-VIII ‎век,‏ ‎но ‎делали‏ ‎их ‎не ‎из ‎бумаги, ‎а‏ ‎из‏ ‎дерева‏ ‎или ‎слоновой‏ ‎кости. ‎Самое‏ ‎первое ‎упоминание‏ ‎о‏ ‎картах ‎имеется‏ ‎в ‎словаре ‎Чинг- ‎Цзе-Тунга, ‎попавшем‏ ‎в ‎Европу‏ ‎в‏ ‎1678 ‎г., ‎в‏ ‎котором ‎утверждается,‏ ‎что ‎карты ‎были ‎изобретены‏ ‎в‏ ‎Китае ‎в‏ ‎1120 ‎г.,‏ ‎а ‎в ‎1140 ‎г. ‎уже‏ ‎имели‏ ‎в ‎этой‏ ‎стране ‎всеобщее‏ ‎распространение, ‎этому ‎скорее ‎всего ‎поспособствовало‏ ‎использование‏ ‎бумаги,‏ ‎как ‎говорится‏ ‎в ‎Википедии,‏ ‎что ‎«Классическая»‏ ‎бумага,‏ ‎с ‎проклейкой‏ ‎в ‎массе, ‎создана ‎Цай ‎Лунем‏ ‎в ‎105‏ ‎году‏ ‎н. ‎э.

Первоначально, ‎это‏ ‎были ‎длинные,‏ ‎узкие ‎(длиной ‎около ‎90‏ ‎мм,‏ ‎шириной ‎12—15‏ ‎мм) ‎пластинки‏ ‎с ‎нанесенными ‎цифрами ‎от ‎одного‏ ‎до‏ ‎четырнадцати. ‎Четыре‏ ‎масти ‎обозначали‏ ‎времена ‎года, ‎а ‎общее ‎количество‏ ‎карт‏ ‎—‏ ‎56.

Где ‎же‏ ‎была ‎прародина‏ ‎карт? ‎

Среди‏ ‎стран‏ ‎Востока ‎наиболее‏ ‎развитыми ‎были ‎Индия ‎и ‎Китай,‏ ‎в ‎них‏ ‎наука‏ ‎и ‎искусство ‎развивались‏ ‎параллельно ‎и‏ ‎были ‎на ‎высоком ‎уровне.‏ ‎В‏ ‎этих ‎странах‏ ‎в ‎течении‏ ‎многих ‎тысячелетий ‎на ‎игральных ‎костях‏ ‎были‏ ‎числовые ‎обозначения.‏ ‎Прародиной ‎карт‏ ‎всё ‎же ‎был ‎наверное ‎Китай.

В‏ ‎Индии‏ ‎они‏ ‎делались ‎из‏ ‎слоновой ‎кости,‏ ‎панциря ‎черепахи‏ ‎или‏ ‎из ‎рыбьей‏ ‎чешуи ‎и ‎были ‎они ‎круглой‏ ‎формы ‎и‏ ‎имели‏ ‎на ‎себе ‎фигуру‏ ‎Шивы, ‎но‏ ‎не ‎с ‎двумя, ‎а‏ ‎с‏ ‎четырьмя ‎руками.‏ ‎Он ‎держал‏ ‎одновременно ‎монетку, ‎наполненный ‎кубок, ‎жезл‏ ‎и‏ ‎обнажённый ‎меч.‏ ‎И ‎историки‏ ‎выдвигают ‎предположения, ‎что ‎именно ‎эти‏ ‎символы‏ ‎и‏ ‎послужили ‎названием‏ ‎основным ‎четырём‏ ‎мастям. ‎В‏ ‎Индии‏ ‎до ‎настоящего‏ ‎времени ‎приняты ‎карты ‎круглой ‎формы.

Первые‏ ‎карты ‎с‏ ‎фигурами‏ ‎появились, ‎скорее ‎всего,‏ ‎в ‎Индии.‏ ‎На ‎маленьких ‎кружках ‎из‏ ‎китайской‏ ‎лакированной ‎клеенки‏ ‎каждая ‎из‏ ‎8 ‎мастей ‎(иначе ‎— ‎армий)‏ ‎имела‏ ‎короля ‎и‏ ‎визиря. ‎В‏ ‎масти ‎было ‎12 ‎карт ‎и‏ ‎всего,‏ ‎таким‏ ‎образом, ‎колода‏ ‎состояла ‎из‏ ‎96 ‎карт.

Игра‏ ‎заключалась‏ ‎в ‎защите‏ ‎короля ‎остальными ‎фигурами ‎и ‎простыми‏ ‎солдатами ‎(пешками‏ ‎и‏ ‎номерными ‎картами) ‎его‏ ‎масти.

Упоминание ‎об‏ ‎играх ‎каким ‎то ‎образом‏ ‎похожих‏ ‎на ‎карты‏ ‎с ‎использованием‏ ‎листов ‎бумаги ‎с ‎изображениями, ‎встречается‏ ‎в‏ ‎документальных ‎источниках‏ ‎Х ‎–‏ ‎ХII ‎веков ‎почти ‎у ‎всех‏ ‎народов‏ ‎Востока,‏ ‎включая ‎Корею‏ ‎и ‎Японию,‏ ‎но ‎всё‏ ‎же‏ ‎титул ‎прародины‏ ‎карт ‎специалисты ‎отдают ‎Китаю.

Когда ‎карты‏ ‎проникли ‎в‏ ‎Европу?

Как‏ ‎считают ‎исследователи, ‎что‏ ‎это ‎произошло‏ ‎не ‎ранее ‎первых ‎крестовых‏ ‎походов,‏ ‎они ‎могли‏ ‎быть ‎среди‏ ‎трофеев, ‎у ‎возвращавшихся ‎на ‎родину‏ ‎крестоносцев,‏ ‎есть ‎ещё‏ ‎мнения, ‎что‏ ‎завезти ‎карты ‎в ‎Италию ‎или‏ ‎Испанию‏ ‎могли‏ ‎купцы ‎из‏ ‎Египта ‎или‏ ‎сарацины, ‎древний‏ ‎восточный‏ ‎народ, ‎которые‏ ‎упоминаются ‎в ‎хронике ‎г.Витербо. ‎На‏ ‎картах ‎не‏ ‎было‏ ‎изображений ‎людей, ‎а‏ ‎это ‎говорит‏ ‎о ‎том, ‎что ‎карты‏ ‎завезли‏ ‎из ‎исламской‏ ‎страны, ‎так‏ ‎как ‎в ‎исламе ‎изображать ‎людей,‏ ‎в‏ ‎соответствии ‎с‏ ‎исламской ‎религиозной‏ ‎традицией ‎было ‎запрещено.

И ‎первое ‎документальное‏ ‎известие‏ ‎о‏ ‎них ‎относится‏ ‎к ‎1379‏ ‎году, ‎ког­да‏ ‎в‏ ‎хронику ‎г.‏ ‎Витербо ‎итальянский ‎живописец ‎Николо ‎Кавелуццо‏ ‎вносит ‎запись:‏ ‎«Введена‏ ‎в ‎Витербо ‎игра‏ ‎в ‎карты,‏ ‎происходящая ‎из ‎страны ‎Сарацин‏ ‎(de‏ ‎Saracinia) ‎и‏ ‎названная ‎ими‏ ‎Наиб».

По ‎поводу ‎первого ‎документального ‎известия‏ ‎также‏ ‎существует ‎другая‏ ‎версия, ‎и‏ ‎она ‎также ‎документальна, ‎что ‎впервые‏ ‎карты‏ ‎упоминаются‏ ‎в ‎хронике‏ ‎немецкого ‎монаха‏ ‎Йоганнеса, ‎датированной‏ ‎1377‏ ‎годом. ‎В‏ ‎хронике ‎(находится ‎в ‎Британском ‎музее‏ ‎в ‎Лондоне),‏ ‎карты‏ ‎называют ‎«мудрой ‎и‏ ‎нравоучительной ‎игрой».

Вот‏ ‎только ‎в ‎других ‎официальных‏ ‎упоминаниях‏ ‎карты ‎называют‏ ‎молитвенником ‎чёрта‏ ‎и ‎эти ‎официальные ‎упоминания ‎требовали‏ ‎полного‏ ‎запрета ‎игральных‏ ‎карт. ‎Во‏ ‎Франции ‎(дату ‎указывать ‎не ‎буду,‏ ‎так‏ ‎как‏ ‎она ‎полностью‏ ‎нивелирует ‎предыдущие‏ ‎даты) ‎был‏ ‎издан‏ ‎указ ‎запрещавший‏ ‎карточную ‎игру ‎под ‎страхом ‎наказания‏ ‎кнутом, ‎а‏ ‎итальянский‏ ‎манускрипт ‎говорит ‎о‏ ‎полном ‎запрете‏ ‎игры ‎в ‎карты.

