Фрагмент поста — «Вязь — старорусское лигатурное письмо»

Старорусское лигатурное письмо (титульная вязь) — уникальное явление мировой письменной культуры, получившее почти четырехсотлетнее развитие в русской рукописной и старопечатной книге.

Вязь — это не просто способ написания текста, это настоящее искусство, сочетающее в себе функциональность и эстетику. Этот уникальный тип древнего декоративного кириллического письма, известный с XIII века, развивался на протяжении веков, оставляя неизгладимый след в культурном наследии славянских народов.

Изначально как орнаментальное письмо, вязь зародилась в Византии в XI веке. Первоначально она представляла собой достаточно простое, но элегантное письмо. На славянскую благодатную почву, причем в славянских землях вязь достигла даже большего расцвета, чем в Византии, потому что буквы кириллицы имеют больше возможных конструктивных переплетений, чем греческие.

Это искусство перешло через южнославянские народы в XIII веке, а затем значительно развилось на Руси к концу XIV века. В течение XV и XVI веков вязь стала популярным способом украшения рукописей и предметов быта.

Вязь выполняет двойную функцию: шрифто — графическую и декоративную. Она использовалась как для рационального размещения текста в ограниченном пространстве, так и для создания уникального художественного оформления.

Основные типы вязи:

Простая вязь — минималистичная и легко читаемая.

Сложная вязь — включает в себя больше элементов, таких как лигатуры и подчинения букв.

Узорная вязь — самая декоративная, с обилием орнаментальных элементов.

Русская вязь действительно уникальна. Эта техника не представлена ни в какой иной европейской письменной традиции включая латинскую и греческую — традиционно принятые как источники европейской письменности вообще.

Бурное развитие и совершенствование титульной вязи пришлось на исторический период двоеверия и с никонианским расколом стремительно приходит в упадок, оставаясь по сей день лишь в книжной культуре староверов.

На всем протяжении своего развития, вязь эволюционировала в сторону компактности, увеличения соотношения высоты и ширины букв и фактически уходит к 16 веку от линейности чтения а к 17 веку превращается фактически в тайнопись.

Как система письменности вязь имеет практически неограниченное число вариантов сопряжения букв (лигатур). По этой причине она до сих пор не оцифрована, да и просто познать ее в полном объеме — задача Великая.

Вязь принято связывать исключительно с церковно-славянской письменной традицией. Но стоит учитывать что иных источников мы просто не имеем. За столетия поле было старательно зачищено, особенно после Никона и при Романовых.

Но самое главное — есть сомнение, что если даже русские ведические источники и существовали, то это не были книги или рукописи в нашем традиционном понимании.

Основные приёмы вязи включают лигатуры, уменьшение букв, подчинение и соподчинение. Эти приёмы позволяли мастерам создавать сложные, но гармоничные композиции, сочетающие в себе функциональность и художественную красоту.

Лигатуры могут быть:

1. Мачтовыми, когда буквы объединены одной общей «мачтой» (стволом).

2. Приписными и подчиненными, т. е. меньшие буквы раздельно или слитно приписываются к большей.

3. Двухъярусными — буква пишется под буквой.

4. Замкнутыми, когда одна буква внутри другой.

5. Полузамкнутыми.

6. Точечными — группа букв соприкасаются в единственной точке.

7. Пересеченными — две буквы пересекают друг друга.

8. Титловыми, когда на месте пропуска букв ставится особый знак «титло» ҃. Титлами сокращаются наиболее употребимые слова. Написание титловых лигатур, как правило, не допускало вариаций: бг — бог, бца — богородица, дх — дух, цр — царь, стыї — святый, числа 71 — оа и т. д. Московские каллиграфы привнесли в теорию вязи некоторые новшества, предопределившие ее дальнейшее развитие;

9. Дробление общей мачты,

10. Подвешенные буквы, т. е. буква приобретала дополнительные элементы, максимально заполняя окружающее ее пространство.

11. Разнесенные буквы — буквы вытягивались, а их горизонтальные элементы смещались к краям мачты. При этом горизонтальные линии букв были значительно тоньше (почти незаметны) по сравнению с вертикальными.

12. Нарушение симметрии изменяло некоторые буквы до неузнаваемости. В вязи широко применялись выносные знаки.

Очень важную роль в сохранении художественного рукописного наследия вязи сыграли в раскольническое время и после него старообрядцы. Стремясь сохранить и передать потомкам свою веру, они оставили очень много рукописей, уникальных орнаментов и вязь Выга. Выговская пустынь взяла свое название от протекающей здесь реки Выг и находилась к северо-востоку от Онежского озера. Сейчас это территория современной Карелии.

Как на болотах, в непроходимых лесах, при отсутствии поселений, бежавшие старообрядцы смогли не только выжить, но и организовать впоследствии уникальный культурный письменный центр, но благодаря их труду мы можем это наследие исследовать сегодня.

Выговская вязь остается актуальной для многих каллиграфов и дизайнеров ввиду своей простоты формы мачт и одновременно красоты и разнообразия художественных возможностей. Причем на тот момент книгописцы Выгу выработали свой уникальный художественный стиль, то есть были новаторами.

Элементы оформления старорусских манускриптов
Элементы оформления старорусских манускриптов
Работа выговских писцов
Работа выговских писцов
С. Денисов. Виноград Российский. История о отцах и страдальцах соловецких
С. Денисов. Виноград Российский. История о отцах и страдальцах соловецких
Сборник выговских полемико-догматических сочинений. Выг, 60-е годы XVIII в.
Сборник выговских полемико-догматических сочинений. Выг, 60-е годы XVIII в.


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации