Фрагмент поста — «Вязь — старорусское лигатурное письмо»

Старорусское лигатурное письмо (титульная вязь) — уникальное явление мировой письменной культуры, получившее почти четырехсотлетнее развитие в русской рукописной и старопечатной книге.
Вязь — это не просто способ написания текста, это настоящее искусство, сочетающее в себе функциональность и эстетику. Этот уникальный тип древнего декоративного кириллического письма, известный с XIII века, развивался на протяжении веков, оставляя неизгладимый след в культурном наследии славянских народов.
Изначально как орнаментальное письмо, вязь зародилась в Византии в XI веке. Первоначально она представляла собой достаточно простое, но элегантное письмо. На славянскую благодатную почву, причем в славянских землях вязь достигла даже большего расцвета, чем в Византии, потому что буквы кириллицы имеют больше возможных конструктивных переплетений, чем греческие.
Это искусство перешло через южнославянские народы в XIII веке, а затем значительно развилось на Руси к концу XIV века. В течение XV и XVI веков вязь стала популярным способом украшения рукописей и предметов быта.
Вязь выполняет двойную функцию: шрифто — графическую и декоративную. Она использовалась как для рационального размещения текста в ограниченном пространстве, так и для создания уникального художественного оформления.
Основные типы вязи:
Простая вязь — минималистичная и легко читаемая.
Сложная вязь — включает в себя больше элементов, таких как лигатуры и подчинения букв.
Узорная вязь — самая декоративная, с обилием орнаментальных элементов.
Русская вязь действительно уникальна. Эта техника не представлена ни в какой иной европейской письменной традиции включая латинскую и греческую — традиционно принятые как источники европейской письменности вообще.
Бурное развитие и совершенствование титульной вязи пришлось на исторический период двоеверия и с никонианским расколом стремительно приходит в упадок, оставаясь по сей день лишь в книжной культуре староверов.
На всем протяжении своего развития, вязь эволюционировала в сторону компактности, увеличения соотношения высоты и ширины букв и фактически уходит к 16 веку от линейности чтения а к 17 веку превращается фактически в тайнопись.
Как система письменности вязь имеет практически неограниченное число вариантов сопряжения букв (лигатур). По этой причине она до сих пор не оцифрована, да и просто познать ее в полном объеме — задача Великая.
Вязь принято связывать исключительно с церковно-славянской письменной традицией. Но стоит учитывать что иных источников мы просто не имеем. За столетия поле было старательно зачищено, особенно после Никона и при Романовых.
Но самое главное — есть сомнение, что если даже русские ведические источники и существовали, то это не были книги или рукописи в нашем традиционном понимании.
Основные приёмы вязи включают лигатуры, уменьшение букв, подчинение и соподчинение. Эти приёмы позволяли мастерам создавать сложные, но гармоничные композиции, сочетающие в себе функциональность и художественную красоту.
Лигатуры могут быть:
1. Мачтовыми, когда буквы объединены одной общей «мачтой» (стволом).
2. Приписными и подчиненными, т. е. меньшие буквы раздельно или слитно приписываются к большей.
3. Двухъярусными — буква пишется под буквой.
4. Замкнутыми, когда одна буква внутри другой.
5. Полузамкнутыми.
6. Точечными — группа букв соприкасаются в единственной точке.
7. Пересеченными — две буквы пересекают друг друга.
8. Титловыми, когда на месте пропуска букв ставится особый знак «титло» ҃. Титлами сокращаются наиболее употребимые слова. Написание титловых лигатур, как правило, не допускало вариаций: бг — бог, бца — богородица, дх — дух, цр — царь, стыї — святый, числа 71 — оа и т. д. Московские каллиграфы привнесли в теорию вязи некоторые новшества, предопределившие ее дальнейшее развитие;
9. Дробление общей мачты,
10. Подвешенные буквы, т. е. буква приобретала дополнительные элементы, максимально заполняя окружающее ее пространство.
11. Разнесенные буквы — буквы вытягивались, а их горизонтальные элементы смещались к краям мачты. При этом горизонтальные линии букв были значительно тоньше (почти незаметны) по сравнению с вертикальными.
12. Нарушение симметрии изменяло некоторые буквы до неузнаваемости. В вязи широко применялись выносные знаки.
Очень важную роль в сохранении художественного рукописного наследия вязи сыграли в раскольническое время и после него старообрядцы. Стремясь сохранить и передать потомкам свою веру, они оставили очень много рукописей, уникальных орнаментов и вязь Выга. Выговская пустынь взяла свое название от протекающей здесь реки Выг и находилась к северо-востоку от Онежского озера. Сейчас это территория современной Карелии.
Как на болотах, в непроходимых лесах, при отсутствии поселений, бежавшие старообрядцы смогли не только выжить, но и организовать впоследствии уникальный культурный письменный центр, но благодаря их труду мы можем это наследие исследовать сегодня.
Выговская вязь остается актуальной для многих каллиграфов и дизайнеров ввиду своей простоты формы мачт и одновременно красоты и разнообразия художественных возможностей. Причем на тот момент книгописцы Выгу выработали свой уникальный художественный стиль, то есть были новаторами.




