Были ‎времена,‏ ‎когда‏ ‎молитвенник ‎чёрта‏ ‎пытались ‎привлечь‏ ‎к ‎управлению ‎государством. ‎Это ‎была‏ ‎идея‏ ‎двух ‎иезуитов‏ ‎на ‎том‏ ‎основании, ‎что ‎карты ‎как ‎бы‏ ‎символически‏ ‎выражают‏ ‎наставления ‎об‏ ‎управлении ‎государством‏ ‎в ‎решении‏ ‎вопросов‏ ‎войны ‎и‏ ‎мира, ‎а ‎вот ‎выводы ‎на‏ ‎основании ‎которых‏ ‎они‏ ‎поддерживали ‎своё ‎предложение.

Туз‏ ‎– ‎по‏ ‎латыни ‎As ‎название ‎одной‏ ‎монеты.‏ ‎В ‎пикете‏ ‎тузы ‎имеют‏ ‎преимущество ‎даже ‎над ‎королями, ‎чтобы‏ ‎показать,‏ ‎что ‎деньги‏ ‎- ‎это‏ ‎рычаг ‎управления, ‎особенно ‎во ‎время‏ ‎войны,‏ ‎и‏ ‎если ‎у‏ ‎короля ‎их‏ ‎недостаточно, ‎то‏ ‎и‏ ‎власть ‎его‏ ‎призрачна


Трефы ‎(Trefle) ‎– ‎луговая ‎трава‏ ‎во ‎Франции‏ ‎–‏ ‎напоминают, ‎что ‎искусный‏ ‎полководец ‎не‏ ‎должен ‎располагать ‎свою ‎армию‏ ‎в‏ ‎страна, ‎она‏ ‎может ‎нуждаться‏ ‎в ‎фураже.


Пики ‎(Piques) ‎и ‎бубны‏ ‎(Carreux)‏ ‎напоминают, ‎что‏ ‎арсеналы ‎всегда‏ ‎должны ‎быть ‎хорошо ‎снабжены. ‎Все‏ ‎знают‏ ‎оружие‏ ‎под ‎названием‏ ‎пика: ‎что‏ ‎же ‎касается‏ ‎до‏ ‎сarreux, ‎то‏ ‎так ‎назывались ‎тяжёлые ‎стрелы ‎с‏ ‎четырёхугольными ‎железными‏ ‎наконечниками,‏ ‎которые ‎метались ‎из‏ ‎арбалета. ‎Черви‏ ‎(Coeurs ‎– ‎«сердца») ‎изображают‏ ‎мужество‏ ‎начальников ‎и‏ ‎солдат.

Первоначально ‎карты‏ ‎рисовались ‎и ‎расписывались ‎вручную ‎по‏ ‎заказу‏ ‎известными ‎художниками‏ ‎и ‎представляли‏ ‎собой ‎миниатюрную ‎живопись, ‎иметь ‎карты,‏ ‎удовольствие‏ ‎было‏ ‎не ‎из‏ ‎дешёвых, ‎они‏ ‎были ‎предметом‏ ‎роскоши‏ ‎для ‎богатых‏ ‎и ‎были ‎настолько ‎дороги ‎что‏ ‎вносились ‎в‏ ‎инвентарные‏ ‎описи ‎имуществ ‎королей‏ ‎и ‎принцев,‏ ‎их ‎дарили, ‎передавали ‎по‏ ‎наследству‏ ‎.

Появившаяся ‎в‏ ‎XV ‎веке‏ ‎резцовая ‎гравюра ‎дала ‎возможность ‎граверам‏ ‎Венеции,‏ ‎Болоньи, ‎Падуи,‏ ‎Флоренции ‎делать‏ ‎на ‎меди ‎гравюры, ‎которые ‎использовались‏ ‎при‏ ‎печатании‏ ‎карт ‎для‏ ‎тарока, ‎и‏ ‎карты ‎эти‏ ‎были‏ ‎весьма ‎своеобразными.

В‏ ‎последнем ‎десятилетии ‎ХIV ‎века ‎появилась‏ ‎ксилография. ‎Ксилография‏ ‎—‏ ‎это ‎гравюра ‎на‏ ‎дереве ‎(греч.‏ ‎«ксюлон» ‎– ‎дерево, ‎«графо»‏ ‎–‏ ‎пишу, ‎рисую),‏ ‎разновидность ‎тиражной‏ ‎графики, ‎техника ‎высокой ‎печати ‎на‏ ‎бумаге‏ ‎посредством ‎оттиска‏ ‎зеркального ‎изображения‏ ‎с ‎гравированной ‎деревянной ‎доски. ‎Существует‏ ‎два‏ ‎вида‏ ‎гравюры ‎на‏ ‎дереве: ‎обрезная‏ ‎(продольная) ‎и‏ ‎торцовая‏ ‎(поперечная).

Ксилографию ‎разделяют‏ ‎на ‎оригинальную ‎(авторскую) ‎и ‎репродукционную.‏ ‎Первоначально ‎техника‏ ‎гравирования‏ ‎в ‎Западной ‎Европе,‏ ‎как ‎и‏ ‎на ‎Востоке, ‎была ‎близка‏ ‎к‏ ‎технике ‎изготовления‏ ‎досок ‎для‏ ‎набойки. В ‎старой ‎продольной ‎гравюре ‎основным‏ ‎строящим‏ ‎форму ‎элементом‏ ‎был ‎нож,‏ ‎а ‎в ‎распоряжении ‎гравёра ‎имелся‏ ‎набор‏ ‎ножей‏ ‎разной ‎величины‏ ‎и ‎формы.

Карты‏ ‎печатали ‎в‏ ‎одну‏ ‎краску, ‎то‏ ‎есть ‎изначально ‎делали ‎как ‎рисунок‏ ‎для ‎раскрашивания‏ ‎со‏ ‎всеми ‎подробностями ‎графики,‏ ‎только ‎без‏ ‎цвета, ‎а ‎затем ‎раскрашивали.‏ ‎В‏ ‎бухгалтерской ‎книге‏ ‎французского ‎короля‏ ‎Карла ‎VI ‎зафиксирована ‎оплата ‎56‏ ‎су‏ ‎придворному ‎шуту‏ ‎(по ‎совместительству‏ ‎художнику) ‎Жакмену ‎Грангоннеру ‎за ‎роспись‏ ‎колоды‏ ‎карт‏ ‎для ‎развлечения‏ ‎короля.

Благодаря ‎этой‏ ‎записи ‎Грангоннер‏ ‎ошибочно‏ ‎вошёл ‎в‏ ‎историю ‎как ‎автор ‎изобретения ‎карт‏ ‎в ‎Европе,‏ ‎в‏ ‎последствии ‎это ‎заблуждение‏ ‎признали ‎заблуждением.‏ ‎но ‎в ‎истории ‎он‏ ‎остался.‏ ‎Что ‎интересно‏ ‎в ‎Европе‏ ‎с ‎момента ‎их ‎появления ‎в‏ ‎колоде‏ ‎было ‎четыре‏ ‎масти. ‎Представляет‏ ‎особый ‎интерес ‎магия ‎цифр ‎в‏ ‎колоде.


Различные‏ ‎толкования‏ ‎по ‎поводу‏ ‎символического ‎значения‏ ‎карт ‎в‏ ‎колоде

52 карты‏ ‎соответствуют ‎числу‏ ‎недель ‎в ‎году, ‎четыре ‎масти‏ ‎изображают ‎четыре‏ ‎времени‏ ‎года, ‎а ‎так‏ ‎как ‎каждое‏ ‎время ‎года ‎состоит ‎из‏ ‎13‏ ‎недель, ‎то,‏ ‎следовательно, ‎и‏ ‎в ‎каждой ‎масти ‎13 ‎карт.‏ ‎Кроме‏ ‎того, ‎каждая‏ ‎масть, ‎как‏ ‎хорошо ‎известно, ‎состоит ‎из ‎очков‏ ‎от‏ ‎1‏ ‎до ‎10,‏ ‎а ‎затем‏ ‎из ‎изображений‏ ‎валета,‏ ‎дамы, ‎короля.‏ ‎Если ‎вместо ‎них ‎взять ‎дальше‏ ‎цифры ‎11,‏ ‎12,‏ ‎13 ‎и ‎сложить‏ ‎все ‎очки,‏ ‎мы ‎получим ‎цифру ‎91,‏ ‎соответствующую‏ ‎числу ‎дней‏ ‎в ‎одной‏ ‎четверти ‎года. ‎Таким ‎образом, ‎сумма‏ ‎всех‏ ‎очков ‎четырёх‏ ‎мастей ‎будет‏ ‎составлять364, ‎то ‎есть ‎число ‎дней‏ ‎в‏ ‎году‏ ‎без ‎одного,‏ ‎плюс ‎джокер‏ ‎- ‎високосный‏ ‎год.

Вполне‏ ‎возможно,что ‎тот‏ ‎кто ‎приложил ‎руки ‎и ‎голову‏ ‎к ‎появлению‏ ‎карт,‏ ‎этот ‎момент ‎продумал,‏ ‎не ‎могло‏ ‎это ‎само ‎собой ‎случайно‏ ‎возникнуть.‏ ‎Раньше ‎в‏ ‎колодах ‎был‏ ‎один ‎джокер.

