Что есть пропаганда, а что есть другое слово на ту же букву
Мы готовим большой цикл по судьбам пленных и обращению с пленными в годы Первой мировой. В рамках этой задачи встал вопрос оценки достоверности изложенных в предлагаемых читателю источниках сведений. И, соответственно, возникла необходимость немного пояснить, что вообще есть пропаганда и чем она отличается от банальной лжи. Чтобы не затруднять восприятие основного материала, мы эту тему вынесли отдельно.
Итак…
Часто приходится слышать презрительное: «Да это пропаганда!» Вот обидно, да… Честное слово, обидно! Пропаганда — это не ругательство, это не синоним словам «афера», «обман», «ложь» и более грубым их аналогам. Пропаганда — это тонкий и очень эффективный инструмент, требующий высокой квалификации для использования. Когда за него хватаются жертвы ЕГЭ с ноликами в глазах, то получается другое слово на букву «п», вызывающее у нормального человека рвотный рефлекс и желании поскорее помыть руки и уши.

Люди путают пропаганду с примитивными ужимками ярморочных зазывал и речевками посредственных ораторов, заучивших с трудом половину тоненькой методички. И возносят на уровень гуру, учителей жизни тех, кто приемы пропаганды упрощает до примитива и впаривает их лохам как передовые методики продаж, управления персоналом, создания команды и т. п. и т. д.
Вот так и живем. Искусство считаем кидаловом, а кидалово — искусством. Так чему удивляться, если кругом сплошное это самое? Нечему удивляться. Настоящая пропаганда пробуждает не эмоции, она выделяет ведущий мотив, который на время подавляет все остальные, в т. ч. и желание выжить. Люди в атаку поднимаются в полный рост, понимая умом, что, скорее всего, на этом для них все и закончится. Без водки, без боевой химии. На одном этом выведенном на максимум микшером пропаганды мотиве. Некоторые и без пропаганды могут, но большинство — нет. Так что это искусство сродни мастерству боя и также необходимо на войне — без разницы какой, горячей, холодной, гибридной, информационной и т. п.
Как только за рычаги пропаганды садятся двоечники-халтурщики, все, пиши пропало. Никакая могучая техника уже не спасет. А еще надо учитывать, что пропаганда действует и на низменные мотивы, и на возвышенные. Причем на низменные воздействовать гораздо проще, меньше требований по квалификации. Поэтому если возвышенные мотивы обслуживает трепач и лентяй, цепляющийся за должность и полагающиеся к ней привилегии, а противник делает ставку на низменные мотивы, то он, скорее всего, получит преимущество. В этом причина частого проигрыша якобы патриотической пропаганды. Дело-то не в идее, а в том, что пожертвовать собой за Родину могут призывать только те, кто сам готов пожертвовать всем в любую минуту. Иначе люди видят лживый блеск даже в самых горящих глазах и чувствуют фальшь даже в самых возвышенных речах.
И все же давайте уточним, что есть пропаганда. В чем ее суть. Она двойственна.
С одной стороны, пропаганда подобна оптической системе, в которой периферия затуманивается, размывается, а взгляд искусственно фокусируется на требуемом предмете. Тут важно понять, что предмет ВСЕ РАВНО ЕСТЬ! Он не сделан наложением, это не иллюзия, не фокус. Другое дело, что в периферийном мареве могут скрываться куда как более существенные детали, радикально способные изменить восприятие. Так что даже пропагандистские тексты и тексты созданные по заказу пропаганды не считающими себя пропагандистами авторами, есть источник информации. Просто надо уметь с ними работать.
С другой стороны, пропаганда — это воронка с насосом и фильтром на входе. Она не просто отбирает нужное и не пускает не нужное, она нужное сбивает в тугую струю, бьющую в целевую аудиторию с такой силой, что уже ничего другого будет не видно и не слышно. И в этом смысле принципиальны настройки фильтра в зависимости от выбранных целей. Даже тупая пропаганда, вызывающая смех у большинства, может быть эффективной и профессиональной. Просто она изначально направлена не на нормальных людей, а на отдельных мальчишей-плохишей. Она призвана их инициализировать, пробудить. Поняв эту задумку, мы тоже можем получить важную информацию для исследования.
Поясним на примере. Выше было сказано, что техники продаж, техники манипулирования в бизнесе и управлении — это все результат упрощения до пиджачного уровня менеджеров высокого искусства пропаганды. Вот и представим себе две принципиально разные ситуации.
1) У вас магазин товаров массового спроса. Вы настраиваете свою воронку-насос так, чтобы она собирала удобные мотивирующие факты (цены, скидки, удобство сервиса, прочие приятности) и отсеивала ненужное (грязных гастеров в подсобке, левых поставщиков, просрочку с переклеенными ярлыками и пр.), уплотняла это в некий ролик (листовку, слоган) и запускала широким веером в мозги большого количества людей. Чем больше народу дождик накроет, тем лучше.
2) У вас лавка по продаже такого, что закон формально не запрещает, но общественное мнение не одобряет. Игрушки для взрослых с паталогическими наклонностями, например. Или массажный салон для одиноких мужчин за 40. Вам не только надо найти своего клиента, но еще сделать так, чтоб сердитые бабушки-дедушки, общественники с видеокамерами и разные буйные ребята с бородами к вам не лезли и не нарушали атмосферу для постоянных клиентов. Такие клиенты — штучный товар. Их ищут специальными текстами, которые у обычных людей вызывают отторжение, а относительно немногих нужных, наоборот, привлекают. Так же порой осуществляется, к слову, вербовка на разные сомнительные мероприятия. Я в свое время приводил один такой пример из ранних 90-х. Объявление в газете «Работа для вас»: «Требуются грузчики с высшим образованием в хорошей физической форме, оплата высокая».
И то, и то может быть пропагандой, если на пальцах объяснять. И то, и то, может быть эффективно или неэффективно (а то и вредно). Все зависит от четкого понимания задач мероприятия и уровня квалификации пропагандиста. А для историка материалы пропаганды — ценный материал, просто не надо его отожествлять с фактами.
Надеюсь, что теперь станет проще воспринимать некоторые наши публикации.