Советская пропаганда 1942 год
Пропаганда, направленная на подрыв морального духа войск противника, на сдвиг в индивидуально-психологическом состоянии солдат и офицеров в конкретном районе, на конкретном участке фронта и т. п. всегда считалась важной задачей.
В Красной Армии этим вопросом ведали так называемые инструкторы, имелись соответствующие установки для вещания (МГУ, ОГУ), но листовки при том при всем всю войну оставались наиболее массовым и надежным способом донесения нужной информации в нужном ключе до личного состава вооруженных сил противника, его тыловых служб и гражданского населения, а также собственных войск в окружении, партизан и населения оккупированных территорий.
Ниже мы представляем отпечатанный типографским способом ПЕРЕВОД на русский язык одной из таких листовок.
В данном случае акцент делается на сохранении жизни и условиях содержания, т. е. компенсируется результат работы пропаганды противника, которая внушала своим солдатам, что в Красной Армии пленных расстреливают или отправляют в Сибирь, что еще хуже, т. к. означает медленную мучительную смерть от холода и голода. Практика показала, что такие «бытовые» формулировки гораздо лучше доходят до отдельно взятого солдата, нежели призывы к свержению Гитлера и прочие нереалистичные на тот момент лозунги.
Обычно листовки, содержащие указание на номер конкретной воинской части или подразделения с указанием фамилий и званий реально существующих военнослужащих использовались на том же участке фронта — так эффект был больше, т. к. указанные факты могли быть известны другим военнослужащим.
Для этого пропагандистами часто использовались шаблоны, т. е. заранее заготовленные тексты на немецком, куда можно было быстро вписать необходимые номера частей и фамилии пленных, названия населенных пунктов и пр. Далее их, например, зачитывал диктор через установки звукового вещания или оперативно готовились листовки соответствующего содержания.
В целом же эффективность любой пропаганды, направленной на личный состав противника, определялась положением на фронте — если были очевидные успехи, был и результат.
Публикация цифровой копии оригинала:
0 комментариев