Остроумное ‎толкование ‎было ‎дано‏ ‎французским‏ ‎священником, ‎отцом‏ ‎Менестрие ‎в‏ ‎1704 ‎году. ‎"Композиция ‎карточной ‎игры,‏ ‎с‏ ‎изображением‏ ‎королей, ‎королев,‏ ‎вассалов ‎и‏ ‎десяти ‎номеров,‏ ‎а‏ ‎также ‎с‏ ‎рисунками ‎сердец, ‎пик, ‎клевера ‎и‏ ‎кубиков, ‎показывает‏ ‎что‏ ‎эта ‎игра ‎представляет‏ ‎собой, ‎собственно‏ ‎говоря, ‎картину ‎битвы, ‎в‏ ‎которой‏ ‎принимают ‎участие‏ ‎политические ‎-‏ ‎государства ‎с ‎королями, ‎королевствами, ‎вассалами‏ ‎и‏ ‎четырьмя ‎классами‏ ‎общества.


Священники ‎представлены‏ ‎в ‎виде ‎сердца, ‎так ‎как‏ ‎священники‏ ‎"люди‏ ‎сердца", ‎пики‏ ‎символизируют ‎воина‏ ‎дворянского ‎происхождения,‏ ‎поскольку‏ ‎это ‎оружие‏ ‎офицеров, ‎бюргеры ‎представлены ‎в ‎виде‏ ‎кубиков, ‎которыми‏ ‎выложены‏ ‎входы ‎в ‎наших‏ ‎домах ‎(по‏ ‎французски ‎– ‎carreau), ‎а‏ ‎деревенские‏ ‎жители ‎в‏ ‎виде ‎клевера‏ ‎- ‎(по ‎французски ‎– ‎trefie).‏ ‎То,‏ ‎что ‎изобретатели‏ ‎европейских ‎карточных‏ ‎игр ‎имели ‎в ‎виду ‎как‏ ‎раз‏ ‎это,‏ ‎доказывает ‎тот‏ ‎факт, ‎что‏ ‎на ‎своих‏ ‎картах‏ ‎испанцы ‎выразили‏ ‎те ‎же ‎самые ‎понятия, ‎только‏ ‎с ‎помощью‏ ‎других‏ ‎обозначений: ‎священников ‎символизирует‏ ‎жертвенный ‎кубок,‏ ‎дворян ‎- ‎меч, ‎торговцев‏ ‎-‏ ‎монета, ‎крестьян‏ ‎дубинка.

Как ‎повлияло‏ ‎на ‎популярность ‎карт ‎изобретение ‎Гуттенберга?

Очень‏ ‎положительно,‏ ‎карты ‎завоёвывали‏ ‎своё ‎место‏ ‎в ‎мире ‎и ‎становились ‎всё‏ ‎более‏ ‎популярными,‏ ‎а ‎вот‏ ‎для ‎этого‏ ‎их ‎изготовление‏ ‎должно‏ ‎бы ‎стать‏ ‎дешевле, ‎что ‎и ‎произошло ‎после‏ ‎1423 ‎года,‏ ‎после‏ ‎изобретения ‎гравюры ‎на‏ ‎дереве, ‎карточное‏ ‎производство ‎распространилось ‎по ‎всем‏ ‎городам‏ ‎Европы. ‎После‏ ‎изобретения ‎Гуттенбергом‏ ‎типографской ‎печати ‎карточное ‎производство ‎ещё‏ ‎более‏ ‎удешевилось ‎и‏ ‎иметь ‎карты‏ ‎могли ‎себе ‎позволить ‎мещане ‎и‏ ‎карточные‏ ‎игры‏ ‎продолжили ‎своё‏ ‎победоносное ‎завоевание‏ ‎мира.

Чем ‎же‏ ‎обусловлена‏ ‎популярность ‎карточных‏ ‎игр?

Во ‎- ‎первых ‎тем, ‎что‏ ‎в ‎карты‏ ‎могло‏ ‎играть ‎большее ‎игроков,‏ ‎нежели ‎в‏ ‎другие ‎игры, ‎а ‎это‏ ‎очень‏ ‎существенно, ‎во‏ ‎вторых ‎большое‏ ‎многообразие ‎игр ‎от ‎простых ‎до‏ ‎сложных‏ ‎интеллектуальных, ‎где‏ ‎многое ‎зависит‏ ‎не ‎столько ‎от ‎расклада, ‎а‏ ‎и‏ ‎от‏ ‎опыта ‎и‏ ‎от ‎того,‏ ‎как ‎работает‏ ‎соображаловка.

Пример‏ ‎из ‎собственной‏ ‎жизненной ‎ситуации. ‎Когда, ‎а ‎это‏ ‎был ‎февраль‏ ‎1972‏ ‎года, ‎с ‎другом‏ ‎по ‎горящей‏ ‎путёвке ‎приехали ‎в ‎Бакуриани,‏ ‎не‏ ‎знаю ‎как‏ ‎сейчас, ‎но‏ ‎в ‎то ‎время ‎каждый ‎житель‏ ‎страны‏ ‎Советов ‎знал,‏ ‎что ‎это‏ ‎слово ‎связано ‎с ‎зимними ‎видами‏ ‎спорта‏ ‎и‏ ‎соревнования ‎проводились‏ ‎разного ‎уровня.

Жили‏ ‎мы ‎в‏ ‎доме‏ ‎отдыха, ‎номер‏ ‎был ‎на ‎шесть ‎человек, ‎и‏ ‎уж ‎так‏ ‎нам‏ ‎повезло, ‎всю ‎первую‏ ‎неделю ‎нашего‏ ‎пребывания ‎в ‎Бакуриани, ‎температура‏ ‎на‏ ‎улице ‎-20,‏ ‎-25 ‎градусов‏ ‎по ‎Цельсию ‎и ‎почти ‎постоянно‏ ‎метель,‏ ‎и ‎что‏ ‎же ‎делать,‏ ‎чем ‎заняться, ‎иногда ‎пили ‎чачу,‏ ‎вели‏ ‎беседы‏ ‎под ‎это‏ ‎дело ‎на‏ ‎разную ‎тематику:‏ ‎один‏ ‎из ‎отдыхающих‏ ‎был ‎лётчиком ‎гражданской ‎авиации ‎и‏ ‎от ‎него‏ ‎услышали,‏ ‎что ‎по ‎статистике‏ ‎в ‎год‏ ‎разбивается ‎более ‎40 ‎самолётов‏ ‎в‏ ‎год, ‎об‏ ‎этом ‎в‏ ‎средствах ‎массовой ‎информации ‎не ‎сообщалось‏ ‎и‏ ‎обычные ‎граждане,‏ ‎знать ‎ни‏ ‎чего ‎не ‎знали ‎и ‎спокойно‏ ‎летали,‏ ‎другой‏ ‎был ‎шахтёром‏ ‎с ‎Донбасса‏ ‎и ‎очень‏ ‎много‏ ‎интересного ‎рассказывал‏ ‎про ‎шахтёрское ‎житьё ‎бытьё.

Постоянно ‎играли‏ ‎в ‎карты,‏ ‎игра‏ ‎была ‎интеллектуальная ‎и‏ ‎называлась ‎«храп»,‏ ‎а ‎так ‎как ‎играть‏ ‎на‏ ‎деньги ‎нам‏ ‎не ‎позволяли‏ ‎наши ‎финансы, ‎мы ‎просто ‎играли‏ ‎на‏ ‎счёт, ‎а‏ ‎играя ‎на‏ ‎счёт ‎могли ‎позволить ‎себе ‎максимальный‏ ‎риск,‏ ‎в‏ ‎результате ‎начинали‏ ‎как ‎бы‏ ‎с ‎5‏ ‎копеек,‏ ‎а ‎в‏ ‎итоге ‎проигрыш ‎или ‎выигрыш ‎доходил‏ ‎до ‎нескольких‏ ‎миллионов‏ ‎и ‎играть ‎на‏ ‎счёт ‎это‏ ‎оказывается ‎очень ‎азартно.

Всё ‎детство‏ ‎и‏ ‎отрочество ‎жил‏ ‎в ‎бараке,‏ ‎а ‎это ‎как ‎коммунальная ‎квартира‏ ‎на‏ ‎19 ‎семей.‏ ‎В ‎адресе‏ ‎вместо ‎улицы ‎было ‎прописано ‎район‏ ‎25‏ ‎бараков.‏ ‎Народ ‎проживал‏ ‎простой, ‎рабочие‏ ‎металлургического ‎завода,‏ ‎а‏ ‎что ‎делать‏ ‎после ‎смены, ‎(телевизоров ‎не ‎было,‏ ‎читать ‎любят‏ ‎не‏ ‎все) ‎оставалось ‎только‏ ‎бухать ‎портвейн‏ ‎или ‎водочку, ‎а ‎под‏ ‎это‏ ‎дело ‎резаться‏ ‎в ‎картишки,‏ ‎хорошо ‎помню, ‎как ‎мужики ‎проиграв,‏ ‎домой‏ ‎возвращались ‎в‏ ‎одних ‎трусах.

