Правда войны без прикрас

Правда войны, если она кому-то нужна, однозначно не в мемуарах. Мемуары всегда эмоциональны и подогнаны под текущие запросы. Они могут выступать лишь источником уточнений и дополнительных штрихов к общей картине, которую дают нам документы — рапорты, приказы, отчеты и справки. Они тоже порой не на 100% правдивы, но этот факт относительно легко определить, рассматривая документы разного уровня, разных ведомств, родов войск, частей и пр. и дополняя их сведениями из документов противника.

А мемуары часто «бронзовеют» до такой степени, что попытка выявить в них натяжки и неточности тут же вызывает шквал жесткой критики, а то и похуже — реакцию официоза и правоохранительной системы. Ушлый историк давно приучен в свои исследования втискивать правильные цитаты, таким образом, чтобы его крамольные потуги при беглом просмотре выглядели соответствующим образом. Эта традиция вечна. Историк обязан хотя бы один большой абзац посвятить восхвалению мудрых Высочайших повелений царствующих особ, решений 20-какого-то там съезда, он должен в этом абзаце отметить роль партии или, наоборот, поругать сталинизм и тоталитаризм, процитировать лидера нации и отметить не имеющие аналогов в мире успехи и нацпроекты. А потом уже может писать для умных людей, о чем собирался.

Мы здесь на канале от такой необходимости в целом избавлены, так что первый абзац посвятили объяснению простыми словами известного многим из личного опыта парадокса: самое интересное в книгах на историческую тему содержится в середине и в мелких деталях. Там автор (или авторы), отработав обязательный номер, немного расслабляются и начинают выдавать действительно ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАВДУ — дозировано, аккуратно, но все-таки начинают. Умение читать историческую литературу — важный навык. Его следует развивать, тут все не так очевидно, как кажется. С документами пример будет ниже, не волнуйтесь, просто разговор у нас сегодня несколько более общий.

Так вот если мы возьмем любую книгу о Великой Отечественной периода 50-60-х годов (позже там уже либо переизданные скорректированные мемуары, либо фантазии не видевших войны вовсе) и внимательно ее изучим, то с удивлением обнаружим неприятную истину: еще в 1944 году враг был очень силен и наносил нам чувствительные удары. А в огромном организме Красной Армии, вроде бы преодолевшей давно сложности начального этапа, получившей лучшее в мире (ну, так принято считать) оружие и руководимой передовой партией (и это правда, между прочим, без партийного руководства все было бы очень плохо) оставалось еще полным полно проблем и недостатков, слабостей и уязвимостей, которыми умело пользовался коварный и умный враг.

Вот это и есть правда войны. И никакое стремительное продвижение на Запад ее не отменяет. Надо совершенно четко себе это представлять и не впадать в уныние, когда якобы на пустом месте вдруг случается вопиющий облом с колоссальным ущербом. Помните, что даже в могучей Красной Армии бардака, глупости, некомпетентности и халтуры было предостаточно, а непрерывно отступающий враг каждый раз находил неожиданно возможности нанести болезненный удар, последствия которого компенсировали исключительно за счет полной мобилизации всех ресурсов страны «для фронта, для победы». Это, уважаемые, вовсе не «трупами закидали», это СТРАТЕГИЯ ПОБЕДЫ, единственно возможная в тотальной войне. Битва ограниченных контингентов может быть представлена как шахматная партия с элементом рулетки, т. е. непредусмотренных факторов, случайностей. А вот тотальная война уже реализует совсем иной принцип: кто первый сдохнет от истощения, тот и проиграл. Советское политическое руководство поняло данную истину СРАЗУ и поэтому смогло выстроить победную стратегическую концепцию, подчинив ей всю страну. Это, безусловно, величайшее свершение на века и, возможно, за всю историю человечества. Прочие выводы делайте сами, а мы переходим к иллюстрирующим сказанное документам.

Доношу уточненные данные о налете вражеской авиации…

ЦАМО, Фонд: 13642, Опись: 0020244, Дело: 0071, Лист начала документа в деле: 62. Авторы документа: 36 гв. озадн, гв. капитан Слижис. 05.03.1944 г.

Далее оригинал и ниже мы кратко перескажем его содержимое для тех, кому неудобно читать.

Станция Веймарн — это Октябрьская железная дорога в Ленинградской области (Кингисеппский район). Именно по ней в ночь с 26 на 27 февраля 1944 года был нанесен удар группой немецких бомбардировщиков типа Ю-88 и До-215.

На станции скопилось множество неразгруженных вагонов с боеприпасами, при этом отсутствовали в необходимом количестве маневровые локомотивы, так что возможности экстренно растащить пробку из взрывоопасных вагонов не было. Немцы данный факт вычислили как-то и поспешили воспользоваться удачным стечением обстоятельств.

Следующим фатальным промахом стала практика регулярного пролета собственной авиации через зону ответственности ПВО станции, при этом подавался сигнал «Я — свой самолет» с использованием ракет. Противник данный способ опознавания выявил и скопировал, использовав предположительно трофейный самолет Ли-2, который подал точно такой же сигнал, сбив с толку расчеты ПВО. В воздухе находились наши самолеты, немецкие бомбардировщики пристроились к ним сзади, используя трофейный Ли-2 как «прокладку» между группой возвращающихся наших и своими.

Сначала бомбы сбросил Ли-2, обозначив, видимо, цели и улучшив их подсветку за счет пожаров, а затем немецкие бомбардировщики нанесли свой удар, заходя на цель с разных курсов, что вынудило ПВО станции вести по сути малоэффективный заградительный огонь. В налете участвовало 11 самолетов противника, которые, если верить рапорту, сбросили всего-то 11 бомб калибром 50-100 кг, зато точно в цель. В забитую вагонами станцию попало из них 8 и этого хватило. Возникли очаги пожаров, загорелся и взорвался вагон с боеприпасами… И пошло-поехало. В результате на станции было уничтожено 60 груженных боеприпасами вагонов и еще 9, которые успели разгрузить. О прочем ущербе не сообщается.

Весь второй лист (точнее, оборот) посвящен выводам, которые можно было бы сделать раньше, не дожидаясь столь печальных последствий. Предлагается. в частности, запретить пролеты собственной авиации над охраняемыми ПВО объектами, учесть факт относительно легкой идентификации противником методов опознавания своих самолетов цветными ракетами из-за близости линии фронта и пр.

При желании такие документы можно найти и за победный 1945 год, когда, если верить кинематографу, немцы пачками вылезали с поднятыми руками из полуразрушенных зданий, побросав личное оружие и бесполезные фаустпатроны. Такое тоже было, но ведь было и по-другому. Однако, мы все знаем конечный результат — Красное Знамя Победы на поверженным Рейхстагом. И достигнута эта величайшая Победа была исключительно за счет превосходства советской системы, пусть даже тоталитарной, над куда более тоталитарной системой государства нацистов. Именно качества советской системы позволяли компенсировать бестолковость исполнителей на местах, тыловое раздолбайство, результаты работы на заводах полуголодных подростков и женщин, ошибки командования (а они неизбежны) и сильные стороны противника. Без советской власти и советской идеологии все эти негативные факторы или даже какой-то один из них неизбежно стали бы критической проблемой.

Это и есть главный вывод, который мы хотели предложить читателю. Впрочем, читатель имеет полное право придерживаться иного взгляда на жизнь и историю. Будущее нас рассудит.

Бесплатный
3 комментария
avatar