Кроме‏ ‎игр ‎есть ‎ещё ‎и ‎пасьянсы,‏ ‎но‏ ‎в‏ ‎настоящие ‎карты‏ ‎насколько ‎помню,‏ ‎ни ‎разу‏ ‎пасьянс‏ ‎не ‎раскладывал,‏ ‎зато ‎в ‎этом ‎столетии ‎в‏ ‎карты ‎не‏ ‎играл‏ ‎ни ‎разу, ‎а‏ ‎вот ‎в‏ ‎компьютере ‎пасьянсами ‎занимался ‎частенько,‏ ‎особенно‏ ‎в ‎паука.‏ ‎У ‎меня‏ ‎в ‎формате ‎pdf ‎есть ‎книга‏ ‎«Карточные‏ ‎игры», а ‎так‏ ‎как ‎для‏ ‎себя ‎ввёл ‎практику ‎давать ‎ссылки‏ ‎на‏ ‎какие‏ ‎- ‎нибудь‏ ‎полезности, ‎для‏ ‎ознакомительных ‎целей,эту‏ ‎практику‏ ‎продолжаю.

Как ‎кардинал‏ ‎Мазарини ‎пополнял ‎королевскую ‎казну?

Кардинал ‎Мазарини‏ ‎будучи ‎министром‏ ‎финансов‏ ‎при ‎короле ‎Людовике‏ ‎XIV ‎нашёл‏ ‎способ ‎пополнения ‎королевской ‎казны‏ ‎он‏ ‎вместо ‎безрезультативной‏ ‎борьбы ‎с‏ ‎картёжниками, ‎превратил ‎Версальский ‎дворец ‎в‏ ‎огромное‏ ‎карточное ‎казино.

Почему‏ ‎правительства ‎разных‏ ‎стран ‎монополизировали ‎их ‎изготовление?

Трудно ‎было‏ ‎пройти‏ ‎мимо‏ ‎такого ‎лакомого‏ ‎куска, ‎особенно‏ ‎когда ‎был‏ ‎дефицит‏ ‎данного ‎товара,‏ ‎каждая ‎семья ‎желала ‎быть ‎обладательницей‏ ‎заветной ‎колоды‏ ‎карт,‏ ‎в ‎результате ‎страны‏ ‎делали ‎государственную‏ ‎монополию ‎на ‎изготовление ‎игральных‏ ‎карт.‏ ‎Всё ‎это‏ ‎делалось ‎под‏ ‎страхом ‎штрафа, ‎тюремного ‎заключения ‎и‏ ‎даже‏ ‎смертной ‎казни‏ ‎преступников, ‎возжелавших‏ ‎что ‎то ‎поиметь ‎от ‎этого‏ ‎пирога.‏ ‎Достижения‏ ‎в ‎развитии‏ ‎печати ‎быстро‏ ‎внедрялись ‎в‏ ‎производство,‏ ‎а ‎неослабевающий‏ ‎интерес ‎к ‎карточным ‎играм ‎долгое‏ ‎время ‎делал‏ ‎данный‏ ‎рынок ‎узкоспециализированным ‎и‏ ‎очень ‎конкурентноспособным,‏ ‎а ‎самое ‎главное ‎очень‏ ‎доходным.

Национальные‏ ‎колоды ‎карт

История‏ ‎становления ‎облика‏ ‎игральных ‎карт ‎в ‎Европе, ‎это‏ ‎процесс‏ ‎эволюции ‎изображений‏ ‎от ‎оригинальной‏ ‎колоды ‎мамлюков ‎к ‎национальным ‎колодам‏ ‎стран‏ ‎Европы.‏ ‎В ‎колоде‏ ‎мамлюков ‎не‏ ‎было ‎изображений‏ ‎человека‏ ‎так ‎как‏ ‎ислам ‎запрещает ‎его ‎изображения ‎и‏ ‎они ‎были‏ ‎украшены‏ ‎арабесками.

В ‎странах ‎Европы‏ ‎подобных ‎запретов‏ ‎не ‎существовало ‎и ‎облик‏ ‎карт‏ ‎от ‎страны‏ ‎к ‎стране‏ ‎менялся ‎и ‎производители ‎карт ‎в‏ ‎каждой‏ ‎стране, ‎адаптировали‏ ‎их ‎под‏ ‎свою ‎национальную ‎культуру ‎и ‎тем‏ ‎символам,‏ ‎которые‏ ‎в ‎данной‏ ‎стране ‎использовались.‏ ‎Ранние ‎английские‏ ‎карты.

Игральные‏ ‎карты ‎индийские‏ ‎"Ганджифа", ‎существуют ‎как ‎и ‎традиционные‏ ‎круглые, ‎так‏ ‎и‏ ‎и ‎международном ‎формате.

Карты‏ ‎из ‎болгарской‏ ‎национальной ‎колоды ‎карт.

Современные ‎персидские‏ ‎национальные‏ ‎игральные ‎карты

Современные‏ ‎арабские ‎игральные‏ ‎карты.

Израильские ‎национальные ‎игральные ‎карты.

Очень ‎интересная‏ ‎оригинальная‏ ‎получилась ‎колода‏ ‎игральных ‎карт,‏ ‎посвященная ‎майя, ‎по ‎сути ‎обыграно‏ ‎искусство‏ ‎майя‏ ‎в ‎изображении‏ ‎фигур ‎и‏ ‎аксессуаров.

На ‎картах‏ ‎стали‏ ‎рисовать ‎людей‏ ‎в ‎костюмах, ‎которые ‎были ‎модными‏ ‎для ‎высшей‏ ‎знати‏ ‎этих ‎мест. ‎В‏ ‎итоге ‎появилось‏ ‎несколько ‎национальных ‎колод, ‎использующихся‏ ‎поныне.‏ ‎Итальянский ‎тип‏ ‎карт ‎возник‏ ‎вместе ‎с ‎изобретением ‎игры ‎тарок.‏ ‎В‏ ‎нормальном, ‎или‏ ‎венецианском ‎тароке‏ ‎колода ‎состояла ‎из ‎78 ‎карт,‏ ‎масти‏ ‎делились‏ ‎на ‎чаши,‏ ‎динарии, ‎мечи‏ ‎и ‎палицы.‏ ‎Каждая‏ ‎масть ‎заключала‏ ‎в ‎себе ‎14 ‎карт: ‎король,‏ ‎королева, ‎рыцарь,‏ ‎валет,‏ ‎очковые ‎карты ‎от‏ ‎десятки ‎до‏ ‎шестерки, ‎туз ‎мечей, ‎очковые‏ ‎карты‏ ‎от ‎пятерки‏ ‎до ‎двойки.‏ ‎Остальные ‎карты ‎в ‎количестве ‎21,‏ ‎начиная‏ ‎от ‎Фигляра‏ ‎и ‎кончая‏ ‎картой, ‎называвшейся ‎Свет, ‎являлись ‎козырями,‏ ‎или‏ ‎Триумфами.‏ ‎Наконец, ‎была‏ ‎еще ‎одна‏ ‎карта, ‎которая‏ ‎называлась‏ ‎Дурак ‎(прообраз,‏ ‎кстати, ‎будущего ‎джокера).

Однако ‎колода ‎в‏ ‎78 ‎карт‏ ‎не‏ ‎была ‎предельной, ‎она‏ ‎иногда ‎делалась‏ ‎и ‎в ‎84 ‎карты‏ ‎и‏ ‎более. ‎Например,‏ ‎во ‎Флоренции‏ ‎выпускались ‎карты ‎в ‎количестве ‎до‏ ‎98‏ ‎штук. ‎К‏ ‎обычным ‎Триумфам‏ ‎были ‎добавлены ‎грации, ‎стихии ‎и‏ ‎двенадцать‏ ‎созвездий.‏ ‎А ‎в‏ ‎Болонье ‎выпускался‏ ‎малый ‎тарок,‏ ‎где‏ ‎в ‎колоде‏ ‎было ‎62 ‎карты.

Карты ‎итальянского ‎типа‏ ‎появились ‎во‏ ‎Франции‏ ‎в ‎конце ‎XIV‏ ‎века ‎при‏ ‎Карле ‎VI ‎(1368—1422). ‎Это‏ ‎были‏ ‎рукодельные ‎образцы.‏ ‎Французские ‎художники‏ ‎сами ‎начали ‎рисовать ‎карты ‎для‏ ‎королевского‏ ‎двора, ‎повторяя‏ ‎итальянский ‎тип‏ ‎карт, ‎но ‎уже ‎при ‎Карле‏ ‎VII‏ ‎(1403—1461)‏ ‎появляются ‎карты‏ ‎с ‎собственными‏ ‎национальными ‎мастями:‏ ‎сердца,‏ ‎серпы ‎луны,‏ ‎трилистники ‎и ‎пики, ‎и ‎в‏ ‎XV ‎веке‏ ‎во‏ ‎французских ‎картах ‎окончательно‏ ‎устанавливается ‎тип‏ ‎мастей, ‎употребляющийся ‎до ‎сих‏ ‎пор:‏ ‎черви ‎(coeur),‏ ‎бубны ‎(саrrеаu),‏ ‎трефы ‎(trefle) ‎и ‎пики ‎(pique).

Начиная‏ ‎с‏ ‎этого ‎времени,‏ ‎французские ‎карты‏ ‎имеют ‎устойчивый ‎тип, ‎для ‎которого‏ ‎характерны‏ ‎следующие‏ ‎изображения ‎фигур:‏ ‎Давид ‎—‏ ‎король ‎пик,‏ ‎Александр‏ ‎— ‎король‏ ‎треф, ‎Цезарь ‎— ‎король ‎бубен,‏ ‎Карл ‎—‏ ‎король‏ ‎червей, ‎Паллада ‎—‏ ‎дама ‎пик,‏ ‎Аргина ‎— ‎дама ‎треф,‏ ‎Рашель‏ ‎— ‎дама‏ ‎бубен, ‎Юдифь‏ ‎— ‎дама ‎червей, ‎Гектор ‎—‏ ‎валет‏ ‎бубен, ‎Ожье‏ ‎— ‎валет‏ ‎пик, ‎Ланцелот ‎— ‎валет ‎треф‏ ‎и‏ ‎Лагир‏ ‎— ‎валет‏ ‎червей.

Этот ‎тип‏ ‎карт ‎дошел‏ ‎до‏ ‎Великой ‎французской‏ ‎буржуазной ‎революции ‎1789—1794 ‎годов ‎и‏ ‎повторялся ‎после‏ ‎нее,‏ ‎причем ‎существуют ‎выпуски‏ ‎даже ‎1865‏ ‎года.

Масти ‎карт: ‎дубинка, ‎меч,‏ ‎кубок‏ ‎и ‎монета,‏ ‎появились ‎не‏ ‎только ‎на ‎картах, ‎но ‎и‏ ‎как‏ ‎таинственные ‎символы‏ ‎на ‎страницах‏ ‎рукописи ‎об ‎истории ‎рыцаря ‎Ланцелота‏ ‎и‏ ‎на‏ ‎стёклах ‎окон‏ ‎Майнского ‎собора.

Сколько‏ ‎городов, ‎столько‏ ‎различных‏ ‎видов ‎карт‏ ‎и ‎столько ‎же ‎разновидностей ‎игр.‏ ‎Каждый ‎город‏ ‎изображает‏ ‎на ‎картах ‎своих‏ ‎знаменитостей, ‎свои‏ ‎наряды. ‎Об ‎истории ‎этих‏ ‎городов,‏ ‎обычаях ‎и‏ ‎вкусах ‎их‏ ‎населения ‎мы ‎можем ‎узнать ‎по‏ ‎картам,‏ ‎которым ‎насчитывается‏ ‎уже ‎несколько‏ ‎столетий ‎и ‎с ‎которых ‎смотрят‏ ‎на‏ ‎нас‏ ‎короли, ‎королевы,‏ ‎дворяне ‎в‏ ‎одеждах ‎той‏ ‎эпохи.‏ ‎Своеобразная ‎история‏ ‎в ‎картах ‎и ‎вся ‎эта‏ ‎эволюция ‎завершилась‏ ‎созданием‏ ‎международной ‎колоды.

Международная ‎колода‏ ‎карт

Доподлинно ‎известно,‏ ‎когда ‎появились ‎карты ‎современного,‏ ‎привычного‏ ‎нам ‎вида.‏ ‎Атрибутика ‎для‏ ‎международной ‎колоды ‎была ‎использована ‎от‏ ‎французских‏ ‎игральных ‎карт,‏ ‎а ‎это‏ ‎две ‎чёрные ‎и ‎две ‎красные‏ ‎масти‏ ‎–‏ ‎пики, ‎трефы,‏ ‎черви ‎и‏ ‎бубны.

Слегка ‎модифицированная‏ ‎англичанами,‏ ‎эта ‎атрибутика‏ ‎позволяла ‎при ‎изготовлении ‎карт ‎использовать‏ ‎трафаретные ‎конструкции,‏ ‎что‏ ‎снижало ‎себестоимость ‎производства‏ ‎карт. ‎Последнее‏ ‎принципиальное ‎изменение ‎в ‎дизайн‏ ‎карты‏ ‎было ‎внесено‏ ‎в ‎1830‏ ‎году. ‎Фигуры ‎на ‎картах ‎изначально‏ ‎изображались‏ ‎в ‎полный‏ ‎рост.

Рисованные ‎игральные‏ ‎карты ‎из ‎зоны.

Трафаретные ‎конструкции ‎использовались‏ ‎при‏ ‎изготовлении‏ ‎тюремных ‎карт,‏ ‎в ‎которых‏ ‎довольно ‎интересные‏ ‎были‏ ‎находки ‎в‏ ‎решении ‎числового ‎раздела ‎колоды.

Кроме ‎тюремных‏ ‎существуют ‎самодельные‏ ‎карты‏ ‎и ‎довольно ‎интересно‏ ‎решённые ‎по‏ ‎графическому ‎исполнению.

В ‎игре ‎криббедж‏ ‎существовало‏ ‎образное ‎выражение‏ ‎для ‎обозначения‏ ‎положения ‎карты ‎с ‎фигурой ‎«один‏ ‎для‏ ‎его ‎носа»‏ ‎и ‎«два‏ ‎для ‎его ‎каблуков». ‎В ‎других‏ ‎играх‏ ‎такое‏ ‎изображение ‎было‏ ‎недостатком. ‎Наблюдательные‏ ‎игроки ‎могли‏ ‎идентифицировать‏ ‎карты ‎на‏ ‎руках ‎своих ‎противников ‎по ‎естественной‏ ‎практике ‎поворота‏ ‎карты‏ ‎головой ‎вверх.

Чтобы ‎это‏ ‎устранить ‎торс‏ ‎фигуры ‎стали ‎изображать ‎в‏ ‎обе‏ ‎стороны ‎от‏ ‎срединной ‎линии,‏ ‎и ‎это ‎преобразование ‎быстро ‎распространилось‏ ‎на‏ ‎все ‎региональные‏ ‎колоды. ‎Думаю,‏ ‎что ‎именно ‎этот ‎нюанс ‎превратил‏ ‎карты‏ ‎именно‏ ‎в ‎карты,‏ ‎а ‎не‏ ‎просто ‎картинки‏ ‎с‏ ‎фигурами. ‎К‏ ‎середине ‎XIX ‎века ‎все ‎элементы‏ ‎современных ‎игральных‏ ‎карт‏ ‎определились ‎и ‎получили‏ ‎распространение ‎в‏ ‎Старом ‎и ‎Новом ‎Свете.

В‏ ‎диаметральных‏ ‎углах ‎карт‏ ‎появились ‎индексы,‏ ‎все ‎эти ‎изменения ‎и ‎уточнения‏ ‎вроде‏ ‎бы ‎не‏ ‎значительны, ‎но‏ ‎потребовались ‎сотни ‎лет, ‎чтобы ‎до‏ ‎них‏ ‎додумались‏ ‎и ‎к‏ ‎ним ‎пришли‏ ‎и ‎в‏ ‎результате‏ ‎появилась ‎элегантная‏ ‎игральная ‎карта. ‎Общепризнанной ‎стала ‎колода‏ ‎основанная ‎на‏ ‎наборе‏ ‎из ‎52 ‎карт,‏ ‎разделённых ‎на‏ ‎четыре ‎масти, ‎каждая ‎из‏ ‎которых‏ ‎состоит ‎из‏ ‎13 ‎рангов,‏ ‎в ‎результате ‎каждая ‎карта ‎однозначно‏ ‎идентифицируется‏ ‎по ‎масти‏ ‎и ‎рангу.

Пиковый‏ ‎туз ‎эмблема ‎колоды ‎

В ‎семнадцатом‏ ‎веке‏ ‎указом‏ ‎короля ‎Джеймса‏ ‎I ‎был‏ ‎введён ‎налог‏ ‎на‏ ‎местных ‎производителей‏ ‎игральных ‎карт ‎и ‎в ‎качестве‏ ‎носителя, ‎на‏ ‎который‏ ‎было ‎необходимо ‎проставлять‏ ‎эмблему ‎типографии,‏ ‎чтобы ‎была ‎возможность ‎идентифицировать‏ ‎изготовителя,‏ ‎а ‎также‏ ‎на ‎этом‏ ‎же ‎носителе ‎должна ‎была ‎присутствовать‏ ‎печать‏ ‎фискального ‎органа‏ ‎для ‎доказательства‏ ‎уплаты ‎налога.

В ‎качестве ‎носителя ‎был‏ ‎выбран‏ ‎туз‏ ‎пик, ‎в‏ ‎результате ‎он‏ ‎стал ‎эмблемой‏ ‎колоды,‏ ‎данную ‎пошлину‏ ‎отменили ‎в ‎1960 ‎году, ‎но‏ ‎практика ‎проставления‏ ‎эмблемы‏ ‎на ‎тузе ‎пик‏ ‎осталась.

В ‎практике‏ ‎гадания ‎Туз ‎пик ‎—‏ ‎одна‏ ‎из ‎самых‏ ‎опасных ‎карт‏ ‎в ‎колоде, ‎которая ‎практически ‎всегда‏ ‎символизирует‏ ‎удары ‎судьбы‏ ‎и ‎неприятности.‏ ‎Испуг, ‎разочарование, ‎болезнь, ‎смерть ‎могут‏ ‎ожидать‏ ‎гадающего‏ ‎про ‎свой‏ ‎жизненный ‎путь.‏ ‎Во ‎французском‏ ‎языке‏ ‎есть ‎идиома‏ ‎«Проклятый, ‎как ‎туз» ‎— ‎«Fichu‏ ‎comme ‎l’as‏ ‎de‏ ‎pique». ‎Выражение ‎символизирует‏ ‎неудачливого ‎человека.‏ ‎В ‎европейской ‎и ‎американской‏ ‎культуре‏ ‎туз ‎считается‏ ‎картой ‎смерти.‏ ‎От ‎нее ‎не ‎ждут ‎ничего,‏ ‎кроме‏ ‎бед ‎и‏ ‎разрушений.

Джокеры

В ‎стандартной‏ ‎международной ‎колоде ‎есть ‎особая ‎карта,‏ ‎называемая‏ ‎джокером,‏ ‎но ‎их‏ ‎может ‎быть‏ ‎две ‎и‏ ‎даже‏ ‎более, ‎изображающих‏ ‎придворного ‎шута. ‎Карта, ‎которая ‎не‏ ‎имея ‎каких‏ ‎либо‏ ‎определённых ‎характеристик ‎в‏ ‎то ‎же‏ ‎время ‎может ‎быть ‎любой‏ ‎картой‏ ‎и ‎с‏ ‎её ‎помощью‏ ‎можно ‎выигрывать ‎различные ‎трюки, ‎как‏ ‎это‏ ‎делается ‎в‏ ‎покере.

Тематические ‎колоды‏ ‎карт

Тематика ‎колоды ‎игральных ‎карт ‎может‏ ‎быть‏ ‎любой.‏ ‎Познавательной, ‎пропагандисткой,‏ ‎агитационной, ‎трудно‏ ‎найти ‎тему,‏ ‎которой‏ ‎может ‎не‏ ‎быть ‎Всё ‎упирается ‎в ‎возможности‏ ‎творческого ‎потенциала‏ ‎разработчика,‏ ‎в ‎то ‎как‏ ‎он ‎подходит‏ ‎к ‎решению ‎образа ‎колоды.

Пиратские‏ ‎игральные‏ ‎карты, ‎во‏ ‎время ‎плавания,‏ ‎чтя ‎существующее ‎суеверие, ‎капитаны ‎категорически‏ ‎запрещали‏ ‎прикасаться ‎к‏ ‎картам, ‎считая,‏ ‎что ‎молитвенник ‎чёрта ‎притягивает ‎бурю.

Колода‏ ‎игральных‏ ‎карт‏ ‎"Антирелигиозные"

Антифашистские, ‎были‏ ‎сделаны ‎и‏ ‎напечатаны ‎в‏ ‎1943‏ ‎году. ‎Карты‏ ‎сбрасывались ‎в ‎окопы ‎немецких ‎солдат.

Красиво‏ ‎обыгран ‎лубочный‏ ‎стиль‏ ‎при ‎проектировании ‎данной‏ ‎колоды.

Тема, ‎посвящённая‏ ‎обыгрыванию ‎образов ‎из ‎книги‏ ‎"Алиса‏ ‎в ‎стране‏ ‎чудес.

Колода ‎игральных‏ ‎карт, ‎где ‎главными ‎действующими ‎лицами‏ ‎являются‏ ‎гномы.

Геральдические ‎игральные‏ ‎карты ‎на‏ ‎языке ‎эсперанто.

Нашёл ‎свою ‎трактовку ‎в‏ ‎колоде‏ ‎игральных‏ ‎карт ‎и‏ ‎такой ‎праздник‏ ‎как ‎"Хеллоуин"‏ ‎и‏ ‎получилось ‎довольно‏ ‎интересное ‎оригинальное ‎решение.

Колода ‎игральных ‎карт‏ ‎"Эрмиты", ‎создана‏ ‎по‏ ‎мотивам ‎сказки ‎Алексея‏ ‎Бобринского ‎"Эрмиты.‏ ‎Петербургская ‎сказка". ‎Создатели ‎карт,‏ ‎иллюстраторы‏ ‎книги ‎Дмитрий‏ ‎Непомнящий ‎и‏ ‎Ольга ‎Попугаева, ‎которые ‎по ‎мотивам‏ ‎своих‏ ‎книжных ‎иллюстраций‏ ‎создали ‎карты,‏ ‎а ‎вот ‎числовые ‎карты ‎вполне‏ ‎могут‏ ‎быть‏ ‎из ‎колоды‏ ‎"Эрмитаж".

Карты, ‎как‏ ‎элемент ‎декора‏ ‎стен‏ ‎в ‎интерьере

Могут‏ ‎быть ‎использованы ‎как ‎при ‎формировании‏ ‎общественного ‎интерьера:‏ ‎кафе,‏ ‎клуб, ‎так ‎и‏ ‎при ‎работе‏ ‎над ‎интерьером ‎квартиры.

Архитектоника ‎карточной‏ ‎колоды

Слово‏ ‎архитектоника, ‎часто‏ ‎применяется ‎в‏ ‎отношении ‎книжного ‎издания, ‎говоря ‎о‏ ‎композиционной‏ ‎организованности ‎всего‏ ‎издания ‎в‏ ‎целом.

Композиция ‎помогает ‎воспринимать ‎книгу ‎цельно.‏ ‎Несогласованность‏ ‎же‏ ‎ее ‎элементов‏ ‎создает ‎ощущение‏ ‎раздробленности, ‎«не‏ ‎сделанности».‏ ‎

Способность ‎восприниматься‏ ‎не ‎сразу, ‎а ‎по ‎частям,‏ ‎разворачиваясь ‎во‏ ‎времени‏ ‎и ‎сохраняя ‎при‏ ‎этом ‎обратимость,‏ ‎- ‎одна ‎из ‎самых‏ ‎значительных‏ ‎особенностей ‎книжной‏ ‎композиции. ‎Этим‏ ‎она ‎отличается ‎от ‎композиции ‎картины,‏ ‎скульптуры,‏ ‎воспринимаемых ‎почти‏ ‎единовременно.

Думаю ‎,‏ ‎что ‎это ‎понятие ‎можно ‎применить‏ ‎и‏ ‎к‏ ‎организации ‎карточной‏ ‎колода, ‎когда‏ ‎колода ‎воспринимается‏ ‎как‏ ‎единый ‎цельный‏ ‎организм. ‎Различные ‎части ‎колоды: ‎фигуративный‏ ‎раздел, ‎цифровой,‏ ‎решение‏ ‎оформления ‎тузов, ‎графическое‏ ‎решение ‎знаков‏ ‎мастей ‎и ‎оборотной ‎части‏ ‎(рубашки‏ ‎карты) ‎и‏ ‎всё ‎это‏ ‎работает ‎на ‎решение ‎идеи ‎заложенной‏ ‎для‏ ‎конкретной ‎колоды‏ ‎карт.

Меня ‎в‏ ‎картах ‎заинтересовала ‎в ‎первую ‎очередь‏ ‎её‏ ‎орнаментальная‏ ‎составляющая ‎и‏ ‎именно ‎по‏ ‎этой ‎причине‏ ‎в‏ ‎Pinterest ‎в‏ ‎своём ‎аккаунте ‎завёл ‎доску, ‎посвящённую‏ ‎использованию ‎орнамента‏ ‎при‏ ‎формировании ‎внешнего ‎вида‏ ‎карт, ‎наиболее‏ ‎интересны ‎в ‎этом ‎отношении‏ ‎обратки‏ ‎(рубашки ‎карт),‏ ‎вначале ‎на‏ ‎них ‎не ‎было ‎ни ‎какого‏ ‎изображения‏ ‎и ‎шулеры‏ ‎их ‎крапили‏ ‎то ‎есть ‎делали ‎метки, ‎чтобы‏ ‎уже‏ ‎с‏ ‎обратной ‎стороны‏ ‎по ‎этим‏ ‎крапам ‎можно‏ ‎было‏ ‎выяснить ‎какие‏ ‎карты ‎у ‎соперников, ‎возможно ‎именно‏ ‎поэтому, ‎на‏ ‎рубашках‏ ‎стали ‎делать ‎сложный‏ ‎мелкий ‎орнаментальный‏ ‎узор, ‎а ‎также ‎в‏ ‎казино‏ ‎для ‎каждой‏ ‎новой ‎партии‏ ‎игры ‎использовалась ‎новая ‎колода ‎карт.

На‏ ‎тузах,‏ ‎в ‎качестве‏ ‎их ‎оформления,‏ ‎в ‎центре ‎карты ‎помещают ‎рисунок‏ ‎масти‏ ‎увеличенного‏ ‎размера ‎и‏ ‎очень ‎красиво‏ ‎орнаментально ‎её‏ ‎декорируют‏ ‎в ‎соответствии‏ ‎с ‎идеей ‎оформления ‎колоды. ‎Специально‏ ‎для ‎любителей‏ ‎орнаментального‏ ‎творчества ‎сделал ‎подборки‏ ‎рубашек ‎карт‏ ‎и ‎вот ‎этих ‎орнаментированных‏ ‎знаков‏ ‎мастей ‎для‏ ‎тузов, ‎в‏ ‎каждой ‎подборке ‎намечаю ‎делать ‎не‏ ‎менее‏ ‎50 ‎штук‏ ‎в ‎подборке,‏ ‎но ‎попасть ‎на ‎эти ‎страницы‏ ‎можно‏ ‎будет‏ ‎только ‎по‏ ‎подписке. ‎

Так‏ ‎же ‎там‏ ‎намечаю‏ ‎делать ‎комплекты‏ ‎подборок ‎различных ‎стилизованных ‎изображений ‎на‏ ‎другие ‎тематики.‏ ‎На‏ ‎этих ‎страницах ‎планирую‏ ‎размещать ‎аудио‏ ‎произведения ‎и ‎аудио ‎книги,‏ ‎в‏ ‎общем ‎всё‏ ‎то, ‎что‏ ‎будет ‎интересно ‎пользователям. ‎Прошу ‎прощения‏ ‎за‏ ‎отвлечение ‎от‏ ‎канвы ‎повествования.

Дизайнеры‏ ‎и ‎карты

Естественно, ‎что ‎графики ‎дизайнеры,‏ ‎также‏ ‎как‏ ‎и ‎художники‏ ‎не ‎оставили‏ ‎без ‎внимания‏ ‎данный‏ ‎вид ‎искусства‏ ‎и ‎существует ‎много ‎примеров ‎их‏ ‎участия ‎при‏ ‎разработке‏ ‎карточных ‎колод.

Россия ‎и‏ ‎карточные ‎игры

Самая‏ ‎популярная ‎версия, ‎что ‎карты‏ ‎пришли‏ ‎в ‎Россию‏ ‎из ‎Чехии.‏ ‎В ‎некоторых ‎источниках ‎говорится, ‎что‏ ‎карты‏ ‎появились ‎в‏ ‎XVI ‎веке‏ ‎и ‎попали ‎через ‎казаков ‎Малороссии,‏ ‎по‏ ‎другой‏ ‎информации, ‎что‏ ‎это ‎была‏ ‎первая ‎половина‏ ‎века‏ ‎XVII, ‎воевали‏ ‎с ‎поляками ‎и ‎карты ‎могли‏ ‎быть ‎трофеем,‏ ‎а‏ ‎так ‎же ‎с‏ ‎середины ‎века‏ ‎начали ‎набирать ‎наёмников ‎в‏ ‎полки‏ ‎«немецкого ‎строя»‏ ‎и ‎колода‏ ‎карт ‎могла ‎быть ‎собственностью ‎или‏ ‎трофеем‏ ‎ставшим ‎собственность‏ ‎кого ‎то‏ ‎из ‎наёмников.

Первое ‎достоверное ‎письменное ‎упоминание‏ ‎про‏ ‎игральные‏ ‎карты ‎в‏ ‎России ‎относится‏ ‎к ‎1649‏ ‎году.

В‏ ‎«Уложении» ‎царя‏ ‎Алексея ‎Михайловича ‎– ‎суровом ‎и‏ ‎строгом ‎своде‏ ‎законов,‏ ‎игра ‎в ‎карты‏ ‎попала ‎в‏ ‎главу ‎«О ‎разбойных ‎и‏ ‎татиных‏ ‎делах». ‎В‏ ‎этом ‎«уголовном‏ ‎кодексе» ‎картежники ‎приравнены ‎к ‎«татям»‏ ‎-‏ ‎ворам ‎и‏ ‎грабителям. ‎А‏ ‎наказания ‎для ‎воров ‎в ‎те‏ ‎времена‏ ‎были‏ ‎суровыми. ‎Попавшихся‏ ‎на ‎игре‏ ‎в ‎карты‏ ‎в‏ ‎первый ‎раз‏ ‎предписывалось ‎сечь ‎кнутом, ‎отрезать ‎левое‏ ‎ухо ‎и‏ ‎сажать‏ ‎в ‎острог ‎на‏ ‎два ‎года.‏ ‎Если ‎игрок ‎оказывался ‎рецидивистом‏ ‎и‏ ‎ни ‎кнут,‏ ‎ни ‎нож‏ ‎палача ‎не ‎могли ‎отучить ‎его‏ ‎от‏ ‎пагубной ‎страсти,‏ ‎его ‎заковывали‏ ‎в ‎кандалы ‎и ‎отправляли ‎на‏ ‎каторгу.‏ ‎Если‏ ‎и ‎это‏ ‎не ‎помогло,‏ ‎«Уложение» ‎предписывало‏ ‎совсем‏ ‎уж ‎крайнее‏ ‎средство ‎– ‎«казнить ‎смертью». ‎Впрочем,‏ ‎столь ‎суровые‏ ‎меры‏ ‎касались ‎только ‎простого‏ ‎(«черного») ‎люда.

Бояр‏ ‎не ‎пороли ‎кнутом, ‎не‏ ‎отрезали‏ ‎им ‎уши,‏ ‎не ‎заковывали‏ ‎в ‎кандалы. ‎В ‎карты, ‎вполне‏ ‎возможно,‏ ‎играл ‎и‏ ‎сам ‎Алексей‏ ‎Михайлович. ‎Во ‎всяком ‎случае, ‎карты‏ ‎есть‏ ‎в‏ ‎описи ‎имущества‏ ‎в ‎одном‏ ‎из ‎принадлежащих‏ ‎этому‏ ‎монарху ‎дворцов

Карточные‏ ‎игры, ‎как ‎заразная ‎болезнь, ‎как‏ ‎эпидемия ‎довольно‏ ‎быстро‏ ‎начали ‎своё ‎распространение‏ ‎по ‎России.‏ ‎Предприимчивые ‎чиновники ‎за ‎счёт‏ ‎казны‏ ‎устраивали ‎игорные‏ ‎дома. ‎Тем‏ ‎не ‎менее ‎попытки ‎запрета ‎азартных‏ ‎игр‏ ‎постоянно ‎предпринимались,‏ ‎но ‎в‏ ‎такие ‎игры ‎играли ‎люди ‎состоятельные,‏ ‎с‏ ‎которыми‏ ‎борьба ‎больше‏ ‎напоминает ‎борьбу‏ ‎Дон ‎Кихота‏ ‎с‏ ‎ветряной ‎мельницей.

Различия‏ ‎между ‎коммерческими, ‎и ‎азартными ‎играми

Уставом‏ ‎благочиния ‎запрещено‏ ‎было‏ ‎устройство ‎игорных ‎домов.‏ ‎Но ‎страсть‏ ‎к ‎игре ‎никакие ‎самые‏ ‎строгие‏ ‎меры ‎уничтожить‏ ‎не ‎смогли.‏ ‎При ‎Екатерине ‎II ‎самые ‎близкие‏ ‎к‏ ‎императрице ‎лица‏ ‎играли ‎на‏ ‎громадные ‎суммы, ‎её ‎фаворит ‎Зорич‏ ‎организовал‏ ‎картёжную‏ ‎академию. ‎В1761‏ ‎году ‎прописали‏ ‎играми ‎различия‏ ‎между‏ ‎коммерческими, ‎которые‏ ‎считались ‎основанными ‎на ‎математическом ‎расчёте‏ ‎и ‎сообразительности,‏ ‎где‏ ‎требуется ‎ум, ‎хладнокровие‏ ‎игрока: ‎бридж,‏ ‎преферанс, ‎вист, ‎винт ‎и‏ ‎азартными,‏ ‎где ‎успех‏ ‎больше ‎зависит‏ ‎от ‎случая, ‎удачи ‎– ‎это‏ ‎баккара,‏ ‎макао, ‎покер‏ ‎на ‎них‏ ‎был ‎введён ‎запрет, ‎но ‎избирательно,‏ ‎за‏ ‎исключением‏ ‎территории ‎Императорского‏ ‎дворца.

В ‎Камер-фурьерском‏ ‎журнале ‎упоминается‏ ‎игра‏ ‎императрицы ‎в‏ ‎карты ‎на ‎настоящие ‎бриллианты. ‎В‏ ‎феврале ‎1778‏ ‎года‏ ‎отмечался ‎день ‎рождения‏ ‎любимого ‎внука‏ ‎Екатерины, ‎великого ‎князя ‎Александра‏ ‎Павловича,‏ ‎— ‎ему‏ ‎исполнился ‎один‏ ‎год. ‎После ‎официальных ‎мероприятий

«некоторые ‎знатные‏ ‎обоего‏ ‎пола ‎особы»‏ ‎были ‎приглашены‏ ‎в ‎апартаменты ‎императрицы. ‎В ‎одной‏ ‎из‏ ‎комнат‏ ‎им ‎были‏ ‎«представлены ‎три‏ ‎стола ‎карточных,‏ ‎на‏ ‎которых ‎столах‏ ‎поставлено ‎было ‎по ‎ящику ‎бриллиантов,‏ ‎во ‎всяком‏ ‎ящике‏ ‎по ‎52 ‎камня,‏ ‎а ‎каждый‏ ‎камень ‎по ‎одной ‎карате‏ ‎и‏ ‎продолжалась ‎игра‏ ‎в ‎макао,‏ ‎у ‎кого ‎выходило ‎девять, ‎тот‏ ‎брал‏ ‎из ‎ящика‏ ‎один ‎камень».

Пётр‏ ‎III ‎заменил ‎батоги ‎и ‎тюрьму‏ ‎денежным‏ ‎штрафом,‏ ‎но ‎этот‏ ‎штраф ‎касался‏ ‎только ‎тех‏ ‎кто‏ ‎играл ‎на‏ ‎большие ‎деньги ‎или ‎в ‎долг.‏ ‎Александр ‎I‏ ‎в1801‏ ‎году, ‎а ‎Николай‏ ‎I ‎в‏ ‎1832 ‎обращали ‎внимание ‎местных‏ ‎властей‏ ‎на ‎необходимость‏ ‎борьбы ‎с‏ ‎запрещёнными ‎играми.

Из ‎наших ‎писателей ‎классиков‏ ‎заядлыми‏ ‎картёжниками ‎были‏ ‎Ф.М. ‎Достоевский,‏ ‎А.С. ‎Пушкин, ‎Н.А. ‎Некрасов, ‎последний‏ ‎благодаря‏ ‎своим‏ ‎гениальным ‎картёжным‏ ‎талантам ‎вернул‏ ‎всё, ‎что‏ ‎проиграли‏ ‎его ‎дед‏ ‎и ‎отец ‎и ‎сколотил ‎на‏ ‎этом ‎довольно‏ ‎приличное‏ ‎состояние.

Почему ‎в ‎название‏ ‎статьи ‎использовал‏ ‎слово ‎магия, ‎вполне ‎возможно,‏ ‎что‏ ‎магия ‎в‏ ‎них ‎существует,‏ ‎при ‎изучении ‎темы ‎наткнулся ‎на‏ ‎рассказ‏ ‎про ‎титулованного‏ ‎дворянина, ‎человека‏ ‎совершенно ‎равнодушного ‎к ‎картам, ‎но‏ ‎мы‏ ‎часто‏ ‎приобретаем ‎вредные‏ ‎привычки, ‎чтобы‏ ‎не ‎выделяться‏ ‎из‏ ‎общей ‎массы.‏ ‎В ‎данном ‎случае ‎этот ‎дворянин,‏ ‎чтобы ‎о‏ ‎нём‏ ‎не ‎подумали, ‎что‏ ‎он ‎скряга‏ ‎и ‎жмот, ‎решил ‎проиграть‏ ‎определённую‏ ‎сумму.

В ‎результате,‏ ‎во ‎время‏ ‎игры, ‎его ‎начали ‎преследовать ‎сплошные‏ ‎выигрыши,‏ ‎он ‎уже‏ ‎мечтал ‎о‏ ‎проигрыше, ‎но ‎вот ‎проиграть ‎у‏ ‎него‏ ‎не‏ ‎получалось, ‎скорее‏ ‎всего ‎карточное‏ ‎провидение ‎таким‏ ‎образом‏ ‎решило ‎завладеть‏ ‎его ‎душой.

Как ‎появилась ‎колода ‎карт‏ ‎«Русский ‎стиль»?

Интересна‏ ‎история‏ ‎создания ‎официальной ‎колоды‏ ‎карт ‎Романовых,‏ ‎уже ‎более ‎100 ‎лет‏ ‎прошло‏ ‎как ‎перестала‏ ‎существовать ‎Российская‏ ‎Империя, ‎а ‎эта ‎колода ‎живёт‏ ‎до‏ ‎сих ‎пор.

В‏ ‎1903 ‎году‏ ‎был ‎устроен ‎грандиозный ‎костюмированный ‎бал,‏ ‎все‏ ‎участники,‏ ‎а ‎их‏ ‎вместе ‎с‏ ‎царедворцами ‎было‏ ‎390‏ ‎человек, ‎были‏ ‎в ‎костюмах ‎XVII ‎века, ‎которые‏ ‎шились ‎лучшими‏ ‎портными‏ ‎империи, ‎во ‎время‏ ‎бала ‎и‏ ‎по ‎его ‎итогам ‎были‏ ‎сделаны‏ ‎фотографии ‎и‏ ‎выпущен ‎«Альбом‏ ‎костюмированного ‎бала ‎в ‎Зимнем ‎дворце».

Фотографии‏ ‎из‏ ‎этого ‎альбома‏ ‎были ‎использованы‏ ‎для ‎создания ‎колоды ‎карт, ‎которая‏ ‎была‏ ‎выпущена‏ ‎к ‎300‏ ‎- ‎летию‏ ‎дома ‎Романовых‏ ‎с‏ ‎фигурами ‎в‏ ‎костюмах, ‎повторяющих ‎костюмы ‎участников ‎придворного‏ ‎бала, ‎состоявшегося‏ ‎в‏ ‎феврале ‎1903 ‎года‏ ‎в ‎Зимнем‏ ‎дворце.

В ‎советское ‎время ‎под‏ ‎названием‏ ‎«Русский ‎стиль»‏ ‎эта ‎колода‏ ‎тиражировалась, ‎вся ‎страна ‎играла ‎этими‏ ‎картами,‏ ‎но ‎никто‏ ‎не ‎подозревал,‏ ‎что ‎у ‎карточных ‎фигур ‎были‏ ‎реальные‏ ‎прототипы.

Довольно‏ ‎интересна ‎серия‏ ‎игральных ‎карт‏ ‎"Палех", ‎варианты‏ ‎с‏ ‎черным ‎фоном‏ ‎и ‎с ‎белым, ‎карты ‎очень‏ ‎красивые, ‎прорисованы‏ ‎в‏ ‎лучших ‎традициях ‎палехской‏ ‎росписи, ‎приятно‏ ‎держать ‎в ‎руках ‎произведение‏ ‎искусства.‏ ‎Лично ‎меня‏ ‎колода ‎с‏ ‎чёрным ‎фоном ‎привлекает ‎больше

Заключение

Как ‎уже‏ ‎ранее‏ ‎упоминал, ‎что‏ ‎в ‎картах‏ ‎меня ‎заинтересовало ‎применение ‎орнамента ‎при‏ ‎формировании‏ ‎облика‏ ‎карт. ‎Карты‏ ‎это ‎отдельная‏ ‎область ‎искусства‏ ‎со‏ ‎своими ‎правилами,‏ ‎приёмами ‎формирования, ‎построения ‎колоды, ‎многие‏ ‎художники ‎пробовали‏ ‎себя‏ ‎на ‎этом ‎поприще,‏ ‎но ‎довести‏ ‎до ‎завершения, ‎до ‎создания‏ ‎своей‏ ‎собственной ‎колоды,‏ ‎получалось ‎не‏ ‎у ‎каждого.

У ‎карт ‎внизу ‎интересное‏ ‎красивое‏ ‎решение ‎числовых‏ ‎карт, ‎фигуративные‏ ‎по ‎графическому ‎языку ‎до ‎них‏ ‎не‏ ‎дотягивают.‏ ‎Современные ‎английские‏ ‎карты ‎"фантазия".

Сальватор‏ ‎Дали ‎над‏ ‎колодой‏ ‎карт ‎Таро,‏ ‎работал ‎девять ‎лет, ‎выпустил ‎игральные‏ ‎карты ‎в‏ ‎них‏ ‎интересно ‎именно ‎в‏ ‎духе ‎Дали‏ ‎решены ‎фигуративные ‎карты, ‎их‏ ‎вместе‏ ‎с ‎джокером‏ ‎17, ‎но‏ ‎отсутствуют ‎числовые ‎карты, ‎облик ‎которых‏ ‎решить‏ ‎в ‎соотвествии‏ ‎с ‎фигуративными‏ ‎задача ‎довольно ‎сложная, ‎возможно ‎поэтому‏ ‎их‏ ‎и‏ ‎нет.

Обязуюсь ‎и‏ ‎в ‎дальнейшем‏ ‎продолжить ‎собирать‏ ‎все‏ ‎самые ‎интересные‏ ‎(графически) ‎решения ‎картёжных ‎рубашек, ‎композиционно‏ ‎красиво ‎организованных‏ ‎картинок‏ ‎мастей, ‎тузов ‎и‏ ‎это ‎всё‏ ‎выставлять ‎в ‎подписном ‎разделе, а‏ ‎кроме‏ ‎этого ‎всё,‏ ‎что ‎может‏ ‎быть ‎интересно ‎в ‎качестве ‎идеи‏ ‎для‏ ‎творчества, ‎если‏ ‎появится ‎желание‏ ‎пообщаться, ‎что ‎то ‎обсудить, ‎всегда‏ ‎к‏ ‎этому‏ ‎готов, ‎записывайтесь‏ ‎в ‎друзья‏ ‎в ‎vk, с‏ ‎уважением Николай.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

3 подписчика

Контакты

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048